-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в stive_yanberg

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) niks68pm

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.06.2009
Записей: 1340
Комментариев: 4386
Написано: 6643


Влияние мистики на жизнь и смерть Н.В.Гоголя.

+ в цитатник

Cообщение скрыто для удобства комментирования.
Прочитать сообщение


stive_yanberg   обратиться по имени >Тайна манускрипта Войнича. Самая загадочная рукопись в мире. Среда, 16 Декабря 2020 г. 00:00 (ссылка)

  

В хранилище редких книг Йельского университета США находится рукопись, которая на протяжении десятилетий сохраняет за собой звание «самой загадочной в мире».


Это знаменитый «манускрипт Войнича», которому посвящены десятки книг и сотни статей. До сих пор, несмотря на усилия самых опытных шифровальщиков и лингвистов, никто не может прочесть ее текст, а не менее загадочные рисунки не помогают хоть немного углубиться в тайну. Ученые даже не могут до сих пор сойтись на времени его изготовления!


 Рукопись не дают никому в руки: все желающие попробовать свои силы в расшифровке могут скачать фотокопии высокого качества с сайта университета. Эта книга, размером 22,5х16 см, ранее состояла из 262 страниц пергамента, четырнадцать из которых считаются утерянными. Она написана гусиным пером чернилами пяти цветов: зелеными, коричневыми, желтыми, синими и красными. Некоторые буквы похожи на греческие или латинские, но в основном представляют собой иероглифы, которые доселе не обнаружены ни в одной другой книге.


Это, безусловно, алфавит, но даже насчет количества букв в нем идут споры: разные специалисты называют от 19 до 28 букв. Более того, рукопись, как утверждают Д’Империо и Карье, написана этими буквами на двух разных «языках» («Войнич А» и «Войнич Б», причем двумя разными почерками, что тоже может являться одним из ключей к невероятно сложному шифру.


Практически каждая страница (точнее, 212 страниц) содержат рисунки, основываясь на которых, текст рукописи можно подразделить на пять разделов: ботанический (130 стр.), астрономический (26), биологический (4), медицинский (34) и астрологический (23). Самая последняя страница, по мнению некоторых исследователей, содержит ключ к шифру.


 Первый, самый большой раздел, включает в себя более сотни рисунков различных растений и трав, большинство из которых неизвестны науке или явно фантастичны. Сопровождающий их текст тщательно поделен на равные параграфы. Аналогично оформлен второй, астрономический раздел. Он содержит около двух десятков круговых диаграмм с изображениями Солнца, Луны и разных созвездий.


 Большое количество обнаженных женских фигур, украшает биологический раздел. Похоже, что в нем объясняются жизненные процессы и тайны взаимодействия человеческой души и тела. Астрологический раздел изобилует изображениями магических медальонов, зодиакальных символов и звезд. А в медицинской части, вероятно, приведены рецепты лечения различных болезней и магические советы.


 На первый взгляд кажется, что прочтение текста рукописи, которая с виду больше всего напоминает травник, не представляет никакой проблемы. Знаки в ней сохраняют общую форму букв средневековья. Почерк — ровный, знаки выписаны слитно, словно переписчик копировал понятный ему текст. При этом все выглядит так, будто текст написан если не на известном языке, скрытом от современного глаза незнакомым почерком, то на каком-то ином диалекте, который можно легко установить. Однако знатоки самых трудных языков заявили, что они не могут понять его, а палеографы признали, что данный рукописный шрифт им неизвестен. Криптоаналитики установили, что частота повторяемости знаков в рукописи примерно соответствует шифру «одноалфавитной замены». Но они торжествовали недолго: все их попытки перевести текст рукописи на любой человеческий язык полностью провалились.


Тайна окутывает рукопись с самого первого упоминания о ней в истории. Оно датируется 19 августа 1666 г., когда ректор Пражского университета Иоганнес Марси послал рукопись своему бывшему учителю Афанасию Кирхеру, иезуитскому ученому, за три года до этого издавшему книгу по криптографии. В сопроводительном письме, приложенном к рукописи, Марси напомнил, что ее бывший владелец когда-то посылал Кирхеру часть текста рукописи для возможного прочтения. Этому занятию ее владелец «посвятил неослабевающие усилия… и только с его смертью работа прекратилась. Его усилия были тщетны… «Примите эту рукопись в том виде, как она есть, как выражение, возможно и запоздалое, моей любви к вам; сокрушите все преграды, если они встретятся на вашем неизменно успешном пути…». Преграды, несомненно, встретились, но Кирхер, который никогда не упускал случая похвастаться своими успехами, скорее всего, так и не преодолел их, ибо его молчание говорит само за себя!


  

Марси написал Кирхеру, что рукопись была куплена императором Богемии Рудольфом II. Тот факт, что она хранилась при его дворе в Праге, был позднее подтвержден, когда на полях обнаружили автограф известного ученого, любимца Рудольфа. Его стертая подпись «Jacobi de Tepenecz. Prag» («Яков Тепенец, Прага») была обнаружена на первой странице рукописи при ее исследовании в ультрафиолетовом свете. Марси также выразил уверенность, что автором рукописи был английский монах Роджер Бэкон, который жил примерно с 1214-го по 1294 г.


 Действительно, Бэкон заявил: «Тот, кто пишет о тайнах языком, доступным каждому — опасный безумец». Он написал это приблизительно в 1250 году. Бэкон также упоминал методику шифрования, но она не подошла к манускрипту Войнича. В 1943 году Джозеф Мартин Фрили, разрабатывая эту идею, попытался сопоставить частоту отдельных знаков манускрипта с таковой в других рукописях Бэкона, но успеха не добился.


Позже установили, что рукопись какое-то время принадлежала английскому астрологу Джону Ди, почитателю таланта Бэкона и владельцу большой коллекции его работ. Несколько лет он жил и работал в Праге при дворе Рудольфа II. Как попал манускрипт к Ди, неизвестно. Ученый-атомщик Ж. Бержье пишет, что герцог Нортумберлендский в царствование Генриха VIII разграбил множество монастырей и в одном из них он нашел рукопись, которую его семья передала Джону Ди. По мнению некоторых ученых, эту рукопись подделал спутник Ди, авантюрист Эдвард Келли, но я сомневаюсь, что он мог подделать текст так, чтобы он выглядел многовековой древностью и убедил в своей подлинности не только самого Ди, но и ученых при дворе Рудольфа. Только убедившись, что загадочную рукопись не удается расшифровать, Ди в 1586-м продал ее Рудольфу за 600 золотых дукатов, что по тем временам было громадным состоянием. Конечно, это не доказательство ее древности — говорят, что помешанный на тайных науках Рудольф без оглядки покупал алхимические тексты, не брезгуя явными и грубыми подделками — но все же величина суммы говорит сама за себя.


Следующее упоминание о таинственной рукописи относится к 1912 г., когда американский антиквар и букинист Уилфрид Войнич купил ее в Италии у монахов иезуитской школы Мондрагона. Горя желанием прочитать рукопись, Войнич щедро снабжал фотокопиями всех, кто брался ее дешифровать. Надо сказать, пытались очень многие.


 Ботаники считали, что надо лишь установить, что за растения нарисованы на полях страниц, и допустить, что их названия фигурируют в тексте. Однако большая их часть оказалась воображаемой. Астрономы опознали в астрологических диаграммах некоторые звезды — Альдебаран и Гиады, но все равно не смогли добиться успеха. Филологи опробовали методы, применявшиеся для восстановления забытых языков, но безуспешно. Криптоаналитики нашли, что рукопись стойко противостоит всем испытанным способам дешифрования. Для того, чтобы помочь исследованиям, были открыты прославленные архивы Ватикана, но и это ничего не прояснило. В 1919 г. репродукция рукописи Войнича попала к профессору философии Пенсильванского университета Ромэну Ньюбоулду. В иероглифах текста рукописи Ньюбоулд углядел микроскопические значки стенографического письма и приступил к дешифрованию, переводя их в буквы латинского алфавита. В результате получился вторичный текст с использованием 17 различных букв. Затем Ньюбоулд удвоил все буквы в словах, кроме первой и последней, и подверг специальной замене слова, содержавшие одну из букв — «а», «с», «m», «n», «о», «q», «t», «u». В полученном в результате тексте Ньюбоулд заменил пары букв одной буквой по правилу, которое он так никогда и не обнародовал.


В апреле 1921 г. Ньюбоулд огласил предварительные результаты своей работы перед ученой аудиторией. Эти результаты характеризовали Роджера Бэкона как величайшего ученого всех времен и народов. По Ньюбоулду, Бэкон фактически создал микроскоп с телескопом и сделал многие открытия, предвосхитившие находки ученых в XX веке. Другие высказывания из публикаций Ньюболда касаются «тайны новых звезд».


«Если манускрипт Войнича действительно заключает в себе тайны новых звезд и квазаров, лучше ему оставаться нерасшифрованным, потому что секрет источника энергии, превосходящей водородную бомбу и настолько простой в обращении, что в этом мог разобраться человек XIII века, представляет собой именно тот секрет, в разгадке которого наша цивилизация не нуждается, — писал по этому поводу Бержье. — Мы кое-как выжили лишь потому, что удалось сдержать испытания водородной бомбы. Если есть возможность высвободить еще большую энергию, лучше нам этого не знать или пока не знать. Иначе наша планета очень скоро исчезнет в ослепительной вспышке сверхновой звезды».


Доклад Ньюбоулда произвел сенсацию. Многие ученые, хотя и отказались высказать мнение об обоснованности примененных им методов преобразования текста рукописи, с готовностью согласились с полученными результатами. Один знаменитый физиолог даже заявил, что некоторые из рисунков рукописи, вероятно, изображают эпителиальные клетки, увеличенные в 75 раз. Широкая публика была очарована. Этому событию посвящались целые воскресные приложения к солидным газетам. Одна бедная женщина прошла сотни километров, чтобы попросить Ньюбоулда с помощью формул Бэкона выгнать злых духов-искусителей, которые овладели ею.


Были и возражения. Многие не понимали метода, которым пользовался Ньюболд: людям не удавалось, пользуясь его методом, составить новые послания, хотя очевидно, что система должна работать в обоих направлениях. Если вы владеете шифром, то можете не только расшифровывать зашифрованные при его помощи послания, но и зашифровать новый текст. Ньюболд становится все более туманным, все менее доступным. Он умер в 1926 году. Его друг и коллега Роланд Кент опубликовал его работы в 1928 г. под названием «Шифр Роджера Бэкона». Американские и английские историки, занимавшиеся изучением средних веков, отнеслись к ней более чем сдержанно.


В 1931 г. Мэнли, подробно изучивший метод Ньюбоулда, пришел к выводу, что он «вызывает возражения такого серьезного характера, что нельзя согласиться с его результатами». Мэнли также показал, что микроскопические значки стенографического письма являются не чем иным, как густыми чернилами, расползшимся на грубой поверхности пергамента. Наконец, он раскритиковал отрывки открытого текста, полученные Ньюбоулдом, заявив, что они «содержат предположения и утверждения, которые не могли исходить от Бэкона или какого-либо другого ученого XIII столетия».


Никто не сомневался в честности Ньюбоулда. По словам Мэнли, Ньюбоулд просто пал жертвой «своего собственного энтузиазма и своего научного и изобретательного подсознания». Сенсационный крах не отпугнул других ученых от попыток дешифровать рукопись, хотя и заставил их быть более осторожными при публикации своих открытий. Но не всех…


  

В 1945 году авторитетный специалист по раковым заболеваниям, доктор Леонелл Стронг пришел к выводу, что рукопись Войнича принадлежит перу Энтони Эскэма, английского ученого XVI века, автора известного травника. Стронг предал гласности текст формулы противозачаточного средства, якобы извлеченный им из рукописи посредством «двойной обратной системы арифметических прогрессий множественного алфавита». Противозачаточное средство действует, и всякий, кто хочет испытать его, может это сделать, так как Стронг опубликовал его формулу. Однако он счел нецелесообразным поступить точно так же со своим методом расшифровки, и поэтому его истинность проверить невозможно. Что же касается самого опубликованного Стронгом текста, против него были выдвинуты убедительные аргументы, а появление формулы противозачаточного средства было объяснено подсознательной осведомленностью ученого.


Д-р Лео Левитов, автор книги «Разгадка манускрипта Войнича», утверждает, что это единственный уцелевший документ еретиков-катаров, истребленных в 30-х годах XI века во время санкционированного папой римским крестового похода. По его словам, обнаженные женщины в каких-то емкостях из «биологической» части рукописи обозначают не что иное, как «эндеру», катарское жертвоприношение при помощи перерезания вен в теплой воде. А в 1978 году Ян Стойко заявил, что она написана на искаженном украинском языке!


С тех пор предпринималось еще много попыток дешифрования рукописи, результаты которых не публиковались, так как в конце концов все авторы честно признались в своей неудаче. Рукопись стала еще более таинственной, поскольку было обнаружено, что ее слова и группы слов повторяются чаще, чем в обычном языке. Уже этот факт отличает рукопись от любых других криптограмм, поскольку все известные шифры стремятся избавиться от повторений, а не учащать их.


Одна из правдоподобных гипотез была выдвинута в 1944 г. крупнейшим специалистом по военной криптографии Уильямом Фридманом. По его мнению, текст не только зашифрован, но и написан на искусственно созданном языке, в котором все сущее разделено на категории, каждой категории придан ее основной знак, а подклассы определяются дополнительными значками, присоединяющимися к первому. Очевидно, что в любом тексте на таком языке должны неоднократно повторяться корни слов, в то время как суффиксы изменяются — это явление очень характерно для рукописи Войнича.


Другим объяснением обилия повторений может служить предположение о том, что оно отражает многочисленные повторы фармацевтических формул, которые, несомненно, должны встречаться в любом травнике или медицинском трактате.


Однако люди раскрыли куда более глубокие тайны. Почему же никто не разгадал эту? По мнению Мэнли, причина заключается в том, что «попытки дешифрования до сих пор предпринимались на основе ложных предположений. Мы фактически не знаем, когла и где была написана рукопись, какой язык лежит в основе зашифрования. Когда будут выработаны правильные гипотезы, шифр, возможно, предстанет таким же простым и легким…».


Корпели над текстом рукописи даже шифровальщики Агентства национальной безопасности США в конце 70-х годов. Откровенно говоря, не верится, что такая серьезная организация занималась им из чисто спортивного интереса. Возможно, рукопись хотели использовать для разработки одного из современных алгоритмов шифрования, однако их старания тоже не увенчались успехом.


Последний виток интереса к манускрипту Войнича произошел в 2003 году, когда ученый-компьютерщик Гордон Рагг заявил, что он вообще не зашифрован, а содержит составленную по особому алгоритму бессмыслицу.


 »Я показал, что мистификация — весьма вероятное объяснение, — говорит Рагг, работающий в Университете Кила в Великобритании. — Теперь задача тех, кто верит в шифр, привести доказательства в защиту своих взглядов».


Исследователи манускрипта считают объяснение правдоподобным, но не убедительным. «Это прекрасная работа, — говорит Филип Нил, бывший историк, специализирующийся на времени Средневековья. — Я не расстался с надеждой на то, что в манускрипте есть смысл, но теперь это менее вероятно».


Некоторые черты, рукописи, такие, как длина слов и способы соединения букв и слогов, похожи на существующие в настоящих языках. Многие считают, что все это слишком сложно для мистификации, но, по словам Рагга, добиться такой сложности можно было легко, используя шифровальное устройство, придуманное примерно в 1550 году и названное «сеткой Кардана». Это таблица символов, в которой слова создаются передвижением карточки с прорезанными в ней дырками. Благодаря пробелам, оставленным в таблице, слова получаются разной длины.


Накладывая такие решетки на таблицу слогов манускрипта, Рагг создал язык, которому присущи многие, если не все, особенности языка рукописи. По его словам, на создание всей рукописи хватило бы трех месяцев. »Эта идея интересна, но пока рано говорить, верна ли она», — считает Ник Пеллинг, программист, изучающий криптографию и манускрипт Войнича. Мы можем лишь присоединиться к нему, потому что некоторые детали текста, вроде наличия двух языков («Войнич А» и «Войнич Б») говорят не в пользу подделки. Для того, чтобы обмануть доверчивого монарха, хватило бы и одного выдуманного языка…


Как вы думаете, дорогие друзья, манускрипт Войнича все же тайная рукопись или великая мистификация? Свое мнение оставляйте в комментариях.


http://koldovko-fan.com/%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D...8F-%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%B0-3/
Ответить С цитатой В цитатник
stive_yanberg   обратиться по имени Байковое кладбище. Мистика и история. Среда, 16 Декабря 2020 г. 00:03 (ссылка)


Старые кладбища в народных представлениях всегда воспринимались как нечто загадочное и мистическое, порождая массу суеверий. Байковое кладбище является одним из старейших мемориальных кладбищ Киева. Оно расположено в Голосеевском районе, на Байковой горе. На этой территории захоронения производились издревле. Известно, что еще в 1833 году за рекой Лыбедь была отведена земля для «захоронения лиц православного, католического и лютеранского вероисповедания». Именно 1833 год является официальной датой основания Байкового кладбища. Хотя на тот момент кладбище носило название Новостроевское. Этимология названия «Байковое» кладбище является неоднозначной. По одной версии название кладбищу дала Байковая гора, на которой оно расположено, по другой кладбище было названо в честь генерал-майора С.В. Байкова, которому принадлежали эти земли.

Байковое кладбище было основано по причине того, что были закрыты Лютеранское и Звиринецкое кладбища, а также кладбище на Аскольдовой могиле. Было разрешено переносить захоронения со старых кладбищ на новое. Изначально кладбище находилось слева от нынешней улицы Байковой. Оно отличалось тем, что было разделено на несколько частей: православную, католическую и лютеранскую. Наиболее ухоженными и даже напоминающими парковую зону были католическая и лютеранская части, а вот православная была бедной и захламленной. Многие историки объясняют это тем, что православное население Киева была очень бедным.

В 1841 году на Байковом кладбище возвели Дмитриевскую церковь, которая была разобрана к концу 19 века. Сохранившиеся надгробия представляют собой настоящие шедевры скульптуры. Зажиточные родственники, скорбящие по умершим, заказывали памятники известным в то время скульпторам. Наибольший спрос имели изделия фирмы «Вдова де Векки», надмогильные памятники которой выделялись особенным мастерством. Среди сохранившихся надгробий – работы современных авторов советского периода (Бородая, Шаповала, Банникова, Остапенко, Кальницкого, Коцюбинского, Гончара и много других). В 1874 году опеку над Байковым кладбищем взял священник Рябчинский (точное имя в документах не указывается). На протяжении 35 лет он следил за порядком на этой территории, облагораживал ее, как мог. Но в 1909 году у Рябчинского умерла жена. После ее смерти священник перестал заниматься кладбищем. Со временем оно пришло в запустение.

Размеры и технические параметры кладбища впечатляют. Улица Байковая разделяет Байковое кладбище на две неравноценные части. Южная, малая часть — Старое Байковое кладбище, северная, большая часть — Новое Байковое кладбище, которое было заложено в конце 80-х годов 19 века. Оно расположилось рядом со Старым. В 1884 году на Новом Байковом кладбище появилась Вознесенская церковь, построенная по проекту В.Н. Николаева. Для удобства людей, приезжающих на кладбище, был пущен электрический трамвай, который функционировал вплоть до 2005 года. Новое кладбище ограждено каменной стеной, входные ворота которой стилизованы под церковь, костёл и кирху. Общая площадь Байкового кладбища равна 72,47 га. В учёт этой площади входят не только захоронения, но и множество подсобных помещений, таких, как здание администрации, склады, гранитная мастерская, морг, крематорий и колумбарий.

В советское время центральная часть Байкового кладбища претерпела наибольших изменений. Здесь хоронили сугубо идеологических личностей, выдающихся деятелей культуры, науки и искусства. Благодаря усилиям советской власти, которая то и дело закрывала или сносила киевские кладбища, Байковое кладбище значительно расширилось. Вскоре Байковое стало официальным кладбищем УССР.

