Месть — удел слабых |
«Каждый сам за себя», «Будь лучше всех» — следование таким ориентирам означает прежде всего примитив, ограниченность, когда человек живет в пространстве наживы, агрессии, утверждения собственной несовершенной, ущербной, а то и ничтожной «личности» за счет унижения и подавления другого человека. В частности, девочкам, через красочные издания и некоторые телесюжеты предлагают становиться эгоистичной и агрессивной стервой (не такой ли чувствовала себя антигероиня нашей истории?). Сия мораль легко проникает в душу и сознание незрелой, но жадной до ярких впечатлений и будоражащего опыта личности.
Одним из проявлений агрессии может быть жестокость по отношению к другим, особенно к тем, с кем сравнение в том или ином смысле невыгодно. Для девочек это чаще всего их сверстницы, более воспитанные, культурные, успешные, «не такие, как мы». Чем-то отличающиеся, а, значит, такие, которые уязвляют и угнетают без того искаженную самооценку.
Те, на кого психологически «капают», в прямом и переносном смысле насилуют других или подталкивают на это кого-то, кто сам не прочь «оттянуться», вспомнив свои былые обиды.
Механизм жестокости всегда запускается извне, когда тем или иным образом вживляют интенцию «выживает сильнейший», когда на ком-то можно отыграться, дабы не чувствовать свою порочность и низменность. Порой это нездоровая школьная среда, которая делит детей на своих и чужих, сильных и слабых. Такой механизм запускается подчас и в детских садах, где «гадкий» ребенок для воспитателя становится отвергнутым другими детьми, а, значит, его можно обижать, бить. И если такое поведение не пресекается взрослыми, а в некоторых случаях даже поощряется, это подпитывает злобу и агрессию в детях, которые не сформировались, не окрепли психически, духовно. А кто не слышал о жестокости в иных семьях, где мальчик или девочка стоят перед выбором: стать такими же бессердечными, как их отец или мать (отчим, мачеха и др.) или выстоять, откуда-то взять силы и остаться людьми.
Давно замечено: тот, кто не способен любить, подчиняет себе другого человека, пытаясь уничтожить в нем высокое, осквернить надежду, веру в добро и личное счастье. Девочке, которая пострадала, нужно помочь «восстать из пепла», найти в себе силы не перейти на те низменные смыслы, на которые пытались перетянуть ее обидчики, а сохранить человечность. Мудрецы учили, что ничто человека не может опорочить, если он сам этого не сделает. Душевная боль, обида, стыд со временем отступят, если рядом будут родные и друзья, способные понять и помочь устоять перед искушением «отыграться», отомстить во что бы то ни стало. Ведь месть — удел слабых, гораздо труднее идти своим путем, не тратя силы на ловушки и ухищрения для своих недругов. Добро потому и побеждает, что остается самим собой. Оно всегда вокруг нас, и нужно учиться его видеть и верить в него.
Ни телевидение, ни Интернет, ни недоброкачественная пресса не грозят вашему ребенку, если вам удалось привить ему с самого раннего возраста иммунитет ко всякому злу, к его разнообразным явным и искусно маскирующимся проявлениям, умение распознавать их в житейских ситуациях. Подростку и юноше важно быть осторожным и разборчивым в выборе круга общения, не бояться следовать мудрому совету Омара Хаяма: «Лучше будь один, чем вместе с кем попало». Когда в семье царят любовь и уважение, когда дети и родители делятся своими мыслями и чувствами, доверяют друг другу, тогда дети получают своевременное предостережение, чтобы избежать подобной горькой истории. Тогда и... пережить ее бывает гораздо легче.
Татьяна ГУРЛЕВА,научный сотрудник Института психологии им. Г. Костюка АПН Украины
---
Источник
Рубрики: | .:: Общество ::. .:: Семья ::. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |