Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Внеклассная работа
Цели и задачи работы:
1.Закрепить знания учащихся о признаках осени.
2.Прививать интерес к происходящим вокруг явлениям природы.
3.Уточнение, расширение и обогащение словарного запаса.
4.Стимулирование слуховой памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, мышления.
Ход урока.
1. ОРГНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.
Цель: Развитие внимания, умения видеть образ слова, развитие техники чтения.
Учитель: Чтобы узнать тему нашего занятия, надо выделить слово из потока букв.
На доске:
ЕКРОСЕНЬТЛА
(Вывешивается плакат «Осень» - в Приложении 1)
3. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ.
Цель: развитие слуховой памяти, внимания; развитие речи.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях,
Туча небо кроет,
Солнце не блестит
Ветер в поле воет
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья
Птички улетели
В тёплые края.
Какое время года описывает автор в своём стихотворении?
Докажите.
Обобщение по ответам.
2) Игра «Скажи иначе».
Цель: обогащение словаря через употребление синонимов.
Обобщение: Назовите ещё раз, какие изменения происходят в природе осенью с опорой на наглядность.
3.ПОСЛОВИЦЫ.
Цель: развитие речи, логического мышления, обобщение своего опыта.
Народ, наблюдая за сезонными изменениями в природе, сложил немало пословиц и поговорок.
Чтение хором:
Осень - перемен восемь.
Учитель: Как вы понимаете эту поговорку?Весна красна, да голодна
Осень дождлива, да сытна.
Учитель: Объясните значение этой пословицы.
ФИЗМИНУТКА
(логопед читает, дефектолог показывает, дети повторяют)
Цель: развитие внимания, общей моторики, снятие усталости.
Станем мы деревьями (руки к плечам)
Сильными, большими (руки вверх)
Ноги - это корни
Их расставим шире (ноги на ширине плеч)
Наши руки - это ветви (руками изображаем ветви)
Крону образуют (руки над головой сцепили вместе)
Вместе им совсем не страшно (повороты головой влево - вправо)
Когда ветры сильно дуют (наклоны в стороны)
Пальцы - веточками будут (раздвигаем пальцы рук)
Листья закрывают их (поглаживание кистей рук поочередно)
Как придет за летом осень (поднятие рук поочередно)
Разлетятся листья вмиг (приседаем, опускаем руки).
4. КРАСКИ ОСЕНИ.
Цель: развитие логического мышления. а) Учитель: У каждого времени года свой любимый цвет. Какого цвета осень, мы узнаем, разгадав кроссворд.(Приложение 3 ) Модель кроссворда на доске.
1)Время года, следующее за осенью. (Зима.)
2)Явление природы, чаще бывает осенью. Летом его называют тёплым, грибным, осенью-холодным, моросящим. (Дождь)
3)Явление бывает только осенью. Деревья наряжаются в красивые уборы, а затем сбрасывают листву. (Листопад)
4)Если ночь холоднее, чем днём, на траве образуются капельки воды. Что это? (Роса.)
5)Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе, а иногда на белую непрозрачную стену. Что это? (Туман)
6)Осенью, когда чаще становятся холодными дни, вдоль берегов рек на мелких местах появляется ледок. О начале какого периода в жизни рек говорит это явление? (Ледостав).
7)Осенью птицы улетают в тёплые края. Они собираются в большие группы. Как называется такая группа? (Стая).
Какое же слово получилось по вертикали?
Прочитаем хором. (Слово «Золотая» в кроссворде пишется красным цветом)
б) Чтение наизусть стихотворения И.Бунина .
Цель: расширить знания детей о цветовой гамме осени.
На доску вывешивается картина http://festival.1september.ru/files/articles/31/3129/312981/pril4.jpg
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…
Учитель: Какие цвета называет автор при описании осени?
в) Знакомство с дополнительными цветами:
http://festival.1september.ru/files/articles/31/3129/312981/pril5.jpg
1)Жёлтый, золотой (цвет лимона и банана)
2)Оранжевый (цвет апельсина)
3)Алый (цвет помидора)
4)Багряный, бордовый, багровый
5)Лиловый (цвет сирени и фиалки)
6)Бежевый, светло-коричневый (цвет репы)
7)Золотисто-жёлтый (цвет моркови)
8)Пурпурный (Цвет вишни)
г) Игра «Краски осени»
Цель: развитие внимания, зрительного восприятия, умения анализировать, сравнивать.
В классе на стене или на обратной стороне доски развешены листья.
Задание: Найти 2 одинаковых листочка, сравнить по цвету, форме, размеру.
5. ПЕРИОДЫ ОСЕНИ.
Цель: выявление временной последовательности.
Учитель: Осень не всё время бывает золотая. Сравните эти 3 картины
http://festival.1september.ru/files/articles/31/3129/312981/img10.jpg
Поставьте их в определённой последовательности и дайте название.
(В случае затруднения: где изображено начало осени, где золотая, где поздняя?)
6.НАЗВАНИЯ МЕСЯЦЕВ.
Цель: развитие техники чтения, зрительного восприятия, памяти, расширение словаря (названия месяцев написаны разным шрифтом и цветом) (Приложение 7).
Задания:
а) Прочитайте хором названия месяцев;
б) Найдите и прочитайте названия осенних месяцев;
в) Назовите их последовательно
г) Народные названия месяцев (Приложение 8).
Раньше эти месяцы имели другие названия.
Прочитайте хором, попытайтесь объяснить, почему их так называли?СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ
РЕВУН ЛИСТОПАД ПОЛУЗИМНИК
ХМУРЕНЬ ГРЯЗНИК ГРУДЕНЬ
ВЕРЕСЕНЬ СВАДЕБНИК ЛИСТОГНОЙ
7.ОБОБЩЕНИЕ. Игра «Времена года»
http://festival.1september.ru/files/articles/31/3129/312981/img13.jpg
http://festival.1september.ru/files/articles/31/3129/312981/img14.jpg
Цель: развитие мышления и речи
Всем детям раздаются карточки с изображением предметов или явлений природы. Учитель: К доске выходит тот, у кого на картинке изображены признаки осени. Ваша задача - показать всем карточку и объяснить, почему эта картинка относится к осени.
8.ИТОГ.
О каком времени года мы сегодня говорили на уроке?
Автор: Берибесова Ольга Ивановна, воспитатель 1 квалификационной категории, МДОУ детский сад N46, г. Старый Оскол, Белгородская область.
Цель:
Продолжать знакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязями растений с окружающей средой (вода, солнце — свет, тепло, почва, животные);
Развивать мышление дошкольников, актуализировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.
Воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям, научить видеть их красоту и неповторимость.
Материалы и оборудование:
Лупы по количеству детей, веревка, альбомные листы, восковые мелки.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята! Сегодня мы продолжим работу по изучению деревьев. Вы знаете все деревья нашего участка. Отгадайте загадку и скажите, о каком дереве мы сегодня будем говорить.
Стройное, самое высокое дерево на участке,
Очищает воздух от пыли, долго стоит зеленым.
Правильно, мы будем говорить о тополе. Посмотрите, и скажите, что изменилось в тополе с последнего нашего наблюдения? (появились желтые листочки).
Вы хорошо знаете свое дерево, А какие части есть у дерева? Зачем нужны дереву листья, корни, ствол, кора?
Какой высоты дерево? Как можно измерить высоту тополя? (дети по очереди становятся рядом с деревом, измеряя его рост). А если сравнить рост дерева с ростом взрослого – кто выше?
Какова толщина ствола? Как измерить? Попробуйте обхватить ствол двумя руками. Получилось? Сколько потребуется детей, чтобы обхватить ствол?
Давайте измерим веревочкой, (приложить потом к линейке и измерить длину).
Погладьте кору, какая она? (шершавая, сухая, холодная, толстая). Рассмотрите ее с помощью лупы, есть ли трещинки? Как вы думаете, может там кто-то жить?
Есть ли на дереве мхи? Это значит, что дерево старое.
Найдите место, где ствол у дерева самый широкий, а где самый узкий?
Что держит дерево в земле? Попробуйте вытащить его. Найдите место, где корни выходят на поверхность земли, рассмотрите их.
Сколько листьев на дереве? Найдите листочек и погладьте его руками: сначала сверху, потом снизу. Какой он? (Сверху гладкий, темно-зеленый, снизу – светлый, с белым опушением.) Рассмотрите через лупу.
Потрогайте кончик листочка, какой он? (острый или тупой, мягкий или твердый?)
Какой у него край? (ровный или с зубчиками?)
Как прикрепляется листочек к ветке? (черешком). Где шире у основания или ближе к ветке? А почему, как вы думаете?
