-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в NitaNever

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Otaku_sanctuary

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.09.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 497


Я покажу вам новый мир: рецензия на аниме "Тетрадь смерти" / Death Note. Часть 2

Воскресенье, 20 Января 2013 г. 20:10 + в цитатник

«Я покажу вам новый мир…» (продолжение)

(рецензия впервые опубликована в журнале "НЯ!", №3 (28) апрель 2012)

Первую часть рецензии можно почитать здесь.

 

Эл и Лайт

 

4592577_Anime_Death_note_49 (700x525, 28Kb)

Между Эл и Лайтом много общего. Оба невероятно умны и талантливы, оба обладают выдающимися дедуктивными способностями, оба одиноки.

Общность героев проявляется даже в именах. «Лайт» ведь можно сократить до «Л» — «Эл». Сам Эл называет Лайта своим преемником. Эта уловка, на которую идет Эл, чтобы проверить реакцию Лайта, имеет также подтекст. В ней содержится очередной намек на сходство двух героев.

Позже Лайт как раз и берет себе такой псевдоним, продолжая действовать от имени Эл. С позиций христианства здесь можно было бы провести параллель: «Эл и Лайт» —  «Христос и Антихрист». Однако не уверена, что применительно в «Тетради смерти» такое сравнение уместно.

Эл и Лайт понимают друг друга так, как думающие люди понимают самих себя.

Заметьте, глупые, нелогичные действия Мисы-Киры №2 пускай и ненадолго, но все же ставят Эл в тупик. Зато четкие, просчитанные ходы Лайта он парирует в мгновение ока, ведь сам он мыслит точно так же.

Не в состоянии понять Мису и Лайт. Он недоумевает, почему она, будучи в более выигрышном положении с глазами синигами и преданной Рэм, не пользуется этим преимуществом, а в буквальном смысле отдает свою жизнь в руки Лайта. Он пытается найти в какой-то подвох, логически анализирует ее поступки. Но разгадка в том, что логики-то в действиях Мисы как раз и нет. Миса живет чувствами, а не разумом.

Лайт, человек насквозь расчетливый, не может постичь искреннюю натуру Мисы. Зато он понимает, как ее можно использовать, и порывистая, нелогичная, но безумно влюбленная девушка становится козырем Лайта в борьбе в Эл.

Однако и противоположностей между главными героями ничуть не меньше.

Поведение и внешность Лайта полностью безупречны. Отличник, вежливый молодой человек, идеальный сын. Да к тому же красавчик и всегда одет с иголочки. Таких юношей бабушки и мамы ставят в пример своим бестолковым отпрыскам. Однако внутренне Лайт абсолютно не соответствует этому идеальному образу. «Правильные» мальчики, дорогие бабушки, не становятся массовыми убийцами.

Эл, напротив, своим поведением и внешностью нарушает все общественные устои, а где-то и рамки приличия. Растрепанный, вечно одетый кое-как, невыспавшийся, диковатого вида парень, который всегда сидит на корточках и лопает сладости с энтузиазмом Карлсона. Таких типов бабушки не любят. Меж тем внутренне Эл как раз-таки намного «правильнее» с точки зрения этики и морали, чем социопатичный Лайт.

Не стоит упрощать: Лайт — это не «плохой вариант» Эл. Все гораздо сложнее и тоньше.

Лайт не испытывает никаких моральных терзаний. Он проверяет Тетрадь, экспериментирует над людьми, чтобы понять, как именно она работает. Он спокойно расправляется и с врагами, и с ненужными больше союзниками. Лайт никого не жалеет и ни о чем не сожалеет.

Эл, в отличие от Лайта, не лишен способности сопереживать. Однако он умеет контролировать свои эмоции. С трудом, но он сохраняет хладнокровие после гибели Укиты, одного из членов штаба расследования по делу Киры.

Вместе с тем Эл не гнушается довольно сомнительными методами для проверки своих гипотез и выяснения правды. Мису он фактически похищает и подвергает пыткам.

Эл, как и Лайт, — исследователь. Он не прочь поэкспериментировать с Тетрадью, но в качестве объектов выбирает заключенных-смертников. Достигая своих целей, Эл в то же время дает обреченным на смерть преступникам шанс на помилование.

У жестокости Эл в противовес жестокости Лайта-Киры есть четки рамки, которые он не позволяет себе преступить.

Эл и Лайт — два интеллектуальных близнеца и в то же время две полярные противоположности по мировоззрению и умению сопереживать. Наверное, не будь у Эл строгих моральных убеждений, он поступал бы так же, как Кира. Но Эл, рано лишившийся родителей, знает, какую боль приносит смерть. Различие между героями тонкое, но принципиальное.

 

Одиночество

 

4592577_Anime_Death_note_09 (604x339, 24Kb)

И Лайт, и Эл безмерно одиноки. Только Лайт за своим эгоцентризмом этого попросту не замечает.

Раненый Лайт, может быть, впервые в жизни почувствовавший боль и собственную беспомощность, зовет Мису и Такаду — двух беззаветно любящих его женщин, одну из которых он всегда презирал, а от другой избавился за ненадобностью. В тот момент он осознает свое одиночество. Наверное, именно из-за этой слишком поздно вспыхнувшей искорки человеческих чувств все-таки испытываешь жалость к окровавленному Кире — нет, к мальчику Лайту, который хотел создать новый, совершенный мир.

Эл вполне сознает свое одиночество. Гению, не умеющему и не желающему подстраиваться под других, трудно жить среди обычных людей.

Эл признается: он хотел бы, чтобы Лайт был Кирой. Он чувствует в Кире соперника, равного себе по уму. Эл также видит высокие дедуктивные способности Лайта. Если Лайт и есть Кира, с которым все это время сражался Эл, значит, он наконец нашел по-настоящему достойного противника.

Пронзительную горечь вызывают эпизоды, где Лайт и Миса, утратившие воспоминания о Тетради, по-настоящему объединяются с Эл, чтобы вместе вести расследование.

В двадцатом эпизоде Эл признается, что Лайт — его первый друг. Миса «примазывается» к компании в качестве «второго друга Эл». Здесь они просто веселые молодые люди, вчерашние подростки, которые кружатся по комнате под возгласы Мисы: «Дружба — это круто!».

Но очень скоро все станет как прежде. К Мисе и Лайту вернутся воспоминания о Тетради. Противостояние продолжится. Те признания во взаимной симпатии, та искренняя радость от осознания дружбы ни на миг не поколеблет их решимость убить Эл.

«Я никогда не предаю своих друзей!» — восклицает Миса.

Ну-ну.

Те легкомысленные, комические сценки дружеских перепалок Мисы, Лайта и Эл еще больше подчеркивают чудовищность всего происходящего.

 

Наследники Эл

 

4592577_Anime_Death_note_02 (337x480, 40Kb)

Первая половина «Тетради смерти» строилась на дуэли Эл и Лайта. Это была битва один на один, шахматная партия, на кону которой стояла жизнь одного из игроков. Но подобное противостояние не могло длиться бесконечно. Любое однообразие убивает зрительский интерес. Очевидно, что дуэль длиной в тридцать семь серий была бы чересчур утомительной. Поэтому во второй части сериала вводятся новые герои, меняется принцип построения сюжета. Это уже не дуэль, а сражение на несколько фронтов.

Когда Эл сходит со сцены, в битву с Кирой вступают преемники Эл — Мелло и Ниа, «Эм» и «Эн». Вроде бы все правильно, все продумано. Однако здесь заметно противоречие между сюжетной логикой и художественной правдой.

«Гламурный подонок» Мелло и аутичный инфантильный Ниа — лишь подражания, тени Эл.

Сюжет говорит нам: Эл и Кира — две стороны одной медали. Эл побежден Кирой во многом потому, что сражался фактически с самим собой, со своим «темным» вариантом. Кира — это Эл, но не ограниченный моральными рамками и лишенный сочувствия.

Теперь Эл как бы воплощается в своих преемниках — Ниа и Мелло. В каждом из них есть частица Эл, но они и сами являются противоположностям друг друга. Ниа, как и Эл, ограничен моралью, Мелло — нет.

Битва Эл и Киры — это сражение двух равных по уму противников, один из которых стеснен в методах из-за своих принципов, а другой — нет. Битва Киры с Мелло и Ниа — это драка «двое на одного»: один интеллект против двух практически равных интеллектов; аморальность против союза морали и аморальности. Наверное, это и есть ответ на вопрос кто и как может победить тирана.

Однако чисто художественно образы Ниа и Мелло проигрывают образу Эл.

Как персонаж Эл был действительно оригинальным. Мощный, цельный, запоминающийся, продуманный до мелочей образ, человек с определенным характером, привычками, поведением.

Мелло и Ниа по сюжету — наследники Эл, воплотившие в себе его основные черты. Поэтому они изначально по природе своей вторичны. При всей своей яркости и харизматичности, они все же слегка искусственны. Можно воспроизвести авторскую логику: любовь Эл к сладостям мы передадим Мелло, но сделаем эту черту более конкретной: пусть он ест только шоколад в фольге, а вот одежду, сутулость и взгляд Эл подарим Ниа, разнообразив его образ любовью к игрушкам. Эта частичка расчета несколько портит впечатления от героев.

Образы Ниа и Мелло нельзя назвать неудачными, отнюдь. Недаром армии их поклонников столь же многочисленны, как и ряды почитателей Эл и Киры. Однако им все же не хватает того обаяния и свежести, которые присущи образу Эл.

 

Миса

 

4592577_Anime_Death_note_10 (640x360, 36Kb)

Образ Мисы один из самых противоречивых и сложных в «Тетради смерти».

Миса — женщина-девочка, живущая только чувствами. Но она вовсе не безмозглая дура. Конечно, ни с Эл, ни с Лайтом Миса соперничать не может. Но когда она еще действует самостоятельно, как Кира №2, ей хватает сообразительности подставить подругу, загримироваться до неузнаваемости, послать Кире сообщение о месте встречи. Это не ум, а скорее хитрость, изворотливость. И все же.

Невероятно значимы мотивы, по которым Миса стала поддерживать Киру еще до того, как узнала Лайта и влюбилась в него. Родителей Мисы убили у нее на глазах, а преступники ушли от наказания. Ее увлечения готикой, интерес и даже патологическую тягу к смерти можно объяснить пережитым потрясением. Мы либо убегаем от того, чего боимся, либо стараемся быть ближе к объекту наших страхов. Миса идет вторым путем.

Кстати, в этом ее сходство и одновременно различие с Эл. Оба пережили одинаковую утрату, но если Эл такой жизненный опыт научил сочувствию и пробудил в нем желание противостоять злу в любом виде, то Мису он, напротив, толкнул на путь мести.

Всегда принято думать, что любовь облагораживает человека. Образ Мисы опровергает этот расхожий штамп. Способность преданно, беззаветно любить вовсе не делает ее человеком добрым, высокоморальным. Напротив, Миса, полностью отказавшись от себя во имя любви к Лайту, становится настоящим чудовищем, лишенных каких бы то ни было моральных принципов.

Ни на секунду не задумываясь, она дважды заключает сделку с синигами. Ради Лайта она в буквальном смысле превращает свою жизнь в разменную монету. После того, как к ней возвращаются воспоминания о Тетради, Миса без колебаний соглашается убить Эл, которого всего несколько дней назад называла своим другом.

Мису обычно обвиняют в бесчувственности из-за ее равнодушия к жертве синигами Джелоуса, который спас ее. Но, может, стоит взглянуть на это по-другому: а хотела ли страдающая от одиночества Миса, чтобы ее спасали?

Кира-Лайт дает ей новый стимул к жизни. Позже в полушутливой сцене совещания (двадцатый эпизод) Миса говорит, что не смогла бы жить в мире, где нет Лайта. Финал намекает на то, что это были не просто пустые слова.

 

Синигами

 

В мире синигами показано много богов смерти. Однако реально в действии аниме участвуют только четверо: Рюк, Рэм, Джелоус и Сидо. Кстати, четверка, как вам известно, считается в Японии числом смерти.

У всех четырех синигами, выведенных в аниме, есть одна общая черта: несмотря на свой отвратительный (по людским меркам) вид они гораздо человечнее, чем многие персонажи-люди.

Рюк. Поздравляю: если вы смотрели «Тетрадь смерти» в лицензионном дубляже, вы понятия не имеете, каков Рюк на самом деле. В дубляже из него сделали какую-то страшную бабайку, меж тем как в оригинале этот персонаж гораздо более неоднозначный и живой. Рюк — не христианский дьявол, не Мефистофель, который смотрит свысока на попавшего в его сети человечишку и подталкивает жертву все ближе к краю бездны. Вовсе нет! Рюк — весельчак и приколист. Правда, юмор у него, конечно, своеобразный. Он — благодарный зритель творящейся вокруг человеческой комедии. Сохраняя нейтралитет, Рюк все же соглашается выполнять некоторые указания Лайта. Но не из симпатии к владельцу Тетради, а просто из любопытства: во что же выльется задумка Лайта. Он искренне наслаждается происходящим и ржет (другого слова не подобрать) от удовольствия. В дубляже, кстати, во многих случаях каркающий смех Рюка просто пропал. А нафиг актеру лишний раз связки-то портить, правда?

Рюк не менее эгоистичен, чем Лайт, но у него есть вполне человеческие слабости и привычки: взять хотя бы знаменитую «яблокоманию».

4592577_Anime_Death_note_54 (700x393, 49Kb)

Рэм. Полная противоположность Рюку. Ее поразила любовь и жертвенность Джелоуса, и она хочет понять, что такое есть в Мисе, пленившее даже бога смерти. Рэм по-настоящему любит Мису и желает ей счастья. Она, в отличие от Рюка, не просто наблюдает за людьми, как за актерами на сцене, а пытается проникнуть в их мотивы, изучить их души.

Именно Рэм дает моральную оценку людям, убивающим друг друга ради собственных мелочных интересов. «Люди и вправду уродливые создания», — говорит Рэм, наблюдая за совещанием Ёцубы. Удивительно, но в устах костлявого, косматого, одноглазого чудовища эта фраза звучит справедливым приговором.

Джелоус. Трогательный синигами, похожий на тряпичную кукляшку, кое-как сшитую неумелыми детскими руками. В своей тихой, жертвенной любви к Мисе он и жалок, и велик.

 

Сидо. Нелепый синигами, напоминающий гибрид пингвина с насекомым. Он довольно глуп и труслив. Бог смерти, он панически боится человека Мелло.

 

Рождение Киры

 

4592577_Anime_Death_note_44_1 (700x393, 16Kb)

Как же получилось, что правильный отличник Лайт превратился в массового убийцу Киру? Можно ли вообще назвать это превращением? Для того чтобы ответить на эти вопросы, надо понять, изменила ли Лайта Тетрадь смерти или она просто высвободила то, что уже было заложено в нем.

С самого начала подчеркивается: Тетрадь попала к Лайту в результате случайности, стечения обстоятельств. Владельцем Тетради смерти мог стать кто угодно. Ум, характер, личные качества человека значения тут не имели. Поэтому ни о какой «избранности» речи тут не идет. Лайт сам назначил себя на роль бога.

Может показаться, что Тетрадь смерти «испортила» Лайта. Мол, жил себе хороший парень, потом попала ему в руки дьявольская тетрадка и «ввела его во грех».

Да ничего подобного!

До того, как поднять Тетрадь смерти, Лайт УЖЕ был Кирой. Тетрадь дала ему возможность реализовать идеи, давно вызревавшие у него в голове.

Быстрое перерождение показано в аниме психологически тонко.

Скучающий Лайт смотрит в окно класса и замечает падающую тетрадь. Он еще не знает, что это такое. Но это не вполне обычное происшествие разбередило его любопытство.

После уроков Лайт проходит мимо окон класса, видит странную тетрадь и подбирает ее. На форзаце он читает правила, записанные Рюком. Факт существования Тетради смерти противоречит здравому смыслу, и Лайт поначалу делает тот вывод, который и должен сделать рационалист: «Тетрадь смерти» — просто чья-то шутка. Однако сомнения уже посеяны. И Лайт очень быстро возвращается, подбирает Тетрадь, прячет и уносит. Спонтанное действие? Вроде бы. Но зачем «правильному мальчику» тетрадь для убийств? Значит, нужна. Ведь только что он размышлял о нашем насквозь прогнившем мире.

Всю дорогу Лайт непрерывно думает о Тетради смерти. Дома он решает проверить ее. Заметьте, как молниеносно рушатся наносные моральные сдержки. Лайт сам признает: если Тетрадь окажется подлинной, он станет убийцей. Общество считает, что это плохо. Но сам Лайт так не думает. Едва услышав о преступнике, захватившем заложников, он моментально выбирает объект для эксперимента.

Мысль об очищении мира путем истребления преступников уже вызревала в голове Лайта. Появилась возможность — и он реализовал эту идею.

Когда преступник умирает, Лайт потрясен. Но не тем, что стал убийцей, а тем, что фантастическая Тетрадь смерти оказалась настоящей. Поэтому он не избавляется от страшной находки, а ставит повторный эксперимент. Успешный.

Все. Появился Кира. Вынашивание ребенка занимает девять месяцев, его рождение — считанные часы. Давно вызревавшие идеи Лайта меньше чем за сутки привели к рождению Киры.

В начале Лайт еще боится некоей высшей кары за то, что посмел взять на себя роль бога (что, однако, не удерживает его от казней преступников). Но после объяснений Рюка он успокаивается.

Когда Лайт отказывается от Тетради и теряет воспоминания о ней, он уже искренне берется за поиски Киры. И постепенно он осознает, что прекрасно понимает ход мыслей и действия этого ужасного массового убийцы. Ставя себя на место Киры, Лайт понимает, что поступал бы точно так же. Потеряв возможность казнить преступников, Лайт вновь переходит в первоначальное состояние потенциального убийцы, пред-Киры. Вернулись воспоминания — пробудился и Кира.

 

Быть богом

 

4592577_Anime_Death_note_40 (700x437, 123Kb)

Если сопоставлять Лайта с другими героями, в том числе с синигами, становится очевидно, как мало в нем обычного, человеческого. Сам образ, бесспорно, реалистичен и психологически достоверен (погуглите термин «социопат»). Речь идет о самом характере Лайта.

В отличие от Эл с кучей странностей и забавных привычек Лайт внешне правилен до тошноты. Причем у того же Миками привычка жить строго по расписанию явно граничит с патологией. У Лайта же она не выходит за рамки обычной дисциплинированности, организованности.

Лайт не умеет любить. Это относится не только к женщинам, которыми он просто пользуется. Причем всеми: от Такады и Мисы до школьной подружки, которую он зовет на свидание, только чтобы узнать имя следившего за ним агента ФБР.

Но Лайт не любит даже собственных родных: мать, отца, сестру. Никаких конфликтов между ними нет. Лайт виртуозно играет роль любящего сына и брата. Ненависти к родным он тоже не испытывает. Просто он к ним равнодушен. Лайт безо всяких эмоций констатирует: если кто-то из его родных прикоснется к Тетради смерти, ему придется их убить. Его абсолютно не трогает ни похищение сестры, ни смерть отца, ни одиночество матери. В двадцать восьмой серии есть интересная сцена: Лайт не решается убить с помощью Тетради смерти похищенную Мелло сестру. На минуту кажется, что его останавливают родственные чувства. Как бы ни так. Лайт объясняет, что смерть его сестры от руки Киры навела бы на него, Лайта, подозрение, так как о похищении знали лишь немногие.

Лайт словно бы лишен даже простейших животных инстинктов. Подросток-Лайт делает вид, что рассматривает журналы с голыми девицами, но ни на секунду не отвлекается на них. Он размышляет. Он анализирует ситуацию.

Лайт — это интеллект, лишенный чувств. Эмоции просыпаются в нем лишь тогда, когда дело касается его самого, когда задеты его интересы, его самолюбие. Это чистейший эгоцентризм, настолько отвратительный, что даже вызывающий восхищение.

Заметьте, из аниме мы ничего не узнаем о детстве Лайта, о том, что повлияло на формирование его личности. Лайт будто с самого рождения был таким. Мы в общих чертах знаем о детстве Эл, Мелло, Ниа, нам известна предыстория Мисы, нам подробно рассказывают о детстве и юности Миками, а о Лайте — ни слова!

Однако именно такой человек как Лайт оказывается идеальным Кирой — богом нового мира.

На протяжении сериала роль Киры берут на себя несколько персонажей. Каждый из них становится двойником Лайта. Но ни один из них не способен быть настоящим Кирой.

Живущая одними лишь чувствами Миса не понимает Лайта. Получив Тетрадь, она хочет лишь одного: связаться с Кирой. Когда ее мечта сбывается, она добровольно становится марионеткой Лайта.

Такада — в сущности, та же Миса, но более зрелая и умная. Она разделяет убеждения Киры. Но нормальная, человеческая эмоциональность Такады губит ее. Она становится игрушкой в руках Лайта-Киры.

Миками разделяет убеждения Киры, понимает образ его мыслей и даже предугадывает намерения «бога». Но он годится лишь на роль раба, послушного исполнителя, который без слов понимает, чего хочет хозяин. Миками постоянно размышляет, что сделал бы в той или иной ситуации Кира, но совсем не думает, как поступил бы он сам. Когда «бог» отвергает своего самого преданного служителя, разум Миками этого попросту не выдерживает. Посмотрите, как показан этот срыв: Миками почти в прямом смысле утрачивает человеческий облик. Черты его искажаются, лицо превращается в маску ужаса, отчаяния, непонимания. Послушно исполняя волю Киры, Миками словно бы слился с «богом». Его личность растворилась в личности Киры, как лед растворяется в воде. Рухнул образ всесильного и всемилостивого бога — исчез Миками.

Хигути, как и Лайт, эгоцентрик. Однако ему не хватает лайтовского размаха. У Лайта себялюбие переросло в самообожествление. Он мыслит глобально, как и полагается мыслить богу.

Хигути — эгоцентрик мелочный, сосредоточенный на себе, на своих страстишках. Его амбиции сугубо человеческие. В его руках оказывается самая настоящая Тетрадь смерти из мира синигами. Для чего же Хигути ее использует? Чтобы захапать побольше денег, построит головокружительную карьеру, стать большим начальником и показать свою крутизну тем, кто его критиковал.

Жалкое зрелище, как говаривал ослик Иа-иа.

И все-таки невозможно не посочувствовать Хигути, глядя на его метания в агонии, когда полиция и Эл загоняют его в ловушку, словно зверя. Почему? Может быть оттого, что Хигути в своих стремлениях все же так и остался обычным человеком. Отвратительным, беспринципным, жестоким, но человеком.

 

О дивный новый мир

 

Можно ли сказать, что идея Лайта создать новый мир полностью потерпела поражение? А вот здесь ответ неоднозначный.

Да, Эл, Ниа и Мелло в конечном итоге удалось одолеть Киру и «изгнать» из реального мира Тетрадь смерти.

Да, Кира — не бог, а всего лишь смертный человек, лишенный всего человеческого, массовый убийца, не останавливающийся ни перед чем ради достижения своей цели.

Лайт утверждает, что хочет создать новый, идеальный мир. Но мир этот он создает не для других людей, а для себя. Это идеальный мир, каким он видится Лайту. Мнение других здесь не учитывается. В народе это называется «причинить добро».

Вместе с тем нельзя отрицать, что за время «Царствия Киры» в мире действительно стало меньше преступлений и прекратились войны.

Хорошо ли это? Ну, по крайней мере, не плохо.

Построил ли Кира новый, совершенный мир? Нет.

Потому что эффект, которого добился Лайт, временный. Его «Царствие» построено на страхе людей перед божьей карой. А страх — весьма ненадежный рычаг управления.

Кира не сделал, да и никогда не стремился сделать, главного: не исправил саму человеческую природу. Люди не стали лучше. Они стали осмотрительнее. Стоит исчезнуть страху перед Кирой — и все вернется на круги своя. Это не новый мир, а картонная декорация.

Исправление человеческой натуры, гуманизация — процесс длительный. Он занимает годы, столетия и состоит из взлетов и падений. Но он оставляет надежду когда-нибудь создать действительно лучший мир. Путь эволюции, выбранный Эл и его преемниками правилен даже не с точки зрения морали, а с точки зрения логики.

Но факт остается фактом: идея усовершенствовать мир, убивая «неправильных» людей, постоянно возникает в наших умах. Тетрадь смерти (а в более широком понимании, неограниченная власть) дает некоторым людям возможность экспериментировать над миром, править его по собственному усмотрению.

Рюк жалуется Лайту на бессмысленность существования синигами, на что тот возражает: благодаря Тетрадям смерти, которые время от времени попадают на землю, облик мира меняется. И он прав. Оценивать эти изменения можно по-разному, но само их существование очевидно.

В финале истекающий кровью Лайт бежит по той самой дороге, по которой шел, когда впервые подобрал Тетрадь смерти. Бежит в противоположном направлении, будто навстречу самому себе.

Мимо бегущего Лайта проходит юноша с тетрадью в руках, очень похожий на Лайта-школьника. Лайт видит его, своего двойника.

4592577_Anime_Death_note_59 (576x320, 109Kb)

Что это? Иллюзия, созданная сознанием умирающего Лайта? А может, это на смену погибшему «богу» явился новый — очередной — Кира?

Такова философия истории «Тетради смерти». Она гораздо шире мысли о том, что убивать нехорошо. Она сложна и учитывает несоответствия между теоретически правильным и реально существующим.

Борьба Эл и Киры бесконечна. Важно лишь чтобы перевес снова и снова оказывался на стороне Эл.

 

Мелодии обдумывания

 

ОСТы к «Тетради смерти» — это нечто грандиозное и потрясающее. Они представляют собой полное переложение аниме «Тетрадь смерти» на язык музыки. Три альбома содержат более восьмидесяти композиций. Воздвигли этот великолепный музыкальный храм композитор Ёсихиса Хирано и гитарист Хидеки Таниути.

Значительная часть фоновых композиций иллюстрирует те или иные эмоциональные состояния.

Для каждого главного героя, а также для Ёцубы, канала Сакура-ТВ и мира богов смерти написана своя музыкальная тема.

Темы Лайта, Эл, Мелло и Ниа представляют собой вариации (то есть измененные воспроизведения) одной музыкальной темы. Это подчеркивает общность и различия героев. В основе каждой вариации — главная особенность характера героя и образ их мышления. В общем же эти музыкальные темы невероятно точно передают на языке музыки процесс обдумывания. В свою очередь каждая из вариаций тоже имеет несколько вариантов.

Темы, связанные с Кирой и Тетрадью смерти, то есть со всем «божественным», стилизованы под религиозные песнопения. В их числе уже упоминавшаяся композиция «LowofSolipsism».

 

Кастрация

 

Ни в коем случае не смотрите «Тетрадь смерти» в лицензионном дубляже! Никогда. Причем подчеркиваю: не в озвучке как таковой, а именно в полном лицензионном дубляже, выполненном студией «Мега-Аниме», шоб они были здоровы.

Высказывания в духе «дубляж — это зло» оставим для младшей группы детского сада. Однако в данном конкретном случае дубляж действительно сделан отвратительно.

Голоса актеров озвучания подобраны…никак. Почитайте, как работают над локализацией всяких пиксаровских и дримворковских мультяшек: голоса актеров дубляжа должны быть похожи на голоса актеров, озвучивающих в оригинале. Метод «давайте напишем имена героев на бумажках, положим их в шляпу и будем по очереди вытягивать» — это, друзья мои, непрофессионально. По поводу Рюка я уже прошлась в соответствующем разделе. Но и вся картинка в целом безрадостна.

Не секрет, что эмоции в аниме показывают преувеличенно, гипертрофированно. Если герой поражен, он выкатывает глаза, вскакивает, размахивает руками. Озвучивающий его сэйю соответственно орет диким голосом (по крайней мере, так это воспринимается неанимешным русским ухом). Неискушенного иностранного зрителя это раздражает. Но что поделать: такова особенность эстетики аниме, и ты ее либо принимаешь, либо нет.

Дубляж «Тетради смерти» пытается всячески сгладить эту специфику аниме, видимо, желая сделать сериал более удобным для восприятия «широких масс».

Там, где для выражения сильных эмоций сэйю вопят так, словно действительно увидели нечто ужасающее, наши актеры слабо вскрикивают, как грибники, отыскавшие в траве боровичок.

Чудесно! Эмоции приглушены, адаптированы, массовый зритель в восторге!

Но картинка-то рисовалась как раз таки под гипертрофированные эмоции, а в дубляже ее (пока) не перерисовывают. В итоге получается совершенно чудовищное несоответствие звука и картинки.

Особое «спасибо» за перевод. Литературность и гладкость, это, безусловно, здорово — как филолог вам говорю. Но! За то, что «переводчеги» сотворили с песней Мисы, нужно лишать десерта. Навеки. Песенка Мисы в подстрочнике выглядит, конечно, бессмыслицей. Однако если рассматривать ее в контексте всего сериала, становится очевидно, что Миса пересказывает свои отношения с Лайтом-Кирой, свою маленькую историю любви к богу. А в переводе получилась полная чушь в духе «Жизнь-мука тяжелая штука». Тяжелая, кто бы спорил. Только Миса, увы, поет совсем не об этом.

Я вполне допускаю, что над переводом песни работал другой человек, незнакомый со всем сериалом, а диалоги и монологи персонажей переведены правильно и близко к оригиналу. Но как я могу быть в этом уверена, глядя на подобное отношение студии к работе над переводом?

Да, профессиональный перевод, как правило, более грамотный с точки зрения русского языка. Однако сегодня появляется все больше отличных переводчиков-любителей, ничем не уступающих профессионалам. И лично я готова простить любителям пару корявых фраз за их стремление докопаться до сути любимого аниме.

Ляпов же в профессиональном переводе бывает не меньше, чем в любительских. (Опять же отсылаю к критическим статьям, посвященным переводу американских мультиков).

Так что, друзья, субтитры или любительская озвучка. Или учите японский.

 

Итог

 

«Тетрадь смерти» — один из лучших сериалов в истории аниме. Захватывающий сюжет, оригинальные многоплановые персонажи, сложнейшая философия, восхитительная музыка и великолепное художественное воплощение — все это делает «Тетрадь смерти» по-настоящему достойным произведением японской и мировой анимации.

По слухам, это аниме с удовольствием смотрят даже яростные противники «китайских порномультиков». А это уже показатель.

«Тетрадь смерти» нужно посмотреть. Не для того, чтобы хвастаться очередным «тайтлом». А просто так. Для себя. Чтобы поразмыслить кое над чем важным в этой жизни.

NitaNever (Нита Неверова)

На сайт журнала "НЯ!": все самое-самое новое =^_^=

Посмотреть архив старых номеров "НЯ!"

4592577_Anime_Death_note_41 (700x310, 68Kb)

Серия сообщений "Рецензии на аниме":
Часть 1 - Аромат яблок: "Волчица и пряности" ТВ-1
Часть 2 - Граница пустоты: Сад грешников
...
Часть 27 - Громы, молнии и Драгу Слейв: рецензия на аниме "Рубаки" / Slayers. Часть 2
Часть 28 - Я покажу вам новый мир: рецензия на аниме "Тетрадь смерти" / Death Note. Часть 1
Часть 29 - Я покажу вам новый мир: рецензия на аниме "Тетрадь смерти" / Death Note. Часть 2
Часть 30 - Сила, любовь и…камни- рецензия на аниме Священная семерка - Sacred Seven
Часть 31 - Аниме про шпионов "Игра джокера"- Joker Game
...
Часть 33 - АНИМЕ-УЖАСТИК KAGEWANI SHOU / КАГЕВАНИ - 2 СЕЗОН
Часть 34 - Рецензии на аниме: самопиара пост
Часть 35 - Призрак в доспехах - Ghost in the Shell 2017

Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Миямото_Мусаси   обратиться по имени Понедельник, 21 Января 2013 г. 22:32 (ссылка)
1. Я замечу, что когда Рюк убивает Лайта его взгляд и ухмылка довольно жестокая, он реально напоминает демона. Настоящий бог смерти, а не весельчак.
2. А людям то нравилось жить в мире Киры. И даже в манге, в конце, там есть такая вот картинка
21 (439x700, 29Kb)
20 (439x700, 36Kb)
22 (439x700, 21Kb)

Т.е. определенной группе граждан нужен был такой бог (Lord Kira). Который следит за миром. К сожалению в аниме это выкинули.
3. А на счет педантизма. Был такой нацист Адольф Эйхман. Он в общем был образцовым работником. Спокойный, тихий и добрый и поубивал кучу евреев. но он их даже особо не ненавидел. Просто у него была такая работа.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 21 Января 2013 г. 23:06ссылка
1. Но он его все равно убивает с юмором, пускай и очень черным. Благодарит за то, что прикольно провел время на земле. Хотя да, в финале Рюк как никогда зловещ.
2. Есть такое "правило автономности" (мое личное правило). Каждое произведение - независимо, потому что его делают разные люди. В данном случае это означает, что манга "Тетрадь смерти" и аниме-сериал "Тетрадь смерти" (а равно и фильмы, и игры, и т.п.) - самостоятельные вещи, которые можно сравнивать друг с другом, но которые не могут друг друга дополнять. За странички манги спасибо, но в моем понимании это не аргумент. Поэтому не "К сожалению в аниме это выкинули", а предложили иной взгляд на проблему.
3. Спасибо за интересный факт :-)
Перейти к дневнику

Понедельник, 21 Января 2013 г. 23:08ссылка
2. Хорошо))Ну вот тогда еще вам взгляд на проблему, о том, что люди нуждаются в таком боге
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку