Осторожно! Дети слышат вас! |
Как часто мы, взрослые не понимаем друг друга. Пытаемся объяснить свою точку зрения и удивляемся, что собеседник понял нас совершенно иначе! Но это взрослые, имеющие примерно равный уровень развития. А теперь представьте себе ощущения ребенка, в речи, памяти и мышлении которого отсутствует добрая половина ваших понятий! Мы, взрослые, говорим с ними если и не на разных языках, то уж на разных диалектах, точно. Часто дети неправильно понимают нас, а иногда не понимают вообще. Но есть вещи, которые ни при каких обстоятельствах говорить детям нельзя.
ЧТО МЫ НЕСЕМ !
«Не ковыряй в носу, палец сломаешь!» Помните? Я тоже! До сих пор, поднося палец к носу (не важно, с какой целью!), я вздрагиваю.
Одна мама, чтобы приучить своего ребенка мыть руки после возвращения с прогулки, решила напугать его исказала, что если он не помоет руки, страшные грязные микробы попадут ему в живот. Ребенок спросил, что такое микробы, и мама, которой было некогда объяснять, сказала, что это такие червячки. Ночью малыш в ужасе проснулся с криком, что червяки кусают его изнутри.
ЧТО СЛЫШАТ ДЕТИ
Конечно же, ничего плохого эта мама не хотела. Всего лишь, чтобы малыш был чистым и здоровым. И ничего ужасного в словах «червячки» и «микробы» не увидела. А вот малыш, возможно, представил себе конкретных чудищ, конкретного цвета и размера, с ужасными когтями и зубами. Да еще с присущей детям фантазией почувствовал, что они кусают его за живот.
ЧТО ДЕЛАТЬ
Для ребенка мир фантазии и реальности не очень различаем. Для него жизнь – это сказка. И родителям очень важно не запугивать или приукрашивать , а давать четкую информацию. Запугивание приводит к большему противостоянию. Услышав про страшных микробов, ребенок может отказаться мыть руки просто, чтобы не связываться с такими страшными монстрами!
Мы пугаем их кипящими чайниками, прищемлючими дверями, кусачими собаками, машинами на улице… Но наша задача не напугать, а дать как можно больше информации об опасности, чтобы ребенок мог как можно лучше себя защитить. Расскажите о микробах, но не тогда, когда малыш не помыл руки, а в другое время. Например, когда рассказываете о том, как устроен организм человека. О том, что у нас есть иммунитет – огромная крепость. Ее защищают стражники – стоят на башнях и смотрят, чтобы в крепость не проникли микробы. Ребенок спросит, кто такие микробы. И вот тут вы расскажете, что микробы существуют в пыли, в грязи, а когда мы едим грязными руками, эти микробы попадают к нам. И чтобы помочь стражникам нас защищать, мы моем руки, когда приходим с гуляния. Ребенку будет понятно, что у него внутри есть механизмы, способные микробам противостоять. Он не испугается, а поймет, зачем руки-то мыть!
Я ТЕБЯ ЛЮБИТЬ НЕ БУДУ!
«Какой грязнуля! Кому ты такой грязный нужен?»
«Не съешь манную кашу – любить не буду!»
«Раз так, я с тобой больше не разговариваю!»
«Не будешь слушаться, мы с папой тебя разлюбим!»
Придя в этот мир, ребенок все время пытается завоевать любовь своих родителей. Все его действия направлены на то, чтобы доказать нам, что он хороший. Даже ужасное поведение – лишь способ привлечь наше внимание. Поэтому, когда мы говорим ему: «Я не буду тебя любить!», или бойкот, если мама перестает разговаривать с ребенком – для него становятся кошмаром и ужасом. В тот момент, когда ребенок слышит подобные фразы, мир рушится! Говоря малышу «если ты……… то я …..» вы вешаетет на любовь ценник, и тем самым обесцениваете ее. Чего стоит любовь, которой можно лишиться из-за манной каши?! Да и не заставят его даже такие слова сделать то, что вы заставляете. Ребенок должен быть уверен, что его любят не за что-то, а просто так, что любовь безусловна. Тогда малышу будет хорошо, и всегда будет возможность договориться с ним и не потерять его доверие.
ПОСМОТРИ НА СЕБЯ, ТЫ ТАКОЙ ЖЕ, КАК…..
Иногда, читая детские книжки, мы начинаем сравнивать наших детей с отрицательными героями этих книг. «Смотри, ты одеваться не умеешь, как тот рассеянный, с улицы бассейной!».
«Какая ты Маша – растеряша!» – а для надежности еще и имя нашего детеныша подставим, чтобы уж никаких сомнений…
ЧТО ЧУВСТВУЮТ ДЕТИ
Из таких сравнений ребенок понимает только одно: он – плохой!
Но для ребенка герой книжки прежде всего – ГЕРОЙ, на которого надо походить. Тем самым мы программируем малыша быть «плохим», подстраиваться под этот образ, не давая ему шанса исправиться. Такие сравнения имеют место, но только в том случае, если герой изменился – помылся, стал добрым, научился чему-то… И здесь прежде всего надо обратить внимание ребенка на то, что герой исправился, стал «хорошим», а, значит, и он, любимый, сможет исправиться. Чтобы помочь крохе измениться, нужно не обвинять и наказывать, а очень ясно объяснить, что он сделал не так. Когда же у него что-то получится хорошо, необходимо обязательно похвалить его, отметить удачу, чтобы позитив закрепился в голове, а чувство гордости и уверенности в своих силах осталось в сердце, как и уверенность в том, что вы всегда поможете и поддержите его.
МЫ ГОВОРИМ
Бабушка с раздражением говорит маме: «Какая ты копуша!». Может, ребенку не очень понятен смысл этого слова, но ему может быть до слез обидно, что про маму сказали что-то нехорошее.
Мама в запале кричит на папу, что он лентяй, не может ведро вынести.
Малыш воспринимает себя частью папы и мамы. Поэтому любое обидное слово в адрес родителей он воспринимает на свой счет. Мама плохая ? Значит, я сделал что-то не так. Папу ругают? Значит, я – плохой.
Конечно же, стоит воздержаться от таких высказываний, но если уж ребенок поймал вас на этом, стоит объяснить ему, что все мы люди эмоциональные, и, конечно же, папа хороший, и я очень люблю его, просто он сделал то, что мне не понравилось, и поэтому я сердилась.
Мы часто выдвигаем ультиматумы: « Не поешь – не получишь мороженое!». «Пока не сделаешь уроки – гулять не пойдешь!». Если вы общаетесь с такой позиции, будьте готовы получить ответную гранату: « Не купишь мобильник – уйду из дома!»
Когда мне было лет 14, как-то на пляже бабуля сказала мне: «Да… Смотри-ка! у тебя ноги такой же длины, как у меня!" У моей бабушки всегда была прекрасная фигура, длинные, прямые ноги, а я сантиметров на 5 выше.
Все! На последующие 15 лет я была обеспечена комплексом неполноценности по поводу моих коротких ног. Я всерьез была уверена, что каждый прежде всего обращает внимание именно на них. И только родив дочку, я поняла, что никакой проблемы нет. Да, конечно не от ушей, но не смертельно…
Очень осторожно нужно относиться к высказываниям по поводу внешности ваших детей. Любая критика на эту тему вдвое больнее именно из уст родных людей, так же как и похвала вдвое дороже. И если вы не хотите вырастить закомплексованного на всю жизнь человека – хвалите его! Не стесняйтесь! А главное – любите!
Рубрики: | РОДИТЕЛЬСКАЯ АЗБУКАЧто родители хотели бы знать о воспитании своего малыша. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |