Цитата сообщения СЕМЬЯ_И_ДЕТИ
«Внимательно относясь к функциям сенсорной интеграции своего ребенка, вы можете помочь ему стать счастливее» Э. Джин Айрес
Перелом, корь или скажем, плохое зрение выявить легко. А вот причины трудностей с учебой или поведением ребенка не всегда очевидны. Такие нарушения часто являются следствием недостаточной сенсорной интеграции (от лат. sensus – ощущение; integratio – восстановление, восполнение). Они встречаются у детей по всему миру и приводят к тому, что способные ребята плохо учатся в школе или неадекватно себя ведут, несмотря на хорошее воспитание и прекрасную атмосферу в семье.
Не многие из нас задумываются о том, как работает мозг, поэтому слова сенсорная иинтеграция мало знакомы. Нервная система представляет собой разветвленную сеть взаимосвязанных нервных волокон, расположенных по всему телу. Отростки нервных клеток располагаются за пределами центральной нервной системы – в коже, мышцах, суставах, внутренних органах и органах чувств.
Ощущения, вызываемые любыми внешними или внутренними раздражителями здесь, стимулируют нервные клетки и запускают процессы передачи нервного импульса в центральную нервную систему – головной мозг. Вы можете читать эту статью, потому, что зрительными сигналами стимулируются нервные окончания, расположенные в сетчатке ваших глаз и запускаются процессы распознавания в вашем мозгу.
Примерно до 7 лет мозг ребенка воспринимает окружающий мир, предметы и делает выводы о них, основываясь непосредственно на ощущениях. Это период так называемого сенсомоторного развития.
В наш динамичный век детям не всегда хватает времени или возможностей для полноценного удовлетворения осязательных, обонятельных, вкусовых или тактильных потребностей. У многих детей этому мешают особенности восприятия, недостаточная координация или высокая двигательная активность. Микродвижения тела, происходящие во время вовлеченной компьютерной игры, застревают в теле незавершенными импульсами, мешая нормальной нервной циркуляции и слаженной работе головного мозга ребенка и его тела. Малоподвижный образ жизни за просмотром телевизора или долгое сидение за столом, на стуле, в автомобиле, – еще одно препятствие. У большинства современных детей сенсорная интеграция не может произойти «автоматически», подобно сердцебиению или перевариванию пищи.
У них наблюдается заметная депривация (лишение, потеря) многих необходимых ощущений. Это тормозит все нервные процессы: своевременное созревание нервной системы, головного мозга, координации физического и психического развития. Поэтому недостаток физической активности мешает ребенку развиваться, учиться, общаться, делает его менее успешным в детстве и в более старшем возрасте.
Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции не может ни объяснить свои проблемы, ни понять происходящее, потому что мозговые процессы остаются незрелыми, нет достаточного количества нервных связей и сформировать их возможно только во время практических занятий с ребенком. Бесполезно заставлять его хорошо себя вести или быть внимательнее. Ни поощрения, ни наказания не помогают мозгу организовать тело или мысли. Только получая помощь терапевта и поддержку понимающих родителей, ребенок станет успешнее развиваться, получать удовольствие от общения с окружающими и вносить посильный вклад в общество, несмотря на возможные другие трудности. Только если восстанавливать у ребенка баланс на уровне чувств и ощущений, можно помочь ему преодолеть эти трудности и стать счастливее.
Терапевтические занятия с использованием сенсорно - интегративной терапии чаще всего применяются в работе с детьми с отставаниями в развитии, неврологической симптоматикой, нарушениями моторики тела, речи и письма, с проблемами адаптации в детском саду и в школе, при общении и в поведении. Также использование методов сенсорной интеграции в любой развивающей или коррекционной работе. Эти занятия полезны и необходимы как способ восстановления вегетативного баланса(нормализации работы нервной системы), обеспечения безопасности и уверенности в пространстве, и как способ восстановления контакта с миром и с самим собой.
Индивидуальные занятия с психологом (специалистом по детской телесной и сенсорной терапии) проводятся 1 раз в неделю в течение всего времени, пока ребенок не научится регулировать себя сам. Как правило, такая работа является длительной и может занимать период от нескольких месяцев до года. В большинстве случаев таким ребятишкам нужна поддержка других видов детской психотерапии (игровой, песочной, арт-терапии). Далее дети могут быть включены в групповую деятельность для адаптации приобретенных навыков.
Анна Алексеевна Портнова
Юлия Матвеева: "Так получилось, что в силу наших современных пониманий, мы стараемся в детях развивать ум, нередко задвигая физическое развитие. Дети получают мало стимулов. Это можно и нужно компенсировать как в течении года, так и на каникулах.
Именно это мы и делаем в наших семейных лагерях, особенно, летних - выстраиваем программу так, чтобы были и звуки, и запахи, и движение"
Всего доброго, Юлия Матвеева