Пришла сегодня с пары, уставшая. Думаю, дай-ка задвину на пару часиков все свои учебники, фильмец какой-нибудь посмотрю, чтобы отвлечься! Ага, отвлеклась...
Фильм называется Die Welle (Волна), у нас переведен как "Эксперимент 2" (Миха, спасибо тебе, это из твоей коллекции дисочков!). Вобще это размышление про фашизм, а точнее про то, насколько реально его повторное возникновение в современном просвещенном и образованном обществе. Но еще это фильм про преподавательскую власть, ибо эксперимент по воссозданию фашизма проводит препод в рамках курса по автократии. Всего за неделю эксперимент удается.
Вобще да, когда тебе не навязывают какую-то программу, то преподавание оставляет огромный простор для фантазии. Даже преподавание языка. Представляю, как можно размахнуться в курсе истории, политики или философии. С одной стороны, когда все придумываешь сам, - это круто! Получается, что каждый урок - это как бы твое произведение. Ну, не знаю, бывают музыкальные произведения, бывают литературные... а тут такое педагогическое произведение. И, главное, произведение это сразу же получает оценку аудитории, мгновенно! В этом преимущество препода, скажем, над писателем: писатель издаст свою книгу и так и не узнает, что о ней думает большинство читателей, максимум пару рецензий получит. А препод видит реакцию на то, что он "сотворил" мгновенно - интересно/скучно, понятно/запутанно, смешно/глупо. Это позволяет и ошибки исправлять мгновенно, постоянно придумывать что-то новое, напрягать голову.
С другой стороны - это ответственно, как бы банально это не звучало. Люди тебя слушают и верят всему, что ты говоришь. По себе-студентке знаю. Потому что ты - препод, и раз ты вот такая стоишь перед ними у доски с маркером, значит у тебя есть на это какое-то право, например, потому что ты что-то знаешь лучше них. Ну а еще почему-то часто кажется, что препод - он вобще как бы должен быть лучше, не только в своем предмете, а вообще. Люди же не дадут себя УЧИТЬ кому-то, к кому они, скажем, испытывают недостаточно уважения. (*Остап не ел три дня, его несло*) Тонкая профессия короче, требующая, прежде всего, работы над собой, а потом уже над ними.
Ну и плюс чисто с практической точки зрения это тоже ответственно. Какие слова они сегодня выучат за урок: "труд, стараться, Поль любит свою работу" или "рюмка, стопка, самогон, крепкие алкогольные напитки"? Моя средняя группа вчера освоила второй список=))) Какие тексты мы читаем, какие примеры я привожу, какие песни даю слушать - это же все так по-разному можно сделать! И впечатление от уроков, а соответственно и от языка, и от его носителей будет тоже совсем разным! Да, конечно, всегда можно просто взять учебник, грамматический справочник и сказать себе и им, что это и есть русский язык. И формально я прекрасно его преподаю, разве нет? Но разницу подходов я прочувствовала на себе. К счастью (к их счастью), я пока прекрасно помню, что значит препод, который просто взял в руки учебник.
Сразу хотеть стать плохим преподом глупо, логичнее сначала постараться стать хорошим.
Я стараюсь.