Пятница, 01 Февраля 2013 г. 12:14
ссылка
Гляжу на вас, привычные иконы:
Как много глаз, печальных и родных.
В них видятся бессмертные законы
Христа Спасителя - Владыки всех святых.
Что претерпели вы, невинные страдальцы,
Что зрите вы чрез пелену веков?
В благословенье сложенные пальцы -
Посланье ваше сквозь столетия - без слов.
Четвертая из десяти Моисеевых заповедей -"не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли".
Человек не может не создавать образов - суть же заповеди не в запрете на создание образов, а в том, чтобы из этих образов не делать себе кумиров. И Моисей ясно понимал смысл запрета: "не поклоняйся им и не служи им". Изображение не должно восприниматься в качестве Бога - это верно. Человек должен помнить, что и тот образ Бога, который он имеет в своем уме, не есть Сам Бог. Можно не иметь икон и быть идолопоклонником - ибо кумир будет всажден в сердце человека. Библия тоже есть икона. Просто образ Творца она передает не красками, а словами. Любая проповедь предлагает некоторый образ Бога, некоторое представление о Боге, для того, чтобы человек обратил свой сердечный взор к самому Богу. Но, тоже делает и икона. Седьмой Вселенский Собор, установивший иконопочитание, ясно сказал: "глазами взирая на образ, умом восходим к Первообразу". Первым же иконописцем был сам Бог. Он создал человека как свой образ в мире (в греческом переводе - как икону). В ветхозаветные времена зримая икона Бога была невозможна. Но во Христе Бог стал един с человеком - и если Христос есть Бог, и Христос был видим, то значит, Он стал изобразим. Евангелие описывает жизнь Христа словами, художник - красками. И станете ли Вы держать Евангелие в непотребном месте? Будете ли Вы в страницы Библии заворачивать бутерброды, а саму Библию использовать в качестве подставки для каких-нибудь домашних нужд? И осудите ли Вы желание человека, который, прочитав Евангелие, от сердечной радости и благодарности поцелует дорогую страницу? Почему же эти чувства нельзя проявить перед ликом Христа, написанным иным способом? Или же вы всерьез считаетет, что православные кланяются дереву и краскам и ждем помощи не от Бога, а от деревянной доски?
Никто в Православной Церкви не тянет за руку к иконам и не принуждает поклоняться им, никто не обязывает быть иконопочитателем, не будь только их хулителем.
А.С. Хомяков более века назад это выразил так: “Знаем, что без иконы можно спастись и спасались и если твоя Любовь не требует иконы, спасёшься и без иконы. Ты, осуждая Любовь брата, сам себя осуждаешь... Не говори: "Перейдут-де христиане к идолопоклонству", ибо дух Христов, хранящий Церковь, премудрее твоей расчетливой мудрости. - Поэтому можешь без иконы спастись, но ты не должен отвергать иконы”.
«Мы разные. Мы будем разные. Но будем помнить о мудром принципе древней Церкви: "В главном - единство, во второстепенном- многообразие, и во всем - любовь".
Это мой маленький вклад в защиту правослвных икон. Икона сопутствует Церкви в течение всей ее истории. Читайте Священное Писание, житие святых, думайте и понимайте.
P.S.
Не цитировала Священное Писание преднамеренно, поскольку не все читают и знают. Проще сказать словами из проповедей святых отцов. Полемику продолжать не вижу смысла.
Будем терпимы, будем уважать друг друга, а не поучать. Да будет Божья благодать в вашем доме, а сердце смиренным!