В истории российской электронной музыки
было много разных переплетений
андеграундной культуры и мейнстрима.
Предлагаю вам пройтись всего по
некоторым примерам за последние 10 лет и
оценить разницу преобладания творческих людей и бизнесменов в клубной культуре в
течении этого отрезка времени. Я не
говорю, что это плохо, я лишь отмечаю,
насколько это разные подходы к электронной
музыке и, как следствие, спор между
культурой и шоу-бизнесом, который пытается ее эксплуатировать. И вполне
естесственно, что многие, встав перед
выбором между культурой и шоу-бизнесом,
выбрали второе. А кто-то все время
находится на грани, определяя для себя, как
остаться в культурном пласте и на чем можно зарабатывать. 1997 год. В культурной среде радио «Субстанция»,
под руководством Андрея Макарова,
находящаяся на пике популярности у
слушателей, ведет ожесточенный бой за
существование в радиоэфире электронной
музыки, играемой ди-джеями Санчесом, Кубиковым, Мешковым, Зорькиным и другими
представителями андеграундной сцены.
Группа «Moscow Groove Institute»
выпустила свой дебютный альбом на лэйбле
«Citadel Records». Появился проект
«Lazyfish». Дом культуры МАИ становится клубом СДК МАИ, став одной из крупнейших
столичных площадок, именно там проходили,
после переезда из клуба «Акватория»,
легендарные рэйвы «Хардкор против
джангла», организуемые ди-джеями Грувом,
Дэном, Диггером и Or-Beat’ом. На месте бывшего клуба «Птюч» открылся клуб «Луч».
В Златоустинском переулке появился клуб
«Пропаганда». Антон Кубиков и Макс
Милютенко образовали проект «SCSI-9».
Закрылся магазин «Дискоксид», на базе
которого была студия Фиша и Спайдера Solaris Station. Открылся магазин для ди-
джеев «Pitch». В Питере вышла в эфир
радиостанция «Порт FM», где играли ди-
джеи Лена Попова, Примат, Кефир, и
другие. В клубах Грибоедов, Порт и Туннель
ди-джеи Леша Хаас, Boomer, Слон, группы «Елочные игрушки», «Нож для фрау Мюллер»
и «Новые композиторы» собирали аншлаги
на свои выступления. Состоялся первый
фестиваль «DJ Парад». Закрылся
легендарный клуб «Планетарий»... В мейнстримовой среде появляется детище
Синеши Лазаревича «Jazz café». Компания
«Extraphone» начинает выпуск серии
сборников «Funny house», представляемой
ди-джеем Фонарем, а радио «Maximum»
проводит вместе с Rise Лис’C первую церемонию награждения в области
танцевальной музыки «Funny house Dance
Awards». Группа «Triplex» с ремейком на
тему из фильма «Собака баскервилей»,
становится самой известной в стране house-
группой... 1998 год. В клубной культуре назревал кризис, о чем
очень часто стали говорить в эфире радио
«Станция 106.8» многие ди-джеи. В Москве
закрылись клубы «Галактика» и «Остров
сокровищ». Леша Transdriver выпустил свой
дебютный альбом. Открылся лэйбл «Cosmos Production», выпустивший альбомы проектов
«Expedition Zero» и «Nuclear Losь». При
невыясненых обстоятельствах пропал
безвести ди-джей Иван Салмаксов. В
Питере открылся клуб «Мама». На d’n’b-
сцене появилась первая девушка-ди-джей - Земине... В среде приверженцев модной танцевальной
музыки появился новый клуб «Гараж», где
Олег Оджо начал делать первые after-party.
А на месте бывшего кинотеатра «Слава»
появился одноименный развлекательный
комплекс, впоследствии прославившийся самым качественным звуком в Москве и
командировками ди-джеев-резидентов на
Ибицу... 1999 год. Электронные музыканты активнее
нацеливают свой взгляд на Запад для
издания на виниле. Московская хардкор-
сцена обеднела на одного из своих
идеологов - Андрей Or-Beat уезжает в
Канаду. Вадик Мотор выпустил дебютный minimal techno альбом - «Hexen». Радио
«Станция 106.8» поменяло дневную сетку
программ и стало называться «Станцией
2000». В Питере было создано творческое
объединение «56 Stuff»... В клубной индустрии, работающей на массы,
стали появляться места, отличающиеся
помпезностью. Закрылся клуб «Титаник»
первоначального образца. Гарри Чагласян
начинает историю клуба «XIII»,
впоследствии сделавший из ди-джеев Коли и Града самых модных ди-джеев Москвы.
Синеша Лазаревич открыл новый клуб
«Circus». Грув выпустил альбом своих
ремиксов «DJ Грув и все, все, все». В
Питере открылся первый клуб с жестким
фэйс контролем - «Декаданс»... 2000 год. Представители андеграундной house-
культуры, ди-джеи Санчес, Сапунов, Djungle
и Bell основали проект «Housemusic.ru».
Грув открыл некоммерческий лэйбл
«Грувзапись». Техно-культура Москвы
обрела большую площадку на месте заводских цехов - клуб «Город». Команда
клуба «Цеппелин» провела первый
фестиваль электронной музыки «FortDance»
на форте «Александр» в Кронштатде... В массовом пласте электронной музыки
Радио «Станция 2000» поменяла частоту и
стала «Станцией 107.0». DJ Фонарь создал
лэйбл «Атмосфера», в котором заметно
переплелись идеологические и коммерческие
интересы его участников... 2001 год. Олег Нестеров открыл IDM-лэйбл «Легкие».
В Питере открылся клуб «Паръ.Spb», где
играли ди-джеи Примат, Костя Лавски,
Кефир... Состоялся фестиваль «Интервенция» в
ЦПКиО им. Горького, с участием Пола
Окенфольда и Нормана Кука (Fat Boy Slim).
«Станция 107.0» прекратила свое вещание.
Наиболее востребованные ди-джеи,
работавшие на «Станции», перешли в вечерний эфир «Динамит FM». В эфире
радио «Серебрянный дождь» появляется
программа «728», которую ведет DJ
Шевцов. Питерский ди-джей Цветкоff берет
пальму первенства среди ремиксеров на
отечетсвенных поп-звезд... 2002 год. В Москве, усилиями ди-джеев Ромы Пушкина
и Тима Кустова, появилось booking-агенство
«Moscow Танцпол», породившее волну
привозов иностранных ди-джеев второго и
третьего эшелонов. Открылось первое
техно-dj-кафе Москвы «Мио». В Питере, благодаря усилиям промогруппы
«ContrForce», проходит первый фестиваль
«May Day» в России. Анатолий Воронцов и
DJ Electric создали проект «Koala». В
Питере закрылся клуб «Esco Bar»... В массовой клубной культуре также не
спокойно. Группа «ППК», после разногласий
с DJ Фонарем и ухода из «Атмосферы»,
открыла лэйбл «Uplifto»... 2003 год. Информационное пространство клубной
культуры понесло серьезную утрату –
закрылся журнал «Птюч». В Питере закрылся
клуб «Мама», последний клуб, к которому
приложил свой талант Леша Хаас... В мейнстримовой среде Вадик Мотор, под
псевдонимом «Навигатор» выпустил house-
альбом «Look to the Future». Начали
издаваться сборники танцевальной музыки
«Не спать!», при поддержке одноименного
журнала. Группа «Radiotrance» вернулась на сцену с новым альбомом.
Питерская модная тусовка преобрела новое
место для времяпрепровождения – на месте
клуба «Амнезия» открылся клуб «Jet Set»... 2004 год. В Москве закрылись клубы «Цеппелин» и
«Территория»... Мейнстрим продолжает жить активной
жизнью. Журнал «ОМ», доносивший модные
тенденции, в том числе в электронной
музыке, до своих читателей, покинул его
создатель и главный редактор Игорь
Григорьев. Магазин «Новая музыка» на Арбате прекратил свое существование.
Распалась группа «ППК». Промо-группа
Горобий-Козлов-Гулливер-Синеша запустили
серию открывающихся на сезон клубов
«Зима», «Лето», «Осень»... 2005 год. Лэйбл «Атмосфера» покинул его основатель
DJ Фонарь... 2006 год. Вышла книга об истории клубного движения
в Санкт-Петербурге «Корпорация счастья»,
написанная Лешей Хаасом. В Москве
открылся клуб «Крыша мира»... Еще раз повторюсь, что это выдержки всего
лишь некоторых событий, которые стали
одними из ярких примеров для своего
времени.
По-моему, разница очевидна. Многие ди-
джеи и музыканты, несущие культурные ценности слушателю, сошли со сцены, не
имея возможности противостоять напору
коммерческих проектов, те, кто не хотел
бросать музыку, перешли в массовый пласт
музыки. Трансформация электронной музыки
в некое легкое танцевальное направление не следствие развития и движения вперед
электронной музыки, как считают многие.
Это следствие отсутствия у большинства
потребителей интереса к тому, что несет
культурные ценности и желания у людей,
приходящих в электронную музыку, заработать на этом большинстве, что
породило преобладание количества над
качеством. Есть потребитель, который ищет
музыку, исходя из своих собственных вкусов,
а есть потребитель, который ничего не
ищет, а впитывает то, что ему навязывают, и последних, само собой, в нашей стране
больше. Кто-то сказал, что хорошего много
не бывает. Можно согласиться, но для
каждого, кто слушает электронную музыку,
свои примеры хорошей музыки, так же, как
и свои хорошие клубы и свои хорошие ди- джеи. Есть печальное свойство тех, кто
сейчас причисляет себя к электронной
музыке и клубной культуре – они не знают
истории, посему наивно думают, что история
началась с них – таких людей реально очень
много – для примера, наберите в поисковике слово «ди-джей», из биографий некоторых
очень много неожиданного узнает.