Как вы думаете, листики здоровые иди больные? Почему они тогда опали? (им не хватает тепла и света).
Сейчас осень и с дерева осыпалось много листочков, соберите его листочки.
Давайте поиграем с листочками.
П/ и «Мы листики осенние»
Мы – листочки, мы – листочки,
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидим
Ведер дунул – полетели.
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
Воспитатель. Отгадайте еще загадку:
Не трава, не куст,
Листья резные, плоды горькие, но их любят птицы? О каком дереве?
А вы знаете, откуда произошло название этого дерева? Об этом говорит одна легенда.
«Жили как-то муж с женой, и было у них двое детей. Старшую дочь звали Восьмуха. Была она злой, завистливой. А меньшова сына звали Романушка. Он был добрый и приветливый, родители души в нем не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала погубить его. Завела она его в гнилое болото и утопила. Но не удалось погубить ей Романушку совсем. Выросло на том месте приветливое, кудрявое деревце, назвали его люди ласково рябинкой».
Какой высоты дерево? Давайте измерим. Какое дерево выше рябина или тополь?
Какова толщина ствола? Давайте измерим? Сравните, какое дерево толще? Как вы думаете почему? (тополь старый, а рябинка молодая)
Погладьте кору, какая она? (гладкая, сухая, холодная, тонкая). Рассмотрите ее с помощью лупы, есть ли трещинки? Как вы думаете, может там кто-то жить? Есть ли на дереве мхи?
Найдите место, где ствол у дерева самый широкий, а где самый узкий? Что держит дерево в земле? Попробуйте вытащить его. Найдите место, где корни выходят на поверхность земли, рассмотрите их.
Посмотрите, а есть ли у рябинки «детки» - побеги? Сколько их? Почему вы думаете, что это детки?
Посмотрите вверх, на ее листочки. Какие они? Найдите листочек и погладьте его руками: сначала сверху, потом снизу. Какой он? (ажурные, красивые, даже небо сквозь них видно). Проверьте, где темнее — под листьями рябины или под листьями тополя? Почему? Какие птицы к ней прилетают? (синицы, скворцы, свиристели). А как вы думаете, почему они ее любят? (Ягоды рябины — пища для многих птиц.)
Какого цвета, буду на деревьях листья зимой? А могут быть коричневые листья? Их не сорвал ветерок, они крепко держатся на веточках и остаются со своим деревом до весны, или пока их не сорвет сильный ветер.
Игра – имитация «Дерево»
Сейчас я превращу всех вас в деревья (делает волшебный знак). Ваша кожа превращается в кору, а руки — в ветки. Поднимите свои руки-ветки, пошелестите, пошумите листьями-пальчиками — слышите, какой ветер налетел? (Дети выполняют рекомендации .) Расставьте ноги пошире — это растут ваши корни, они держат вас в земле, дают воду, пищу. Ах, какие замечательные деревца выросли !
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Дерево – это…» Я буду начинать, а вы будете продолжать. Надо придумать, для кого чем служит дерево,
«Для птицы дерево — это…». (столовая, место для постройки гнезда, место, где она может спрятаться, и т.п. )
«Для жука наше дерево — это…»( его жилище, место, где он откладывает яйца, из которых появляются личинки, где жук может найти добычу и т.п.)
«Для художника дерево — это…».( объект для картины, источник вдохновения... )
«Для усталого путника раскидистое дерево — это…».
(место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца, отдохнуть.)
«Для мебельщика дерево — это…».
(древесина, из которой можно сделать много разных предметов.)
«Для зайца дерево — это…».
( пища зимой. Заяц обгрызает кору с деревьев.)
«Для горожанина дерево — это…».
(чистый воздух, прохлада в зной, «зонтик» от дождя, место для отдыха и т.п.)
Воспитатель. Осень листочки опадают, падают не только здоровые, но и больные листочки, на которых поселились вредные червячки. Весной они проснутся, и будут вредить дереву, давайте ему поможем, соберем старые листочки в мешок, и их отвезут в мусор.
Воспитатель. Ребята, а сейчас я предлагаю нарисовать наши деревья и составить рекламу своего дерева.
Тополь.
Тополь-это знают все,
Чемпион по росту.
И достать его макушку
Нам совсем не просто,
Потому что он за лето
Вырастает на два метра.
Рябина.
Красненькую ягодку
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она как хина.
Толи это ягодка,
Просто не дозрела
Толи рябина хитрая
Подшутить хотела?