Легендарный балетмейстер Игорь Моисеев умер в пятницу в 8.15 по московскому времени в больнице от сердечной недостаточности, сообщает РИА «Новости». В последние годы он страдал ишемической и гипертонической болезнями.
Игорь Моисеев был одним из основоположников советского сценического танца. Свой ансамбль он создал в 1937-м и с тех пор оставался его бессменным художественным руководителем.
Будущий мастер родился в Киеве 8 января по старому стилю (21 января по новому) 1906 года. Его отец, Моисеев Александр Михайлович, был юристом. Он принадлежал к обедневшему дворянскому роду, а юридическое поприще досталось ему по наследству от дедушки, который был мировым судьей.
Великолепно владея французским языком, он часто бывал в Париже, где встретил и свою будущую жену, мать Игоря, Ирину Чагодаеву. Она, полуфранцуженка-полурумынка, по профессии была модисткой. Вскоре после знакомства родители будущего балетмейстера уехали в Россию.
Раннее детство Игоря прошло в Париже – его отец довольно долго находился под следствием из-за своих крамольных высказываний, а потом даже попал в тюрьму, к счастью, ненадолго. Мальчик воспитывался в пансионе, о котором у него остались самые мрачные воспоминания. Но его мучения скоро закончились, и родители забрали Игоря в Россию.
Отец очень боялся, что мальчик свяжется с дурной уличной компанией, и предложил сыну поступить в студию, которая была рядом с их домом. Так в 1920 году Игорь Моисеев попал в студию бывшей балерины Большого театра Веры Ильиничны Масоловой. Через 2–3 месяца преподавательница отвела мальчика в Хореографический техникум Большого театра.
Игорь стойко выдержал экзамены и в 1924 году попал в класс главного балетмейстера Большого театра Александра Александровича Горского.
На эту тему
Умер Лучано Паваротти
Умер Вальтер Запашный
Умер Тихон Хренников
Антониони: за облаками
Умер Мстислав Ростропович
Ключевые слова: утрата
Домашние тогда решили, что это лишь временное занятие, и позже собирались отдать сына в иное, более серьезное учебное заведение. Никто тогда не мог предположить, что с танцем он свяжет всю жизнь.
В 1927 году он понимает: просто исполнительство уже не удовлетворяет. Хочется сочинять самому.
С 1930 года Моисеев становится балетмейстером первой сцены страны. Среди его блестящих работ – «Футболист» (совместно с Л.А. Лащилиным, музыка В.А. Оранского, 1930), «Саламбо» (музыка А.Ф. Арендса, 1932), «Три толстяка» (музыка В.А. Оранского, 1935).
Спустя 6 лет, в 1936 году, Моисеев начинает организацию первого в стране фестиваля фольклорного танца. На письме, направленном им в правительство, появляется резолюция Молотова: «Идея хорошая, пусть автор ее реализует».
В 1937 году ансамбль – лишь небольшая группа самодеятельных артистов, выпускников хореографических училищ и опытных балетных профессионалов.
Но уже в 1938 году ансамбль Моисеева танцевал на правительственном концерте в Большом театре, выступал героем трехдневной горячей дискуссии в ВТО и пожинал богатый урожай зрительских восторгов, которые скоро перерастут во всенародную любовь. Свидетельство тому – неизменные аншлаги. На каждом концерте и на протяжении 61 года существования.
Его ансамбль – давно эталон и мировая знаменитость. Начав с нуля (никогда и нигде не было аналогов тому, что он задумал), Игорь Моисеев путем проб и ошибок создал новый жанр – сценический народный танец и выстроил собственную уникальную систему, без которой не могла бы появиться ни студия при ансамбле (1943 год), ни многочисленные коллективы-последователи.
Великий артист и балетмейстер не выносил работы вполноги.
Самым большим несчастьем артист считал, если «человек всю жизнь живет и не любит работу, на которую обречен». «По-моему, большего наказания быть не может. В английских тюрьмах знаете какое самое лютое наказание? Переносить из одного угла в другой камни. Бесцельность этой работы убивает и психически, и физически. Если вы работаете, скажем, ассенизатором, но видите результат своего труда, – это уже, поверьте, немало», – говорил мастер.
Гражданская панихида и прощание с артистом пройдут в Концертном зале им. Чайковского, на его родной сцене, где он поставил почти все свои великие произведения, а их более трехсот, 7 ноября, сообщила РИА «Новости» директор Государственного академического ансамбля народного танца, который создал и возглавлял Моисеев, Елена Щербакова. В этот же день состоятся похороны на Новодевичьем кладбище.
«В ансамбле Моисеева объявлен траур, и запланированные на 6–7 ноября спектакли переносятся на другое время», – добавила Щербакова.