-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в stive_yanberg

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) niks68pm

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.06.2009
Записей: 1340
Комментариев: 4386
Написано: 6643


Еврейская демонология. Глава 1. Культурно-исторический фон: демоны древнего Ближнего Востока

+ в цитатник

Cообщение скрыто для удобства комментирования.
Прочитать сообщение


stive_yanberg   обратиться по имени Еврейская демонология. Глава 2. Библейская демонология. Вторник, 20 Октября 2020 г. 01:41 (ссылка)
Продолжение. Предыдущая глава.

Официальная религия древнего Израиля отличалась от верований соседних народов не только своим монотеизмом, но и демонологией – в библейской теологии демоны не играют практически никакой роли. Магия была запрещена – уже древнейших свод библейских законов, так называемая Книга завета, содержит запрет: «Ворожеи не оставляй в живых» (Шмот, 22:17). Первый еврейский царь Шауль истребил всех колдуний, живших в стране (Шмуэль I, 28:3).

Поскольку языческая магия во многом носила защитный характер (отпугнуть демонов), очевидно, что религия израильтян исходила из предположения, что демонов опасаться нечего. И действительно, болезни и бедствия, согласно Библии, насылают не демоны, но сам Творец: «Придет ли бедствие в город, если Господь не сотворил его» (Амос, 3:6). В качестве своих агентов и посланников еврейских Бог использовал ангелов или духом, причем ясно давал понять, что все духи находятся под Его контролем; к примеру, злой дух, терзавший Шауля, был «злым духом от Господа» (Шмуэль I, 16:14). Поэтому не следует переоценивать многочисленные следы сохранившейся веры в демонов, которые мы находим в Библии. Большинство соответствующих пассажей являются поэтическими, и нередко невозможно сказать, является ли упомянутый в демон частью живых местных верований, или же это является данью литературной традиции, подобно именам языческих богов в европейской литературе.

Как мы уже сказали, некоторые месопотамские демоны носили имена, являющиеся общеупотребительными словами. Аналогичным образом, когда в Писании появляются Девер или Мавет («Болезнь» и «Смерть», соответственно), невозможно с уверенностью сказать, что перед нами, имена демонов или нет.

Израильские представления о демонах и злых духах мало отличались от общепринятых в регионе. Демоны обитают в пустынях и развалинах (Ваикра, 16:10, Иешаягу, 13:21; 34:14). Они насылают на людей болезни (Тегилим, 91:5-6). Злые духи тревожат человека и могут его обмануть (Млахим I, 22:22–23) – и тем не менее, их посылает Всевышний. Таинственный незнакомец, напавший на Яакова, во многом напоминал демона – ночного духа, который должен исчезнуть с восходом солнца.

Однако даже в народной израильской религии мы практически не наблюдаем страха перед демонами или нечистыми духами. Библия несколько раз упоминает «сонм покойников» (Мишлей, 21:16), однако они ведут призрачную жизнь, и, судя по всему, не тревожат живых. Некоторые внешние характеристики еврейского культа напоминают предосторожности, связанные в соседних культурой с верой вездесущих демонов. К примеру, колокольчики на одежде первосвященника (Шмот, 28:33-35) напоминают колокольчики, которые в некоторых языческих культурах использовали для отпугивания демонов. Аналогичную роль играли шофары (Ваикра, 25:9), курения (там же, 16:12–13), помазание дверных косяков (Шмот, 12:7), голубой цвет (Бемидбар, 15:38) и специальные тексты, помещаемые в амулеты (тфилин; Дварим, 6:8, 11:18) – в других культурах все это служило для отпугивания злых духов. Однако в случае с библейскими практики очень трудно сказать, в какой степени они воспринимались в это время именно как защитные меры против демонов.

Чужих богов Тора нередко называет шедим (Дварим, 32:17; Тегилим, 106:27), то есть «демоны». Это слово родственно аккадскому кdu (демон, добрый или злой). Другой термин для обозначения иных богов – сеирим («волосатые», сатиры).

Продолжение следует. При написании были использованы материалы сайта Jewish Virtual Library .
Ответить С цитатой В цитатник
stive_yanberg   обратиться по имени Еврейская демонология. Глава 3. Библейские демоны. Вторник, 20 Октября 2020 г. 01:41 (ссылка)
Продолжение. Предыдущая глава.

Лилит. «И порастут дворцы ее бедренцом; крапивой и чертополохом – крепости ее, и будет она жилищем шакалов, пристанищем для страусов. И будут встречаться (там) степные звери с дикими кошками, и козел будет перекликаться с другим; там отдыхать будет Лилит и покой находить себе» (Исайя, 34:13-14). От шумерского lil – «воздух» (а не от еврейского лайла, «ночь»!). Первоначально –суккуб, способный совокупляться с людьми. Однако, как свидетельствует процитированное финикийское заклинание, со временем Лилит становится демоном-детоубийцей, каковым она и останется в более позднем еврейском фольклоре. Традиционное мнение, что имя Лилит означает «сова», отражает древнее суеверие, связывающее птиц, и особенно со с демонами.

Мавет. На иврите это слово означает смерть. Имя Мавет (Мот) носил ханаанскоий бог подземного мира, злейший враг Баала в угаритской мифологии. Возможно, у пророков Иешаягу и Иермиягу речь идет именно о нем, а не просто о смерти: «Так как говорили вы: “Мы вступили в союз с Маветом и с преисподней заключили договор…. И будет расторгнут союз ваш с Маветом» (Иешаягу, 28:15, 18); «Ибо поднялся Мавет к окнам нашим, вошел во дворцы наши, чтобы истребить детей с улиц и юношей с площадей» (Иермиягу, 9:20). В книге Иова упоминается «первенец смерти» (18:13) – возможно, сын демона Мавета.

Решеф. Еще один ханаанский бог, ставший в библейской традиции демоном. На древнем Ближнем Востоке Решеф считался богом войны и молний, насылающим мор. Пророк Хавакук говорил о Боге, пребывающем в гневе: «Пред Ним идет мор (Девер), и пламя (Решеф) выходит по стопам Его» (Хавакук, 3:5). Это напоминает популярный мифологический сюжет, когда верховное божество сопровождают двое слуг из числа младших богов (например, Фобос и Деймос, сопровождавшие Ареса).

Девер. Мор. Еще один демонический оруженосец, шествующий рядом с Богом Израиля (Хавакук, 3:5). Девер упоминается в псалмах: «Не устрашишься ужаса ночного (пахад), стрелы (хец), летящей днем, мора (девер), во мраке ходящего, чумы (кетев), похищающей в полдень» (Тегилим, 91:5-6). С большой вероятностью, не только девер, но и все остальные ивритские слова, выделенные курсивом – имена различных демонов. «Стрела» – традиционный фольклорный символ, олицетворяющий болезнь или внезапную боль. Кетев – олицетворение нестерпимого полуденного зноя. Представление о демонической опасности полдня существовало и в классической античности; так, в идиллии Феокрита (1:15-17) рассказчик боится играть на свирели в полдень:

В полдень не время, пастух, на свирели играть нам не время

Пана боимся: с охоты вернувшись, об эту он пору

Ляжет в тени отдыхать; ведь знаешь –

Уж больно он вспыльчив…

Азазель. Азазель упоминается в связи с ритуалами Дня Искупления (Ваикра, 16:8, 10, 26). В этот день первосвященник кидал жребий:

И возьмет двух козлов, и поставит их пред Господа у входа шатра соборного. И положит Аарон на обоих козлов жребий: жребий один для Господа, а жребий другой – к Азазелю. И приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в грехоочистительную жертву. Козел же, на которого вышел жребий – к Азазелю, пусть поставлен будет живым пред Господа, чтобы совершить через него искупление, для отправления его к Азазелю в пустыню.

И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и признается над ним во всех беззакониях сынов Израиля и во всех преступлениях их, во всех грехах их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в страну необитаемую; и да отправит он козла в пустыню.

Ваикра, 16:8-10, 21-22

Большинство традиционных еврейских комментаторов полагали, что Азазель – название места, куда уводили козла: «Азазель — это отвесная кремнистая скала, высокая горная вершина [Йома 67 б]» (Раши на Ваикра, 16:8). Однако современные исследователи в большинстве своем полагает, что Азазель – имя демона, обитавшего в пустыне.

Алука. В иврите слово алука означает просто «пиявка». Именно так его понимает большинство переводчиков книги Притч: «У пиявки (алука) две дочери: “давай” (и) “давай!”». Однако поскольку в арабской литературе Алука – имя вампира, не исключено, что речь в данном случае идет о демоне и его дочерях.

Продолжение следует. При написании были использованы материалы сайта Jewish Virtual Library .
Ответить С цитатой В цитатник
stive_yanberg   обратиться по имени Еврейская демонология. Глава 4. Демоны в литературе эпохи II Храма. Вторник, 20 Октября 2020 г. 01:42 (ссылка)
В последние века до н.э. в еврейской ангелологии и демонологии происходят колоссальные изменения (по крайней мере в определенных кругах). В этот время еврейская религия, сохраняя свой монотеистический характер, приобретает ряд характерных черт дуалистических религий, в которых Бог и силы добра и света противостоят, на небе и на земле, силам зла и тьмы. Скорее всего, это связано с влиянием персидской религии с ее противостоянием доброго бога Ормузда и злобного божества Аримана. В то же время еврейский «дуализм» мобилизовал собственные древние ресурсы. В результате получилась новая, гораздо более развитая еврейская демонология.

Библейские персонажи, обладавшие в Писании лишь «демоническим потенциалом» (например, Сатан) разрослись и превратились в воплощение существующих в мире сил зла и тьмы. В эту эпоху нечистые духи так же приобретают главу (князя). Чаще всего в этой роли выступал Белиал (см. ниже), однако иногда князь демонов носил имя Сатан, Мастема или какое-либо другое.

Духи зла боролись за душу человека: в этот период многие полагали, что задача демонов – не причинять людям вред, но искушать их и сбивать с пути истинного. Поэтому при чтении многих текстов невозможно с уверенностью сказать, о чем идет речь – о демоне, являющемся внешней силой по отношению к человеку, или же о душевных качествах.

Белиал. Как мы уже сказали, в роли главы демонов часто выступал Белиал (Белиар), упоминаемый в Книге Юбилеев, 15 (необрезанные язычники названы сынами Белиара), свитках Мертвого моря, Завещании двенадцати патриархов:

Блуд сгубил многих, ибо стар ли кто, знатен ли, богат или беден, – одинаково порицание обретает он у сынов человеческих и преткновение пред Велиаром. Если же не овладеет блуд помыслами вашими, не сможет одолеть вас и Велиар.

Завещание двенадцати патриархов, Завещание Реувена, 4:7, 11

Согласно еще одному апокрифу, слугой Белиала был Менаше (Манасия), один из самых нечестивых библейских царей:

Манассия обратил свое сердце служить Велиалу (ибо ангел беззакония, который есть князь мира сего, – это Велиал, имя которого Матанбух). И он наслаждался в Иеросалиме благодаря Манассии, и он сделал его сильным в совращении и в беззаконии, распространившемся в Иерусалиме.

Мученичество Исайи, 2:4

На иврите ими Белиал означает «бесполезный». В переносном смысле это слово использовалось в значении «негодяй», «просхост». Вместе с тем уже в Библии «потоки Белиала» означало «потоки бедствий»: «Когда объяли меня волны смерти, потоки бедствий (нахалей белиал) устрашили меня» (Шмуэль II, 22:5); «Объяли меня узы смерти, и потоки бедствий (нахалей белиал) устрашили меня» (Тегилим, 18:5).

В кумранском тексте «Война сынов света против сынов тьмы» (ок. I в. до н.э.) о Белиале сказано:

Ради развращения создал Ты Велиала, ангела вражды. Все его владения находятся во тьме, и цель его – сеять вокруг зло и грех. Все духи, подвластные ему – не что иное, как ангелы разрушения.

Мастема. Еврейское слово мастема означает «вражда». В Книге Юбилеев Мастема назван «высшим из духов» и «князем» (Юбилеев, 10, 11). Согласно этому апокрифу, во времена Тераха Мастема наслал на землю птичью чуму. Позже Мастема посоветовал Богу испытать Авраама (17:15-16), так же как Сатан в книге Иова хотел испытать Иова. Мастема помогал египетским священнослужителям противостоять Моше (48:9), а затем вдохновил египтян преследовать израильтян, когда те ушли из Египта моря (48:9, 48:15-1).

Дамасский документ утверждает, что в тот момент, когда человек обратится к истинному учению, Мастема потеряет над ним свою власть:

И в день, когда человек возложит на себя обратиться к Учению (Торе) Моисея, Ангел-Супостат (Мастема) отступит от него, если он исполнит свои слова.

Дамасский документ, 16:4-5

Асмодей (Ашмадей). Ашмадей появляется в книге Товии, где одного за другим убивает семерых мужей Сары, будущей супруги заглавного героя.

Благодаря совету ангела Рафаэля Товии удалось отпугнуть демона:

Он же, идя, вспомнил слова Рафаила, и взял курильницу, и положил сердце и печень рыбы, и курил.

Демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел.

Товия, 8:2-3

В позднеантичном апокрифе «Завещании Соломона» 22-23, Асмодей говорит о себе:

Смертные называют меня Асмодей, и я занимаюсь тем, что плету интриги против молодоженов, так, что они не могут не узнать друг друга. И я совсем разлучаю их из-за многочисленных бед, а еще я растрачиваю красоту девственниц и опустошаю их сердца. Я довожу женатых мужчин до приступов безумия и страсти, так, что они покидают своих и уходят ночью и днем к тем, которые принадлежат другим мужчинам; и таким образом они впадают в грех и совершают смертельные поступки.

Ирин. «Бодрствующие», или «стражи». Класс ангелов, упомянутый в книге Даниэля: «И видел я в видениях головы моей на ложе моем, и вот, сошел с небес Бодрствующий» (Даниэль, 4:10). Согласно апокрифической литературы, именно эти ангелы сошлись с женщинами допотопного поколения, породив расу гигантов:

Итак, убегайте блуда, дети мои, и приказывайте женам вашим и дочерям вашим, да не украшают голов и лиц своих для обмана помыслов, ибо всякая женщина, прибегающая к этим ухищрениям, обречена на муку вечную. Ибо так обольстили они Стражей, бывших до Потопа. Те постоянно смотрели на них, и возжелали их, и замыслили дело: приняв человеческое обличье, сошлись с женщинами в образе мужей их. А те, вообразив в вожделении своем, породили Гигантов, ведь показались им Стражи достигающими небес.

Завещание двенадцати патриархов,

Завещание Реувена, 5:5-7
Ответить С цитатой В цитатник
stive_yanberg   обратиться по имени Еврейская демонология. Глава 5. Демоны Нового Завета. Вторник, 20 Октября 2020 г. 01:43 (ссылка)
Продолжение. Предыдущая глава.

Новозаветная демонология в значительной степени отражает тогдашние еврейские народные верования (известные также по раввинистической литературе), частично же соответствует дуалистическим представлениям сектантской литературы свитков Мертвого моря. Как и в Талмуде и мидрашах, новозаветные авторы называют демонов нечистыми или злыми духами. Предполагалось, что они обитают в безлюдных местах. Одержимость демоном проявлялась в виде в различных недугов; во многих случаях не человек, но вселившийся в его демон контролировал поведение и речь одержимого (Марк, 1:23, 26; 9:17–29).

Рассказ о том, как Иисус исцелил одержимого, заставив легион бесов войти в стадо свиней (Матфей, 8:28–34; Марк, 5:1–20; Лука, 8:26–39) свидетельствует о живучести древних народных верований – равно как и одна из притч, рассказанных Иисусом:

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

Матфей, 12:43-45

Младшие демоны в Новом Завете мало самостоятельны, и подчинены князю, Вельзевулу или Сатану. В некоторых случаях Новый Завет изображает демонов могущественной космической силой, враждебной Богу и людям:

Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.

Ефесянам, 6:11-12

Вельзевул. Князя демонов и Иисус, и его оппоненты называют Вельзевулом:

Если хозяина дома назвали вельзевулом, не тем ли более домашних его?

Матфей, 10:25

Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою вельзевула, князя бесовского.

Там же, 12:24

Этимология этого имени является предметом научного спора; даже новые находки угаритских текстов не смогли до конца прояснить этот вопрос. Согласно одной из версий, Вельзевул – инкарнация Бааль-Звува, бога филистимского Экрона:

И восстал Моав против Израиля по смерти Ахава. Ахайя же провалился через решетку (окна) верхней его комнаты, что в Шомроне, и занемог. И послал посланцев, и сказал им: идите, вопросите Баал-Зевува, божество Экронское, выздоровею ли я от этого недуга? Ангел же Господень сказал Элии Тишбиянину: встань, подымись навстречу посланцам царя Шомронского, и скажи им: разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Баал-Зевува, божество Экронское?

Млахим II, 1:1-3

Возможно, изначально это имя имело несколько значений: Баал-князь, Владыка небес и Повелитель мух.
Ответить С цитатой В цитатник
stive_yanberg   обратиться по имени Еврейская демонология. Глава 6. Демоны Талмуда. Вторник, 20 Октября 2020 г. 01:44 (ссылка)
Продолжение. Предыдущая глава.

Дальнейшее развитие еврейской демонологии происходит в Талмуде.

Согласно Авот, 5:6, в конце шестого дня творения, накануне первой субботы, были сотворены мазиким – демоны-губители. Это единственное упоминание демонов во всей Мишне.

В числе достижений Гилеля Старого и его ученика рабби Йоханана бен Закая указывается, что они понимали «язык бесов» (шедим; Софрим, 16:9; Сука, 28а). Последний, объясняя язычнику законы о пепле красной коровы, упомянул «дух безумия», входящий в человека, который можно изгнать только с помощью экзорцизма (Бемидбар Раба, 19:4).

Иерусалимский Талмуд практически не интересуется демонологией, и упоминает только три класса демонов: мазиким («губители»), шедим («бесы») и рухот («духи»). В Вавилонском Талмуде говорится, что многие представления о демонах, общепринятые в Вавилоне, неизвестны в Земле Израиля. К примеру, слова шида ве-шидот (Коѓелет, 2:8) в Вавилоне переводили как «демоны и демоницы», тогда как в Палестине («на Западе») – как «колесницы» (Гитин, 68а). А прославленный палестинский мудрец рабби Йоханан утверждал, что демоны, обитавшие прежде в пустыне, исчезли после того, как Израиль воздвиг в пустыне скинию (Бемидбар Раба, 12:30).

В палестинских мидрашах присутствие демонов несколько более заметно, чем в Иерусалимским Талмуде. Однако настоящий расцвет еврейской демонологии наблюдается в Вавилонском Талмуде – вне всяких сомнений, под влиянием повсеместной и широко распространенной в Месопотамии веры в демонов. Рав Гай Гаон в одном из своих респонсов прямо писал, что в Суре все верили в демонов, поскольку этот город находился недалеко от древнего Вавилона, столицы Навуходоносора, тогда как в более удаленной Пумбедите подобные верования было куда менее популярны.

Вавилонский еврей жил в мире, наполненном множеством демонов и духов, обычно злых, но иногда и добрых, обитавших в воде и в воздухе, на крышах и деревьях, в руинах и уборных. Эти существа были невидимыми:

Абба Биньямин говорил: если бы глазу дано было видеть, ни один человек не устоял бы перед чертями.

Сказал Абайе: их больше, чем нас, и они окружают нас, как гребешок вскопанной земли окружает лунку. Сказал рав Ѓуна: каждый из нас — тысяча [чертей] слева от него и десять тысяч справа от него…Тот, кто хочет их распознать, возьмет просеянную золу и рассыплет ее вокруг своей кровати, а утром он увидит [на ней следы,] похожие на следы куриных лап.

Брахот, 6а

По мнению мудрецов, по свое природе демоны имели много общего как с людьми, так и с ангелами:

Шесть вещей сказано о бесах: в трех подобны они ангелам служения, а в трех других — людям. В трех подобны они ангелам служения: подобно ангелам служения есть у них крылья, и подобно ангелам служения могут они перенестись из одного конца мира в другой, и подобно ангелам служения ведают они о том, что должно случиться. А в трех [отношениях] подобны [бесы] людям: подобно людям едят они и пьют, и подобно людям плодятся и размножаются, и подобно людям умирают.

Хагига, 16а

Мудрецы спорили о том, может ли демон принять человеческий облик, и отбрасывает ли он тень:

Случай, произошедший в Цальмоне: некий человек заявил: я такой-то, сын такого-то, ужалила меня змея, и я умираю. Пошли – и не опознали, но разрешили его жене [выйти замуж].

Гемара: может быть, это был демон? Сказал рав Йеѓуда от имени Рава: нет, видели, что он был в человеческом облике.

– Но ведь и демон может принять человеческий облик?

– Нет, ибо видели его тень.

– Но ведь и демон отбрасывает тень?

– Нет, ибо видели тень его тени.

– Но разве невозможно, что и у демонов есть тень тени?

Йевамот, 122а

Демоны наводняют еду и питье, если оставить их под кроватью. Не следует пить воду в ночь на среду и субботу, а также из рек и прудов по ночам – тех, кто пренебрегает этим правилом подстерегает демон Шабрири («слепота»). Впрочем, против него существует специальное заклинание:

Если кто-нибудь есть рядом, надо сказать ему: «такой-то, сын такого-то, жажду я воды». После же пусть пьет. Если же нет [никого рядом,] пусть скажет сам себе: «Такой-то, сын такого-то, говорила тебе мать твоя: бойся шаврири, врири, рири, ири, ри. Жажду я воды в чашах белых».

Псахим, 111а

Еще одним местообитанием демонов считалось отхожее место. Поэтому ходить туда поодиночке не рекомендовалось. Впрочем, соблюдая правила приличия, можно было ходить туда безбоязненно.

Сказал рабби Танхум бар Ханилай: всякий, кто скромен в отхожем месте, не потерпит ущерба…от чертей. Было такое отхожее место в Тверии, что [даже] если вдвоем

туда заходили и даже днем, терпели ущерб [от чертей]. Рабби Ами и рабби Аси заходили туда поодиночке и не терпели ущерба. Сказали им учителя: разве вы не боитесь? Отвечали они: приняли мы предание об отхожем месте, что следует вести себя там скромно и молча.

Рава, пока еще не стал он главой [ешивы], дочь рава Хисды брала медную кружку с орехом и трясла ею, производя трескучий звук, а когда взошел он на царство, она сделала [в стене уборной] окно и клала ему руку на голову

Брахот, 62а

Демонов и других злых духов некоторые мудрецы считали порождением первого человека, который, будучи проклят Всевышним, 130 лет пребывал в унынии:

Сказал рабби Ирмия бен Эльазар: все те годы, что первый человек был отвержен, порождал он злых духов, бесов и ночных оборотней, как сказано: «И жил Адам сто тридцать лет, и родил по подобию своему, по образу своему…» (Берешит, 5:3) – получается, что до этого рождал он не по образу своему.

Эрувин, 18б

Согласно другому высказыванию этого мудреца (видимо, проявлявшего особый интерес к демонологии) Бог «превратил в обезьян, духов и ночных демонов» некоторых строителей Вавилонской башни (Сангедрин, 109а).
Ответить С цитатой В цитатник
stive_yanberg   обратиться по имени Еврейская демонология. Глава 7. Демоны Талмуда-2. Вторник, 20 Октября 2020 г. 01:45 (ссылка)
Продолжение. Предыдущая глава.

Царем демонов мудрецы почитали Асмодея. Согласно легенде, Асмодей как-то был пленен Бенаягу, визирем и советником царя Шломо:

Послал [Шломо] Бенаяѓу, сына Йериады, и дал ему цепь с выгравированным Непроизносимым Именем, кольцо с выгравированным Именем, овечью шерсть и кувшины с вином. Пошел Бенаяѓу, вырыл яму под горой, дал воде стечь туда, перекрыл [канал] шерстью, выкопал еще яму выше по склону, вылил в нее вино , заполнил ямы, отошел и сел под деревом.

Явился Асмодей, проверил печать, вскрыл яму, и нашел ее полной вина. Сказал он; сказано: «Вино – глумливо, шейхар – буен, и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Мишлей, 20:1), и сказано также: «Блуд, вино и напитки завладели сердцем» (Ѓошеа, 4:11). Не стану пить. Почувствовал жажду и не устоял – пил, пока не опьянел, и уснул. Подошел Бенаяѓу, набросил на него цепь и затянул ее.

Гитин, 68а

Шломо держал Асмодея при себе, пока тот не возвел ему Храм.

Царицей демонов мудрецы почитали Аграт бат Махалат, которой прислуживало сто восемьдесят тысяч демонов, каждый из которых может навредить человеку. В былые времена она разбойничала каждую ночь, пока в дело не вмешался рабби Ханина бен Доса:

Сказала она ему: если бы не провозглашали о тебе на Небесах, говоря: «Остерегайтесь [вредить] Ханине и Торе его», не поздоровилось бы тебе!

Сказал ей [рабби Ханина]: если так чтут меня на Небесах, повелеваю тебе никогда не появляться в населенных местах!

Сказала она ему: молю тебя, смягчи [запрет твой] хоть ненамного! Дозволил ей рабби Ханина [появляться] в ночь на среду и в ночь на субботу.

Псахим, 112б

Позже вавилонский мудрец Абайе окончательно изгнал Аграт из жилых мест, однако демоница и ее бесы продолжают появляться «в переулках на окраинах». Кроме того, мужчинам, ночующим в одиночестве, угрожает другая демоница, Лилит, суккуб с длинными волосами и крыльями:

Рабби Ханина говорил: запрещено спать в доме одному, а тем, кто спит один в доме, овладевает Лилит.

Шабат, 151б

Четные числа считались несчастливыми. Об этом мудрецам сообщил демон с еврейским именем Йосеф:

Сказал рав Йосеф: так сказал мне демон по имени Йосеф: все четное отдано во власть Ашмадая, царя демонов. Сам же царь не зовется «несущим вред».

Сказал рав Папа: так сказал мне демон по имени Йосеф: за две — убиваем, за четыре — вредим.

Псахим, 110а

Поэтому если выпить четное число бокалов, это привлекает демонов. Исключение – пасхальный Седер, когда пьют четыре бокала вина: о пасхальной ночи сказано: «Это ночь бдения Гoсподня» (Шмот, 12:42), поэтому в это время можно не опасаться демонов.

Любимым местообитанием демонов служат пальмовые рощи: «Сказал Реш Лакиш: вот вещи, навлекающие смертельную опасность, и всякий, не остерегающийся их, сам виновен в гибели своей. [Опасно] испражняться между пальмой и стеной, и проходить между двумя пальмами» (Псахим, 111а). Того, кто испражняется между пальмами, поразит демон Палга; того, кто облокотится на пальмовый ствол – демон Цереда.

Мудрецы Талмуда опасались слишком ветвистых или колючих деревьев. Некоторые из них считались любимыми местами обитания демонов. В каперсах жил безглазый демон Рухе. Множество демонов обитает в тени деревьев; они особенно опасны, если дерево растет около города. Демон Ришпе обитает в корнях деревьев.

По утрам активен демон Кетев Мерии. Как-то раз его увидел Абайе. В полдень его сменяет крылатый демон Кетев Ягуд Цогораим. Согласно мидрашу, он одноглаз и весь покрыт волосами и чешуей. Кто его видит, сразу же падает без чувств (Мидраш Тегилим, 91:3). С 1 по 16 тамуза он появляется всегда, после этого – иногда появляется, иногда нет.

О том, что человек бессилен перед демонами, свидетельствует следующая талмудическая метафора: о человеке, совершившим некий поступок под действием непреодолимой силы (force majeure) мудрецы говорили, что он действует, «принуждаемый демоном» (см. напр. Рош га-шана, 28а).

Большинство последующих комментаторов и кодификаторов полностью разделяло талмудическую веру в демонов. Едва ли не единственным, кто не верил в их существование, был величайший раввин и философ рабби Моше бен Маймон (Рамбам, Маймонид).
Ответить С цитатой В цитатник
stive_yanberg   обратиться по имени Еврейская демонология. Глава 8. Демоны в каббале. Вторник, 20 Октября 2020 г. 01:45 (ссылка)
Продолжение. Предыдущая глава.

Еврейские мистики деятельно использовали практически все демонические мотивы Талмуда и мидрашей. Кроме того, в каббалистической литературе появляется два новых элемента.

Каббалисты попытались систематизировать сведения о демонах, чтобы объяснить демонологию в соответствие со своим мировоззрением и представлениями о мире. Новые элементы были заимствованы из внешних источников, прежде всего – из арабской и христианской демонологии, а также народных верований немцев и славян.

Со временем эти «пришлые» элементы были более-менее последовательно инкорпорированы в еврейскую демонологию. В некоторых случаях, однако, материал абсорбировался практически без всякой еврейской переработки и адаптации. Это особенно справедливо в отношении источников по практической каббале. В результате оригинальные каббалистические представления смешивались с народными верованиями, изначально не имевшими отношения к каббалистическим верованиям. Поэтому поздняя еврейская демонология приобрела ярко выраженный синкретический характер.

Демонологические представления ранних испанских каббалистов наиболее последовательно изложил рабби Моше бен Нахман (Рамбан, Нахманид) в своем комментарии на Ваикра, 17:7. По мнению Рамбана, демоны (шедим) обитают в безлюдных местах, в развалинах и в холодных краях – например, на севере. Они были созданы не из всех четырех элементов, но лишь из огня и воздуха. У них тонкие тела, невидимые человеческому глазу, позволяющие им носиться в огне и воздухе. Поскольку они состоят из «земных» элементов, демоны подчиняются законам природы, и смертны, подобно людям. Их пищей служат вода и огонь – поэтому некроманты возжигают курения, чтобы вызвать демона. Несмотря на присущий им элемент огня, демоны окружены холодом. Благодаря способности летать они могут достичь «князей» зодиака, обитающих в атмосфере, и услышать от них, что произойдет в будущем (впрочем, только ближайшем, а не далеком).

В комментарии на Ваикра, 16:8 Рамбан намекнул, что демоны принадлежат к роду Самаэля, «душе планеты Марс; среди народов его удел – Эсав». Самаэль – другое имя Сатаны; Эсавом (в Библии – брат Яакова) в еврейской литературе называли сначала Рим, а затем христианский мир.

Кастильские каббалисты Ицхак га-Коэн, Моше из Бургоса и Моше де Леон связывали существование демонов с силами «левой стороны» – десяти эманаций зла, соответствующим десяти божественным сфирот. В их сочинениях мы находим подробнейшие описания происхождения этих сил, а также объяснение имен повелителей злых воинств. В разных источниках разные классы демонов носят разные имена. Однако все согласны, что демоны подлунного мира подчиняются Самаэлю и Лилит, которые, впервые в истории еврейской демонологии, фигурируют как супружеская пара.

Согласно каббалистической традиции, автором Зогара («Сияние»), ставшего основополагающим текстом еврейской мистики и одним из краеугольных камней еврейской религиозной культуры, является рабби Шимон бар Йохай, мудрец II века. Вместе с тем некоторые раввины и большинство исследователей считают эту книгу апокрифом, а ее автором – кастильского каббалиста Моше де Леона.

Согласно Зогару, демоны, в большинстве своем – порождение сексуальных связей между людьми и силами зла. Некоторые демоны, например Лилит, были созданы на исходе шестого дня творения, в качестве бесплотных духов. Связываясь с людьми, они стремились обрести тело. Сначала Лилит совокуплялась с Адамом (когда он временно покинул Еву), затем с его потомками. Демоны, рожденные от этой связи, тоже ищут близости с людьми.

Тема сексуальных отношений между людьми и демонами занимает важное место в демонологии Зогара. Любое напрасное семяизвержение порождает демонов (поскольку самостоятельно демоны не размножаются, и нуждаются в человеческой сперме для продолжения рода). В поздних каббалистических сочинениях также утверждается, что демоны рождаются от половых связей, от которых рождаются незаконнорожденные дети. Когда человек умирает, такие дети-демоны являются на его похороны, оплакивают его и требуют свою часть наследства; они также могут причинить вред законным детям. Поэтому в некоторых общинах существовал обычай (известный с XVII века), запрещающий детям провожать тело отца на кладбище.

Согласно Зогару, душа грешника после смерти может стать демоном-губителем (мазик). Встречаются, однако, и добрые демоны, готовые помочь человеку и оказать ему услугу. Это особенно верно в отношении демонов, подвластных Асмодею, которые признавали Тору и считались своего рода «еврейскими демонами».

Иногда демоны потешаются над людьми. Например, они могут неверно предсказать будущее, или солгать им в сновидениях. Ноги у демонов кривые (Зогар, 3:229б).

Согласно Зогар, 3:253а, существует три типа демонов:

Подобные ангелам.
Похожие на людей. Они признают Тору, и именуются еврейскими демонами.
Не боящиеся Бога, подобные животным.
Демоны обитают в различных слоях атмосферы. В то же время Зогар упоминает «утробу великой бездны» (нуква ди-теома раба), куда демоны возвращаются на субботу, поскольку в это время они безвластны.

Демоны смертны, однако их правители живут гораздо дольше людей, а некоторые из них, например, Лилит и Наама, доживут до Страшного суда (Зогар, 1:55а).
Ответить С цитатой В цитатник
stive_yanberg   обратиться по имени Еврейская демонология. Глава 9. Демоны в средневековой еврейской культуре. Вторник, 20 Октября 2020 г. 01:46 (ссылка)
Окончание. Предыдущая глава.

Демоны наполняют воздушное пространство между землей и «сферой луны». Активнее всего они по ночам, особенно в полночь.

Согласно рабби Бахье бен Ашеру, демоны спаслись в ковчеге Ноаха. В противном случае они не пережили бы потоп.

Демонов считали причиной некоторых болезней, например, падучей.

Различные источники упоминают четырех прародительниц демонов. Это Лилит, Наама, Аграт и Махалат (в некоторых источниках Рахав). В назначенное время подчиненные им демоны собираются в орды, и несут угрозу миру. Время от времени они собираются на горе «рядом с горами Мрака», где совокупляются с Самаэлем. (Подобно ведьмам христианской демонологии, устраивающим свои шабаши.) Туда же являются ведьмы и ведьмаки, чтобы поучиться колдовству и чародейству у старших демонов (которые, согласно Зогару, являются падшими ангелами, восставшими против Бога).

Повелители демонов носили разные имена. У мелких демонов своих имен не было, их называли по имени патрона: Самаэль и его воинство; Ашмадей и его воинство, и т.д. Ашмадея нередко называли сыном Наамы, сестры Тувал-Каина. Однако некоторые источники считали его сыном Давида и Аграт, царицы демонов. Несколько имен демонов пришло из арабской традиции. Одно из них – Билар (Билак, Билик), искаженное Белиар/Велиар – одно из имен Сатаны, известное п апокрифической и раннехристианской литературе. Вернувшись «домой», Билар оставил заметный след в практической каббале. Печать этого царя демонов подробно описана в каббалистическом трактате Брит Менуха («Завет покоя»), изданном в Амстердаме в 1648 году. Свои печати были и у других демонов, а тот, кто их знает, может вызвать демона даже против его воли. Изображения этих печатей присутствуют во многих рукописях, посвященным практической каббале.

Популярный сюжет о демоне, принимающем облик дракона или змея, был известен и еврейской демонологии. Согласно Сефер Хасидим («Книга благочестивых», сочинение германских пиетистов), повелителя демонов зовут Дракон.

Немецкие евреи вообще проявляли огромный интерес к демонологии, о чем свидетельствуют сочинения немецких пиетистов (хасидей ашкеназ), библейский комментарий р. Менахема Циони, а также знаменитая Маасе-Бух («Книга рассказов») – сборник рассказов на идиш, предназначенный широкой народной аудитории. По словам Рамбана, немецкие евреи постоянно интересуются демонами и составляют заклинания, способные их отпугнуть.

В некоторых источниках упоминаются семь царей демонов (например, Маймон Черный и Шемхуриш), властвующих над семью днями недели. Эта идея так же заимствована из арабской культуры. Согласно другой традиции (Сефер га-хешек), над демонами властвуют три царя: Халама, Самаэль и Кафкафуни. В некоторых источниках перечисляются имена ангелов и демонов, властвующих над теми или иными ночными часами.

Оригинальную иерархию демонов предложил известный каббалист Йосеф Тайтзак из Салоник. По его мнению, демонами правят Самаэль, покровитель Эдома (христианства), и Амон из Но, патрон Египта (ислама).

Выдающийся каббалист, ученик рабби Ицхака Лурии (Ари, Аризаль) и популяризатор его мистического учения рабби Хаим Виталь говорил о демонах, состоящих лишь из одного элемента (мнение, отличное от упомянутых выше взглядов Рамбана). Возможно, своим происхождением эта идея обязана европейской ренессансной демонологии.

По словам Ицхака бен-Самуил из Акры, каббалиста XIV века, у демонов, в отличие от людей, на руках по четыре пальца (нет большого). Трактат Эмек га-мелех («Долина царей»; Амстердам, 1648) упоминает демонов, называемых ксилим («дурачащие»). Они сбивают человека с толку и шутят над ним шутки. Возможно, со временем ксилим эволюционировали в упоминаемых в более поздних источниках лейцим («шуты»), демонов низшего порядка, проказничающих с домашней утварью.

Начиная с XVII века в литературе упоминается демон, именуемый аббревиатурой ШД. Его полное имя – Шомер Дапим, «хранитель страниц». Он наказывает тех, кто оставляет открытыми священные книги.

Согласно распространенным поверьям немецких евреев, четыре царицы демонов властвовали над четырьмя временами года. Каждые три месяца, когда меняется время года, их менструальная кровь попадает в воду и отравляет ее. Поэтому нельзя пить воду, когда меняется время года. Согласно Хаиму Виталю, четыре царицы демонов властвуют в Риме (Лилит), Саламанке (Аграт), Египте (Рахав) и Дамаске (Наама). Особенное место в еврейской демонологии заняла царица Савская, превратившаяся в одну из повелительниц демонов. В некоторых источниках ее отождествляют в Лилит.

Согласно Аврааму Галанте, до того, как Бог смешал языки, в мире существовало только два языка: еврейский (то есть иврит) и язык демонов.

Последним оригинальным еврейским сочинением, посвященным демонологии, стала Сефер карнаим («Книга лучей»), изданная в 1709 году в Жолве рабби Шимшоном из Острога.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку