В наше время мобильники выходят просто с пугающей скоростью. Ситуация, при которой твой смартфон является самым мощным и крутым, может сохраняться не дольше месяца-двух, потом выходит что-то еще круче. В редких случаях флагман способен продержаться на вершине до полугода. Через год же твой флагман превращается в тыкву, т.к. выходит новый, якобы "инновационный" смартфон, который якобы "меняет рынок навсегда". "Старые" же устройства почти моментально перестают поддерживаться, либо начинают тормозить на новых прошивках, оптимизированных зачастую лишь под более новые аппараты. И пусть многие слепо следуют за этой пропагандой, я уже успел отойти от темы и как-то подостыть. Да и не вызывают современные аппараты такой страсти и интереса, как прежде. Никаких "инноваций", как это нынче модно называть.
По факту современные мобильники уже давно развиваются в категорически ненужных направлениях. Чудовищно мощные процессоры, экраны с 2к и 4к разрешением, сканеры отпечатков пальцев и прочая дребедень... В итоге смартфоны значительно ухудшаются с точки зрения автономности, надежности, по факту не особо-то и прибавляя в производительности или качестве, зато стабильно поднимаясь в цене. Скажу так: фирмы стали забывать, что действительно важно для смартфона или телефона. Они гонятся за тем, чтобы все цифры у них были самыми высокими, чтобы GPU и CPU были самыми производительными, чтобы в аппарате был установлен максимум датчиков, но при этом никто за годы не предложил абсолютно ничего нового с точки зрения методов переписки или звонков. Здесь нет маркетинга, нет интереса с точки зрения продаж, а это значит, что нет смысла что-либо менять. То ли дело воткнуть очередной мощнейший никому не нужный чип...
Поговорим, например, об экранах. Да, я не спорю, что большие экраны - это достаточно удобно. Здесь все очень индивидуально, зависит от размера самого человека и его руки в частности, от личных предпочтений и многого другого. Лично для себя я понял, что мне особо удобны смартфоны с экранами от 6 дюймов. Все-таки в планшетах я по прежнему не вижу никакого смысла, а при наличии большого экрана в смартфоне таблетки становятся действительно лишними (здесь все, конечно, индивидуально, но я для себя с этим классом устройств давно определился). Но вот современная мода на высокий PPI (количество пикселей на дюйм) и попросту безумные разрешения экрана - это настоящий абсурд. Я по сей день помню, на каком разрешении я понял, что не вижу никаких пикселей, а картинка выглядит потрясающе. 960x540. Это был смартфон Motorola Droid Razr с экраном 4,3". Сказать, что после этого я чувствовал где-то огромную разницу? В бытовом использовании ли, при просмотре видео, во время игр или браузинга по интернету... Нет, какой-либо особой разницы нет. Чтобы почувствовать разницу с экранами более высокого разрешения, уже надо всматриваться. Не говоря уже про FullHD или 2к - там надо включать специальные видео с максимальной контрастностью или открывать специальные промо-фото. И сказать по правде - смотреть на такой контент не особо-то приятно. Выглядит слишком мелочно, абсолютно не естественно, да и разглядеть это можно только при весьма близком рассмотрении и намеренном желании обнаружить разницу. По факту я бы остановился на разрешении в 1280х720 для экранов на 6 дюймов, а 1920х1080 уже относил бы к планшетам. И да, отмечу, что со зрением у меня все в порядке, я абсолютно хорошо вижу вблизи. Про то же разрешение 1920х1080 я могу сказать, именно на нем у меня работают компьютерные мониторы 24" и телевизор 50" (область с 1920х1080 где-то 40"). На мониторах мне почему-то вот абсолютно комфортно. Недостаток разрешения может ощущаться лишь в графических/чертежных/3D программах, где надо ловить каждый пиксель и всматриваться в экран. Там не повредило бы 2к-разрешение или даже 4к, но для все остальных задач 1920х1080 более чем достаточно. На телевизоре порой да, не хватает разрешения, на такого рода диагонали может было бы куда приятнее иметь и 4к. Правда, такого контента пока нет или практически нет, но это же меееелочи (по мнению производителей и маркетологов). И при этом находятся люди, которые заявляют, что им не хватает разрешения 1920х1080 на 5 дюймах и они видят пиксели... Вот где жертвы маркетинга.
Дальше. Чудовищно мощные процессоры. Я понимаю, что производителям очень хочется сделать этакую рендер-ферму или стационарную консоль, которая помещалась бы в мобильном устройстве вроде того же смартфона. Нужно ли это? Не знаю. Здесь есть что реализовать. Можно делать мощные графические редакторы, рисовалки с продвинутыми эффектами, видеоредакторы, какие-нибудь продвинутые трекеры, плееры, позволяющие воспроизводить очень тяжелые музыкальные файлы... Ну и те же игрушки. То есть потенциально применение для мощных CPU и GPU есть, причем достойное. Но что же можно наблюдать на рынке в действительности? В действительности же тот же смартфон Motorola Droid Razr выдавал высоченную производительность и летал ТАК, как не летают многие современные смартфоны, а работал он на одном из первых и простейших мобильных двухъядерных процессоров. Но это Motorola так подошла к делу: они изучили железо и идеально оптимизировали под него софт. В большинстве же случаев что происходит? Чуть ли не каждый год, а то и каждые полгода, железячные фирмы анонсируют новейшие мобильные вычислительные решения: Qualcomm Snapdragon, Nvidia Tegra и многие другие. В чипах так же идет бессмысленная гонка за цифрами. Фирмы-производители не успевают установить и оптимизировать один чип, как уже анонсируют новый, а на поддержку старого все уже забивают. В итоге ни о какой оптимизации ПО, производительности, тепловыделения и энергопотребления не может идти и речи. Быстрее, мощнее, как можно чаще - вместо того, чтобы качественнее, надежнее, экономичнее. Как итог, многие смартфоны перегреваются до такой степени, что блокируется часть их функций - например, запуск камеры или игр. Где-то из-за сырого железа и недостатка времени на обкатку выходят мощнейшие устройства с откровенно тормозящим интерфейсом (включая простейшие базовые функции). И кому это нужно? Если бы срок жизни каждого процессора составлял хотя бы те же 2-3 года, у разработчиков было бы время по настоящему его обкатать, научиться оптимизировать под него софт и выпускать продукты, способные реализовывать его потенциал. Наглядный пример и доказательство тому - игровые консоли, которые обкатываются много лет, при этом из года в год графика на них становится все лучше и лучше, т.к. разработчики учатся качественнее реализовывать потенциал предоставленного железа - и все это без каких-либо апгрейдов в течение весьма длительного срока. Те же производители смартфонов и разработчики ОС могли бы максимально оптимизировать, например, энергосбережение. Но в наше сумасшедшее время уже никому не нужен смартфон с "процессором прошлого года" - лучше взять новый, даже если он и сырой, сжирает зарядку в момент, перегревает смартфон, не обеспечивая при этом должного уровня производительности.
Затем дизайн. С тех пор, как смартфоны поголовно перешли на сенсорные экраны, с дизайном все стало очень плохо. Золотая пора ярких, разнообразных устройств на любой вкус ушла в прошлое вместе с N-серией Symbian-смартфонов Nokia. До сих пор вспоминаются уникальные Nokia N-Gage, 6630, 7610, N90, N91, N93, Siemens SX1. Да, какими-то из них было удобно пользоваться, которыми-то - не очень (что, конечно, плохо), но у каждого нового аппарата всегда было свое уникальное лицо, запоминающаяся характерная внешность. Здесь все не сводилось к увеличению экрана и уменьшению рамок вокруг него. Каждый аппарат создавался практически с нуля. Сохраняя функционал, дизайнеры умудрялись с каждым новым устройством в той или иной степени заново "изобретать велосипед". Это был дизайн с индивидуальностью! А теперь же если взять 10, 20, 30 смартфонов и положить их экраном наверх, а логотипы/названия заклеить скотчем, разница будет заключаться лишь в размере, рамках и форме углов. В лучшем случае у кого-то будут динамики чуть отличаться. Какая-то надежда остается на заднюю часть смартфонов, где можно хоть как-то реализовать себя при помощи выбора материалов, но и там зачастую все крайне однообразно и банально. И я, как дизайнер, категорически не признаю исключительного тренда на минимализм. Да, хороший дизайн - это дизайн, который не видно, не спорю. Хороший дизайн всегда связан с максимальной функциональностью, эргономичностью, так же согласен на 100%. Но это не значит, что хороший дизайн - это создание одинаковых коробочек, на которых абсолютно ничего нет, внутри которых стоят ОС с абсолютно пустыми, бездушными и однобокими кнопками, иконками и окнами. Так же это не значит, что можно найти одно хорошее решение и затем дублировать его на всех устройствах линейки (серии Sony Xperia, HTC One). И уж и подавно это не значит, что дизайнерский смартфон обязательно должен быть невероятно, рекордно тонким. Изучайте эргономику, господа, и вы узнаете, что можно сделать и толстое устройство, которое будет крайне удобно лежать в руке. Зато вы получите место под более мощный аккумулятор, систему охлаждения или что-либо еще другое, а так же придадите смартфону дополнительный запас прочности. Но нет, все как сумасшедшие стремятся к созданию умного "листа бумаги". Из современных устройств, которые меня до какой-то степени радуют, я могу выделить разве что относительно оригинальные
Motorola Droid Turbo (за крайне необычные материалы задней части),
Sharp AQUOS Crystal (за необычный подход к дизайну благодаря передовым технологиям, хотя эргономичность под вопросом),
Marshall London (за перенос классического дизайна комбика на смартфон) и
Acer Predator 6 (агрессивный, смелый дизайн, подчерктуный функцией и качественными материалами). Кстати, Acer особо впечатлил. Разработчики не побоялись создать агрессивно выглядящий смартфон-убийцу в наше время, когда эталоном дизайна принять считать белый чуть скругленный прямоугольник без каких-либо опознавательных знаков. Более того, они вполне справедливо сделали смартфон чуть толще конкурентов, а так же установили 6-дюймовый экран с разрешением 1280х720 в сочетании с мощнейшим процессором. Уважаю. Наверное, один из самых интересных аппаратов за последнее время. Но вот можно ли его сравнить с уникальными и неповторимыми аппаратами на Symbian от Nokia? Не знаю, не уверен...
Список можно было бы и продолжить, но я полагаю, что суть уже ясна. Разработчики постоянно стремятся пойти на рекорд, пытаются выпускать новые аппараты как можно чаще, в итоге теряя возможность для создания по настоящему свежих решений. Это идет во вред и надежности, и оптимизации, и много чему еще. А по факту же все эти гипер-устройства с 10-ядерными процессорами, 20+ мегапиксельными камерами, 2к-4к экранами и прочими рекордными показателями никак толком и не продвинули рынок мобильных устройств вперед. И те же Apple, которых принято считать богами и законодателями любого рынка, на который они выходят, имеют лишь одну заслугу: они ввели моду на установку сенсорных экранов не только на КПК и коммуникаторы, но и на смартфоны. Они не изобрели сенсорные экраны, а просто популяризировали их в данной области. И это, пожалуй, пусть и не инновация, но все же их самый серьезный и смелый шаг в области мобильных устройств. Все остальное, что было ими представлено - лишь маркетинговые уловки, старые ненужные технологии или попытки догнать конкурентов, упакованные не в самый качественный дизайн на свете, но безумно качественно разрекламированные. Так что этих ребят я никак не выделяю в области технологий, инноваций или продвижений в области мобильных устройств. Чему у них стоит учиться - так это умению продавать абсолютно обычный, рядовой, порой даже посредственный товар, подавая его как нечто уникальное, потрясающее и абсолютно недостижимое конкурентами. Маркетологи от бога. Но вместе с тем - именно с приходом сенсорных экранов в мир смартфонов и началась эпоха максимальной штамповки одинаковых прямоугольничков, и именно тогда же началась бесконечная и абсолютно бессмысленная гонка за цифрами, не ведущая никуда.
Что же, посмотрим, куда все это придет, скажем, лет через 5 или 10 - быть может, на рынке появится новый игрок и предложит что-то совершенно невообразимо новое (как, например, Project Ara - концепт модульного телефона с докупаемыми деталями-апгрейдами), а может производители так и будут топтаться на месте, все больше забывая о том, что они производят смартфоны, а не компьютеры, фотоаппараты и игровые консоли.