5. Проект Фельнера и Гельмера не был доработан в деталях, к тому же, архитекторы не приезжали в Одессу во время строительства, поэтому многое переосмыслили и дополнили одесские архитекторы Александр Бернардацци, Феликс Гонсировский и Юрий Дмитренко.
6. Реализация проекта обошлась в колоссальные полтора миллиона рублей, но здание театра оснастили по последнему слову техники: впервые в Новороссийском крае были применены электрическое освещение и паровое отопление.
7. Сторона театра, смотрящая на английский клуб, называется английской.
8. А та сторона, которая обращена на Пале-Рояль, называется французской.
9. Первые два этажа, украшенные только колоннами тосканского ордера, создают ощущение фундаментальности и стойкости, а третий, ажурный и утонченный этаж, создает общее впечатление легкости, стройности и изящества здания.
10. «Одесский театр лучший в мире!», — так отреагировал соавтор проекта, Фердинанд Фельнер, увидев здание воочию по приезду в Одессу после окончания строительства. Я с ним абсолютно согласен.
Новый театр моментально стал культурным центром города, излюбленным местом богатых сословий Одессы, и, кроме того, пользовался небывалой популярностью среди артистов с мировыми именами. На его сцене пели Федор Шаляпин, Энрико Карузо, Титта Руффо, Луиза Тетрацини, танцевали Анна Павлова, Екатерина Гельцер и Айседора Дункан, дерижировали Чайковский, Римский-Корсаков и Рахманинов.
Но, несмотря на любовь всемирно известных артистов и горожан, судьба театра не была простой.
В 1925 году в здании возник пожар, который уничтожил сцену и повредил зрительный зал. Спустя год театр был восстановлен, но уже через 40 лет потребовалась его полная реставрация, которая была произведена на выделенные из всесоюзного бюджета четыре миллиона рублей. Но и это помогло ненадолго — уже к середине девяностых годов двадцатого века здание пришло в катастрофическое состояние. Причина подобных проблем кроется в оседании породы, подлегающей под театром. В городе заговорили о том, что театр медленно, но верно «сползает» к морю, и вскоре мы его не увидим. К счастью, подобные слухи оказались преждевременными. В 2007 году завершилась долгосрочная реставрация, в ходе которой фундамент здания был укреплен сваями, произведена установка современных систем кондиционирования, пожарной сигнализации, электрообеспечения, произведена полная реставрация фасада и внутренних помещений.
11. Система кондиционирования воздуха.
12. Красно-зеленые устройства это плунжеры, позволяющие поднимать и опускать сцену.
13. Электрощитовые.
14. Закулисье. Справа — белый железобетонный экран, отсекающий зрительный зал от внутренних помещений. Подобный экран в театре установили после пожара 1925 года.
15. Декорации одного из спектаклей.
16. Одна из самых высоких точек театра — место над сценой.
Конечно, технические детали и закулисье скрыты от глаз театрального зрителя.
17. Зайдя в театр, он видит совсем иное.
18. Вестибюль с английской стороны театра.
19.
20. Лестница, ведущая к ложам бельэтажа.
21.
22.
23. Фойе с проходами к ложам первого яруса, и лестницей, ведущей к ложам второго яруса. Именно здесь снималась сцена Марлезонского балета из фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра».
24.
25. Фойе, повторяющее изгиб зрительного зала.
26. Гардероб в фойе одного из ярусов.
27.
Конечно же, отдельного внимания заслуживает роскошно убранный зрительный зал.
28. В Одесском оперном для зрителей предусмотрены места в партере, ложах бенуара, бельэтажа, первого и второго ярусов, амфитеатре, а также на галерке.
29. Архитектура зрительного зала выдержана в стиле французского рококо.
30. Потолок зала украшают четыре медальона с картинами Франсуа Лефлера, изображающие сцены из произведений Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Как вам это понравится».
31. А его центральное место занимает огромная хрустальная люстра.
32. Зрительный зал, так же, как и фойе, лестницы и вестибюли, украшен лепниной, орнаментами с позолотой, красным бархатом и деревом.
33. Кроме того, зал обладает уникальной акустикой — шепот, произнесенный на сцене, слышен во всех его уголках.
34. После первого визита в Одесский оперный театр великий Федор Шаляпин написал своей жене: «... Был в театре и пришёл в дикий восторг от красоты театра. Я никогда в жизни не видел ничего красивее».
35.
36. Но как и любой другой театр, Одесский оперный по-настоящему оживает только во время спектаклей, когда зал заполняется зрителями.
37. А на сцену выходят лучшие артисты.
38. И каждый зритель получает возможность прикоснуться к искусству.
39. Разве это не прекрасно?
В виде маленького бонуса мы поднимемся на крышу театра.
40. Скульптура над главным входом, покровительница искусства Мельпомена в колеснице, запряженной четырьмя пантерами, является наглядным изображением аллегории «лишь сила искусства способна покорить звериную дикость»
41.
42. На балюстраде по всему периметру театра расположены шестнадцать не повторяющихся скульптур младенцев-амуров.
43. Купол театра.
44.
45. Улица Ришельевская.
46. Слева направо: улица Ланжероновская, дом Василия Васильевича Навроцкого, статуи на балюстраде театра.
47. Дом Василия Васильевича Навроцкого, владельца, редактора и издателя популярнейшей некогда газеты «Одесский листок».
48. На переднем плане — здания в переулке Чайковского, на заднем — Одесский залив.
49. Ланжероновская улица, переходящая в одноименный спуск, Одесский порт.
50. Фонтан перед зданием театра, некогда Английский клуб, ныне реставрирующийся музей морского флота.
51. Театр является наглядным примером того, как выглядит ухоженная и приведенная в порядок Одесса.
Спасибо за просмотр, до встречи!
P.S.: хочется сказать спасибо людям, сделавшим возможной съемку внутри и на крыше театра.