Сегодня захотелось поговорить о зеркалках, о том, что на данный момент у меня есть, чего нет, что хотелось бы купить, чему хотелось бы научиться, а так же почему в мире зеркалок практически невозможно собрать идеальный комплект из фотоаппарата, оптики и других атрибутов.
На данный момент у меня есть зеркалка
Canon 600D. Ей сейчас уже почти 4 года, но она уже достаточно потрепанная, поскольку побывала со мной во всех путешествиях, поездках и съемках. А поскольку 600D (как и любая другая зеркалка Canon с тремя цифрами в названии модели) - зеркалка начального уровня, собрана она именно из расчета на дешевизну, а не на долговечность и максимальную надежность. Нет, я ничего не хочу сказать, все работает, причем работает как надо, однако же некоторые моменты уже немного подводят: дурит разъем для SD-карты, отвалилась резиновая насадка на видоискатель, слегка потрепались некоторые кнопки. Но в целом это все мелочи - непрезентабельный внешний вид никоим образом не мешает делать качественные фотографии.
Фотоаппарат шел в комплекте с говняным китовым объективом 18-55мм, который я использовал ровно до тех пор, пока не обзавелся другим объективом заведомо более высокого качества. Помимо китовой оптики у меня сейчас есть 3 объектива:
1)
Canon 18-200мм f/3.5. Самый универсальный объектив. Не перевирает цвета, не подводит с фокусом, обладает хорошей стабилизацией, а самое главное - может делать как достаточно широкоугольные фотографии в тесноте, так и супер-зум кадры на большом расстоянии. Это делает его действительно замечательным, в меру универсальным объективом, однако же есть у него и минусы: не самая лучшая сборка (некоторые элементы болтаются, некоторые пластмассовые элементы легко обкололись со временем), практически полное отсутствие боке, а так же весьма низкая светосила. То есть сделать сочный портрет с размытием фона на этот объектив практически невозможно. Однако же в силу его максимальной универсальности, этот объектив был моим основным и единственным выбором в течение достаточно долгого времени.
2)
Canon 10-22мм f/3.5. Сверх-широкоугольник. Пожалуй, мой любимый объектив. Дает хорошую картинку, просто огромный угол съемки и занятные искажения перспективы (которые являются тут фишкой). При своей безумной широкоугольности, объектив не округляет кадр, как "рыбий глаз", что так же примечательно. Он просто отлично подходит для съемок в помещении, фотографий архитектуры и достижения интересных художественных эффектов.
3)
Canon 28мм f/1.8. Светосильный портретник. А это, пожалуй, самый серьезный из моих объективов. Так же это мой первый фикс (то есть у него вообще нет зума, есть всего одно значение фокусного расстояния). Высокая светосила f/1.8 позволяет делать более светлые кадры при более человеческих настройках (ниже выдержка, ниже ISO), а так же дает потрясающее боке на фоне и очень красиво выделяет объект съемки в зоне фокусировки. Объектив достаточно широкоуголен, так что не очень хорошо подойдет для портретной съемки (слишком уж близко придется стоять к модели), но зато отлично справится с предметной съемкой или съемкой в помещении.
Так же помимо камеры и объективов у меня есть и
рукоять под мой Canon 600D, позволяющая ставить не 1, а 2 аккумулятора. Удобная вещь, придающая солидности внешнему виду фотоаппарата, улучшающая его эргономику, а так же значительно увеличивающая его автономность, что особо принципиально для съемки видео. Ну а еще для съемки видео я прикупил недорогой микрофон-петличку, дающий очень приличное качество при съемке, скажем, интервью или сольных роликов для YouTube.
Теперь ненадолго остановимся и поговорим о ценах:
Сам Canon 600D обошелся мне в 25 тысяч рублей вместе с китовой оптикой. Дорогой фотоаппарат относительно мыльниц! Но кто же знал, насколько малой покажется эта сумма в дальнейшем относительно потраченных на дополнения к нему денег.
Объективы Canon 18-200mm, 10-22mm и 28mm стоили примерно одинаково: от 20 до 25 тысяч рублей за каждый. Это достаточно стабильная цена за объективы среднего класса, дающие очень серьезную картинку, но не удовлетворяющие до конца совсем уж искушенных фанатиков, высматривающих недочеты при 20-кратном увеличении. Рукоять со вторым аккумулятором обошлась примерно в 10 тысяч рублей. Микрофон-петличка - в тысячу рублей. То есть на данный момент я уже купил дополнений к фотоаппарату за 30 тысяч рублей где-то на 70-80 тысяч рублей. И что же? По прежнему - это только начало.
На данный момент я мечтаю об объективе
canon 85mm f/1.8. Он позволит делать потрясающие объемные портреты с отличным боке на фоне, находясь на расстоянии нескольких метров от модели. Очень удобная и нужная вещь, в том числе и для съемки видео и интервью. Сейчас этот объектив стоит около 23 тысяч рублей.
Помимо того я мечтаю и о замене самого фотоаппарата на одну из двух моделей: Canon 70D или 7D Mark II. Дело в том, что для любительских фотографий 600D очень даже хорош, пусть даже и не всегда позволяет внести достаточно тонкие настройки, но вот для более серьезной и профессиональной фотографии и съемки видео его минусы (по сути являющиеся естественными ценовыми ограничениями - это ведь одна из самых дешевых зеркалок) проявляются настолько ярко, что уже и последующая обработка в программах не всегда помогает - качества не хватает. Что же это за минусы? Ну, во-первых в фотоаппарате стоит простенькая матрица, так что он очень даже быстро начинает "шуметь" даже на средних значениях ISO. Стоит поставить ISO 800 - уже в темных участках кадра все будет переполнено "песком", не говоря уже про ISO 1600. А чтобы добиться достаточно красивой и правильной по освещению картинки, скажем, у меня в комнате даже при съемке на светосильный объектив, надо выставить значение ISO в районе 3200 или даже 6400. На таких значениях Canon 600D выдаст картинку на уровне плохого мобильного телефона. Помимо того - настроек в видео крайне мало, да и камера умеет снимать видео лишь в неудобном для меня MOV максимум при 30 кадрах в секунду.
В то же время Canon 70D и 7D Mark II выдают картинку практически без шумов даже при ISO 6400, а в некоторых ситуациях способны без особых проблем забираться и на запредельное ISO 12800. Помимо того, в них доступно огромное количество продвинутых настроек и фишек. Но почему же я сравниваю 70D (две цифры в названии модели означают полупрофессиональную модель) и 7D Mark II (одна цифра в модели - профессиональные наилучшие камеры, а Mark II означает улучшенную версию популярной модели)? Ну что же... Просто дело в том, что ни один из них не идеален. Идеальной зеркалки в мире вообще пока что нет - даже если смотреть модели за миллионы рублей (долларов).
Canon 70D предлагает высокое качество съемки при завышенных значениях ISO, именно в нем добавляется такая замечательная функция при работе с видео, как автофокус во время съемки. Помимо того, в нем установлен сенсорный экран, позволяющий указывать на объект, за которым нужно следить, после чего камера намертво фокусируется на нем и крайне корректно и плавно следит за его передвижением.
При этом Canon 7D Mark II предлагает еще бОльший выбор рабочих значений ISO без шумов, он позволяет снимать более качественные фотографии, делать их куда быстрее, в нем установлена продвинутая система фокусировки, ряд уникальных разъемов, возможность подключения смартфона по WiFi для дистанционного управления, а еще он умеет снимать видео 1080p при 60 кадрах в секунду. И в него можно установить сразу две карты памяти, что увеличит скорость работы и доступный объем памяти. Но в нем нет сенсорного экрана и, как следствие, возможности указать на объект, за которым должен следить фокус. А еще он дороже стоит. А еще все его уникальные аксессуары стоят дороже.
Canon 70D стоит примерно 50-55 тысяч рублей, плюс рукоять и дополнительная батарея обойдется где-то в 10-15 тысяч рублей. Считаем - 60 тысяч рублей. Считаем в среднем - около 60-70 тысяч рублей. Canon 7D Mark II стоит около 70-75 тысяч рублей, рукоять с дополнительной батареей обойдутся примерно в 25 тысяч рублей. Итого - около 90-100 тысяч рублей. Цены очень кусачие, на данный момент абсолютно неподъемные и недостижимые. Но когда я устроюсь на работу, я буду стараться каждый месяц откладывать хоть сколько-то, чтобы со временем позволить себе одну из этих потрясающих камер. Пока я больше склоняюсь все же именно к Canon 7D Mark II.
Ну а что же будет дальше? А дальше, когда я куплю себе объектив на 85 мм и поменяю саму камеру, наверняка найдется что-то еще, что мне пригодится. И вовсе не обязательно это будет очередной объектив. Скажем, в продаже есть бленды, защищающие оптику от бликов и ударов. Есть фильтры (разные почти под все объективы). позволяющие улучшить качество фотографий. Есть внешние вспышки, просто необходимые для качественной портретной, предметной или макро съемки, особенно в помещении. Есть светоотражатели, лампы, радиомикрофоны, узконаправленные микрофоны, фонари для видео и многое другое, что в общем и целом так-то весьма себе нужно для различных ситуаций.
А когда-нибудь, когда мне станет не хватать даже Canon 70D или 7D Mark II, я решу перейти на FullFrame, то есть на зеркалки Canon с матрицей большего размера. Это сразу дает ощутимый прирост в качестве съемки в любых условиях и на любую оптику. Такие камеры стоят еще дороже, а еще, в отличие от более простых, кропнутых моделей, они не совместимы с любительской оптикой (кроп же поддерживает объективы и для кропа, и для фулфрейма). А это приведет к тому, что мои объективы Canon 18-200мм и Canon 10-22мм останутся не у дел, так как они как раз-таки созданы специально для кропа, а на фулфрейм попросту не встанут. Их придется продавать и покупать профессиональные аналоги, возможно даже из топовой линейки L (зачастую для фулфрейма все сводится именно к этой серии объективов). 18-200мм придется заменить на 24-105мм (30 тысяч рублей), 10-22мм придется заменить на 17-40мм (50 тысяч рублей).
Фуллфрейм-фотоаппараты, кстати, "видят" в 1,6 раза больше (угол обзора), чем кроп-камеры, через те же самые объективы, так что, скажем, мой объектив 28 мм f/1.8 сейчас на моем кропнутом Canon 600D в действительности является (28х1.6) практически стандартным 50мм объективом (44,8, если быть точнее). На фуллфрейме же ты надеваешь объектив 28 мм и получаешь фокусное расстояние в 28 мм. Ничего пересчитывать не надо.
Фуллфрейм значительно более требователен как к деньгам, так и к оптике, но способен выдавать значительное превосходство по сравнению со многими кроп-камерами по ряду показателей - от безумных рабочих значений ISO (вплоть до 12800 или даже 25600), более качественной отрисовки и четкости при работе с различной оптикой до более качественной цветопередачи.
Уже сейчас, задумываясь о высококачественном кропе, я предпочитаю выбирать объективы, которые в далеком будущем смогу не продать, а спокойно поставить на фулл-фрейм камеру. Надо же хоть как-то на этом всем экономить?
Ну а что же получается в итоге... Пожалуй, просто хотелось бы подвести некие итоги ввиде списка цен на все это добро.
Canon 600D = 25 тысяч рублей
Рукоять + аккумулятор = 10 тысяч рублей
Canon 18-200мм = 25 тысяч рублей
Canon 10-22мм = 25 тысяч рублей
Canon 28мм = 25 тысяч рублей
----
Canon 7D Mark II = 75 тысяч рублей
Рукоять + аккумулятор = 25 тысяч рублей
Canon 85мм = 23 тысячи рублей
карты памяти = 10 тысяч рублей
----
Canon 6D (самый дешевый фуллфрейм-фотоаппарат от Canon) = 100 тысяч рублей
Рукоять + аккумулятор = 20 тысяч рублей
Canon 24-105мм = 30 тысяч рублей
Canon 17-40мм = 50 тысяч рублей
----
Canon Speedlite 430 EX II (самая дешевая из адекватных внешних вспышек) = 19 тысяч рублей
....
Как видите, этот список можно продолжать практически бесконечно. И поверьте, указанные здесь объективы - вовсе не самые лучшие и не самые дорогие. Нет в этой области предела совершенству. Скажем, да, Canon 7D Mark II - лучший кроп-фотоаппарат от Canon, но практически любой фуллфрейм обойдет его по качеству в ряде ситуаций. 6D, стоящий 100 тысяч рублей, является лишь начальной фуллфрейм-камерой, в то время как флагманский Canon 1Dx Mark II стоит уже около 300 тысяч рублей. При этом же этот топовый фуллфрейм проиграет относительно любой камеры с увеличенной матрицей, где опять придется менять всю оптику, все аксессуары, рукояти, аккумуляторы... Про оптику примерно так же. Топовые объективы стоят бешеных денег. Скажем, отличный рыбий глаз Canon 8-15мм стоит 72 тысячи рублей, широкоугол Canon 11-24мм стоит 213 тысяч рублей, универсальный телевик Canon 28-300мм стоит 154 тысячи рублей, отличный универсальный портретник Canon 16-35мм f/2.8 стоит 110 тысяч рублей... И поверьте, даже для них найдутся более качественные и дорогие аналоги.
Какие из всего этого безумия хотелось бы сделать выводы? Что ж, во-первых, идеальной зеркалки нет и никогда не будет. Они будут хорошими, очень хорошими, но всегда будут модели лучше, резко лучше, нереально лучше... То же касается и продающейся к ним оптики, и любых других докупаемых примочек. Зеркалки - это конструктор, который будет выжимать из вас практически все деньги, если вы, конечно, не миллионер. Тогда проблем нет.
Но даже помимо финансовой стороны, зеркалки - это неидеальные устройства, которые стремятся становиться лучше, но никогда не достигают самого верха качества. Покупать все это оборудование, постепенно взбираясь наверх по лестнице качества, очень интересно, не стану врать. Этой техникой не просто пользоваться, с каждым новым объективом ее все тяжелее носить, но полученные кадры и снятые фильмы регулярно дают понять, что все это было куплено не зря. На данный момент мой "счет" вложений в зеркалку лишь слегка перевалил за 100 тысяч рублей, но я уже запланировал на будущее апгрейд еще минимум на 100-125 тысяч рублей, при этом я уже вижу в далеком будущем еще один апгрейд - уже на 200-250 тысяч рублей. И конца этому никогда не будет.
Но когда фотоаппарат является и твоим хобби, и твоим рабочим инструментом, регулярно приносящим деньги, так и бывает...
В качестве постскриптума хотелось бы сказать пару слов на тему фотографов и требований к ним. В наше время, когда можно вложить 50 тысяч рублей и купить начальную зеркалку с начальным универсальным телевиком вроде 18-200, каждый второй пользователь зеркалок норовит назвать себя профессионалом и пойти зарабатывать в роли отличного портретиста или кого бы-то ни было еще. Сумма эта куда более реальная и доступная, чем может показаться - некоторые за такие деньги (а то и больше) покупают себе очередной iPhone. И это на самом деле печально. Люди без знаний о композиции, о цвете, о статике и динамике, о настройках - лезут зарабатывать, заявляя, что они профессионалы своего дела. Даже среди моих знакомых таких - человек 5. У кого-то получается более-менее неплохо, у кого-то - вообще никак. Шедевры не снимает никто. Да и я не снимаю... Но я горжусь тем, что я и не пытаюсь свои фото-услуги продавать. Я не портретист, я не журналист и не свадебный фотограф, я не заканчивал множество фотокурсов, так что не собираюсь позориться перед людьми. Для себя снимать? Пожалуйста. Заниматься видео? Что ж, тоже можно, в этом деле я уже успел набить руку и узнать много профессиональных приемов. Но едва ли я когда-нибудь предложу кому-либо проведение платной фотосессии. Надо понимать, что если ты выкладываешь что-то просто так, тебя могут и похвалить, и восхититься, но когда ты предлагаешь свои фотографии за деньги, то есть заявляешь о достаточном профессионализме для предложения таких услуг, будь готов выслушивать тонны критики.
И в качестве еще одного, уже второго постскриптума, хотелось бы слегка вернуться к теме работы. Нет ничего удивительного в том, что мне отказали по всем вакансиям, где требовался фотограф недвижимости со своей техникой. 600D способен выдавать очень достойные фото, но он проще, чем 70D, который проще, чем 7D Mark II, который проще, чем... Ну вы поняли общую суть. Он находится в самом низу этой бесконечной эволюционной лестницы. И такими зачастую пользуются как раз те, кто только начинают приобщаться к фотографии и зеркалкам в частности, так что работодатель, прекрасно знающий о том, сколько же шпаны сейчас зовет себя фотографами, начинает фильтровать сотрудников в чистом виде по их камерам. Я не сомневаюсь, что если бы я указал в своем резюме наличие Canon 7D Mark II или уж тем более 6D, работодатель с радостью пригласил бы меня на собеседование. Но тут уж извините. Да, я перерос 600D, но до 6D еще не дорос - ни финансово, ни по своему скиллу.
Я вовсе не ставлю себя выше или ниже других фотографов, коих сейчас как грязи. Скорее я стараюсь держаться от них в стороне. Может, я снимаю и лучше кого-то, а может и хуже. Мне все равно. Но меня отличает от них то, что я здраво могу оценить свои возможности, и признаю, что хоть и занимаюсь фотографией уже очень давно, я нахожусь лишь в начале пути, да и вообще пользуюсь оборудованием начального класса. Поэтому мне хватает смелости для того, чтобы не предлагать свои фотоуслуги, а заниматься фотографией лишь для себя. И поэтому же меня забавляет (а иногда удивляет) то, как мои друзья-фотографы порой расстраиваются и поражаются на тему того, что никто не хочет у них фотографироваться. Никто и не захочет делать фото у новичков, которые еще не дошли до действительно серьезной техники. Ведь действительно, до какой-то степени фотоаппарат является отражением профессионализма своего владельца: если человек снимает на самую дешевую зеркалку и его все устраивает, это явно означает, что он не особо-то разбирается в вопросе, а может он просто и не хочет в этом разбираться, а слепо верит в то, что сам факт покупки зеркалки позволит ему делать шедевральные фотографии в автоматическом режиме. Как знать. Может, конечно, у него просто нет денег на более серьезный аппарат, но тогда, правда, человек должен понимать, что с тем, что у него есть, лучше на профессиональный рынок фотографии не лезть - засмеют, да и только, а скорее всего просто проигнорируют...
Ох, третий постскриптум. Но этот совсем коротенький. Надеюсь, что никто из моих друзей-фотографов НИКОГДА не увидит этот пост.