Уникальными сооружениями, расположенными на территории Байкового кладбища, являются склепы, большинство из которых были возведены архитекторами В. Городецким и В. Николаевым согласно православным, католическим и лютеранским канонам. Архитектура каждого склепа удивительна, всех их объединяет наличие маленькой комнаты, предназначенной для поминовения усопших, и ограждённого решёткой подземелья, в котором находились гробы. Большинство надписей были уничтожены во время Великой Отечественной войны, а в склепах во время бомбежки прятались люди. К сожалению, все документальные записи о часовнях, расположенных на территории кладбище, были также уничтожены во время Второй Мировой войны. На сегодняшний день склепы находятся в удручающем состоянии, входы в некоторые часовни замурованы, а те, что открыты, превратились в свалки мусора и бутылок.

Несмотря на свое довольно жалкое состояние, Байковое кладбище держит пальму первенства по количеству захоронений выдающихся и известных личностей. Здесь покоятся Леся Украинка, Олена Пчилка, М. Грушевский, Остап Вишня, М. Рыльский, П. Тычина, М. Лысенко, М. Заньковецкая, Б. Брондуков, В. Черновол, В. Лобановский и многие другие.

С 1975 года за кладбищем действует крематорий, построенный по проекту архитектора Милецкого, а с 1983 года – работает колумбарий. В 2001 году Байковое кладбище официально признано выдающимся памятником истории Украины. Значимость кладбища подчеркивается как захоронениями на нем, так и его архитектурными и скульптурными особенностями.



Тайны заброшенных склепов Байкового кладбища




Сколько народов — столько культур, столько же представлений о потустороннем мире. Славянская культура в этом плане не менее оригинальна, чем, например, древнеегипетская. Доказательство тому — некрополи Киева, настоящие шедевры культового зодчества.

Арабский путешественник Ибн-Фадлан в 921 году стал свидетелем обряда захоронения «знатного русса». Автор записок подробно останавливается на тонкостях ритуала: сначала из досок сбивался помост, на котором устанавливалась ладья. Посреди нее возводился большой шатер, под его сводами размещали ложе с усопшим, одетым в лучшие одежды. Рядом клали оружие, драгоценные вещи, особенно чтимые при жизни, и предметы домашнего обихода. У ног помещали бездыханное тело девушки, пожелавшей добровольно разделить участь своего хозяина.Потом в ладью забрасывали изрубленные мечами куски животных и птиц: коня, быка, собаки, петуха, курицы. В кульминации похоронного обряда стоящие вокруг помоста факельщики поджигали ладью со всем ее содержимым. Огромное пламя охватывало стены шатра. Когда на месте пышного чертога с останками влиятельного вельможи оставалась лишь тлеющая куча золы, поверх нее насыпался земляной холм и устанавливался столб с надписью — именем покойного и именем правящего в этом регионе князя. Об обычае сожжения умерших упоминается и в «Повести временных лет»: «А после, собрав кости мертвеца, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах». Эта процедура чем-то напоминает порядок захоронения в современных колумбариях, хотя сегодня все происходит совсем по-другому. Да и большинство древних мест массовых захоронений навсегда ушли в небытие. Уходят они и в наше время.


Взять, к примеру, Мекку старинных гробниц и фамильных усыпальниц — Байковое кладбище. Еще в начале 50-х здесь встречались пышные мавзолеи (особенно на католическом и лютеранском участках), внутри которых можно было бродить, как по музейным залам. Не такой вид, как сегодня, имела и центральная аллея главного киевского некрополя. Некогда состоявшая из надгробий дореволюционных магнатов, меценатов и представителей местной элиты, она вела прямо к кладбищенской Вознесенской церкви, построенной знаменитым архитектором Владимиром Николаевым. Напротив храма возвышалась грациозная постройка, напоминающая польский костел — с остроконечным куполом, широкой аркой и высокими стрельчатыми окнами. Это была усыпальница какой-то важной особы, фамилии которой уже давно никто не помнит. За пересечением дорог было еще одно надгробие из голубого мрамора в виде часовни со сквозными колоннами. Поговаривали, что внутри этой конструкции размещался бюст усопшего, известного киевского купца Григория Гладынюка, прославившегося благотворительными делами. Как и множество других «буржуйских» памятников, могила эта была снесена. Теперь на ее месте возвышается надгробие поэта Павла Тычины, а на месте миниатюрного «костела» — бронзовые бюсты Героев Советского Союза генералов Слюсаренко и Лавриненко…


Зато остались некоторые старинные склепы, которые еще манят к себе и настраивают на романтический лад… Вот помпезная гробница Михаила Аристархова, увенчанная двумя экзотическими шпилями и крестом. Ее фасад украшает прекрасный бронзовый барельеф, изображающий Архистратига Михаила, одетого в рыцарские доспехи, поражающего огненным мечом сатану. Решение евангельского сюжета настолько необычно, что болезненная гримаса Люцифера с козлиными рожками вызывает даже сочувствие.


Напротив — усыпальница Тышевичей. Постройка напоминает хорошо известное киевлянам здание караимской кенасы на Ярославовом Валу, 7. Та же декоративная арка, поставленная на две колонны, аналогичная сфера полукупола и такой же лепной орнамент. Чувствуется почерк Владислава Городецкого. Документальных подтверждений этому нет, хотя и известно, что зодчий проектировал некоторые мавзолеи для Байкового кладбища.


А вот усыпальница Диателовичей — треугольный фронтон, коринфские пилястры, крест и полукруглые ниши для скульптур… Акцент культового зодчества присутствует везде. На территории Старого кладбища можно увидеть шикарный (хоть и запущенный) готический замок, его купол очень похож на величественные завершения костела Св. Николая на ул. Б. Васильковской.


Но самым загадочным из сохранившихся склепов по праву можно считать усыпальницу, расположенную у северной стены кладбищенской церкви. Издали она напоминает одну из башен Собора Парижской Богоматери, но если подойти ближе, то святость сразу же исчезает: стилизованный крест скорее похож на рукоятку меча, а крылатые существа, восседающие на столбах, — сущие демоны, которых могла создать разве что воспаленная фантазия Врубеля. Модерная архитектура соседствует здесь со средневековой мистикой. Более того, вход в склеп расположен над крутым обрывом, что явно затрудняет попадание вовнутрь. Несколько разряжают обстановку высокие дорические колонны, напоминая о легендарном Парфеноне, и лепные фризы из лавровых листьев — символ славы и могущества древних эллинов. Есть на фасаде здания и геральдический щит, на котором первоначально размещались инициалы владельца. Теперь они сорваны…


Гуляя среди старинных киевских склепов, невольно задумываешься о смысле бытия, о прошлом и будущем. Неприятно лишь осознавать, что неисчислимое множество захоронений повреждено и уничтожено современниками. Хорошо это или плохо, закономерно или нет? Говоря словами классиков, «дым отечества нам сладок и приятен» может показаться лишь в том случае, если мы возродим в себе и «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам»…


Тени забытых предков на Байковом кладбище.Легенда о склепе Михаила Аристархова




Порядок на кладбище — понятие относительное, и поначалу о нем никто не задумывался. Первые захоронения на Байковом были хаотичными. Дорожек, подобных тем, по которым нынче гуляют любопытные туристы, и в помине не было. Деревья не росли. В общем, был пустой холм за рекой Лыбедь.

Не выдержал такого пейзажа член лютеранской громады некий Краузе и в 40-х годах ХIХ века рьяно стал наводить там порядки, — рассказывает историк Людмила Проценко в своей книге «История Киевского некрополя». — Расширил территорию, насажал там деревьев и кустов, отчего «город мертвых» превратился в сад. И даже построил часовню и помещения для людей, которые копали могилы и следили за кладбищем.

Возможно, именно благодаря ему сейчас Байковое приобрело такое деление на сектора. В настоящее время их уже более 50. Примечательно, что часть из них делится по национальному признаку. До сих пор там сохранились участки с польскими захоронениями, немецкими и еврейскими. Евреев выдают надписи на надгробиях на иврите или идише, а поляков — каменные ангелы. Правда, сегодня в сооружении памятников и оформлении могил национальные особенности особо не проявляются.

Говоря о кладбищенских порядках, нельзя не упомянуть об одной причуде прошлого «правительства» Байкового. В XIX веке киевлянам запрещалось приходить на кладбище с едой и напитками. Напоминали об этом накануне поминальных дней через местные газеты. Вот это были нравы!

Летом Байковое кладбище похоже на лес. Такое «зеленое запустение» Байковое уже переживало. Было это в начале ХХ века.

Предшествовала этому такая история. В 1874 году опеку над Байковым кладбищем взял священник Рябчинский (точное имя в документах не указывается). 35 лет он следил за порядком на этой территории, облагораживал ее как мог.

- Именно при его «правлении» на территории Байкового появилась Вознесенская церковь — это не первая обитель Бога вблизи улицы Байковой. До нее — в 1841 году — там была возведена деревянная церквушка Святого Дмитрия Ростовского. Спустя 56 лет ее разобрали. Остался лишь памятный знак, — говорит гид по Киеву Александр Анисимов. — А стройматериалы — деревянные срубы — забрали для строительства Макаровской деревянной церкви (на Татарке), в память о киевском митрополите Макарии, убитом татарами в 1497 году.

Но в 1909 году случилась в семье Рябчинского трагедия — умерла его жена. После ее смерти священник перестал заниматься кладбищем. Со временем оно пришло в запустение.

Памятник Грушевскому от Николая I

Тафофилы («любители кладбищ») приходят на Байковое, прежде всего чтобы оценить красоту памятников и оригинальность надгробных надписей. И поверьте, есть на чем задержать взгляд. Особенно пестрит разнообразием 52-й сектор — это новая часть кладбища, расположенная в конце центральной аллеи. Там покоятся Николай Амосов, Валерий Лобановский и другие экс-современники.

Например, у хирурга-кардиолога Амосова установлен огромный шар. И экватор на боках сферы сделан в виде кардиограммы. Лобановский даже после смерти не расстался со стадионом, где провел большую часть своей жизни. На фоне фигуры тренера сделали фрагмент стадиона, на котором по сей день играет «Динамо».

Другие памятники привлекают не своей вычурностью, а историей. К таким монументам относится «пирамида» Михаила Грушевского.

- Для ее создания использовали материал, который получили после разрушения памятника Николаю I перед Киевским национальным университетом, — рассказал исследователь киевской старины Михаил Кальницкий. — В итоге из него слепили мрачное лицо первого президента УНР. Историки уверены, что это был правильный ход — Грушевский целее будет.

Поговаривают, что иногда склепы использовали для своих нужд сатанисты. По словам смотрителя кладбища, некогда там нашли после кровавого ритуала дохлую кошку, подвешенную за лапки. Другой мистики на Байковом кладбище, уверяют ее работники, нет и не было,но действительно так ли это?..


Навестить под вечер эдакую киевскую Мекку старинных гробниц и семейных усыпальниц на Байковом кладбище. Говорят, это потрясающее чувство – бродить здесь и ясно осознавать, что именно здесь и сосредоточена настоящая история Киева. Ведь каменные изваяния и городские достопримечательности – это, конечно, дело хорошее, но ведь только за каждым памятником культуры и архитектуры неизбежно стоят люди, создававшие Киев таким, каким он встретил нас несколько дней назад.

Говорят, оно ныне имеет совершенно не тот вид, который имело лет 50-60 назад – и виной тому стали всевозможные изменения, закружившие Киев в политическом буране. Но при всем этом здесь сохранились старые склепы, которые просто не могут не притягивать внимание путешественников.

Вы знаете, как в славянском фольклоре было принято узнавать истину о предстоящих или уже давно произошедших событиях? Герои прикладывались ухо к земле и слушали – никаких- вам экспертиз и детекторов лжи! Удивительно, но земля действительно открывала им свои тайны. Может быть, она до сегодняшнего дня не растеряла эту способность и все еще может прошептать что-то слабо различимое, но все-таки неизбежно искреннее очень-очень важное?

Вообще киевские склепы – это особая история и особое состояние души. Здесь время как будто замерло в какой-то определенной точке и теперь только ждет удобного момента, чтобы поделиться собственными легендами.

Одна из самых помпезных гробниц здесь – гробница Михаила Аристархова, эдакому «отцу года», главная заслуга которого, впрочем, состояла в том, чтобы найти верный ключик к «власть держащим». Это был владелец фабрики колбасных изделий – киевские колбаски, выходит, уже тогда расчищали дорогу к власти! Как политик он, естественно, оказался абсолютно пустым, зато держал руку на пульсе своей отрасли и регулярно проводил выгодные для себя реформы. Еще он состоял в старостах Михайловской церкви при городской больнице, но это ему совершенно не помогло решить собственные проблемы со здоровьем. В результате он будет похоронен именно здесь, на Байковом кладбище, где до сегодняшнего дня стоит склеп удивительной сдержанной красоты, выстроенный в готическом стиле. 

Но, как вы сами понимаете, заинтересовал нас этот склеп совершенно не из-за того, что захоронен в нем этакий киевский карьерист. Вот как раз сам склеп заслуживает гораздо большего внимания! Дело в том, что по нелепой случайности Аристархов носил имя небесного покровителя Киева – Архистратига Божьего Михаила. Именно его изображение помещено над входом в этот склеп.

И вот как раз это-то изображение и заставляет на секунду забыть обо всем вокруг и услышать древнюю киевскую легенду.

Случилось это в стародавние времена, когда зло в демоническом воплощении еще свободно летало по свету, и никто не был для него указом. Уж почему он выбрал качестве одного из своих пристанищ Киев, сегодняшней науке неизвестно, но очень может быть, именно потому, что этот город обещал превратиться в одну из главных христианских святынь. Но только так или иначе, но Люцифер выбрал себе местечко для этакой загородной фазенды в непосредственной близости от Киева. А вот во главе церкви в городе в тот момент стоял Михаил Киевский, первый предводитель и первый наставник. Именно ему и пришлось в который раз напомнить Люциферу, что его здесь не ждали и что ему здесь совсем не рады.

Легенда утверждает, что перед решающим сражением Михаилу Киевскому явился архангел Михаил, который мало того, что был его небесным заступником, так еще и, если верить евангельским историям, же имел опыт обуздания расшалившихся бесов. Ведь именно за это архангел Михаил и заслужил столь высокий почет. Конечно, неизвестно, о чем конкретно шла беседа, но только легенда утверждает, что наутро Михаил Киевский был полностью спокоен и немногословен. Наверное, не стоит вас томить? Естественно, как и своему небесному покровителю, Михаилу Киевскому удалось одержать победу в битве добра и зла, и вот тогда-то в Киеве его и начали почитать как святого, а архангела провозгласили небесным покровителем.

Но и это опять не все. В Киеве до сих пор верят, что победа Михаила Киевского не была случайной. Утром все заметили на его левом плече непонятный след – как будто ожог – такой же, как у Архангела. Так вот древних летописях говорится, что в момент решающего сражения из левого плеча Михаила вдруг вырвался яркий луч, который сначала ослепил Люцифера, а потом обессилил.

Михаил Киевский, вернувшись с поля брани, вознес молитвы Архангелу, и его плечо опять засветилось. После он сказал, что Архистратиг Михаил благословил город и отныне станет защищать его от непрошенных гостей. Именно поэтому на фасаде гробницы изображен он, небесный покровитель Киева, одетый в рыцарские доспехи. Он наносит решающий удар огненным мечом и поражает сатану. Надо сказать, что, когда смотришь на это изображение, кажется, что Люцифер вот-вот расплачется: наверное, он сам не ожидал такого напора и поэтому выглядит по-детски обиженным – его даже становится жалко…

Так вот в Киеве до сих пор верят, что если, стоя у этого склепа, найти на плече Михаила то самое место ожога, то он возьмет под свое крыло и вас, и ваших близких, и ваших друзей. Ну а, сами понимаете, пытаться потягаться с тем, перед кем пал сам Люцифер, причем не однажды, не только бесполезное, но и опасное дело: мало ли чем может закончиться его праведный гнев! Так что если хотите обзавестись весьма и весьма влиятельным покровителем, отправляйтесь в Киев на Байковое кладбище к склепу Михаила Аристархова! Ведь вы все еще верите в чудеса?

Ответить С цитатой В цитатник
stive_yanberg   обратиться по имени Загадочный «Замок барона фон Штейнгель». Четверг, 17 Декабря 2020 г. 16:46 (ссылка)

  


Киевляне мастера придумывать загадки, творить тайны и поэтому в области фантастических преданий и легенд Киеву нет равных.

В этом можно убедиться, изучая Киев сначала «ногами и глазами», потом осмысливая услышанное и увиденное, и, наконец, переваривая выданное «на гора» интернетом.


Об одной из очередных легенд я и хочу поведать вам сейчас. Речь пойдет о так называемом «Замке барона фон Штейнгель», одном из популярнейших и красивейших киевских строений.  Этот замок славится наверное наиболее большим количеством легенд. Сегодня оно оказалось в центре внимания по неприятному поводу. Как утверждают в сети, над ним нависла угроза сноса.


Одних только имен у этого здания, с которыми он бродит на просторах инета, не меньше семи:

замок барона Штейнгеля;

дом рыцаря;

дом привидений;

дом одинокого рыцаря;

убежище рыцаря;

дом со шпилем;

дом Подгорского.


В Киеве много исторических зданий, которым горожане придумали нарицательные имена. Например, «Плачущая вдова», или «Дом семи повешенных», или «Кошкин дом», или «Дом покойников», или «Дом с химерами» и т.д. Но дом с таким количеством имен и легенд встречаю впервые.


Здание расположено в историческом центре Киева, в 50 метрах от Золотых ворот, адрес: Ярославов вал, 1


Вы спросите – а в чем же тайна или хотя бы загадка?


Конечно же, не в именах легендарного дома. Имена его – лишь отголоски (носители) тех легенд и тайн, которые его окутывают, а если быть точнее – которые окутывают его владельцев и создателей. К тому же налет таинственности придают зданию и отдельные элементы его экстерьера. По одной из версий , этот дом упоминается в книге одной из киевских ведьм как дом, где собирались ведьмы. Якобы принимая их, дом давал «знак» : проявлялись какие-то надписи на двери, а с балкона башни они улетали на шабаш. А у порога, на мраморной плите надпись «Salve»- «привет» (латынь).


Прежде чем перейти к личностям, сотворившим легенды и тайны рыцарского замка, я предлагаю в качестве пролога сначала осмотреть здание и попробовать пройтись с экскурсией по внутренним помещениям.


«Рыцарский замок» у Золотых ворот был построен в 1896 — 1898 годах и уже более сотни лет путешествует по великой реке Времени.


В целом архитектурный стиль дома представляет собой смесь псевдоготики и неоготики.


Вообще, по замыслу строителей один этаж должна была занимать одна квартира из десяти-пятнадцати комнат. А вот на первом этаже комнаты, наоборот, маленькие, проходы узкие, так как эти комнаты предназначались для прислуги.


На некоторых сайтах пишется, что в мансарде в более поздние времена была мастерская одного киевского художника, а на лестничной клетке – туалет с окошком для обозрения Золотоворотского сквера. Не знаю — насколько это правда или досужий вымысел обывателей той эпохи…


Теперь несколько слов о «жизни» замка.


Сразу же после постройки здания в нем открылось популярное кафе-кондитерская, которое так и называлось – «У Золотых ворот».


С 1912 года на первом этаже располагался синематограф с симпатичным наименованием «Уникатъ», что подтверждается данными из плаката 1914 года «Перечень киевских кинотеатров».


Содержателем кинотеатра «Уникат» был чех – Йозеф Петраш. Может быть поэтому, и в силу того, что в Киеве издавна существовала крупная община чехов и словаков в замке с 1915 года действовали разные комиссии чехов и словаков, в частности, по делам военнопленных. Более чем вероятно, что здесь побывал и военнопленный Ярослав Гашек – так считают некоторые Киевоведы.


Этот дом является историческим памятником Чехословацкого национально — освободительного движения и становления чехословацкой государственности, а с середины 1917 здесь находился Филиал Чехословацкого национального совета в России, которым руководил профессор Т.Г. Масарик.


Роспись арендаторов дома на 1918 год включает таких занятных нанимателей, как первое еврейское потребительское общество (державшее в подвале пекарню) или редакция газеты «Наша думка».


С 1919 года вся коммерческая недвижимость в Киеве была национализирована. Не составил исключения и дом на Ярославовом Валу.


В двадцатые годы ХХ века он перешел в распоряжение пресловутых «жилтоварищей» – новое население коммунальных квартир дома образовало жилищный кооператив. Под их «надзором» дом-замок выглядел облезлым и заплатанным, но все же исправным ( а в наше время, пожалуй, еще хуже).


