Тыква как манго — интересная заготовка на зиму Дорогие друзья, пока сезон тыквы в самом разгар...
Толкование рун в раскладах о призраках и прочих сущностях - (0)Толкование рун в раскладах о призраках и прочих сущностях Толкование рун в раскладах о призраках ...
художник Андрей Шишкин - (0)красиво художник Андрей Шишкин
Необычное творчество японской художницы Акие Наката - (0)Необычное творчество японской художницы Акие Наката Необычное творчество японской художницы Ак...
Намазки на хлеб: 10 рецептов - (3)Намазки на хлеб: 10 рецептов Куриная намазка для бутербродов. 1 отварная грудка сыр (любо...
Подмена понятий: чем опасны манипуляторы и как распознать «программу»? |
|
Самый простой ракурс, который достаточно наглядно иллюстрируют банальные
ситуации. Например: «Я не могу поднять эту штангу, потому что у меня
нет для этого достаточной силы». Здесь невозможно заменить высказывание
на «не хочу» или «не умею», поскольку каким бы сильным ни было желание,
равно как и познания в части тяжелой атлетики, физическая конституция
выставляет собственные ограничения.
И никому в голову не придет сетовать по такому поводу, ведь предел
возможностей принимается как данность. А если даже и придет, то только
лишь в виде эфемерной фантазии. Или: «Я не могу полететь в космос по
состоянию здоровья». Сколько ни мечтай, чего ни изучай, в общем, как ни
крути…
Они тоже прозрачны: жить не по средствам чревато… «Я не могу сейчас
купить эту вещь, потому что оставил(а) кошелек дома»; «Я не могу сегодня
пойти в спа-салон, потому что надо срочно оплатить счета»; «Я не могу в
этом месяце позволить себе столь дорогую покупку, потому что иначе не
хватит денег до следующей зарплаты».
Предвидя возможные контраргументы, замечу: во-первых, во всех
приведенных ситуациях обозначены сроки, во-вторых, варианты с
одалживанием денег и с неожиданными доходами не рассматриваются в связи с
их предположительным, зависящим от целого ряда обстоятельств, а не
реальным характером.
В данном поле координат тоже наблюдается достаточно хорошая видимость.
«Я не могу перейти дорогу в этом месте, потому что по ней движется
сплошной поток машин». Подразумевается, что физически ступить на
проезжую часть можно, но водительский социум заполонил пространство, и
такой поступок оказывается смертельно опасным (иногда даже – не раз
наблюдала – при разрешительном сигнале светофора).
«Я не могу работать рядом с домом, потому что в расположенных поблизости
организациях нет вакансий или/и нет мест по моей специальности». Если
кому-то захочется подискутировать на тему материализации желаний, то,
ничуть не критикуя идею, стоит уточнить, что речь идет о «здесь и
сейчас». А ползти, топать, бежать, лететь навстречу реализации желаемого
никому не возбраняется.
«Я не могу воровать (мошенничать, убивать и т.д.), потому что это
запрещено законом». Обратите внимание, имеются в виду пока что не
нравственные рамки, а выстроенные государством, которое определяет
соответствующие наказания за подобные действия, то есть прямо по И.
Канту. И если человек игнорирует подобные требования, то… Впрочем, не
стоит разъяснять очевидное.
«Я не могу сплетничать с сослуживцами, потому что у нас в компании это
сильно порицается». Пусть и нечастый вариант, но встречающийся наравне с
антиподом: «Я не могу не сплетничать, потому что это у нас на работе
принято». В любом случае основанием «могу/не могу» является моральный
климат коллектива, то есть солидаризированной социальной группы. Если же
она не солидаризирована, то работники объединяются в меньшие группы, в
которых действуют общие для всех участников установки, влияющие на выбор
каждого между «могу» и «не могу».
Любая сфера, которая оставляет за своими пределами этику –
манипуляционная. Там обещают успех, богатство, привлекательность, но
по-любому, только за тем, кому это обещается, остается священное право
выбора, в чем, собственно, и состоит богоподобность человека как
существа.
«Я не могу дать тебе взаймы, потому что тогда не смогу купить дорогое
лекарство отцу»; «Я не могу пойти в театр, потому что нужно ухаживать за
тяжело больным человеком у нас в доме»; «Я не могу поехать в этот
круиз, потому что это будет нечестно по отношению к родне, которую
только что обокрали до нитки». Может показаться, что в основе
утверждений лежат экономические корни, – ан-нет, совесть. И никакие
«хочу/не хочу», «умею/не умею» с ней не в состоянии справиться. Либо
она, совесть, есть, либо ее нет.
Этот аспект гораздо сложнее, да и кто бы в этом сомневался! Круг
психологических возможностей определяют, в первую очередь, так
называемые черты личности – внутренняя устойчивая предрасположенность к
определенному поведению. Она складывается из мотивационных и стилевых
составляющих, которые, в свою очередь, зависят от свойств темперамента,
характера и склонностей. Мотивационные черты определяют выбор
направленности, стилевые – способ действия.
Вот как раз в этой области вас и возьмутся, если обратитесь, зажечь на
«могу/не могу», исходя из склонности, то есть неустранимому интересу к
процессу осуществления деятельности. Только не говорите, что это слишком
абстрактно. Это – вполне конкретно:
– Я не смогу основать собственный бизнес, потому что не люблю руководить людьми;
– Я не могу нарушить закон, потому что это стыдно для меня лично;
– Я не могу дать такие показания, потому что не уверен.
Замечаете близость с этическими нормами? А без этого – никак. И если вам
подсказали, как можно манипулировать окружающими «в благих целях», а вы
воспользовались, значит, вы можете бессознательно употребить эти
техники и во вред, даже не заметив. Остерегаться ли – решать вам.
* * *
Хочу – не хочу, умею – не умею, могу – не могу. Подмена понятий влечет
за собой последствия. Не поддавайтесь на удочку подмены, найдите то, что
не укладывается в схему подменщика, – ему только и надо, чтоб вы
ограничили себя теми рамками, которые он выдвигает.
В конце концов, если следовать концепции основателя трансактного анализа
Э. Берна, «хотения» – детское начало, «умения» – родительское, а
«могущество» – взрослое. Действовать «по-взрослому» – это значит
учитывать разные аспекты причин, понуждающих к выбору. И когда цитируют
Р. Баха с высказыванием «никогда не говорите себе: «Я не могу». Этим вы
лишаете себя могущества», то его, Ричарда Баха, оскорбляют как глубокого
и последовательного этика, потому как он имел в виду лишь накопление
умений, а вовсе не отвергание реалий: физических, равно как нравственных
и проч.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |