"…Мне никогда не будет больше тридцати девяти лет! Ни на один день!"
Любовь ОРЛОВА
Любовь Орлова... Народная артистка СССР, Лауреат двух Сталинских премий Первой Степени, Советская актриса театра и кино, певица!
Она тщательно заботилась о том, чтобы выглядеть досягаемой и простой... Звездная заоблачность противоречила моде тех лет...
29 января (11 февраля) 1902 года , в Звенигороде родилась знаменитая актриса Любовь Орлова. Ее родители — потомственные дворяне. Петр Федорович и Евгения Николаевна Орловы — интересовались искусством, и с ранних лет прививали девочке любовь к нему...
Огромную актерскую славу и успех Любови Орловой первым предсказал часто бывавший в гостях у семьи Орловых знаменитый русский оперный певец Федор Шаляпин — когда увидел девочку в роли репки в домашнем спектакле.
Шаляпин также посоветовал родителям будущей актрисы отдать дочь в театральную студию. Однако родители хотели, чтобы девочка стала профессиональной пианисткой, и отдали ее в музыкальную школу...
ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ "ЛЮБОВЬ" ЛЮБОВЬ ОРЛОВА
"Она была интеллигентна в прямом смысле этого слова. Она была человеком мыслящим, одаренным, тонким, со своим, только ей присущим восприятием жизни. Чувство юмора не покидало ее даже в самые напряженные моменты. Она умела все: смеяться, грустить, радоваться и увлекаться, "зверски" трудиться над ролью и дружить, заниматься хозяйством в саду и на кухне, обивать таканью мебель, вдохновенно представлять наше искусство за рубежом ."
Августа Михайловна Сараева-Бондарь... подруга Любови Петровны Орловой.
Орлова была любимой актрисой Сталина.
Актрисе на гастролях вручили большой букет роз... Она сразу же на него обратила внимание,так как розы были необычные... Белые розы, а внутри очень редкие, абсолютно черные черные розы...
Это был траурный букет для меня... говорила после Любовь Орлова.
Она укололась шипами от этих роз... Цветы оказались отравленными.
Началось заражение крови... Любимицу страны еле откачали,сделали несколько переливаний крови...
Сталин отправил личный самолет за английским профессором по лечению отравлений... Человека,который подарил Орловой отравленный букет цветов,так и не нашли...
Никогда в жизни актриса больше не брала в руки цветы от незнакомых людей...
И вот еще что интересно! Близкие актрисы рассказывали,что Любовь Орлова всегда ложилась на пол машины, когда приходилось проезжать толпу поклонников! Боялась покушений...
В 1933 году Орлова познакомилась с режиссером Григорием Васильевичем Александровым, встреча с которым стала для нее судьбоносной... Став супругой Александрова, актриса снялась в его замечательных комедиях "Веселые ребята" и "Волга-Волга"... роли Анюты и Дуни в которых сделали Любовь Орлову Звездой Отечественного Кинематографа...
Сохранился рассказ одного из московских аристократов о детском бале в доме Федора Шаляпина. Среди множества нескладных подростков витал там один ангел в облаке кружев и локонов, небесное создание, глядя на которое, гимназисты бледнели и немели...
Этим воздушным существом была Любочка Орлова, которая спустя пару десятков лет так убедительно изображала на экране ткачиху, что труженицы города Иванова позвали ее работать к себе...
А о знакомстве с Шаляпиным Королева Советского Экрана старалась не вспоминать, не поехала даже на торжественный вечер, посвященный его памяти... Она всю жизнь создавала себе иную историю.
Легенда ткачих и стахановцев...
Как ни меняй приправы, рецепт блюда под названием "Слава" всегда одинаков, немного таланта, немного пыли в глаза. Главное уметь себя подать и создать Свою Легенду так, чтобы в нее поверили...
Самая любимая актриса Советской России придумала себе такой имидж, для которого ей не понадобились ни шикарные туалеты, ни сногсшибательные драгоценности, ни умопомрачительные особняки. Все это у нее тоже было, да секрет в том, что мало кто об этом подозревал.
Актриса не уставала повторять, что единственное драгоценное кольцо, которое у нее есть, это... поршневое кольцо с выгравированной надписью: «12 314 штука - от стахановцев отдела поршневых колец литейного цеха Челябинского тракторного завода им. Сталина».
Вдохновленные концертом Орловой на заводе, челябинские рабочие вручили актрисе плод своего труда. Зрители искренне верили, что Орлова на самом деле является той простой труженицей, которую изображает на экране. На то она и была блистательной актрисой, чтобы успешно поддерживать их в этом заблуждении...
Перед тем как сняться в "Светлом пути", она сдала техминимум ткачихи и в цехе чувствовала себя по- настоящему уверенно. Чтобы научиться легко завязывать ткацкий узел, актриса все время носила в сумочке катушку ниток, а дома завязала всю бахрому на занавесях и скатертях.
Восхищенный Чарли Чаплин сказал про нее однажды... "Это агитирует больше, чем доказательство стрельбой и речами". Неудивительно, что именно Любовь Орлову власти пожелали сделать Лицом Советской России - для нее "железного занавеса" не существовало. Это Лицо охотно демонстрировали Западу.
Есть Звезды, которые зажигаются только раз в столетие и сравняться с которыми могут немногие. Их свет приходит к нам через годы, заставляя восторгаться, негодовать, сопереживать...
Благодаря частым заграничным поездкам Орловой посчастливилось познакомиться с Сартром, Жераром Филипом, Пикассо, сам Чарли Чаплин однажды отменил свое выступление у бельгийской королевы ради того, чтобы с ней встретиться. А впоследствии Орлова почти каждый год ездила к великому комику на День рождения.
В 1943 году Рузвельт получил от Сталина в подарок копию фильма "Волга-Волга" и пришел в полнейший восторг... Впрочем, за рубежом не один Рузвельт восхищался новыми советскими комедиями. И "Волга-Волга", и "Веселые ребята" собирали полные залы по всей Европе, а "Веселые ребята" даже были награждены призом Венецианского кинофестиваля.
Однажды среди зрителей оказался Григорий Александров. В тот же вечер он пробрался за кулисы и пригласил ее на концерт. Так, во всяком случае, принято рассказывать об их встрече. Говорят, что в ночь перед этим выступлением на единственном парадном платье актрисы окотилась кошка. Над нарядом было пролито целое море слез, и Люба уже собралась выкидывать платье, но ее остановили, сказав, что это счастливая примета.
Андрей Каспарович Берзин, первый муж актрисы, был сыном прибалтийского рыбака. В первые годы советской власти он стал высокопоставленным чиновником Наркомзема. В конце концов его отправили в ссылку куда-то в Казахстан. Видимо, Люба не так уж сильно любила мужа: после его последнего ареста у нее быстро появился новый ухажер — немецкий дипломат. Это она скрывала впоследствии еще более тщательно. Немец обещал сделать из Любы «настоящий зфезда» — но в Германии...
Однако все, что было в прошлом, вдруг потеряло для Орловой и Александрова значение... Жизнь начиналась заново. Кинематограф тоже переживал второе рождение — это были годы, когда в кино только-только появился звук...
В России еще не создали ни одной музыкальной кинокомедии, это было идеей заманчивой, как варенье в мамином буфете. Чтобы распробовать заветное лакомство, подобралась неплохая компания: в написании сценария участвовали Ильф и Петров, музыку сочинил Дунаевский - оставалось только найти актеров. Люба мгновенно поняла, что это ее шанс...
Григорий Васильевич как никто другой умел подобрать для Любы самый удачный ракурс, самое выигрышное освещение. Они ставили ее роль как танец -каждое движение, каждый поворот головы были выверены до миллиметра. Но Орлова исполняла этот танец совершенно естественно, словно дышала... Она вообще умела не подавать виду...
Когда снимали знаменитую сцену на пушке из кинофильма "Цирк", металл орудия и блестки на трико под светом мощных ламп раскалились чуть ли не докрасна. Но на "Мосфильме" была введена строжайшая экономия пленки, за которой следили люди в штатском, поэтому Люба выдержала, не проронив и слова, все три положенных дубля, а потом трико с нее снимали в травмпункте вместе с обожженной кожей.
Как-то на очередном приеме в Кремле к Орловой подошел Сталин - она была его любимой актрисой и участливо поинтересовался: "Почему такая худенькая?" Услышав шутливый ответ... "Режиссер своими требованиями замучил", вождь повернулся к Александрову и взял тот же тон... "Орлова у нас одна... И если вы будете ее мучить, мы вас повесим, четвертуем, а потом расстреляем из пушек"...
Как они дотянули до конца приема, Орлова не помнит... У нее дрожали руки и ноги, ночью она не сомкнула глаз, а наутро раздался звонок из Кремля. Сталин вполне благодушно попросил Григория...подготовить свои предложения о съемке новой картины...
Тихий дом...
У Любови Орловой был свой мирок, куда она могла спокойно скрыться от глаз миллионов зрителей... Роскошная дача во Внукове, которую они с Александровым приобрели в 1935 году. Григорий Васильевич придумал эмблему их дачи - сердце и повесил ее в доме... Гости всегда удивлялись изысканному уюту их обиталища, которое было целиком заполнено ими двоими...
Все, кто помнит эту пару, утверждают, что они друг в друге души не чаяли. Каждый Новый год встречали только вдвоем - ровно в полночь шли в Лес и в тишине на облюбованной скамейке выпивали по бокалу шампанского...
О своем Гришеньке Орлова нежно заботилась и считала его совершенно неприспособленным для жизни... Если ей приходилось куда-то уезжать, Любовь Петровна впадала в совершенную панику... Однажды, когда не было домработницы, заботы об Александрове легли на племянницу Орловой...
Последние годы посетители дачи, да и все, кто общался с актрисой, удивлялись, что Орлова ни за что не хочет быть на людях дольше, чем час... Любовь Петровна приезжала с совершенно цветущим лицом, но все время поглядывала на часы и спустя шестьдесят минут, сославшись на важные причины, спешно исчезала... Ходили слухи о каком-то волшебном гриме, который действовал ровно час и возвращал уже увядшему лицу былую молодость...
В год своего семидесятилетия актриса категорически отказалась от любых торжеств в ее честь и проследила, чтобы в газетах нигде не упоминалась эта дата. Александров пережил свою звезду и музу на 8 лет. Когда Любовь Петровна уже лежала в последний раз в больнице и ее состояние резко ухудшилось, она попросила мужа срочно приехать.
Когда он вошел, она успела сказать ему: «Как вы долго...» и больше не приходила в сознание. По признанию Григория Васильевича, это был единственный ее упрек за всю их жизнь...
«Мое творчество известно всем, моя жизнь не касается никого», — часто говорила актриса. Многие секреты ушли вместе с ней. Но даже то немногое, что она успела рассказать, могло бы научить других искусству быть Женщиной — непростому, надо сказать, искусству...
Все скрытые эмоции Любовь Орлова отныне выплескивала на сцене.
Любовь научилась стоически переносить все, что ей уготовила судьба...
А характер Орлова выработала такой, что не заметить ее будет просто невозможно...
Создавая свой стиль и свою жизнь по кирпичику, Орлова всегда точно знала, как следует поступить. Главное - она не уставала быть истинной женщиной, подговорившей руководство страны не афишировать ее 70-летний юбилей, лишь бы поклонники не узнали истинный возраст актрисы...
Оставаться ЛЕГЕНДОЙ нужно до конца, в этом Любовь Орлова была точно уверена!
Сталинская премия первой степени 1941 за исполнение роли Марион Диксон в фильме «Цирк» 1936 и роли Стрелки в фильме "Волга — Волга" 1938...
Сталинская премия первой степени 1950 - за исполнение роли американской журналистки Джаннетт Шервуд в фильме "Встреча на Эльбе" 1949...
Орден Ленина 1939...
Два ордена Трудового Красного Знамени 1938...
Медаль "За оборону Кавказа" 1944
Медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг." 1945...
Медаль "В память 800-летия Москвы" 1947...
Медаль "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина" 1970...