В историческом апокалипсисе прошлого века дому-замку посчастливилось уцелеть.


Он остался невредим и в ходе радикальной реконструкции Киева 1930-х годов.


Как справедливо заметил Михаил Кальницкий, автор прекрасной статьи « Из истории «замка» на Ярославовом Валу»: «Будь этот замысел реализован в полном объеме – новостройка зрительно задавила бы и сам «замок». Но вышло так, что дом путейцев не довели до конца. Его левое крыло построили, а правое – оборвали на середине. Как раз так, чтобы оставалось целым старинное угловое здание».


Думаю, если бы события стали развиваться по планируемому сценарию, то замок, почти не видимый, спустя некоторое время (а может и в наше время) просто перестал бы существовать.


Не стали для «замка» роковыми и годы оккупации.


Многие дома поблизости тяжело пострадали, однако шпиль здания продолжал служить характерным акцентом городского силуэта. Он смутно угадывается в перспективе улицы Прорезной (Свердлова), понесшей, как и весь Киев, страшные потери в 1941 году.


В послевоенные годы здание оставалось жилым (а значит и живым!) В его теперь уже коммунальных квартирах жили люди известные и не очень, размещались офисы …


В 2000 году с «боями местного значения» из дома отселили последних жителей. Что после них осталось в коммунальных комнатах приводить не буду, больно удручающе действует на мозг.


С тех пор замок пустует, купленный кем-то, грустно и печально ждет своей дальнейшей участи, утратив за последние десятки лет всякие надежды на светлое будущее…


В заключение сами по себе просятся слова поэта Николая Ушакова, который в 1973 году написал:


«Когда я читаю «сальве» в парадных прошлого века,

я, дружески улыбаясь,приподымаю кепку.


— Здравствуйте, здравствуйте, ступени судьбы,

Истертые штиблетами и сапогами,

Исшарканные резиновой и микропористой подошвой!


— Здравствуйте, здравствуйте, тихие двери,

А за ними тайны, которых нет,

А за дверями секреты, разглашенные поэзией…»


Надеюсь, вы обратили внимание, что данная часть является Прологом к рассказу о людях, с которыми связывают историю рождения и жизни замка, о которых мы поговорим в следующей статье.


   

Рассказ о «замке барона фон Штейнгель» хотелось бы закончить рассмотрением претендентов на звание первовладельца этого легендарного здания и выяснить — кто же реально таковым был.


1.Личность первая (мифическая, или если хотите – легендарная, или

загадочная, покрытая тайной).


Одна из легенд приписывает этот дом таинственному графу Сальве.


Граф, некий «сигарный король», который построил этот сказочный замок для своей любовницы и наведывался сюда инкогнито во время кратковременных визитов в Киев. В знак доказательства сторонники этой легенды отсылают нас в полутемное парадное, на пороге которого есть реально существующая надпись «Salve». Напомню — по латыни это означает «здравствуй».

Небольшое отступление от темы рассказа:


В Киеве действительно продавались табачные изделия (папиросы с фильтром) с торговой маркой – брендом «Salve», родиной которых была Одесса. Папиросы производились на одесской фабрике, принадлежавшей семейству Поповых и обоснованно считались одними из лучших в Российской империи.


Легендарные папиросы в то время упаковывались в элегантную зеленоватую коробочку с синими «обшлагами». На лицевой стороне — надпись: «SALVE, мундштук с фильтрующим патроном, привилегия 1910 г. № 17295, наследники А.М. Попова» — и рисунок папиросы в разрезе. На изнанке коробки: «САЛЬВЕ. 10 штук — 6 копеек. № 80. На основании статьи 940 Устава об акционерном обществе эти изделия запрещается продавать дороже выставленной на помещении цены. Табачная фабрика наследников А.М. Попова в Одессе. Вес табаку в 1000 штуках 1 фунт 36 золотников».


В Киеве уже в советское время продавались папиросы «Сальве», которые упаковывались в коробки желтого цвета (курил лично).


-В Киеве примерно в те же года жил табачный магнат и одновременно глава городской караимской общины Соломон Коген, по инициативе и за деньги которого по соседству с замком (ул. Ярославов вал, 7) был выстроен архитектурный шедевр — Караимская Кенаса, но к замку Соломон Коген, как табачный «король», не имел никакого отношения.


-Попытки найти хоть какие-то исторические и архивные сведения о графе Сальве закончились ничем. Надо думать, что такая личность реально не существовала.


Основой легенды о замке графа Сальве (на ул. Ярославов вал,1) послужила надпись на полу при входе через парадную дверь или предположение (слух) что кто-то из мужчин семейства одесских табачных «королей» Поповых (которые, кстати, не имели графского титула) быть может наезжал в замок (дом одно время был доходным и можно было арендовать шикарные апартаменты на 10-15 комнат) для встреч инкогнито с возлюбленной. В этом случае владельцем усадьбы был все равно кто-то другой, но не один из Поповых.


Как видим личность «графа Сальве» в качестве претендента на владение замком по изложенным причинам отпадает.


2.Личность вторая – барон фон Штейнгель, фамилия которого собственно намертво закрепилась в качестве названия за домом – замком и стала нарицательной.


Предки барона фон Штейнгель получили свой титул в державе Габсбургов — Священной Римской империи. По некоторым источникам еще в 1720-е гг., при Екатерине I, один из баронов этого Рода поступил на российскую службу.


Время спустя его потомки — братья Максим и Рудольф Васильевичи Штейнгели — обосновались в Киеве.


К слову сказать, в роду фон Штейнгель было немало известных личностей: генерал-губернатор Финляндии, российский посланник при германском императоре, декабрист и т.д.


Оказывается в Киеве проживало два барона фон Штейнгель. Уже интересно!


В таком случае вопрос – кто же из них имеет отношение к замку на Ярославовом валу? Обыватели тех времен высказывали разные версии. По одной – это был Рудольф, по другой -Максим.


Начнем выяснять вопрос с брата Рудольфа – статского советника, который работал высокопоставленным инженером путей сообщения, обладал приличным состоянием и считался «железнодорожным королем».


Он принимал участие в строительстве Московско-Курской и Балтийской железных дорог, непосредственно через акционерное общество, им организованное, построил на правах концессии Ростово – Владикавказскую ж.д. с ж.д.веткой до морского порта в Новороссийске. Не забыл провести её рядом со своим кубанским имением «Хуторок», высокоразвитого аграрного предприятия.


Оказывается жил Рудольф в усадьбе не на Яраславовом валу, а на ул. Бульварно-Кудрявской (ныне – Воровского), которая была куплена в 1877 году, т.е. задолго до строительства замка на Ярославовом валу.


После покупки усадьбы Рудольф с помощью брата Максима и академика архитектуры В. Сычугова провел за два года некоторую ее реконструкцию с достройкой. В основу был положен проект архитектора В. Николаева с доработками и изменениями академика В.Сычугова.


Реконструированная усадьба получилась шикарной и, главное, стилизованной под средневековый замок. Усадьбу украшал английский ландшафтный парк, с гротами, мостами и прудом. Он сохранился только на фото 1890-х гг., сейчас от тех красот ничего не осталось.

О такой усадьбе лично я ни разу не слышал и своими глазами ее не видела.

Лобовая фасадная часть здания со стороны ул. Воровского выглядит сейчас более чем скромно.


Вид здания «оставшегося в живых» с юго-запада, со стороны бывшего ландшафтного парка – вообще потерян, какой-то уродец.


Здание в 70-е годы ХХ века в буквальном смысле было «разрезано» — большая часть разрушена, а посредине выстроен «скучный» корпус института травматологии и ортопедии.


Вернемся к барону Рудольфу. В 1892 году барон умер. Значит, он никак не мог быть владельцем замка на Ярославовом валу, построенного, напомню, в 1898 году. Оказывается, не за долго до своей смерти барон начал строить во Владикавказе еще один особняк-замок ( на счет даты — это мое допущение, так как четко начало и окончание строительства нигде не зафиксировано).


Следовательно, предполагаемым владельцем Дома со шпилем мог быть старший брат, Максим — полное имя Магнус-Карл-Александр Вильгельмович Штейнгель (предприниматель и винодел).

Перебрав в голове оставшуюся информацию о киевском «замке барона фон Штейнгель»наконец-то подойдем к некоему господину Подгорскому, который также числится в списке претендентов.


Не он ли построил дом – замок? Если он, то почему миниатюрный готический замок? Сам- то он был по происхождению польским шляхтичем и помещиком, имевшим обширные владения на Киевщине и на Волыни, занимался лесоводством и рыбоводством.


Вот история того как все происходило.


До первой половины XIX века нынешняя улица Ярославов Вал действительно была Ярославовым валом – т.е. частью древнерусских земляных укреплений. Только в 1830-е годы валы Старого Киева начали срывать, а на освободившемся месте прокладывали новые улицы и создавали участки под застройку.


По информации Михаила Кальницкого остатки Золотых ворот оказались посреди обширного свободного пространства.


Решение о характере застройки угла новых улиц, называющихся ныне Н. Лысенко и Ярославов Вал, тогдашние власти выработали не сразу.


Так, в 1852 году это место было предназначено… под Владимирский собор!!!


Представляете, именно «место при Златых Вратах» митрополит Филарет (Амфитеатров) первоначально рекомендовал генерал-губернатору Дмитрию Бибикову для возведения нового кафедрального собора в честь Святого Владимира. Этот выбор утвердил и царь Николай I.


Если бы средства на постройку собора удалось собрать сразу, быть может, здесь бы с того времени и до сих пор стоял 13-главый храм, каким его в первом проектном варианте изобразил архитектор Иван Штром.


Собор все таки выстроили, но в другое время, в другом месте и в другом виде. А площадку, предназначенную было для него, передали в частные руки.


Угловая усадьба к концу 1850-х годов досталась генерал-лейтенанту Тарасу Калите, командовавшему артиллерией в Киевском военном округе, и его жене Анне Калите.


Для новых хозяев здесь был выстроен весьма приличный по тем временам двухэтажный каменный дом в позднеклассическом стиле, который сохранился до нашего времени, скорее всего, с незначительными изменениями.


После смерти генерала Калиты в 1861 году его усадьба осталась в собственности генеральши. Анна Калита прожила еще без малого три десятилетия; ее наследниками в 1890 году стали два сына и дочь. А в конце 1892-го этот участок на углу Театральной (ныне Н. Лысенко), 2 и Ярославова Вала, 1 приобрел у них богатый шляхтич Михаил Подгорский.


Вот и закончилась история о легендах и загадках «замка барона фон Штейнгель»! Длинная, но, надеюсь, интересная для вас.


Осталось понять, почему М. Подгорский заказал строительство здания стилизованного под средневековый замок. Сам-то он хоть и был польским дворянином, но баронского и другого высокого достоинства не имел.


Что послужило толчком к созданию «замка», какими мыслями навеяна сама его идея, и по сей день остается загадкой.


Могу после долгих раздумий предположить несколько версий.


1.Помещик Подгорский решил удивить город чем-то экзотическим, как говорится не «ударить лицом в грязь». Смотрите, мы тоже «могём или могем»!


Это было то время, когда «вызревали» в проектах и Замок Ричарда, и Дом с химерами и другие архитектурные «изюминки» столицы.


Жажда славы мучила помещика. Проект заказал у молодого, но довольно опытного инженера Николая Добачевского, который, несмотря на свою молодость, успел объездить полмира и даже участвовал в строительстве Панамского канала.


2. Михаил Подгорский, начиная проектирование и строительство здания, наверняка знал, что рядом, по соседству с ним живет барон Максим Штейнгель, знал и то, что его младший брат, Рудольф, владеет усадьбой — замком совсем не подалеку, на на ул. Бульварно-Кудрявской (Воровского).


Возможно шляхтич был человеком очень амбициозным и, построив тоже замок, хотел таким образом, «переплюнуть» баронов?


3.Наконец, возможной причиной строительства замка были далеко идущие замыслы, связанные с перестройкой в будущем здания на Лысенко и созданием единого комплекса в готико- романтическом стиле, например аналогичного одному из знаменитых замков Луары (Франция).


Согласитесь, Очень подходит и может служить основой для проектирования полномасштабного замка на земельном участке, купленном Подгорским.


О том, что такие замыслы скорее всего существовали говорит такая деталь.


Существующий замок по Ярославову валу,1 имеет глухую торцовую стену, примыкающую к старому дому на углу Лысенко.


Михаил Кальницкий подметил: « если на других фасадах, обращенных во двор, довольно много оконных проемов, то здесь их почему-то не предусмотрели. (На одной из фоток это очень хорошо видно.)


Напрашивается предположение, что Подгорский собирался продолжить строительство своего «замка» после разборки старого углового дома».


По всей вероятности, талантливый зодчий Николай Добачевский предложил эскиз, который был не хуже блистательных иллюстраций к сказкам Шарля Перро или к романам о странствующих рыцарях. Заказчик был доволен и поэтому дал «добро» на начало строительства!


Судьба архитектора после возведения сложилась трагично. В городе не всем нравились лирические новации мастера (зависть, конкуренция и др.). У Добачевского появились недоброжелатели, начались интриги, в результате чего он был вынужден покинуть город.


Фамилия Добачевского не вошла в историю Киева, как, например, Городецкого, Николаева, Шимана, Шилле, Шлейфера и других прославленных зодчих.


Но дивный «рыцарский замок» у Золотых ворот до сих пор продолжает дышать ветрами дальних странствий и манить нас в волшебную сказку!


Вот такие возможные версии мы с вами рассмотрели..


Возможно, вы предложите свои?..)


http://www.liveinternet.ru/journal_post.php?journalid=5071829



 


Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку