Кстати о живописи
Некоторые произведения искусства можно назвать бессмертными. Ими восхищаются уже не одно столетие, а уровня мастерства их создателей могут достичь лишь избранные.
Тем не менее, в истории создания некоторых знаменитых произведений искусства до сих пор наличествуют белые пятна. Они порождают всевозможные домыслы и вызывают ожесточённые споры в кругах специалистов.
«Давид» Микеланджело – возможно, самая известная статуя в мире. Сегодня она хранится во Флоренции (Италия).
Со стороны может показаться, что Давид выглядит очень уверенно.
Но если заглянуть в лицо статуе (что сделать не так просто, её высота достигает 5 метров), можно заметить, что во взгляде Давида присутствуют нервозность, агрессивность, и в какой-то мере даже страх. Микеланджело придал ему такое выражение неслучайно. Судя по всему, Давид изображён при подготовке к бою с Голиафом. Это предположение доказывает тот факт, что в руке он держит оружие. Вероятней всего, это камень для пращи.
Это интересно: Когда флорентийские врачи осматривали Давида, они были поражены степенью детализации статуи. Сжатые ноздри, напряжение между бровями и в мышцах правой ноги – все эти детали легко согласуются с образом Давида, готового в любой момент метнуть камень в противника.
Статуя Давида совсем не впечатляет только размером гениталий. Итальянцы в шутку даже частенько употребляют выражение «горошинки Давида».
Почему же Микеланджело даровал яичкам Давида столь скромные размеры, сделав его идеальным во всех других отношениях? На этот вопрос лучше всего ответят медики: оказывается, что с анатомической точки зрения сморщенные придатки отлично согласуются с образом человека, готовящегося к смертельному бою.
А сколько тайн хранят в себе другие знаменитые произведения искусства? Например, нельзя не упомянуть о загадке, связанной с самой знаменитой картиной Леонардо да Винчи – «Джокондой». Исследователи сотни лет ломали головы, пытаясь выяснить, кто же на ней изображён. Около 10 лет назад было проведено компьютерное сравнение анатомических особенностей лица Моны Лизы и самого Леонардо (по автопортрету гения). Выяснилось, что они идеально совпадают геометрически! Неужели да Винчи изобразил женскую ипостась
Венера с зеркалом
Испанский художник Диего Веласкес – один из лучших мастеров Золотого Века. Самой знаменитой его работой считается картина «Венера с зеркалом».
В то же время она порождает немало споров.
Исследователи обсуждают «безнравственность» шедевра – обнажённая богиня Венера лежит, отвернувшись от наблюдателя, и смотрит в зеркало.
Эротизм «Венеры с зеркалом» зашёл так далеко, что эту картину считали самой откровенной работой того времени.
Отметим, что Веласкес закончил её писать в 1651 году. Тогда у Испанской инквизиции было достаточно полномочий, чтобы самостоятельно решать, что изображать можно, а что нет. И нагота в искусстве относилась к «неприличным» темам. В других случаях этого было достаточно для конфискации работы художника и отлучения его от церкви (вкупе с наложением серьёзного штрафа). Но Веласкеса сия незавидная участь миновала. Дело в том, что он находился под защитой испанского короля Филиппа IV, поэтому трибунал не решился выдвигать художнику обвинения.
«Венере с зеркалом» было суждено стать единственным сохранившимся до нашего времени изображением обнажённой натуры эпохи Золотого Века.
С начала XIX века картина хранилась в британском музее Рокебай-парка. В 1906 году её переместили в лондонскую Национальную галерею.
Через 8 лет шедевр снова попал в заголовки английских газет. Суфражистка Мэри Ричардсон, протестуя против ареста политической деятельницы Эммелин Панкхерст, попыталась уничтожить какую-то большую ценность. Она пронесла в Национальную галерею и напала на картину «Венера с зеркалом». После «покушения» на полотне осталось 7 длинных рубцов. К счастью, реставраторы смогли полностью восстановить шедевр