Розпатлане_Сонце написал 19.12.2009 21:34:50: Я люблю тебя!
| |
Розпатлане_Сонце написал 05.12.2009 13:29:21: А я хочу сделать тебя счастливее... можна?
| |
Таня_Хината_Елисеева написал 11.10.2009 19:28:53: скучаю,люблю,жду.
| |
Умеющая_любить_вечность написал 20.05.2009 19:48:40: Сашенька здравствуй...вот и я...
| |
Serre написал 16.04.2009 23:30:47: Послушайте, люди!.. Ну.. имейте совесть.
Пользуетесь моим дневником как туалетной бумагой..
Почему читатете и не комментируете?!
Пожалуйста, из уважения к автору, оставляйте что нибудь если читатете.
|
защита 2008 |
Метки: педагогический колледж вкр диплом защита 2008 год жестокая коммисия |
Captain Black |
Метки: captain black капитан блек киря банников |
моя курсовая |
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Особенности произношения у детей шестого года жизни……….с.6
1.2 Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников…… с.13
1.3 Коррекция произношения у детей шестого года жизни посредством развития мелкой моторики пальцев рук………… с.15
Заключение………………………………………………………………… с.24
Литература…………………………………………………………………... с.25
ВВЕДЕНИЕ
Речь, являясь уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления и обеспечивает общение с помощью того или иного языка. Речь, по мнению Мухиной В.С., представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. На основе устной речи строится и развивается письменная речь[19;с. 172].
Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных органов слухового, зрительного, двигательного анализаторов. Нарушение моторных зон двигательного анализатора приводит к недостаткам произношения, так как страдают подвижные органы артикуляции (язык, губы, мягкое нёбо) и статическое (твердое нёбо), а также органы голосообразования и дыхания (Власова Т.А., Лубовский В.И.,) [15].
Специальными исследованиями Кольцовой М.М. установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук[12;с.32]. Эти выводы были подтверждены исследованиями отечественных ученых Е.И. Исениной М.М., Антаковой- Фоминой Л.В.. Вот почему так важно с раннего возраста развивать мелкую моторику пальцев рук у детей.
По мнению Мастюковой Е.М., существует различная степень нарушения речи у детей[18;с.26]. Есть группы детей с неправильным произношением звуков и фонематической недоразвитостью. Другие группы отличаются заиканием. У третьих групп не развита вся речевая система (смысловая связь слов, произношение, грамматический строй языка). Всем этим группам детей необходима специальная помощь в дошкольных учреждениях.
Группы детей с неправильным произношением, по мнению Кольцовой М.М., больше нуждаются в логопедической работе по коррекции звуков, их произношения, а также развития фонематического восприятия. Чем раньше родители и воспитатели выявят ошибки, допускаемые детьми в произношении, и раньше начнут их коррекцию, тем успешнее в дальнейшем они овладевают чтением и письмом.
Исследованиями развития речи с психологической точки зрения занимались Лурия А.Р., Белова- Давид Р.А., Кириченко Е.А., Власова Т.А., Лубовский В.И., Цветкова Л.С., Власенко И.Т. и др.
С логопедической точки зрения речь как систему рассматривали Чиркина Г.В., Филичева Т.Б., Петрова А.В., Бессонова Т.В., Левина Р.Е, Лалаева Р.И.и др.
К шестому году жизни у ребенка происходят существенные изменения в речи. Это связано с началом развития письменной речи. Возникает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности, возникать трудности при произношении. Исследования Чиркиной Г.В., Филичевой Т.Б. показывают, что в практике работы недостаточно используются упражнения, направленные на развитие мелкой моторики с целью коррекции звукопроизношения у дошкольников.
Анализ особенностей произношения у детей шестого года жизни показал, что до 50 % воспитанников детских дошкольных учреждений имеют отклонения в речевом развитии и оказываются неподготовленными к школьному обучению. Отклонения в речевом развитии могут иметь как ярко выраженные внешние признаки, так и особенности, системно охватывающие различные уровни речевой деятельности и языковой системы.
В этих условиях необходимо оказывать ребенку соответствующую коррекционную помощь, развивать моторику пальцев рук, для того, чтобы ликвидировать трудности, возникающие при нарушении произношения у детей.
Объект исследования:
Коррекция произношения у детей шестого года жизни.
Предмет исследования:
Развитие мелкой моторики пальцев рук как одного из средств коррекции произношения.
Цель исследования:
Выявить влияние развития мелкой моторики пальцев рук на коррекцию произношения у детей 6-го года жизни.
Задачи исследования:
1.Исследовать психолого- педагогическую литературу по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Исследовать теоретическую литературу по развитию мелкой моторики пальцев рук.
3. Проанализировав литературные источники, выявить влияние развития пальцев рук на коррекцию произношения детей дошкольного возраста.
1.1 Особенности произношения у детей шестого года жизни
Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. «Онтогенез речи,- по мнению Жуковой Н.С.,- период динамического развития детской речи, который начинается с появления у ребенка первых слов и продолжающийся до становления развернутой фразовой речи» [10;с.2]. Главный показатель уровня развития детской речи- умения ребенка строить предложения различной структуры.
Период, сензитивный для развития речи, признается всеми психологами. Об этом периоде Леонтьев А.Н. писал: «Известно, например, что речевой слух, артикуляция и вообще речь формируются в раннем возрасте необыкновенно легко, производя даже впечатление как бы спонтанного развертывания; с другой стороны, если в силу каких-либо исключительных условий формирование речи задерживается на несколько лет, то ее развитие крайне затрудняется» [15;с.38-39].
В то же время о наличии именно сензитивного периода для овладения речью свидетельствуют и другие данные. Галигузова Л.Н. и Смирнова Е.О. отмечают, что «очень упорные попытки родителей добиться от малыша повторения кончаются ничем. Так, например, в 8-10 месяцев ребенок произносит в ответ совершенно иную, но свою собственную вокализацию. В год с напряженным вниманием всматривается в шевелящиеся губы взрослого, сам шевелит губами и будто даже что-то шепчет, но ничего не произносит» [8;с. 31].
В сензитивном периоде для овладения речью четко прослеживаются биологическая и социальная составляющая. Еще Выготский Л.С. отмечал, что без созревания соответствующих структур не может быть нормального овладения языком. По мнению Леннеберга, в приобретении языка есть биологически детерминированные критические стадии и существует связь между языком и моторикой : «…дети начинают говорить не раньше и не позже, чем достигают определенной стадии физического созревания» [23;с. 355].
Его наблюдения за развитием языка у детей показали, что отличительной особенностью детского лепета является «контур интонации». Звуки детского лепета не имеют смысла, но обладают интонациями. Позднее в процессе развития детской речи начинают появляться фонемы.
Леннеберг утверждает, что этот этап в развитии ребенка объясняется созреванием, которое позволяет ему лучше контролировать свои языковые функции. До того, как биологическое развитие достигнет уровня, необходимого для формирования фонем, возможна генерация только общих ритмических паттернов. Сензитивный период в развитии речи Леннеберг объясняет с позиций теории «средового фильтра» Готлиеба- Эйслина.
По мнению ученых, самостоятельная речь у ребенка возникает на втором году жизни (Гвоздев А.Н., Кистяковская М.Ю., Розенгард-Пупко Г.Л., Жукова Н.С., Штерн В. и др.). Фактом является и неравномерность речевого развития : периоды активного развития отдельных сторон речи сменяются паузами, при которых возможны даже утраты ранее накопленных навыков.
Впервые на это обратил внимание Штерн В.. Он же зафиксировал скачок в развитии речи, который приходится на период 1 год 6 месяцев- 1 год 7 месяцев. Предлагая схему нормального развития детской речи, В.Штерн именно в 1 год 6 месяцев проводит раздел между первой и второй «эпохами» в онтогенезе речи. По мнению Штерна, первая эпоха ( возрастные границы: 1 год-1 год 6 месяцев) характеризуется звукоподражанием и преобладанием звуковых двигательных реакций, вторая же эпоха ( 1 год 6 месяцев- 2 года) отличается «внезапным нарастанием запаса слов, пробуждением осознания значения речи, окончанием стадии однословного предложения [13;с. 101].
Развитие речи ребенка идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
В дошкольном возрасте ребенок начинает проявлять наибольшую чуткость к языку («чутье языка»). Продолжает развиваться фонематический слух. Ребенок хорошо дифференцирует слова, звуки.
К шести годам язык становится средством общения и мышления, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Развивается звуковая сторона речи. Дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития [9;с.75].
Фонематический слух формируется у ребенка на основе непосредственного речевого общения. Уже к концу раннего детства дети хорошо дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга хотя бы одним только звонким или глухим, твердым ил мягким звуком. Таким образом, как считает Мухина В.С., первичный фонематический слух оказывается достаточно развитым очень рано [20;с. 177].
Однако производить звуковой анализ слова, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове ребенок не умеет и к концу дошкольного возраста. Речевое общение не ставит перед ним такие задачи. Поэтому ребенок пяти-шести лет затрудняется дать анализ простейших слов, содержащих, например, три звука (мак, сыр, дом, кит).
Обучение детей звуковому анализу слова показало, что при определенных условиях даже младшие дошкольники могут выделять первый и последний звуки в слове, а для детей среднего дошкольного возраста эта задача не представляет сколько- нибудь значительных трудностей.
При анализе звукового состава слова ребенок начинает произносить его особым образом- с интонационным выделением того звука, который затем должен быть назван отдельно. Например, слово «морж» дети произносят «м-м-морж», если им нужно выделить первый звук, и «морж-ж-ж», если стоит задача выделить последний звук.
Начиная с пяти- шестилетнего возраста дети могут производить полный звуковой анализ слова, если они овладеют приемом подчеркнутого произношения отдельных звуков. Такой прием позволяет детям свободно ориентироваться в звуковом составе слова.
У детей значительно снижается количество неправильно произносимых звуков, реже встречаются нарушения в слоговой структуре слова. Большинство детей может четко и чисто произносить шипящие звуки ш,ж,ч,щ; многие овладевают верным произношением звуков р, рь ,л. Однако, даже умея произносит все звуки правильно, они не всегда верно употребляют их в некоторых словах, иногда смешивают шипящие звуки со свистящими, звуки р, рь,- со звуками л, ль. Например, ребенок, правильно произнося звук р в середине слова сарай, может произнести его в слове крыша как л –клыша.
Не все дети умеют регулировать дыхание, голос, темп речи, правильно ставить ударение в словах. У некоторых недостаточно развиты фонематический слух, интонационная выразительность речи.
К концу дошкольного возраста дети начинают достаточно правильно понимать и употреблять значение слов слово, звук, более осознанно вслушиваться в слова, находить сходные и разные по звучанию, выделять в них определенные звуки [6;с. 102].
Воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе всех речевых занятий. Важно, чтобы дошкольники четко произносили все звуки родного языка. Особое внимание следует уделять звукам с,сь, з, зь, ц, ш, щ, ч,л,ль,р, рь [21;с. 38].
Звуки выделяются двумя способами: одни произносятся дольше всех остальных звуков слова, другие- громче. Интонационно выделять звуки необходимо на слитном проговаривании всего слова. Взрослые должны четко произносить слова, так как речь взрослого является образцом для подражания. Проговаривая и вслушиваясь в звучание слова, дети как бы обследуют его, знакомятся с ним как со звуковым явлением.
Таким образом, ребенок дошкольного возраста может научиться произносить слова с целью выявления звукового состава, отказываясь при этом от сложившихся в общении привычных форм произнесения слов. Умение произносить звуковой анализ слова способствует успешному овладению чтением и письмом.
Как показывают исследования, оптимально обучать:
•В 5 лет- формирование у детей звукового анализа слова;
•В 6 лет- усвоение детьми гласных и согласных звуков и освоение способов чтения [7;с. 197].
Речь, представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные формы и виды. Речевое развитие ребенка предполагает формирование языковых, речевых и коммуникативных систем к старшему дошкольному возрасту. Одинаково важны как внешняя коммуникация, так и т.н. «самокоммуникация» (внутренняя речь), ибо речь является одновременно средством общения и механизмом интеллектуальной деятельности [14;с. 25].
В период дошкольного детства происходят наиболее значимые и важные качественные изменения в овладении языковой системой, прежде всего как базисным знаком с его неограниченными возможностями словоизменения и формоизменения, что обеспечивает социально-коммуникативные потребности развития, общения и познания.
Воспитатели, родители часто жалуются на недостатки звукового оформления: на нечеткость восприятия речи, связанную с недостаточностью слухового внимания к звуку, слову и речи, с нарушениями процесса анализа звука и буквы в период подготовки к обучению грамоте [ 6;с. 67].
Задача взрослых- научить ребенка правильному произношению слов. При возникновении нарушения произношения специалисты советуют проводить коррекционную работу с таким ребенком, имеющим нарушения в произношении.
Данная работа должна осуществляться и воспитателем и логопедом. Воспитатель работает с детьми, которые имеют возрастные особенности звукопроизношения, характерные для определенных этапов речевого развития. При правильном речевом воспитании эти особенности ликвидируются и не задерживают развития ребенка. Формирование звукопроизношения, по мнению, Фомичевой М.Ф., - это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха [24;с.16].
Логопед работает с детьми, у которых на занятиях с воспитателем неправильное звукопроизношение не ликвидируется и мешает дальнейшему развитию речи. Исправление звукопроизношения- это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, направленная на преодоление этих недостатков [5;с. 182].
Как при формировании, так и при исправлении звукопроизношения работа над звуками состоит из трех этапов:
•подготовительного, на котором происходит уточнение движений органов артикуляционного аппарата, создание определенных положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата;
•этапа появления звука- происходит постановка звука и закрепление его;
•этапа усвоения звука – отрабатывается правильное произношение звука в речи через слова, фразы, стишки, потешки и д.т. [24;с.16-17]
Выполнение социального заказа общества- всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте и подготовке его к школьному обучению- ставит воспитателя перед необходимостью использовать адекватные коррекционные приемы и методы для профилактической работы, наблюдения и анализа динамики изменений в речевом развитии ребенка.
Итак, мы можем сделать вывод, что детям шестого года жизни необходима специальная работа для формирования произношения звуков позднего онтогенеза.
1.2 Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников
Специальными исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АПН СССР под руководством Кольцовой М.М. установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Так, на основе проведения опытов и исследования большого количества детей Фоминой Л.Ф., была выявлена следующая закономерность:
•если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы,
•если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы [22;с. 143].
Правомерность выводов о влиянии тонких движений руки на становление речи подтверждается также опытами Исениной Е.И. [19;с.30].
Анализируя экспериментальные данные, свидетельствующие о тесной связи функции руки и речи, в том числе и электрофизиологических исследований, Кольцова М.М. пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она особенно подчеркивает, что «влияние проприоцептивной импульсации мышц руки как бы значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области».
Отсюда большое значение придается использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. Кольцова М.М., Антакова- Фомина Л.В. рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. [17;с. 203].
Систематические упражнения по тренировке пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению Кольцовой М.М., «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Этот вывод, основанный на многочисленных экспериментальных данных, представляет исключительный интерес в педагогическом отношении[18;с. 125].
Крайне важно учитывать благоприятное влияние движений на развитие речи и других психических процессов в логопедической практике. В системе коррекционно - воспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушением произношения необходимо уделять большое внимание формированию тонких движений пальцев рук.
Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, весьма полезна и для подготовки руки к письму. Особенно велика ее роль в группах для дошкольников с общим недоразвитием речи, где у многих детей наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, некоординированные, затруднены изолированные движения пальцами [2;с.203].
Для проведения эффективной коррекционной работы необходимо:
1.Создать предметно-развивающую среду, которая позволила бы воспитателю реализовывать задачи, направленные на коррекцию звукопроизношения у ребенка, а самому ребенку -исправлять звукопроизношение. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками. Это помогает воспитанию таких качеств, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению. Итак, предметная среда должна побуждать детей к самостоятельности, быть вариативной, соответствовать опыту и интересам детей.
2.Использовать специальный массаж, для того, чтобы развивать мелкую моторику пальцев рук ( можно использовать упражнения с пособиями и без них).
3.Подобрать специальные упражнения для коррекции звукопроизношения (они могут быть с речевым сопровождением и без речевого сопровождения, например, показывая упражнение педагог проговаривает свои действия слова или делает это молча) .
Таким образом, коррекционная работа, направленная на развитие мелкой моторики пальцев рук, способствует формированию правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста.
1.3 Коррекция произношения у детей шестого года жизни посредством развития мелкой моторики пальцев рук
Правильное беспрепятственное развитие моторного аппарата имеет громадное влияние на развитие языка ребенка. Об этом надо помнить, руководя развитием речи на всех этапах детства. Если ребенок имеет определенную степень речевых нарушений, ему необходима коррекционная помощь.
Психологическая коррекция- это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия [25;с.254].
По мнению Абрамовой Г.С., в основе эффективной психокоррекции лежат :
•Общепсихологические знания о строении разных видов активности человека – деятельности и основных единиц деятельности- действий;
•Знания о закономерностях и механизмах психического развития человека. [1;с.89]
Остановимся кратко на основных структурных моментах активности человека, знание о которых и возможности выделения делают работу по психологической коррекции обоснованной.
Деятельность всегда представляет собой предметное преобразование по реализации специально построенного замысла. Итак, в структуру деятельности входят: цели; установки; задачи; мотивы; потребности; средства и способы активности, которые позволяют человеку осуществить планирование, исполнение и контроль.
Для успешной коррекционной работы важно знать и понимать не только структуру деятельности. Для коррекционно- развивающей работы с детьми, педагогами, родителями необходимы знания по различным аспектам деятельности [1;с.121-122]:
1.Видам деятельности.
Особенно широко в коррекционной работе с детьми используются понятие «ведущая деятельность». В дошкольном и младшем школьном возрасте такой ведущей деятельностью является игра в различных ее разновидностях .
2. Предметному содержанию деятельности.
3. Уровню выполнения конкретного действия.
4. Способам и средствам выполнения действий.
Поскольку эффективная коррекция должна осуществляться с ориентацией на собственные резервы ребенка, психологу помимо знаний о деятельности необходимо знать закономерности и механизмы психического развития ребенка.
Для определения стратегии коррекционно-речевой работы воспитатель, прежде всего, наблюдает за детьми в процессе их естественного общения, речевого сопровождения продуктивной деятельности, занятий, игр. Наблюдение даст возможность составить предварительное представление о возможностях каждого ребенка в сфере связного высказывания, об инициативности и способности вступать в беседу и поддерживать диалог, о составе фраз. Правильности составления простых и сложных предложений, о правильно наполняемой слоговой структуре, о лексическом запасе, о грамматическом оформлении фраз, о фонематическом наполнении слов, об особенностях выразительных средств и темпо-ритмической окраски.
Соответственно основополагающими понятиями для эффективной коррекционно - развивающей работы будут понятия возрастной и индивидуальной нормы. Возможность работы с этими показателями в коррекционной работе основывается на :
•На понимании их происхождения;
•Понятии социальной ситуации развития;
•Кризиса развития, которые могут быть одной из теоретических, методических основ для организации психологической коррекции [16;с.100].
Соответственно, большое значение должно уделяться активному привлечению ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе. Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения; формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону его ближайшего развития. Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми.
Понятие «зоны ближайшего развития», позволяет придавать коррекционной работе опережающий характер и строить ее как психологическую деятельность, нацеленную на формирование психологических новообразований.
Коррекционная работа может осуществлять в трех направлениях (отличающихся ориентацией на клиента):
1.«Делай как я» - психолог показывает ребенку эффективный способ и обучает его выполнению, добиваясь соответствия с образцом, психолог берет на себя ответственность за данный способ действия. Эта позиция ближе всего к психотехническим воздействиям, когда их содержание предлагается клиенту как заведомо эффективное ;
2.«давай сделаем вместе» - психолог делит ответственность за поиск и нахождение эффективного способа вместе с ребенком. Эта позиция предполагает осознание им своих возможностей, но это осознание предполагает ориентацию в большей степени на типичное во внутреннем мире ребенка;
3.«Давай подумаем, как сделать лучше» - психолог передает ответственность за осуществление найденного способа ребенку, предельно расширяет его возможности в выборе способа и его освоении. Эта позиция психолога предполагает ориентацию маленького человека в индивидуальных особенностях его внутреннего мира и их осознание [14с.104].
Данные направления могут идти последовательно или параллельно.
Если же при постоянной работе воспитателя по коррекции звукопроизношения у ребенка, не происходит существенных изменений, необходимо подключать к работе логопеда.
Как отмечает Абрамова Г.С., целесообразность каждой позиции определяется конкретными задачами коррекции, но нельзя не отметить, что если психолог пользуется какой-то одной позицией, то он уже работает стереотипно, а это затрудняет дифференциацию задач коррекции.
Для коррекции произношения у детей шестого года жизни специалисты рекомендуют использовать различные методы и средства коррекции.:
1.игры;
2.моделирование и конструирование;
3.упражнения
4.использование малых фольклорных форм, образных выражений, сравнений и пр.[17;с. 261]
5.Развитие мелкой моторики пальцев рук и моторики артикуляционного аппарата.
Проанализируем наиболее распространенные.
«Психологические игры, как отмечает Битянова М.Р., - один из видов использования психологической информации в коррекционной работе. Психологические игры широко используются в работе с детьми разного возраста, особенно эффективно их применение в работе с детьми младшего школьного и дошкольного возраста. Эти игры позволяют человеку сориентироваться в особенностях своего внутреннего мира, пережить и отрефлексировать динамику его изменения при осуществлении психологического задания…[3;с. 133]
Итак, психотехнические задания и игры направлены, первую очередь, на совершенствование возможностей человека в осуществлении какого-нибудь вида активности, через это он более активно начинает выделять все параметры своего внутреннего мира. При групповом выполнении психотехнических заданий каждый из участников группы получает возможность проанализировать содержание психологической информации, полученной им, сопоставить ее с данными других людей- таким образом, каждый участник группы знакомится с помощью психолога с разнообразными проявлениями психологической информации, через это осваиваются новые средства организации внутреннего мира человека».
Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры :
•Моделирование системы социальных отношений в наглядно- действенной форме в особых игровых условиях, следования им ребенком и ориентировка в этих отношениях.
•Изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.
•Формирование ( наряду с игровыми) реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.
•Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение.
Организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний и обеспечение их осознания благодаря вербализации и соответственно осознанию смысла проблемной ситуации, формирование ее новых значений.
•Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате.
Битянова М.Р. отмечает, что для определенной категории детей за желанием играть стоит потребность в сильных и целостных эмоциональных переживаниях. Особенно это характерно для дошкольников и младших школьников. Игры предоставляют им возможность эмоционально отреагировать на различные волнения и трудности, построить на уровне чувств отношения с окружающими, научиться контролировать и регулировать свой внутренний мир[3;с.78-79].
Работу по развитию мелкой моторики у детей с нарушением произношения желательно проводить систематически, уделяя ей по 3-5 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения [5;с.76].
Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствующие вместе с тем повышению внимания и работоспособности детей, целесообразно включать в занятия логопеда и воспитателя. Они могут проводиться также в часы, отведенные для игр, и во время прогулок.
Если ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении движения, упражнения рекомендуется включать в индивидуальные занятия, где ребенок выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движение пальцев совершенствуется, и дети выполняют их активно.
Для формирования тонких движений пальцев рук могу быть успешно использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов - потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Кроме того, народные потешки являются прекрасным материалом для обучения разговорной речи, так как большинство из них построено на диалогах.
Наряду с описанными играми для тренировки тонких движений пальцев рук могут быть использованы различные упражнения без речевого сопровождения.
Важное место в коррекции занимает моделирование –процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.
Эффективность их использования зависит от следующих условий:
•Модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной ему;
•Быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;
•должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.
Широкое применение получило знаково- символическое моделирование. Использование модели предполагает определенный уровень сформированности умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).
Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения. Наблюдение связано с применением картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а также показом артикуляции звука, упражнений.
Упражнение – это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. В логопедической работе они эффективны при устранении артикуляторных и голосовых расстройств. Так как у детей формируются практические речевые умения и навыки либо предпосылки к их развитию, происходит овладение различными способами практической и умственной деятельности.
В результате систематического выполнения артикуляторных упражнений создаются предпосылки для постановки звука, для правильного произношения. На этапе постановки звука формируется навык его изолированного произношения, а на этапе автоматизации добиваются правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.
Упражнения подразделяются на:
• подражательно – исполнительские:
• конструктивные и творческие.
Подражательно- исполнительские выполняются детьми в соответствии с образцом. В логопедической работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику). На начальных этапах используется показ действий, а при повторениях, по мене усвоения способа действий, наглядный показ все более «свертывается», заменяется словесным обозначением.
В логопедической работе используются различные виды конструирования .
В упражнениях творческого характера предполагается использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале. Действие звукового анализа считается сформированным, если оно может выполняться во внутреннем плане.
Используются также речевые упражнения. Примером их могут служить повторения слов с поставленным звуком при коррекции нарушений звукопроизношения.
Использование игровых упражнений (например, имитация действий: рубят дрова, деревья качаются от ветра, имитация походки животных) вызывает эмоционально -положительный настрой детей, снимает у них напряжение.
Выполнение любых упражнений способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются следующие условия:
•осознание ребенком цели. Это зависит от четкости постановки задачи, использования правильного показа способов выполнения, расчлененности показа сложных упражнений с учетом возрастных и психических особенностей ребенка;
•систематичность, которая реализуется в многократном повторении;
•постепенное усложнение условий с учетом этапа коррекции возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;
•осознанное выполнение практических и речевых действий;
•самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррекции;
•дифференцированный анализ и оценка выполнения.
На каждом этапе логопедической коррекционной работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов и средств. Так, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используется беседа, пересказ, рассказ, т.е. словесные методы работы.
Таким образом, выбор методов и средств коррекции речевых нарушений определяется задачами и этапами коррекционно- логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально- психологическими особенностями детей; а своевременная коррекционная работа с ребенком, имеющим нарушения в произношении, позволит сформировать у ребенка правильное произношение, сделать речь богаче и содержательнее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ проблемы развития мелкой моторики пальцев рук как одного из средств коррекции произношения у детей 6-го года жизни показал, что нарушение развитие речи является важной проблемой, требующей серьезного отношения как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу. Развитие речи ребенка задерживается при неблагоприятных внешних условиях: отсутствие эмоционально положительного окружения, сверхшумное окружение. Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (нечеткость произношения, нарушение темпа речи и др.) могут иметь в своей основе подражание.
Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. С этой целью применяется коррекционно-воспитательная работа.
Важное место в коррекции произношения у детей шестого года жизни занимает развитие мелкой моторики пальцев рук. Наиболее эффективно использование игровых методов, упражнений. Через игровые занятия, специальные упражнения педагог и специалист- логопед корректируют нарушения произношения у детей.
Вся коррекционная работа должна строиться с учетом индивидуально- психологических, возрастных особенностей, ведущего типа деятельности, а также вида речевого нарушения.
ЛИТЕРАТУРА
1 Абрамова Г. С. Практическая психология.- Екатеринбург: Изд-во ун-та, 1998- 538с.
2 Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., и др. Сравнительное психолого- педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью : Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.- М:ВЛАДОС, 1991,- 429 с.
3 Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками».-М.:Просвещение, 1992,- 304 с.
4 Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи// Дефектология.- 1983.- №1- С.- 34-51
5 Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии.- М.: Издательский центр «Академия», 1997,- 371 с.
6 Воспитание и обучение детей пятого года жизни: Кн. Для воспитателей дет.сада /Под ред.В.В. Холмовской.- М: Просвещение, 1986, - 203 с.
7 Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология.- М,:ВЛАДОС, 2004,-223 с.
8 Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Степени общения: от года до 7 лет.- М.: Просвещение, 1982,- 194 с.
9 Дарвиш О.Б. Возрастная психология.- М,:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003,- 388 с.
10 Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- М.: Просвещение , 1990, 436 с.
11 Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей.- М.:ВЛАДОС, 1994, -342 с.
12 Зайцева И.А., Кукушин В.С. и др. Коррекционная педагогика.- Ростов-н /Дону:Феникс, 2002,-563 с.
13 Калашникова М.Б. Возрастная сензитивность у детей с задержкой психического развития. - Великий Новгород, 2002,- 162 с.
14 Калашникова М.Б. Специальная психология и коррекционная педагогика.- Великий Новгород, 2000, - 115 с.
15 Леонтьев А.Н. О социальной природе психики человека //Вопросы психологии.- 1991.- № 1- с.43-44
16 Мастюкова Е.М. Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.- М.Высшая школа, 1991,- 338 с.
17 Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: Ранний и дошкольный возраст.- М. ВЛАДОС, 1997,- 227 с.
18 Рахимова Ж.Т. Проявление общего недоразвития речи у детей 6-летнего возраста и пути коррекции его в условиях массового обучения //Дефектология.- 1988.- № 1- С. 53-59
19 Основы специальной психологии./Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.:Академия, 2006,- 583 с.
20 Солсо Р.Л. Когнитивная психология.- М.:Высшая школа, 1996,-251 с.
21 Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М,:Просвещение, 1971,-290 с.
22 Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы.- Ростов н/Д.: Феникс, 2004,- 299 с.
Метки: речь курсовая работа универа курсовая для колледжа развитие мелкой моторики пальцев рук звукопроизношение |
Трусливая защита |
Метки: защита комиссия новгу инпо новгу трусливая защита |
защита курсовой работы 2009 |
Метки: защита тревога неудача процедура защиты профессор кафедры новгу инпо новгу |
У кого самая лучшая улыбка? |
ПИПИРКА_ПИСЯРИКОВНА |
Serre |
Прикиньте, еще есть много других битв, но вы можете создать свою и доказать всем, что вы круче!
|
Без заголовка |
|
Тест по Кровь.. |
Поздравляю! Ты - Хадзи! |
Ты красив и обаятелен. Бесконечно предан своей милой Сае, пробуждения которой готов ждать до скончания века... |
Пройти тест |
|
Без заголовка |
|
просто история |
|
Третья симпа.. |
Метки: лиру симпа ответка дружба взаимность |
Достоевский. Идиот. |
Метки: ф. м. достоевский книга идиот князь мышкин рогожин настасья филипповна анализ цитаты картина с христом и младенцем |
феб |
|
Теона Дольникова |
|
Александр Маракулин |
|
События научной жизни университета |
Метки: дни науки близнецы статья грамота университет "ученые записки" |
Аудио-запись: Песня дивы. Кровь+ |
Музыка |
Rezyltat |
url=http://www.liveinternet.ru/photo/pensive_keeper/post7242534/][/url] |
|
Комментарии (1)Комментировать |
стих о мальчике по имени Хаку |
|
Собор Богоматери Эсмеральда, ты знаешь |
|
Собор Богоматери.. ария Феба |
|
Ондатры |
Метки: ондатра рассказ об ондатрах википедия об ондатрах крысы мускусная крыса |
пьянки.. грязные пьянки.. |
Метки: пахина днюха десятое шестое апреля выпивка панкование блевотина |
Мои беды |
Метки: смерть аси |
католика |
|
смайлопремьеры |
Метки: убейте свой мосск |
Цитата сообщения Merlin_Sawall
Агнус Дей |
Цитата |
Жанна д'Арк (Тампль) - "Месса"
Кошон: Следует ли женщине, как мужу, одеваться? Все: Нет, нет, нет - такова наша вера! Карл: Следует ли женщине путаться у трона? Изабелла: Следует ли женщине осквернять корону? Кошон: Следует ли женщине так менять личину? Все: Нет, нет, нет - такова наша вера! Де Рец: Следует ли женщине нежной быть в постели? Дюнуа: Следует ли женщине рваться под венец? Кошон: Следует ли женщине петь у колыбели? Изабелла: Следует ли женщине стать мадам де Рец? Все: Да, да, да - такова наша вера! Кошон: Может, к этой женщине просто стать суровей? Все: Да, да, да - такова наша вера! Хор: Господи, смиренно молим Жанна: Агнус деи, мизерере мей, Хор: Агнец Божий, помилуй нас, Война: Агнец Божий, спаси ее! Михаил: Агнец Божий прими ее, Вместе: На руинах моих надежд, Дюнуа: Боже праведный, Боже Сил! Без нее мир похож на склеп. Де Рец: Лживый бог человечьих стад! Ты же иначе рассудил: Карл: Боже мой, как ее спасти? Кошон: Боже мой, я схожу с ума! Война: – Ты, стоящий у врат молитв! Кошон: Что вам надобно от меня, Михаил: Человечья душа черна, Война: Сердце слабо, а плоть сильна. Кошон: Всемогущий, предвечный Бог! Все: Агнец Божий, принявший мир! |
|
Комментарии (0) |
Счастливая нечаянная встреча.. |
|
Университетские Дни Науки. Конференция. |
Метки: ппф инпо новгу дни науки в новгу воспитание близнецов в семье криптофазия разделить неделимое |
Волчатник в тесте.. |
|
Цитата сообщения barmaley-evich
Монархия.. |
Цитата |
Метки: русская монархия боже царя храни |
Комментарии (0) |
Стих и рисунок к нему.. |
Метки: стих дети бенедиктов ангел и младенец боль утрат |
Собачье сердце. Теперь и фильм |
Метки: собачье сердце старое кино евгений евстигнеев борис плотников борменталь преображенский |
нежная роза.. Продолжение от Кири.. |
|
Песня из альбома Кири.. |
|