Встречался с психологом Ольгой МАХОВСКОЙ. Она изучает феномен вундеркиндов. Вот несколько её мыслей.
Меня тоже пытались воспитывать как девочку с особыми задатками, но в школе. Все советские институты были нацелены на воспитание «передовиков» и «медалистов». Стахановский характер пригодился, а вот завышенную самооценку сбили родители, которым я благодарна за адекватность.
Часто проблема вундеркинда сводится именно к этому – неуёмной жажде родителей вывести ребенка на высший уровень достижений и признания путем дрессировки.
Беда, если ребенок попадает в руки законченных неудачников, которые считают, что лично они недополучили в жизни, что их таланты не оценены, но еще не все потеряно. И они пытаются взять реванш на детях, или, как говорят психологи, компенсироваться. Иногда думаешь, лучше бы эти дети были беспризорниками…
Случаи материнской одержимости по продвижению своего ребенка к успеху стали психологической классикой. Проблема возникает тогда, когда способности ребенка не отвечают материнским надеждам и чаяниям. Встречая препятствия на своем пути, мамы или усиливают обороты, или начинают терроризировать ребенка, нанимая им все больше педагогов и усиливая контроль. Трагедия таких тандемов в том, что чаще всего ребенок в семье единственный, а мать отказалась от личной или профессиональной жизни, решив доказать всему миру свою исключительность.
У нас вообще дети и родители, при том что вместе живут, друг друга плохо знают и, кажется, боятся. Иногда родители по-настоящему одаренного ребенка звонят с просьбой проверить его на шизофрению. А с другой стороны ломятся одержимые мамаши в полной уверенности, что они родили гения, нового мессию. Я называю про себя это «комплексом Девы Марии». Любое проявление ребенка – песня, рисунок, забавное высказывание – производит на родителей впечатление чуда, пророчества, и подчас они устраивают прямо таки языческие пляски вокруг ничего не подозревающего малыша. Одно время меня донимала мамаша рисунками своей дочки. Красивые, яркие акварельные пятна. Разница между двухлетней малышкой и Кандинским была в том, что тот действовал по замыслу, и мог отобрать удачные полотна от неудачных, хотя для обывателя они все – только созвездие цветов. Моя профессия в таких случаях становится опасной, так как приходится выдерживать агрессивный натиск родителей. По счастью, через два месяца атак мама «одаренной» девочки спросила «А не послать ли мне эти рисунки в Америку? Я слышала, что Буш (тогда это был еще Буш-отец) открыл особую программу для одаренных детей. «Пошлите-пошлите!» - обрадовалась я, а в следующий раз только сочувствовала: «Нужно ждать…»
Это беда, если ребенок попадает в своеобразное рабство к маме. Он делает только то, что она считает нужным. Девочки растут Золушками у своих собственных матерей. Читают книги, смотрят фильмы, слушают концерты – только те, что одобрит мама. Она требует: с этим не дружи, а того пригласи в гости. В детском возрасте родительское мнение, безусловно - главный авторитет. Одно дело подсказывать, другое дело давить и навязывать. К 19 годам должна произойти эмансипация от родителей, и уже сам юноша или девушка должны решать, что им делать в этой жизни, рассчитывая на свои собственные ресурсы. Период эмансипации болезненно переживают те родители, горизонт которых сузился до реализаций собственного ребенка. Они просто не знают, что делать с собой дальше… Но эмансипация может не наступить никогда. Знаю из воспоминаний русских эмигрантов первой волны, что некоторые признанные прима-балерины, нацеленные на сценический успех и беззаветное служение Мельпомене, до последнего ходили на свидания в сопровождении мам, которые должны были решать, достоин ли мужчина «нашего внимания».
Самая непонятная и мало изученная сторона – женская одаренность. Все примеры драматических судеб вундеркиндов из статьи – с девочками. Если действительно из 90 процентов вундеркиндов получаются обыкновенные люди, то среди девочек-вундеркиндов этот показатель приближается к ста. И это происходит по разным причинам. От девочек, от женщин ждут несколько другого, чем демонстрации исключительности или талантливости. Они по-разному «позиционируют себя в группе, на людях. Западные исследователи одаренности давно считают, что «талант= природные задатки + работа по их социализации», то есть талант – это признанная природная одаренность. Девочек воспитывают в скромности, послушании, готовности поддерживать другого, более авторитетного человека, в качестве которых предлагают чаще всего мужчину. Действительно, примеров удачных женских судеб среди гениев почти нет. Общество, кажется, не знает, что делать с одаренными девочками.
В случае с Полиной Осетинской другое. Олег Осетинский по профессии сценарист, он и пытался судьбу дочери выписать как жесткий сценарий. Но если в литературном произведении автор может проводить со своими героями самые рискованные эксперименты, то жизнь сопротивляется сценарным поворотам. Уложить судьбу в, казалось бы, безупречную схему успеха не удалось. А когда сценарист пытался подогнать жизнь под схему, то всё обернулось трагедией. Создавать жизненные сценарии – это дело демиурга, а не реализованного сценариста.
Технологии продвижения одаренного человека все время усложняются, и сегодня в России требуют огромных вложений. Моцарт, между прочим, рос при королевском дворе, поэтому у него был короткий путь к признанию. А сегодня, если человек нацелен на успех, на признание, нужны деньги. Иногда очень большие деньги. Как, например, в шоу-бизнесе. Алсу не могла просто так взять и стать звездой. Мама заметила у дочки способности – наняла педагога. А потом папа подключился со своими средствами. Алсу – это штат не меньше двух десятков людей. Волочкова в одном из интервью обмолвилась, что у нее друг из «Газпрома». В художественной сфере, чтобы талантливого человека заметили, нужно как минимум, организовать выставку. Для чего нужны деньги. Чтобы мечтать об Уимблдоне, даже очень талантливому маленькому игроку нужна солидная материальная база. А нужно наоборот – талант должен возблагодаряться. Сегодня, кажется, все заняты звездами шоу-бизнеса, спорта, что почти одно и то же, а разве математическая одаренность уже не нужна?
Очень важно психологически соответствовать среде, в которой находится талант. Иначе неизбежна драма. Как это случилось с сестрами Князевыми. Они были чужими в школьной среде, чужими в студенческой. Сестры, между тем, мечтают о семейной жизни. А как это конкретно может произойти – найти спутника жизни? С чего начинается любовный опыт? В школьном возрасте мальчик и девочка ходят в кино, едят мороженное, собираются в компаниях, тусуются… Этого сестры были лишены. Что дальше? Попали в десять-одиннадцать лет в коллектив первокурсников, у которых бурное психофизическое развитие. В этом смысле сестры сильно от них отставали. У однокурсников - романы, любовь, свидания, у них - только книжки и конспекты. Все ресурсы личности ребенка были брошены на ложные достижения. Нормальная жизнь их могла просто шокировать. Интеллект и жизненный опыт - вещи не взаимозаменяющие. Жизнь ставила перед одаренными девочками задачи неформальные, а как их решать, их не научили, было некогда. Книжные знания не помогали. Сестры Князевы видели, что сверстники ходят на свидания, а они нет. Да и им и не нужны были свидания. Но как они могут найти мужа, если нет навыков, общения в том числе и с представителями другого пола. Они мне напоминают трагические дуэты сиамских близнецов, каждый из которых не может выстроить самостоятельную, личную жизнь.
Как показывает практика, поступив в вузы, дети-вундеркинды ко второму курсу выдыхаются. По успеваемости их бывает трудно выделить среди сокурсников. Почему? Потому что до этого вундеркинды находились в состоянии спортивной гонки, азарта. Поступив в институт, они теряют мотивацию к соревнованию, становятся как все. Психологи называют таких детей «потерянным поколением детей олимпиад». Пока контраст между возрастом вундеркинда и его достижениями очевиден, общество испытывает к нему интерес. Потом, наигравшись и навосхищавшись, переносит свой интерес на других.
Повышенный нейротизм одаренных детей. По настоящему одаренные дети всегда отличаются повышенной эмоционаьностью, возбудимостью и впечатлительностью. Причина - в дисгармоничном развитии, когда одна из способностей преобладает над другой, а окружающие "не понимают". Демонстрационные сеансы только расшатывают психику таких детей, которые нуждаются иногда только в поддержке, покое и... консультации психолога. Самодеятельность здесь дорого обходится.
Завышенная самооценка любого ребенка всегда сопровождается конфликтоностью с окружением. Родители терпят, остальные бросают.
Юридическая ответственность взрослых за одаренных детей, я бы, без дураков, приравневала это к растлению малолетних. Евтушенко видеть не могу. За кайф, который именно он испытывал при демонстрации Ники, нужно бы четвертовать.
Отсутствие системы государственной поддерки таланливых юношей и девушек. Выбиваются в люди или "детки", "золотая молодежь", или дети агрессивных, маниакально- настроенных родителей.