-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Olgamell

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.08.2011
Записей: 631
Комментариев: 44
Написано: 755


Школа и Паноптикум

Понедельник, 12 Февраля 2018 г. 09:02 + в цитатник

Related image

«Дисциплина падает», - пробурчал Петрович, водитель  автобуса, проходя мимо тел старшеклассников на диване. «В Лицее Ковчег очень  слабая дисциплина», - из отзывов родителей.

Дисциплина, от французского «un disciple» -  ученик, последователь; ученичество –  всегда  дисциплина.

 Учитель учит – то есть читает, «читать курс» - язык навязывает нам лекционную форму занятий. ученик слушает: послушно, ослушаться, неслух – идея дисциплины в русском языке связана со слухом, а не со зрением или нюхом, к примеру.

Есть еще вольные слушатели и  послушники – как в монастыре. В школе вообще много от монастыря:  учитель читает урок ex cathedra, ученики слушают, потом  - распределение Даров в пятибалльной форме. 

Не говорю уж о таких добродетелях как «усидчивость» и «прилежание» - и так понятно,  что Школа мыслится как место,  где все диссипли тихо  слушают, как мэтр читает урок.

 Латинское «дисциплина» вполне можно заменить  славянским «послушание»: тут и монастырский контекст, и указание на уши как орган познания.

 - Как у вас, в Лицее Ковчег, с послушанием?

- Падает послушание, падает…

- Послушники восьмого класса… 

 Разговор с учителем литературы:

- Ну зачем, зачем Вы даете им тест на полурока? Лучше б устно…

- Проверить знание текста, подготовить к… Если честно, это просто хороший способ дисциплинировать их на последнем уроке.

 … и с учителем математики:

-  К доске вызывать - трата времени только и никакого смысла…

-  Что Вы! Это очень держит – дисциплинирует учеников…

Вызовы к доске, письменные опросы, звонки на уроки, парты в ряд, поднятые руки, дневники – и многое еще в современной школе к образованию не имеет  отношения.  Один смысл  - дисциплинировать ученика.

Школа современного вида возникла одновременно с фабрикой, всеобщей воинской повинностью, тюрьмой и психиатрической клиникой – Мишель Фуко «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьиы» 

Регламентация времени: начало и конец работы строго по звонку – как на фабрике. Упорядочивание пространства:  ряды учеников – как военный строй.  Контроль за телом: школьная форма, прическа, требование «прямой спинки», особое отношение к чистописанию, регламентация способа поднятия руки, необходимость работать в едином темпе и синхронно выполнять команды – всё это сближает ученика с солдатом и рабочим фабрики.

 В 18 веке один просветитель нарисовал эскиз идеальной тюрьмы, которой дал название Паноптикум: надзиратель, проходя по коридору или даже оставаясь на своем рабочем месте,  может наблюдать за всеми заключенными.  Большинство современных школ являются реализацией идеи Паноптикума: завуч, идя по коридору, может видеть через стеклянные перегородки классов всех учеников школы, ровными рядами сидящих.

 

Серия сообщений "методики воспитания":
Часть 1 - Раннее развитие ребенка: методика воспитания Джин Лидлофф
Часть 2 - МАМА-КРЕМЕНЬ. Как справляться с детскими истериками
Часть 3 - Школа и Паноптикум
Часть 4 - Вот как орлица выбирает себе пару и отца для будущих орлят

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку