Кризис трех лет |
«…Кризис 3-летнего возраста, называемый многими авторами фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок становится трудновоспитуемым. Он проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. »
Л.С.Выготский «Проблема возраста»
Кризис 3 лет = «и вновь продолжается бой…»
Кризис 3 лет – один из ярких, эмоциональных и насыщенных периодов в развитии ребенка. В этот период происходит очень много изменений в психике ребенка, а потому быстрые и качественные изменения обязательно сказываются на поведении ребенка.
Многие мамы говорят о том, что ребенок становится упрямым, строптивым, неуправляемым, везде перечит и впадает в капризы и истерики. В этот период ребенок как чашка, в которую льют и льют, и вода выплескивается из нее бурными струями, переливаясь через край.
Кризис трех лет – непростое время и для ребенка, и для родителей. Для ребенка – потому что он сам иногда не знает, чего хочет, его не понимают взрослые, ребенок прямо соткан из противоречий. Для родителей – потому что они тоже не могут понять, чего хочет ребенок, не знают, как справляться с эмоциональными волнами малыша и как остаться любящим, спокойным и вменяемым родителем.
О капризах и истериках уже говорилось в некоторых предыдущих статьях. Здесь разберемся в причинах такого поведения ребенка и сути происходящих с ним изменений.
Ребенок в период кризиса трех лет – это маленький тиран и террорист. Хотя еще пару дней назад ничего не предвещало изменений, сегодня он бесконечно отказывается есть любимую кашу, убирать за собой игрушки, смотреть любимый мультфильм и целовать любимую тетю.
По мнению специалистов, кризис трех лет характеризуется следующим «семизвездьем» симптомов:
И вот неожиданный вопрос – а для чего все это «богатство» поведенческих реакций необходимо для развития ребенка? Какие задачи решаются таким путем?
Неожиданный – потому что с этими симптомами родители часто пытаются бороться, и часто силовыми методами. Или задабриванием и умасливанием. Но метод кнута и пряника поведенческие проблемы ребенка в период кризиса 3 лет не решает!
К 3 годам ребенок достаточно хорошо сформирован физически: развивается координация движений, он может быстро бегать, взбираться по шведской стенке, ездить на трехколесном велосипеде. С лозунгом «я уже большой» уже довольно убегать от мамы. Таким образом расширяется пространство вокруг ребенка и развивается самостоятельность в движениях.
Самостоятельность в передвижениях развивает самостоятельность в мышлении. Мозг трехлетнего ребенка созревает для наглядно-образного мышления: он уже умеет думать и представлять образные картинки, вспоминать что-то в образах.
Перестройки в структуре головного мозга и периферической нервной системе влияют и на то, что получается (или не получается) придумать, смастерить-построить своими руками, нарисовать, манипулировать с мозаиками, шнуровками и т.д. Эти же перестройки оказывают влияние на эмоциональную сферу малыша, а с эмоциями он еще не в силах справляться.
Кстати об эмоциях. Головной мозг малыш еще не несет полной ответственности за контроль за поведением. Поведение ребенка непроизвольное и неосознаваемое в полной мере. Это значит, что он легко может «запустить» истерику, но не может ее самостоятельно остановить.
Поэтому у ребенка легко запускается любая эмоциональная реакция, но справиться с ней сам он не в силах. В этом отличие от всех последующих кризисов, где ребенок уже может контролировать себя в большей степени. Кризис трех лет – это период анархии в нервной системе.
Самое главное изменение в период кризиса 3 лет – это осознание себя и формирование зачатков личности. Именно в этот период ребенок начинает делить мир на Я и Другие; выделять себя из окружающего физического и, главное, социального мира.
Симптомами этого осознания могут быть: интерес к своему изображению в зеркале, интерес к внешности, нарядам (у девочек), своим способностям и навыкам (у мальчиков, например, к конструированию или лепке, рисованию).
Главный девиз кризиса 3 лет – «Я сам». Это не только проявление личности и индивидуальности ребенка (слово Я), но и основа для формирования самостоятельности, активности и инициативности ребенка. Подавив инициативу этих заявлений, сделав что-то за ребенка, прикрикнув на него или подстегивая неумеху в делах, можно потерять львиную долю его самостоятельности в будущем.
Именно в период кризиса трех лет формируются зачатки волевой сферы(своеволие, упрямство, деспотизм) и первые моральные и нравственные нормы. Начинает формироваться механизм выбора между «надо или хочу», между «нельзя и хочу». А это оооочень важный механизм жизни в обществе!
Кризис трех лет несет очень важный и значительный позитивный смысл для развития личности ребенка. Прежде всего, развиваются волевая, мотивационная и эмоциональная сферы. Это новые и прогрессивные личностные качества: упрямство – упертость, стремление достигать целей; своеволие – умение осознавать, чего хочу, а чего не хочу.
Исследования показывают, что, если по каким-то причинам (длительная болезнь, авторитарное или попустительское воспитание, физические наказания) кризис трех лет протекает у ребенка вяло, неярко, невыразительно, бессимптомно, то в будущем это может сказаться на его волевых, эмоциональных и «достигаторских» качествах.
Можно сказать и наоборот, чем более ярко протекает трехлетний кризис, тем в большей степени Ваш ребенок – боец и борец за справедливость. В этот год мучений уповайте на бойцовские качества ребенка в будущем. =)
Итак, на заметку. Кризис 3 лет у ребенка – это один из самых острых кризисов в развитии, но и один из самых важных. Родителям важно в этот период общения с ребенком не ломать его сопротивление, а найти достойную сферу проявления его самостоятельности. Лучше всего для этого подходит игра.
Серия сообщений "мамин календарь":Развитие ребенка помесячно в первый год жизни. Что мы умеем.Часть 1 - Календарь для мамы (I месяц)
Часть 2 - Календарь для мамы (II месяц)
...
Часть 11 - Ниточка за иголочкой
Часть 12 - Возрастные кризисы у детей
Часть 13 - Кризис трех лет
Часть 14 - Нервно-психическое развитие ребенка до 1 года. Основные показатели и величины.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |