"Модель идеального..."
Том предыдущий был тут:
http://eurekanext.livejournal.com/68150.html
После развернулось несколько обсуждений моделей НСОТ учителей на разных интернет-площадках, появилось несколько новых публикаций о хороших учителях... По прочтении у меня сложились такие выводы, коротко.
1.
Мы (государство и общество) хотим, чтобы хорошие учителя получали хорошие зарплаты.
Хорошими учителями движет не зарплата.
Вывод: не с учителями надо обсуждать, за что и как платить учителю. (Первый посыл этого вывода: "Хорошим учителям хорошую зарплату", - остается основой такого обсуждения).
2.
СОТ учителей должна быть не тарифная (почасовая), а окладная - за выполнение функций, должностных обязанностей.
А значит, для учителей надо прекратить нормировать недельное число уроков на ставку заработной платы и перейти на учет рабочего времени, аналогичный таковому в секторе профобразования: 36 часов педагогической работы в неделю (сокращенная рабочая неделя) с установлением предельно допустимой годовой аудиторной нагрузки учителя в типовом положении.
3.
Идеальная модель НСОТ учителей (формирования "базовой части") зарплаты в моем представлении:
"Договор коллективный - контракт (оклад) - индивидуальный"
Коллективным договором, локальным нормативным актом в школе (с опорой на размер ФОТа, сформированного на основе НПФ) устанавливается "прайс-лист":
перечень всех видов педагогической работы с указанием единицы каждого вида работ и его цены. В большинстве случаев такой единицей будут не часы, а ученики. Но не всегда!
В прайс-лист включаются все виды работ, входящие в должностные инструкции учителей, а также возможные разовые работы, которые, в соответствии с договорами, могут быть поручены учителям, с их согласия. Также в прайс-листе к видам работ могут устанавливаться повышающие коэффициенты.
Оклад каждого учителя формируется на основании школьного "прайс-листа", конкретного перечня должностных обязанностей этого учителя, закрепленных трудовым договором, конкретных объемов работ.
(В основе этой модели - модель "ученико-час", распространенная на все виды деятельности учителя)
По моему идеалистскому мнению, эта модель наилучшим способом укладывается и в рамки трудового законодательства
А "базовый оклад" и "базовая ставка" - это не расчетная единица для формирования персонального оклада, а только обозначение ватер-линии - социальной гарантии. Надо обеспечить, чтобы персональный оклад при полной выработке был не ниже.
4.
В настоящее время требует особого обсуждения и проработки технология установления критериев стимулирующих выплат с тем, чтобы уйти от бумаг/отчетов/сертификатов - необходимости учителю самому специально подтверждать свои результаты. Любое портфолио учителя - только добровольно.
Аттестация/присвоение категории должны производиться "по-фински" в школе ежегодно - по итогам учебного года, на основе анализа размеров стимулирующих выплат (ежемесячных/ежеквартальных). Предпринимается единая для всех шкала перевода рейтинга стимулирования в категории и соответствующие повышающие коэффициенты для прайс-листа. Процедурная аттестация на допуск - для тех, у кого минимальные стимулирующие и только по решению школы (директор/упр.совет).
5.
Полезен плюс к НПФ региональный/муниципальный/общественный/смешанный "фонд поощрения качества" - школы, достигающие наилучших результатов в аспекте динамики обучающихся премируются из этого фонда с правом потратить эти премии в первую очередь на стимулирующие выплаты учителям, но и по своему решению - и на другие части зарплаты, и на иные расходы/приобретения. Если фонд региональный - то по результатам регионального мониторинга динамики - объективного и независимого. Если общественный - в соответствии с критериями учредителя фонда, в любом случае - по прозрачным принципам.
6.
Полезна также внутришкольная грантовая система за счет части ФОТ и других источников. А также - межшкольная, для школьных сетей, ассоциаций.
7.
Надо уточнить, как сейчас прописано в стандарте педобразования, но тема "СОТ" - нужная в разделе экономики образования в образовательной программе будущих педагогов и, конечно, менеджеров образования, участников управляющих советов.. И тех, кто вообще в рамках высшего образования изучает вопросы педагогики и образования в самом общем плане. Проводить бы в форме деловой игры...
8.
Очень важный, главный вывод - про него напишу отдельно. Постараюсь скоро.
А пока набираю воздух, очень бы хотелось услышать мнения о написанном выше.
Все это можно использовать со ссылкой на источник