Суббота, 10 Декабря 2022 г. 21:46
ссылка
Композитор В. Гаврилин
Диктатура крестьянства, диктатура рабочих, диктатура
буржуазии. Но самая страшная — впереди, во время ноосферы,
зарегулированной природы — диктатура ИТР. Все в человеческой
жизни будет зависеть от знаний, которые далеко, далеко не
каждому будут доступны — только избранным по силам будет их
освоение. Они станут жрецами новой эры. Диктатуры жрецов.
Серж Московичи
1.Толпа – это человеческая совокупность, обладающая психической общностью.
2.Действия индивида сознательны, а толпы неосознанны, так как сознание индивидуально, а бессознательное – коллективно.
3.Толпы консервативны, в конце концов, они восстанавливают, то, что сначала отвергали.
4.Толпе требуется поддержка вождя, он воздействует на них своих зомбирующим авторитетом.
5.Пропаганда имеет иррациональную основу. Это приводит к преодолению препятствий.
6.Опора в политике должна быть на высшую идею, которую доносят до людей и воспитывают в их сознании. Коллективный образ и действия.
Согласно утверждениям Московичи мы присутствуем при глобализации масс, так называемые массы мирового масштаба. В которых присутствуют наднациональные общества (общество не зацикленное на национальном вопросе), гигантские города, рынки и все это связанно с миллионами человек, потребности которых однотипны. Электронные и телевизионные сети все глубже и глубже проникают в частную жизнь каждого. По словам Московичи, развитие систем мультимедиа еще больше ускорит этот процесс.
Основной темой книги Московичи является переход от психологии индивидов к психологии масс.
Московичи выдвигает идею том, что уровень человеческой общности стремится к низшему уровню ее членов. Люди ощущают давление от толпы как реальную угрозу, в связи с этим у людей возникает ощущение, будто они уничтожены.
По мнению Московичи все люди погрязают в социальном конформизме (некритическое принятие и следование господствующим мнениям, стандартам и стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам, установкам). А ответственным феноменом за столь несвойственное преображение он ставит внушение и влияние. В данном случае речь идет о воздействии на сознание, через любую из форм воздействия нам навязывают некую идею, действие, эмоцию, которую человек даже не планировал принимать.
Московичи выделяет термин массовый разум – человеческие умы, превращенные при помощи внедрения в каждый дом, присутствия на каждом рабочем месте, проникновения в места отдыха, управления мнениями и обезличивания их.
Психология толп отрицает любую способность к изменению мира и управлению государства. Им не присущи рассуждения, им не хватает способности держать себя в руках, чтобы выполнять работу, необходимую для выживания и культурного развития, они напрямую зависят от минутного импульса и подвержены влиянию первого встречного. Наше общество уже видело упадок общества и присутствовало при кульминации масс. По сути, над ним властвуют силы иррациональные и бессознательные.
Психология толп была создана для одновременного ответа на два вопроса: «почему?» и «что делать?». В первую очередь она заявляет о намерении раскрыть «почему» массовое общество, стремится раскрыть секрет формирования масс, для того чтобы быть ближе к разгадке как им управлять.
Психология толп не считает, что человек стремится к получению личной выгоды и к установлению коммуникации на подобии рыночной сделки.
Если затрагивать сферу политики, то в ней игнорируются все сведения о психологии масс. Растворяясь в массе, индивиды теряют свою индивидуальность, для них коллективное преобладает над частным. Неважно работающие или безработные, они подвержены нервозам, провокациям со стороны городского существованию, а времени для размышления уж тем более нет.
Но вот встает вопрос, что же делать, когда массы уже налицо? У психологии толп на это два ответа: показать вожака в обстановке и регулировать их, взывать к их страстям, вере и желаниям.
Как только общество становится свершившимся фактором, то для него вполне естественно стремится к стабильности. Вот только достичь этого получится за счет модифицирования равенства и свободы. Но только, по-видимому, это маловероятно, как пишет сам Московичи. В основном эту проблему он рассматривает со стороны все возможных выборов. По его утверждению в любом случае степень свободы личностей, общностей уменьшается, а их возможность контролировать, сокращенна до минимума достаточно лукавым и силовым способом. Все то, что обычно характеризует демократию, существует лишь с юридической точки зрения, на деле же и во все отсутствует.
Еще до появления психологии масс, предполагалась эта эволюция.
Как только общество становится свершившимся фактором, то для него вполне естественно стремится к стабильности. Вот только достичь этого получится за счет модифицирования равенства и свободы. Но только, по-видимому, это маловероятно, как пишет сам Московичи. В основном эту проблему он рассматривает со стороны все возможных выборов. По его утверждению в любом случае степень свободы личностей, общностей уменьшается, а их возможность контролировать, сокращенна до минимума достаточно лукавым и силовым способом. Все то, что обычно характеризует демократию, существует лишь с юридической точки зрения, на деле же и во все отсутствует.
Московичи выделяет два основных предмета науки:
1.Индивид и массы
2.Массы и вождь
Согласно его словам первый ставит наиважнейшие проблемы массового общества, второй занимается поиском практических решений.
согласно У. Липпману, формирование абсолютно компетентного и объективного Общественного Мнения невозможно. Поэтому общественность не может полноценно участвовать в управлении государством. По мнению ученого, она должна лишь диагностировать социальные проблемы, а не вмешиваться в процесс управления. Таким образом, У. Липпман является сторонником представительного элитизма, при котором рекрутирование в элиты происходит открыто и регулируется общественностью.
Согласно Манхейму, существует только два типа коллективных представлений: идеологии, представляющие мышление господствующих социальных групп, и утопии, отражающие мышление угнетенных слоев. Взаимная смена идеологий и утопий формирует социальную динамику.
П. Лазарсфельд утверждал: «Широкое распространение коммуникации вызывает лишь искусственную информированность людей об общественных проблемах. Причем эта искусственность часто скрывает массовую апатию. Все большая часть времени отводится чтению и прослушиванию и, соответственно, меньшая часть может быть уделена организованному социальному действию. Иными словами, человек рассматривает свои вторичные контакты с миром политической реальности - чтение, прослушивание, размышления - как замещающее действие»[5].
Исследователь указывал на то, что средства массовой коммуникации выполняют ряд важных социальных функций, представляющих собой, в частности, эффективные рычаги управления мнением и предпочтениями общественности.