Woelfhen, источники самые разнообразные (я их перечислю), но гланый источник - совсем апокрифический - мое воображение и стремления "разоблачить" некоторые христианские символы, которые не могли не быть заложены вместе с первыми камнями мостовых в планировку города. Слишком знаковыми тогда оказываются отдельные его части (соборы, мосты, башни, площади и замки) на фоне общего, "безликого" пейзажа. Согласитесь.
Главный стимул - случайное обращение к описанию этого города с высоты Птичьего полета, сделанное Гюго. Оно, пожалуй, самое известно. Восполняю пропуск прогулки, и добавляю его сюда (в переводе, конечно):
Гюго "Собор Парижской Богоматери"
"<...> С высоты птичьего полета эти три части -- Сите, Университет и Город
представляли собою, каждая в отдельности, густую сеть причудливо
перепутанных улиц. Тем не менее с первого взгляда становилось ясно, что эти
три отдельные части города составляют одно целое. Можно было сразу
разглядеть две длинные параллельные улицы, тянувшиеся беспрерывно, без
поворотов, почти по прямой линии; спускаясь перпендикулярно к Сене и
пересекая все три города из конца в конец, с юга на север, они соединяли,
связывали, смешивали их и, неустанно переливая людские волны из ограды
одного города в ограду другого, превращали три города в один. Первая из этих
улиц вела от ворот Сен-Жак к воротам Сен-Мартен; в Университете она
называлась улицею Сен-Жак, в Сите -- Еврейским кварталом, а в Городе улицею
Сен-Мартен; она дважды перебрасывалась через реку мостами Богоматери и
Малым. Вторая называлась улицею Подъемного моста -- на левом берегу,
Бочарной улицею -- на острове, улицею Сен-Дени -- на правом берегу, мостом
Сен-Мишель -- на одном рукаве Сены, мостом Менял -- на другом, и тянулась от
ворот Сен-Мишель в Университете до ворот Сен-Дени в Городе. Словом, под
всеми этими различными названиями скрывались все те же две улицы,
улицы-матери, улицы-прародительницы, две артерии Парижа. Все остальные вены
этого тройного города либо питались от них, либо в них вливались.
Независимо от этих двух главных поперечных улиц, прорезавших Париж из
края в край, во всю его ширину, и общих для всей столицы, Город и
Университет, каждый в отдельности, имели свою собственную главную улицу,
которая тянулась параллельно Сене и пересекала под прямым углом обе
"артериальные" улицы. Таким образом, в Городе от ворот Сент-Антуан можно
было по прямой линии спуститься к воротам Сент-Оноре, а в Университете от
ворот СенВиктор к воротам Сен-Жермен. Эти две большие дороги, скрещиваясь с
двумя упомянутыми выше, представляли собою ту основу, на которой покоилась
всюду одинаково узловатая и густая, подобно лабиринту, сеть парижских улиц.
Пристально вглядываясь в сливающийся рисунок этой сети, можно было
различить, кроме того, как бы два пучка, расширяющихся один в сторону
Университета, другой -- в сторону Города; две связки больших улиц, которые
шли, разветвляясь, от мостов к воротам.<...>"
Согласитесь, идея крестообразности, пересечения двух осей, проскальзывает достаточно явно.
Остальное дело техники: поиск с учетом христианской символики и свидетельств парижан в разное время.
Книги: Nicolas Flamel. Livre des figures hie'roglyphes - записки алхимика о получении золота из серебра. Любопытные подтверждения и объяснения числовой символики. Источник не научный, но весьма способствует полету фантазии.
Усмиряется же воображение след. монографиями:
Marie-Clair Blanquart.Paris des surre'alistes, 1972
Mirella Bandini. La vertigine del moderno, 1985
По вопросам христианства книг гораздо больше (как-никак - почти моя специальность. ПОЧТИ)
Самыми полезными можно считать следующие книги:
С. Аверинцев. Поэтика ранневизантийской литературы, 1997
А.С. Уваров. Христианская символика, 2001 - к этой книге я еще позволю себе вернуться
О.Е. Этингоф. Образ Богоматери (очерки византийской иконографии XI-XIII веков). 2000
Мои полунаучные домыслы нигде не опубликованы :) По причине своей "ПОЛУ-" и ПСЕВДОсерьезности. Так что пользуйтесь :)
*А прогулку продолжим, правда?
Любые дополнения только приветствуются. Перепатетичность похода никто не скрывает.