В продолжение поста камрада
Reеder'a, (а не
Reader'a, как многим кажется!=) ) начинаю свое исследование вопроса психо-энергетических практик. Раздел блога, в котором будет идти исследование", называться "изобретая колесо" в четь "феномена чакр". =)))
Целью исследования является поиск подтверждений предположения о том, что "современное представление об энергетических практиках востока сильно расходится с принципами, которые лежат в их основе".
Начнем с животрепещущего – раскрытия чакр, точнее информации о них.
Постараемся отследить историю и географию этого феномена.
В Интернет энциклопедии wikipedia.org в разделе "история" статьи "чакра" приводится следующий текст:
Упоминание о чакрах как о центрах для сосредоточения в духовных практиках или центрах концентрации психической энергии можно найти уже в поздних Упанишадах, в частности в Йога Таттва Упанишаде и Брахма Упанишаде, а также в некоторых Пуранах.
Достаточно детально и разнообразно концепция чакр была разработана в тантрических текстах и тесно совмещается с Кундалини и процессом её пробуждения. Впрочем, в этих текстах ещё нет устойчивости как о количестве чакр и их местонахождении, так и о соответствующем символизме.
Устоявшейся на сегодня на Западе можно считать концепцию из 6 (7) чакр, которая изложена в достаточно завершённом виде в текстах Шат-Чакра Нирупана и Падука Панчака, переведённых Дж. Вудрофом в книге «Змеиная сила» , опубликованной под псевдонимом Артур Авалон.
Согласно официальной науке Упанишады являются частью Вед – древнеиндийского религиозного текста. Считается, что Веды были составлены в XVI-V вв до н.э, причем ученые не исключают, что до этого они могли существовать в устной форме. Так или иначе, если предположить, что дата хотя бы приблизительно верна, можно считать Веды наиболее древним религиозным текстом Индии, если не всего мира. В Упанишадах неоднократно упоминаются и даются наставления относительно практики йоги.
Вот переводы на английский язык
Йога Таттва Упанишады и
Брахма Упанишады, на которые ссылается "Википедия". Ни в одном не упоминается слово чакра.
Я специально привожу английские варианты, потому что в переводах на русский все-таки можно встретить упоминания о чакрах в самых неподходящих местах. Сравнивая английский и русские варианты, становится очевидно, что эти моменты додуманы бардакстанскими переводчиками в силу в силу их безграмотности. Слово "чакра" переводится с санскрита как "колесо" или "круг" и употребляется в этих текстах только в своем прямом значении. Тем не менее, даже в русских переводах нет таких ругательств, как "Анахата", "Сахасрара" и т.д. Но это тема для другого поста.
Отметим, что первым литературным трудом, полностью посвященным йоге, считаются Йоага-сутры, написанные Патаджали во II веке до нашей эры. Допустим, что это действительно было так (уж очень сложно верить в достоверность столь древних событий).
Обратимся к
Йога-сутрам. И тут мы не найдем ни одно упоминания чакр или их названий, ровно как и описаний, которые сегодня повсеместно встречаются в эзотерической литературе.
Абзац из "Википедии" про какие-то тантрические тексты я оставлю без комментариев, ибо нет смысла анализировать информацию из источника ОБС (одна бабака сказала).
Гораздо интереснее поговорить о
Джоне Вудрофе (1865–1936). Отметим, что этот английский аристократ, получил юризическое образование в Оксфорде. В возрасте 25 лет он переезжает в Калькуту, начиная адвокатскую рарьеру в колонии своей страны. Дослужившись до звания верховного судьи Калькуты, он возвращается в Англию в 1923, где становится доцентом индийского права.
Помимо юриспруденции в Индии Вудроф занимался изучением санскрита, местной философии и мистицизма. Считается, что Вудроф якобы привез учение о чакрах из Индии в Европу, изложи его в своих произведениях, опубликованных под псевдонимом Артут Авалон. Из этих произведений наибольший интерес представляет книга "Змениная сила", где, собственно изложня концепция чакр. Считается, что эта книга является переводом двух "тантрических текстов", а именно: Шат-Чакра Нирупана и Падука Панчака. Я не смог найти практически никакой информации в Интернете об этих текстах, их истории и месте происхождения, или альтернативные переводы. (Буду рад любым наводкам)
В биографии англичанина
"John Woodroffe, Tantra and Bengal", написанной Kathleen Taylor, говорится, что сам Вудроф объяснял причину, по которой "Змеиная сила" вышла под псевдонимом необходимостью "показать, что она была написана при помощи многих людей, в особенности одного, который не позволил бы упомянуть его реальное имя". Очень напоминает мистицизм вокруг творчества Карслоса Катанеды. Кстати, Kathleen Taylor ставит Вудрофа в один ряд с "латиноамериканским магом".
В книге все той же Kathleen Taylor утверждается, что Вудфор изучал тантрические практики под началом некого Atal Bihari Ghose (1864 - 1936), последователя Siva Candra. Ни о том, ни о другом гуру информации я не нашел, так что буду рад помощи.
Многие глубоко эзотерические бардакстанские йогины на все это скажут, что самые ранние изображения чакр в индии, например это:
,
датируются 18 веком, тогда как "Змеиная сила" написана спустя сто лет. Предположим, что даты создания таких изображений являются истинными (что, на самом деле, вызывает большое сомнение).
Зададимся вопросом: "была ли в Европе чакровая система до 18 века?" Оказывается, была!
Немецкий мистик
Иоганн Георг Гихтель(1638-1710), ученик Якоба Бёме, который, по всей видимости, являлся розенкрейцером, предлагает принципы концепции семи энергетических тел в своей книге "Практическая Теософия" (Theosophia Practica). Эта книга впервые была издана в 1696 (обратите внимание, как подходит время!) году и является описанием мистического учения розенкрейцеров. Привожу говорящую за себя иллюстрацию из его книги:
(Иллюстрация взята из французского перевода "Практической Теософии", изданного в 1897 году в Bibliotheque Rosicrucienne (№ 4) библиотекой Chacornac в Париже, и является материалом сайта
http://chary.ru/)
Вывод напрашивается сам собой. Чакры и связанные с ними техники имеют европейские корни. По всей видимости, концепция была завезена в Индию в XVII веке первыми колонистами. Позже она ассимилировалась и интегрировалась в местные религиозные и философские учения. Памятуя то, как европейцы насаждали свою культуру и религию в колониях, не удивительно, что чакры могли распространиться аж до Тибета.
Вопросом, тем не менее, остается следующее: имеет ли практическое приложение созданная европейскими тайными обществами система? Если да, то где найти информацию об этом? Как далеко ушло учение, будучи пропущенным через фильтр индуизма и имеет ли практическую ценность современная "кундалини йога"? Как выгладили индийские психо-энергетические практики до прихода чакр?
UPDATE:
Как заметил камрад
harimau, мною были упущены из виду тексты Гхеранда Самхита, Шива Самхита и Хатха Йога Прадипика, которые также принято считать каноническими текстами йоги.
Первые два: Гхеранда Самхита и Шива Самхита относятся к XVII-XVIII вв, поэтому они попадают под предложенную мной теорию. Конечно, это не доказывает их европейского происхождения, но и не противоречит идее.
А вот Хатха Йога Прадипика, действительно, датируется XV веком.
Опять-таки, сделаем предположение о том, что даты соответствуют истине, и обратимся к тексу Хатха Йога Прадипики (перевод на русский предлагаю изначально игнорировать). Вот
тут есть текст на санскрите, транслит латиницей и перевод на английский.
В главе III "Мудры" второй стих говорит о 6 энергетических центрах, причем не описывает ни их местоположение, ни свойства. Говорится, что они задействованы, когда через них проходит"кундалини".
В английской версии (которая, была переведена в 1914 году, когда чакры уже были изобретены), естественно, эти центры называют "чакрами", тем не менее, на санскрите употребляется слово "лотос" (padme). Что угодно могло иметься ввиду под этими "лотосами" (например, 6 основных органов торса).
Далее в III и IV главах в английском варианте несколько раз встречается употребление слова "чакра" (chakra). Но если сопоставить английский текст с санскритом, то станет очевидно, что это слово употребляется в своем прямом значении – "круг", "колесо", "окружность", "кольцо" для описания разных положения тела человека или органов.