-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в stive_yanberg

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) niks68pm

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.06.2009
Записей: 1340
Комментариев: 4386
Написано: 6643


Веретнические обряды

+ в цитатник

Cообщение скрыто для удобства комментирования.
Прочитать сообщение


stive_yanberg   обратиться по имени РИТУАЛ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛЮБВИ НА ВЕРЕТЕНО. Среда, 04 Ноября 2020 г. 01:19 (ссылка)
Растущая Луна - наиболее подходящий период для этого ритуала.

 

Вам понадобится:

 

1. 2 розовые,

2. 1 красная свеча,

3. глиняная глубокая миска или тарелка,

4. благовонии или ароматические палочки (роза, опиум, жасмин),

5. эфирные масла на выбор любое (роза, пачули, иланг-иланг, лимон, грейпфрукт),

6. веретено.

 

 Предварительно на красной свече острием иглы или булавки напишите свое имя, и те слова, которые описывают то, что вы ожидаете от ритуала.

 

 Затем нанесите на свечу несколько капель эфирного масла и поставьте ее в подсвечник. Налейте в тарелку воды и поставьте ее перед собой. Зажгите розовые свечи и благовония.

 

Трижды коснитесь веретеном тарелки. Произнесите следующие слова:

 

"Тебе искать, тебе найти,

 Тебе привести, тебе привязать,

 Сердце к сердцу, навеки едино,

 Так говорю я, мое слово крепко".

 


Снова трижды коснитесь веретеном тарелки. Зажгите красную свечу, чтобы ее помогла вашему заклинанию быстрее дойти до цели.

 

 Совсем не обязательно, чтобы свеча сразу горела непрерывно (это может занять много времени). Вы можете оставить ее в подсвечнике и зажигать всякий раз, когда вы дома.

Приворот на веретено

 

 Намотать на веретено две нитки – красную и голубую.

 

 Во время этого 9 раз читать заговор, после чего нити закрепить и оборвать.

 

 Веретено с намотанными нитями на три дня положить себе под кровать, а затем завернуть в черную тряпицу и держать в потайном месте.

 

«Как нитке вокруг веретена виться да не оборваться,

 так и тебе, (имя), вокруг меня (имя),

 виться да крутиться, вовек не отлепиться.

 Будешь крепко ко мне прижиматься,

 со мной сливаться, чтоб вовек не расстаться.

 Как нить да веретено неразлучны,

 так и мы будем вместе до самой смертушки, до сырой земли.

 Да будет так.»


 

(от Марьяны)

http://www.liveinternet.ru/users/4061666/post304855153/

Ответить С цитатой В цитатник
stive_yanberg   обратиться по имени ЧТО ТАКОЕ ВЕРЕТЕНО? Среда, 04 Ноября 2020 г. 01:20 (ссылка)
Немного интересной информации о веретене.



 Это деревянная палочка, сантиметров тридцать длиной.



 Она обязательно имеет более тупую головку, на которой веретено вращается, и острый конец, за который пряхи его вращают.



 Вот и все устройство мистического жезла.



 Этот предмет крестьянского быта в неизменном виде дожил до наших дней и до сих пор используется по назначению.



 Когда появилось веретено, кто его изобрел и как приспособил для превращения хаоса шерсти в структурированную нить, доподлинно неизвестно.



 Есть только предположения, опирающиеся на такие зыбкие доводы, как «возможно», «скорее всего» и т.п. Говорить о каких-то конкретных доказательствах изобретения веретена не приходится.



 Я считаю, что его и не изобретали, а просто в древности женщины исполняли ритуал, копирующий действия Великой Пряхи. А потом этот ритуал все более утрачивал мистическую суть и становился утилитарным действием, нацеленным на создание необходимого — шерстяных ниток.



 Выше я уже писал о том, что прядение — это зримое структурирование первичного хаоса в конкретную материальную форму.



 Основным инструментом такого структурирования служит веретено. Формы его примерно однотипны. В разных местностях они различаются только внешними контурами.



 К примеру, на севере России веретена больше похожи на точеные палочки с плавными, закругленными краями головки. В средней полосе России у веретен более резкие формы головки, удлиненное тело и острый конец, за который пряхи крутят его. Но в любых формах функциональные возможности веретена не меняются.



 Казалось бы, в чем мистика? Взял деревяшку, выстрогал, обработал, чтобы стала гладкой, и все — веретено готово. Так сейчас и делают. На рынках разных городов можно встретить немало таких новоделов. Их вытачивают на токарных станках, украшают примитивной резьбой или какой-то краской наносят подоски и на этом процесс завершается. Изделие готово.



 Но все это внешняя сторона. И тот, кто делает веретена, и те, кто покупает их, вряд ли представляют, какую мистическую силу они держат в руках. Да и не до мистики тем, кто хочет заработать на изготовлении веретен, и тем, кто покупает их для прядения. Какая уж там мистика, когда нужно просто выжить!



 А веретено могло бы изменить жизнь любого человека самым удивительным образом. Нищего сделать обеспеченным, несчастному дать шанс на обретение радости. Спектр возможностей применения современной волшебной палочки весьма широк.



 Сразу нужно оговориться — мистическая сила веретена не в его форме, а том действии, на которое оно рассчитано. Постоянное многолетнее вращение на месте включает веретено в мировую систему торсионных полей, заряжает энергией метафизических миров. Но воспользоваться ею может только тот, кто владеет практиками работы с веретеном. А таких — единицы. Для большинства веретено — простой кусок дерева...



 А ведь даже в наше время мы сталкиваемся с проявлениями мистической силы веретена.



 К примеру, этот магический жезл использовали для наведения порчи на человека. Чтобы избавиться от темного заряда попытались сжечь веретено. Бросили в костер, но деревянная палочка, лежа на раскаленных угольях, только обуглилась и потемнела, но гореть не хотела. После проведения ритуала очищения с использованием соли и сырой земли веретено вспыхнуло и почти мгновенно сгорело. Аккумулированная в нем негативная энергия предохраняла дерево от огня.



 Когда бы это был единичный случай, то всему этому можно найти какие-то наукообразные объяснения. Но таких примеров немало. Причем, не только веретена, которыми пользовались черные колдуны. Если веретено много и активно работало, как мистический талисман, оно также сохраняется в огне почти нетронутым. Но стоит убрать энергетический заряд, как оно превращается в обычную деревяшку, весело вспыхивает и очень быстро сгорает...



Наиболее сильными и энергетически активными являются старинные веретена. Этому немало объяснений.



 Во-первых, тогда их изготавливали из особых пород дерева, с соблюдением всех правил и ритуалов. А потом эти веретена долгие годы вращались, наматывая на себя структурированную нить хаоса.



 Как правило, после двух-трех лет участия в прядении, веретено уже включается в мировую систему энергетических связей. А что говорить о веретенах, которыми пряхи пользовались по пятьдесят, семьдесят и даже сто лет? В таких палочках накоплена колоссальная энергия, высвободить которую не представляет труда.



 Другое дело, для каких целей использовать накопленную силу? Можно, конечно, увлечься самим процессом управления силой и воздействовать ею на окружающий мир. Но что это даст? Переустройство мира нужно начинать с себя. Пока внутри у человека непокой и бурление страстей, внешние ухищрения мало помогут. Разовый эффект возможен, но надолго ли? Внутренний дисбаланс, отсутствие мира в душе, нейтрализуют достигнутые с помощью веретена успехи.



 Человек должен пользоваться волшебной палочкой с осознанием причастности к высокому служению. Веретено в данном случае выступает в роли внешнего союзника внутреннего преображения.



 Главная задача не в том, чтобы творить чудеса на потребу публике, а в том, чтобы с помощью силы веретена избавиться от блоков собственного эго, преодолеть негативные тенденции, жалость к себе, стать счастливым внутри, и тогда ваша работа с веретеном даст удивительные результаты. Уныние и печаль, страх и другие порочные эмоции просто уйдут, исчезнут, оставив лишь воспоминания. Они будут важны для вас, поскольку при отклонении от внутренней гармонии, вы сразу почувствуете их сигнал.



 Память о внутреннем негативе, словно сторожевой колокольчик: сразу же даст знать, что порок только ждет вашей слабости, чтобы немедленно вернуться и с новой силой надавить на вашу психику.







Оберег для дома и домочадцев веретено



 Веретено, середина XIX - начало XX в. Размеры: длина - 300 мм., максимальная толщина - 18 мм.



 Веретено издавна считалось магическим предметом.



Южные славяне использовали веретено защиты от нечистой силы.



Веретена выносили из хаты во двор во время грозы для отвращения молнии.



Восточные славяне использовали веретено в знахарстве - кололи веретеном больного, читая заговор.



Веретено клали также в воду вместе с ножом для наговора воды на лечение.



В любовной магии веретено олицетворяет женское начало и используется для усиления привлекательности.



 В высверленный в веретене паз помещаются полудрагоценные необработанные и драгоценные обработанные камни, защитные формулы. Паз запечатывается.



Такой оберег применяют для защиты дома от негативной энергетики и сущностей.



 Веретено надо будет поместить высоко над притолокой входной двери таким образом, чтобы его никто не достал. Или просто положить на крышку шкафа в прихожей. Веретено можно будет перемещать по квартире из одной комнаты в другую при необходимости.



 Веретено подходит и для защиты женщины, девочки. Если, например, ребенок (девочка) будет беспокойно спать или капризничать, веретено можно положить под матрас или под кроватку.



 Со временем сила этого предмета будет возрастать. Когда веретено будет передано по наследству, сила его увеличится многократно.

Источник:   http://www.liveinternet.ru/users/4061666/post304855043/


Дневник Макошь311

Ответить С цитатой В цитатник
stive_yanberg   обратиться по имени СВЯЗЬ ПРЯЛКИ С МАГИЕЙ В СЛАВЯНСКОЙ ТРАДИЦИИ. Суббота, 13 Марта 2021 г. 22:48 (ссылка)


О связи прялки с магией в отечественной  традиции  красноречиво говорят и данные языка.



Так, слово кудель, т.е. приготовленный к пряже  лен, одного корня со словами куд — «злой дух», кудь — «чары» и кудесник, кудесница — «колдун, колдунья».



Как отмечают специалисты, в славянской традиции кудель была не только символом женского начала, но и оберегом от нечистой силы



Кроме того, в некоторых регионах она выполняла роль медиатора между земным и потусторонним миром: «У словаков в поминальные дни Всех Верных Душечек (2.XI) хозяйки жертвовали в костел столько куделей чесаного льна, сколько душ умерших поминали, веря, что за каждую кудель уцепится одна душа и сможет выйти из чистилища».



Белорусы считали, что если опоясаться тремя нитями, изготовленными из отходов шерсти при тканье, выпряденными левой рукой, и сесть на печи, то можно будет увидеть души умерших, входящих в избу.



Кудель могла символизировать и изменение статуса девушки: на Валдае и в Новгородских землях жених сжигал кудель прямо на прялке невесты в знак того, что вопрос о свадьбе решен, откуда пошло выражение «уже куделина сожжена».



Часть прялки назвалась копыл или копылка—деревянный стояк или кол, в прядении это слово обозначало ножку прялки.



Поскольку в некоторых северных регионах ножка прялки называлась кобыла/ кобылка, В.И. Даль посчитал, что данный термин является производным от корня коба, известного только в новгородско-тихвинском говоре.



Сам же этот корень восходит к слову кобь — «ворожба, гадание», откуда, в частности, пошло выражение прикоб(ен) ить молодца, т.е. приворожить его.



Следует отметить, что прялка могла восприниматься как атрибут нечистой силы или ее заместитель, так, например, в кашубском языке слово мора обозначало одновременно и «нечистый дух» и «самопрялку».



Связанное с прядением какое-то магическое действо мы видим на средневековом Городищенском браслете из Галицкой земли XII—XIII вв. На нем изображены две женщины. Сидящая слева держит в одной руке турий рог, а в другой — прялку с куделью. Вторая женщина выставляет вперед веретено, а правой рукой благословляет поднятый рог. Б.А. Рыбаков интерпретировал это как начало сезона «посиделок», совместного прядения в октябре—ноябре. Кроме того, на другой створке браслета изображена женщина с волком-оборотнем, на которого надет пояс, т.е. сцена носит явно ритуально-магический характер. 



Поскольку на других подобных браслетах обычно изображались сцены языческих игр русалий, все это указывает, что и рассмотренная выше композиция не была обычным прядением, а также изображала некое магическое действо. Весьма интересно присутствие в этом ритуале рога, перекликающееся с изображением богини с рогом на Збручеком идоле.



Дополнительно о связи прялки с магическими действиями свидетельствует достаточно широко распространенный на Руси и в Белоруссии обряд катания с ледяных гор на донцах прялок. Целью обряда был хороший урожай льна — у той девушки, которая дальше всех проедет на своем донце лен уродится больше, чем у других. С другой стороны, считалась, что та девушка, которая упадет во время катания с донца, не доживет до осени.



МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ, СВЯЗАННЫЙ С ПРЯДЕНИЕМ.




У восточных славян с прядением был связан целый ряд мифологических персонажей.



Во-первых, это Мокошь.



С принятием христианства функция прядения отчасти перешла на Богородицу и Параскеву Пятницу, отчасти — на кикимору и мокруху, персонажей низшей мифологии. Тесно связаны с ним и ведьмы.



По белорусскому поверью ведьма, обвиваясь с ног до головы выпряденною из кудели ниткой, делается невидимкою. Чехи считали, что ведьмы летают по воздуху на прялках. И ведуны, и ведьмы любят превращаться в клубок пряжи.



Не следует забывать и то, что в русских сказках баба-яга дает герою клубок, указывающий ему путь в неведомое царство. Естественно возникает вопрос: была ли богиня Мокошь как-то связана с рожаницами — пряхами судьбы? Судя по всему, определенная связь между ними существовала. Если применительно к сильно «сниженному» варианту Мокоши, воспринимавшемуся в XIX в. как персонаж низшей мифологии, наподобие домового или кикиморы, фиксируется связь с прядением на уровне крестьянской избы, то эта же связь на уровне богини вполне могла существовать в космическом масштабе.



На устойчивость связи с прядением указывает и «двоеверная» Параскева Пятница, определяющая путем запретов время занятия данным ремеслом уже в масштабе целой страны, судя по распространенности связанных с нею легенд. Как было показано выше, в «двоеверную» эпоху именно эта святая соотносилась с семантикой пути, который, в свою очередь, мог восприниматься мифологическим сознанием в качестве нити.



Один из вариантов этимологии имени Мокоши, предложенный Б.А. Рыбаковым, указывает на ее возможную связь с понятием судьбы. В приведенной в предыдущей главе предании Пятница дарует понравившемуся ей человеку удачную женитьбу, чрезвычайно долгий срок жизни и определяет посмертную участь его души, т.е. если и не определяет непосредственно судьбу человека, то, во всяком случае, обладает властью изменять ее по своему усмотрению.



Кроме того, Мокошь была тесно связана с понятием воды, и именно эта стихия, как показывают данные языка, ассоциируется с процессом прядения, начиная с эпохи  индоевропейской  общности. Согласно описанию Венеры-Красопани, сделанному Иржи Стржедовским, рядом стояли три грации-«милостки». Если это позднее описание имеет под собой определенную основу, то три грации могли быть тремя рожаницами, занимавшими подчиненное положение относительно богини любви.



Кроме того, согласно другому описанию моравской Красопани, богиня в левой руке держала глобус, на котором было изображено солнце, небо, земли и моря, а в правой — три  золотых   яблока. Упоминание глобуса в этом описании вызывает сильные сомнения, хоть на античных статуях встречаются изображения мифологических персонажей, стоящих на глобусе или держащих его в руке. Скорее всего, глобус придумал уже автор в XVIII в., чтобы подчеркнуть власть Красопани над всем мирозданием.



С другой стороны, упоминание им яблок в руке богини перекликается со средневековыми английскими описаниями богини Сивы. На возможную связь богини планеты Венеры с нитью человеческой судьбы указывают и слова сербской песни — «счастие отделяется от несчастия» утром, когда отделяется «темная ночь от белого дня». Наблюдаемая в это время планета получила у многих народов название «утренней звезды», и управляющая ею богиня вполне могла быть причастна к отделению счастья от несчастья.




М. Серяков. Богини славянского мира.



источник

Ответить С цитатой В цитатник
stive_yanberg   обратиться по имени НАКАЗАНИЕ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАПРЕТОВ В СЛАВЯНСКОЙ ТРАДИЦИИ. Суббота, 13 Марта 2021 г. 23:13 (ссылка)

Нарушение запретов могло сурово наказываться. 


 


Так, в Ярославской губернии бытовала быличка про женщину, которая пряла и ткала в пятницу, и которую явившаяся ей. 


 


Пятница в наказание до полусмерти истыкала железной спицей:


 


«Тыкала, тыкала, пока до полусмерти не истыкала. Утром нашли бабу всю в крови и насилу в чувство привели. Да только с тех пор баба по пятницам уже работать — ни-ни: стала почитать праздничный-то день».  


 


«Столь же распространен и другой рассказ, в котором обиженная пятница превратила «бабу-непочетницу» в лягушку — с тех пор, будто бы, и лягушки на земле пошли»


 


Данный сюжет выводит нас как на связь женских божеств с пресмыкающимися, так и перекликается с образом Царевны-лягушки русских сказок. 


 


Еще более явно эти архаичные представления выступают в болгарских поверьях, согласно которым Пятница может принимать облик змеи и в таком виде являться в дом, где живет нарушившая запреты женщина. 


 


А.Н. Афанасьев указывает на возникновение одного ритуального запрета, который чрезвычайно распространен у всех восточных славян: «По народному объяснению по пятницам не прядут и не пашут, чтобы не запылить матушку-Пятницу и не засорить ей кострикою и пылью глаз». По легенде, бабе, которая пряла в пятницу, явилась св. Пятница и запорошила ей очи, но затем смилостивилась и вернула ей зрение. 


 


По народным поверьям, отмечает С.В. Максимов, у того, кто прядет в пятницу на том свете слепы будут отец с матерью. Весьма показательно, что это объяснение табу, генетически восходящего к Мокоши, относилось и к Богородице, свидетельствуя о теснейшей связи и взаимозаменяемости в этом плане обоих женских христианских персонажей: «В других местностях поверье, соединяемое с матушкой Пятницею, относят к Пречистой Деве; так бабы не прядут по пятницам, чтобы не запылить Богородицы...» 


 


Нечего и говорить, что само представление о том, что люди своей земной работой могут запылить и засорить глаза божеству, имеет не христианскую, а откровенно языческую природу и исходит из идеи тотального присутствия божества во всех явлениях материального мира. 


 


Кроме того, в этнографических материалах встречается и другое объяснение запрета работ в пятницу, напрямую связанное с культом предков: «По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут. Кто в пятницу работает, святым родителям кострыкой глаза запорашивает»


 


Весьма интересно отметить, что похожий запрет был зафиксирован и в польском источнике XVII в., однако уже не с недельной, а с годовой календарной приуроченностью. Согласно этому документу, «женщины не мотают, не прядут, не стирают и не мелют в жерновах весь период от Рождества до дня Трех королей (6 января. — М.С.)»


 


Одно из объяснений этих запретов было следующим: «нельзя прясть в сочельник, так как злые духи крутятся и вьются в воздухе». По мнению Я. Климашевского, эта серия запретов была вызвана стремлением не повредить незримо присутствующим и летающим в доме и вод дворе душам. 


 


В «Слове святого отца Пахомия о среде и пятке» говорится о том, как Среда и Пятница в образе ангелов являются только что умершему и ведут в рай души тех, кто свято проводил эти дни. Таким образом, запрет на прядение в пятницу мотивируется тем, что это действие способно «навредить» родителям на том свете либо разгневать женское сверхъестественное существо, которое способно наказать нарушителя болезнью или даже смертью, а также повлиять на участь его души после смерти.


 


Данный запрет на Руси так старательно соблюдался, что константинопольский патриарх окружной грамотой 1589 г. к литовско-русским епископам специально запрещал праздновать день пятницы наравне с воскресеньем (в который, по христианским представлениям, работа является грехом). О существовании табу напоминалось, и «Стоглав» констатирует, что по русским деревням ходят лживые пророки, утверждающие, что им явились св. Пятница и св. Анастасия (по-гречески «воскресенье») и велели им заповедовать крестьянам в среду и пятницу ручного труда не делать: «В среду и въ пятницу ручного дЪла не дклати и женам не прясти и платiя не мыти»


 


Как видим, несмотря на всю христианскую символику, церковь воспринимала данный обычай как языческий и активно с ним боролась. Однако эти старания далеко не всегда приводили к желаемому результату. Так, известна заповедная запись крестьян тавренской волости, написанная в 1690 г., согласно которой они обязывались «а в пятницу ни топчи, ни молотить, ни каменья не жечи, проводить с чистотою и любовью»


 


Как видим, запреты на пятницу были весьма разнообразны, но наиболее часто встречается запрет на прядение. Исследовавшая происхождение данного запрета Н.А. Криничная пришла к выводу, что в основе его лежит представление о том, что процессы прядения и ткачества магически воздействуют не только на человеческую жизнь, но и на все мироздание в целом. Поэтому в то время, когда за эти занятия берутся духи, простым смертным нельзя выполнять эту работу, чтобы по незнанию ненароком не испортить сверхъестественные процессы. 


 


«Простым смертным нельзя прясть в день, находящийся под покровительством мифической рукодельницы. Названные дни (и особенно полночь) отводятся для рукоделий мифических существ». Зафиксированные поверья подтверждают ход рассуждений исследовательницы. Помимо представлений о том, что ткущих в неположенное время ткачих накажет Пятница, считалось, что они могут быть наказаны неплодородием посевов, рождением больного потомства или приплода скота. 


 


Записаны представления о влиянии такой неурочной работы и на небесные явления: считалось, что если ткать между Вознесеньем и Троицей, то можно задержать («заткать») необходимые в это время дожди.


 



С другой стороны, сама эта святая или некоторые из двенадцати пятниц оказываются связанными со смертью.


 


О нарушителях клятвы в народе раньше говорили: «И как его девятая пятница не убила?» или «Хоть бы его матушка Ильинская пятница покарала».


 


Выше уже приводились легенды о наказании нарушения работы в пятницу, однако все они были без смертельного исхода. 


 


Наряду с этими историями известны рассказы, кончающиеся более трагично:


 


«В свою очередь в разных местах Великороссии, слышится одна и та же легенда о девушке, которой госпожа приказала в этот день работать. Она, конечно, послушалась. Пришла к ней Пятница и в наказание велела, под страхом смерти (и смерть стояла при ней вживе), спрясть сорок мычек и занять ими сорок веретен. Испуганная до лихорадки девушка, не зная, что думать и делать, пошла посоветоваться с опытной и умной старухой. Эта велела напрясть ей на каждое веретено по одной лишь нитке. 


 


Когда Пятница пришла за работой, то сказала девушке: «Догадалась!» — и сама скрылась, и сошла беда на этот раз с рук. Во всех других случаях бывает хуже именно потому, что Пятница, ходя по земле, сама за всеми наблюдает (а хождение Пятницы — повсеместно распространенное верование).


 


Ходит она всюду вместе со смертью, а потому немедля и наказует ею: обычно делает так, что скрючит на руках пальцы, а мужчинам вложит в спину стрельё и ломоту. Пятницу все могут видеть, и кто видел — тот хорошо распознал, что это еще молодая женщина. Иногда она очень милует и награждает, а в иную пору жестоко наказывает. У одной женщины, не почтившей ее и работавшей, она просто-напросто содрала с тела кожу и повесила на том же стану, на котором та ткала холст». 


 


Еще более интересным является другое предание:


 


«Попался ей раз навстречу по дороге работник, который отошел от хозяина. Сел этот прохожий закусить, а к нему и напрашивается неведомая красавица, чтобы разделил с нею хлеб- соль. Поели они: «Вот тебе за то награда: иди в это село, найди там богатую девушку-сиротку, бери ее за себя замуж. А я даю тебе сто лет веку». Он так и сделал. Жил он ровно сто лет, и пришла к нему Пятница с тем сказом, что пора-де умирать. Умирать не хочется: — «Прибавь еще одну сотню!» Прибавила. Когда исполнился последний день этой второй сотни лет, она опять пришла. — «Еще прибавь сотнягу!» — Прибавила. 


 


Жил-жил человек и самому даже надоело, и такой он стал старый, что по всему телу мох вырос. Приходит святая Пятница и смерть с собой привела: «Ну, теперь пойдем: и вот тебе хорошее местечко здесь остаться». Место очень понравилось, но она повела на другое, которое ветхому старику еще больше полюбилось. Когда привела его на третье, то отворила дверь и пихнула его прямо в ад и промолвила: «Когда бы ты помер на первой сотне своих лет, то жил бы в первом месте, на второй — на другом месте, а то в триста-то лет ты столько нагрешил, что где же тебе и жить, как не у чертей в когтях?» 


 


Как видим, Пятница здесь предстает могущественным божеством, способным щедро наградить доброго человека, даровав ему удачную женитьбу и долгий срок жизни. Однако, когда человек показывает, что не знает меры своим желаниям, она жестоко карает его, показывая при этом, что именно она вправе определять посмертную судьбу человека, направляя его в ад или рай. С данной легендой С.В. Максимов соотносит то обстоятельство, распространенное повсюду на Руси, что именно пятницким церквам отводились места на кладбищах. 


 


Проанализировав различные исторические примеры, он отмечает: «Из других исторических памятников выводится именно то прямое заключение, что славянская Пятница, как божество, была покровительницею усопших душ». Эта же функция данной святой зафиксирована и у русского населения Сибири: 


 


В Сибири соотнесенность культа Пятницы с пребыванием душ на том свете особенно ярко проявляется у старообрядцев Забайкалья. «В пятницу за родителей (покойных) подают. Прасковее молиться мама учила: каждую пятницу надо подавать по родителям. Моя мама молилась святой Параскеве Пятнице и просила ей послать смерть в воскресный день, ни зимой, ни летом. И чтоб не скоропостижно (скоропостижно умирают грешники). Все так и вышло: умерла она весной, тепло было. Как раз в воскресенье. Месяц проболела, долго не мучилась». 


 


В Карпатах было также зафиксировано представление о том, что женщин, почитающих пятницу, св. Пятница извещает о приближающейся кончине, а когда женщина умирает, Пятница ходит вокруг дома и громко плачет. В этой связи следует вспомнить и отмеченные у украинцев связь Пятницы с русалками, равно как и древнерусской Мокоши с вилами, поскольку оба этих класса сверхъестественных существ были связаны с культом предков.



 


М. Серяков. Богини славянского мира. 


 


источник
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку