Amicus Plato, sed magis amica veritas.
Что есть душа? И есть ли она вообще? Вопрос сложный и неоднозначный. Сегодня мне довелось провести интереснейшую дискуссию на эту странную, и в то же время сложную тему. Мой собеседник был достаточно убедителен; его точка зрения опиралась на верность идеи реинкарнации. И в то же время он полагал, будто душа есть нечто, наподобие награды для избранных. Душа в его понимании есть совершенно не у каждого. Казалось бы, реинкарнация подразумевает, что душа присуща решительно всем существам: от камня до человека. Однако, мой оппонент предположил, что душа есть не у всякого человека, ибо как можно было бы оправдать все горести, совершаемые человеком? На том сегодня и основывался весь наш спор, который я привожу ниже.
С: Население нашей планеты еще никогда не было так велико, как сегодня. Семь миллиардов, представить только! И если мы верим в существо реинкарнации, то откуда, спрашивается, найдется столько душ, ежели никогда такого количества и в помине не было!
Я: Ежели, опять таки, мы опираемся на идею реинкарнации, тогда надобно учитывать, что душа присуща не только человеку, но и всякому другому существу, скажем, камню, животному или дереву. Говоря о сегодняшнем дне, нельзя не заметить, как сократилась популяция некоторых видов животных, некоторые из которых и вовсе исчезли с нашей планеты. Более того, сколько деревьев было вырублено за последнее столетие? Очевидно, что все эти «деревянные» души успешно реинкарнировали в человечьи.
С: Тогда вполне понятно становится, откуда же у нас столько дубов, да елей вокруг! Но что же есть душа? Является ли она чем-то данным и совершенно сформированным? По мне, так все в душу заложено заранее, и ничего изменить нельзя. Возьмем, к примеру, теорию г. Чезаре Ломброзо, который лишь взглянув на новорожденного мог предсказать по его, к примеру, надбровным дугам, что тот в будущности непременно станет вором, или даже убийцей. А я уверен абсолютно, что ни у вора, ни у убийцы души нет и быть не может.
Я: Помилуйте, господин С! Как можно! Вы же сами отталкиваетесь от теории реинкарнации, признающей наличие души повсеместное! Я решительно стою на том, что и у вора и у убийцы душа есть, но душа ущербная, быть может, неполноценная, или даже травмированная, причем, как травмированная изначально, так и a posteriori.
С: То есть вы хотите сказать, что внешние факторы имеют некоторое влияние на формирование души? Будь то образование или воспитание?
Я: Конечно! Однако, я говорю о том, что внешние факторы могут лишь повлиять на душу, помочь ей раскрыться, но ни в коем случае не изменить её и не сформировать из неоткуда.
С: Но вы признаете, что все же существуют люди с душами ущербными и, возможно, недоразвитыми настолько, что мы можем говорить об отсутствии души как таковой? Я хотел бы настаивать на том, что внешние факторы никоим образом не влияют на человека и его душевные качества. Вот вам пример: насколько мне известно, издревле никаких ущербных, хромых, слепых, косых, юродивых не допускали к церковной службе. А все потому, что священнослужитель должен быть чист как душевно, так и физически, а одно без другого существовать не может.
Я: Помилуйте, вы ведь сами упомянули юродивых! А ведь на Руси они всегда почитались как глас божий! А у чего может быть большая душа, чем у ближнего к богу?
С: Хорошо, но все же физическое состояние откладывает отпечаток на душевное состояние человека! Возьмем, к примеру, Квазимодо. У этого существа душа, безусловно, присутствовала, но таковой, но своей сутью, она во многом была обязана ущербности тела Квазимодо.
Я: Вот видите! Вы сами себе перечите! Не есть ли это прямое влияние физического, внешнего, на формирование души? А представьте себе человека, который стал ущербным лишь в возрасте, какая же травма нанесена его душе? Естественно, что в нем произойдут изменения!
С: Позвольте, я к тому и веду, что ущербных быть не должно, как в Спарте! Ведь тогда с горы сбрасывали слабеньких и больных не только потому, что осознавали не способность этого существа служить обществу физически, спартанцы понимали, что в слабом теле и слабый дух!
Я: Однако же дух был, пусть слабый, но был!
С: Пусть будет так. Но где же пребывают души после смерти человека? И в какой момент они входят в новое тело? И входят ли они сами, или что-то, возможно даже кто-то, принуждает их зайти в какое-то конкретное тело?
Я: Возможно, после смерти души воспаряют в некоторое внешнее пространство, а потом, когда «морально» соберутся с силами, по собственному желанию входят в то или иное тело, которое сами и выбирают. Однако же, в этом есть некоторая фатальность.
С: То есть души сами выбирают, быть им человеком, или же, например, комаром? В какой же момент они входят в тело? В секунду зачатия или в самый момент рождения?
Я: По моему разумению, сомнений быть не может, что душа обретается в момент рождения. И тут любопытное доказательство. Замечали ли вы, что через несколько секунд после рождения ребенка, на его ладонях и ступнях возникают линии, по которым мы так любим определять судьбу? Презабавное дельце, судьба вырисовывается лишь тогда, когда плод становится человеком, а это происходит не раньше и не позже, а именно в момент рождения. И тут же все проявляется на ладонях, вся ваша жизнь, со всеми возможными изгибами и вариациями!
С: Так разве судьба предполагает вариации? Какой же это тогда фатум?
Я: Конечно! Все заранее продумано! Было ли у вас когда-нибудь чувство, называемое дежавю? Не это ли самое явное доказательство того, что все предписано заранее, а вы лишь бессознательно следуете заранее прорисованному плану.
С: Помилуйте, но есть же, так называемые, знаки судьбы! Вот говорят вам, например, не садись ты на этот самолет, не садишься – а самолет – то разбился! Какая ж тут предопределенность!
Я: А быть может так и должно было случиться? Более того, возможно, вариативность продумана изначально! Это как с Ильей Муромцем: направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – сам помрешь. Выбор есть, однако же, судьбе известно куда ведут обе дороги.
С: Все же возвращаясь к теме души! Как могут обладать душой убийцы? Есть ли в них хоть капля сострадания?
Я: Мой милый друг, и мне это говорите вы, заядлый любитель охоты?!
С: Но я же не убиваю людей, в конце концов!
Я: Но душа то, душа есть у всех и каждого! Будете ли вы отрицать, что есть в вас и сострадание, и любовь, и ненависть, и алчность, и злоба, и нежность, и доброта, и страсть, и умиление? Все краски, все эмоции присущи вам, вся ваша психика порождает их!
С: Ну, при чем тут психика! И какое вообще отношение ненависть или алчность имеет к душе?!
Я: Во-первых, психика – это и есть наша душа и на том стою! А во-вторых, с чего вы взяли, милый друг, что душа – это лишь положительные характеристики? Разве нельзя с душой заниматься обжорством, или, скажем, с душой брать взятки? Искренне и любя! Можно! А все потому, что душа наша многогранна и диапазон её куда больше и шире, нежели кажется на первый взгляд! Другое дело, что согласно вашему мнению, некоторым людям досталась душа дерева, или даже зубочистки. От того – то мы и мним, будто они бездушны, однако их душа попросту неразвита, и тому причин множество – как внешних, так и внутренних. Такова, видно, их судьба! Ну что, chute complete?
С: …
На том и закончился наш спор, однако каждый остался при своем мнении.