-Цитатник

Тыква как манго — интересная заготовка на зиму - (1)

Тыква как манго — интересная заготовка на зиму Дорогие друзья, пока сезон тыквы в самом разгар...

Толкование рун в раскладах о призраках и прочих сущностях - (0)

Толкование рун в раскладах о призраках и прочих сущностях Толкование рун в раскладах о призраках ...

художник Андрей Шишкин - (0)

красиво художник Андрей Шишкин

Необычное творчество японской художницы Акие Наката - (0)

Необычное творчество японской художницы Акие Наката Необычное творчество японской художницы Ак...

Намазки на хлеб: 10 рецептов - (3)

Намазки на хлеб: 10 рецептов Куриная намазка для бутербродов. 1 отварная грудка сыр (любо...

 -Метки

Конфеты английский язык антиквариат арома масла библиотека варенье видео винтаж выкройки выпечка гороскопы дача декупаж деньги десерт десерты диеты для дашки дневник духи желания заговоры запеканки здоровье имена интересное интерьер интерьеры картинки каши кино компьютер компьютеры косметика котлеты котоматрицы красота куклы кулинария курица любовь магия мандалы массаж медитации медитация мир животных мода молитвы мудры музеи мира музыка мысли вслух мясо напитки новый год нужное нумерология обереги обряды овощи паштеты пироги пицца платья полезное полезные советы психология путешествия разное религия ритуалы романовы рукоделие руны рыба салаты сало свечи свинина симорон соусы стихи супы сыры талисманы таро тесто тесты торты трафареты трикотажная пряжа учимся рисовать фото фотошоп хиромантия художники шитьё эзотерика юмор

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме хозяина дневника.

 -

Радио в блоге
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в morgana797

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.10.2010
Записей: 12366
Комментариев: 2284
Написано: 15069


Подмена понятий: чем опасны манипуляторы и как распознать «программу»?

Среда, 20 Октября 2010 г. 11:01 + в цитатник
Цитата сообщения Эдуард_Волков Подмена понятий: чем опасны манипуляторы и как распознать «программу»?

http://shkolazhizni.ru/print/40239/

(Фото: Vlue, Shutterstock)

(Фото: Vlue, Shutterstock)

Валентина Пономарева

Нередко выражение «не могу» считают подменой «не хочу» и «не умею». Бывает ли так? Да, безусловно. С особым упорством делают акцент на этом сторонники НЛП – нейро-лингвистического программирования. Но если выйти за рамки «программы», то можно уточнить: лишь бывает, то есть не обязательно и не всегда.

Попробуем смоделировать:

не могу, потому что не хочу – из области желаний;
не могу, потому что не умею – из сферы знаний;
не могу, потому что не могу – из круга деятельностных возможностей.

Если исходить из психологии трансактного анализа, то четко вырисовываются субличности: «внутренний ребенок», «внутренний родитель», «внутренний взрослый». Но самое существенное заключается в том, что «не могу» – некий регулятор. Стало быть, полезно разобраться в вопросе: что собой представляют эти самые возможности, чем определяются?

 

Физические


Самый простой ракурс, который достаточно наглядно иллюстрируют банальные ситуации. Например: «Я не могу поднять эту штангу, потому что у меня нет для этого достаточной силы». Здесь невозможно заменить высказывание на «не хочу» или «не умею», поскольку каким бы сильным ни было желание, равно как и познания в части тяжелой атлетики, физическая конституция выставляет собственные ограничения.

И никому в голову не придет сетовать по такому поводу, ведь предел возможностей принимается как данность. А если даже и придет, то только лишь в виде эфемерной фантазии. Или: «Я не могу полететь в космос по состоянию здоровья». Сколько ни мечтай, чего ни изучай, в общем, как ни крути…

 

Экономические


Они тоже прозрачны: жить не по средствам чревато… «Я не могу сейчас купить эту вещь, потому что оставил(а) кошелек дома»; «Я не могу сегодня пойти в спа-салон, потому что надо срочно оплатить счета»; «Я не могу в этом месяце позволить себе столь дорогую покупку, потому что иначе не хватит денег до следующей зарплаты».

Предвидя возможные контраргументы, замечу: во-первых, во всех приведенных ситуациях обозначены сроки, во-вторых, варианты с одалживанием денег и с неожиданными доходами не рассматриваются в связи с их предположительным, зависящим от целого ряда обстоятельств, а не реальным характером.


Социальные


В данном поле координат тоже наблюдается достаточно хорошая видимость. «Я не могу перейти дорогу в этом месте, потому что по ней движется сплошной поток машин». Подразумевается, что физически ступить на проезжую часть можно, но водительский социум заполонил пространство, и такой поступок оказывается смертельно опасным (иногда даже – не раз наблюдала – при разрешительном сигнале светофора).

«Я не могу работать рядом с домом, потому что в расположенных поблизости организациях нет вакансий или/и нет мест по моей специальности». Если кому-то захочется подискутировать на тему материализации желаний, то, ничуть не критикуя идею, стоит уточнить, что речь идет о «здесь и сейчас». А ползти, топать, бежать, лететь навстречу реализации желаемого никому не возбраняется.

«Я не могу воровать (мошенничать, убивать и т.д.), потому что это запрещено законом». Обратите внимание, имеются в виду пока что не нравственные рамки, а выстроенные государством, которое определяет соответствующие наказания за подобные действия, то есть прямо по И. Канту. И если человек игнорирует подобные требования, то… Впрочем, не стоит разъяснять очевидное.

«Я не могу сплетничать с сослуживцами, потому что у нас в компании это сильно порицается». Пусть и нечастый вариант, но встречающийся наравне с антиподом: «Я не могу не сплетничать, потому что это у нас на работе принято». В любом случае основанием «могу/не могу» является моральный климат коллектива, то есть солидаризированной социальной группы. Если же она не солидаризирована, то работники объединяются в меньшие группы, в которых действуют общие для всех участников установки, влияющие на выбор каждого между «могу» и «не могу».

 

Этические


Любая сфера, которая оставляет за своими пределами этику – манипуляционная. Там обещают успех, богатство, привлекательность, но по-любому, только за тем, кому это обещается, остается священное право выбора, в чем, собственно, и состоит богоподобность человека как существа.

«Я не могу дать тебе взаймы, потому что тогда не смогу купить дорогое лекарство отцу»; «Я не могу пойти в театр, потому что нужно ухаживать за тяжело больным человеком у нас в доме»; «Я не могу поехать в этот круиз, потому что это будет нечестно по отношению к родне, которую только что обокрали до нитки». Может показаться, что в основе утверждений лежат экономические корни, – ан-нет, совесть. И никакие «хочу/не хочу», «умею/не умею» с ней не в состоянии справиться. Либо она, совесть, есть, либо ее нет.

 

Психологические



Этот аспект гораздо сложнее, да и кто бы в этом сомневался! Круг психологических возможностей определяют, в первую очередь, так называемые черты личности – внутренняя устойчивая предрасположенность к определенному поведению. Она складывается из мотивационных и стилевых составляющих, которые, в свою очередь, зависят от свойств темперамента, характера и склонностей. Мотивационные черты определяют выбор направленности, стилевые – способ действия.

Вот как раз в этой области вас и возьмутся, если обратитесь, зажечь на «могу/не могу», исходя из склонности, то есть неустранимому интересу к процессу осуществления деятельности. Только не говорите, что это слишком абстрактно. Это – вполне конкретно:

– Я не смогу основать собственный бизнес, потому что не люблю руководить людьми;
– Я не могу нарушить закон, потому что это стыдно для меня лично;
– Я не могу дать такие показания, потому что не уверен.

Замечаете близость с этическими нормами? А без этого – никак. И если вам подсказали, как можно манипулировать окружающими «в благих целях», а вы воспользовались, значит, вы можете бессознательно употребить эти техники и во вред, даже не заметив. Остерегаться ли – решать вам.

* * *
Хочу – не хочу, умею – не умею, могу – не могу. Подмена понятий влечет за собой последствия. Не поддавайтесь на удочку подмены, найдите то, что не укладывается в схему подменщика, – ему только и надо, чтоб вы ограничили себя теми рамками, которые он выдвигает.

В конце концов, если следовать концепции основателя трансактного анализа Э. Берна, «хотения» – детское начало, «умения» – родительское, а «могущество» – взрослое. Действовать «по-взрослому» – это значит учитывать разные аспекты причин, понуждающих к выбору. И когда цитируют Р. Баха с высказыванием «никогда не говорите себе: «Я не могу». Этим вы лишаете себя могущества», то его, Ричарда Баха, оскорбляют как глубокого и последовательного этика, потому как он имел в виду лишь накопление умений, а вовсе не отвергание реалий: физических, равно как нравственных и проч.

03.10.2010
Опубликовано 06.10.2010 в рубрике «Психология»


 

Постоянный адрес этой статьи: http://www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-40239/

 

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку