-Всегда под рукой

 

 ЕСЛИ У ВАС ИМЕЮТСЯ: ВОПРОСЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПОЖЕЛАНИЯ, НАПИШИТЕ ЛИЧНОЕ СООБЩЕНИЕ ДЛЯ MERLINWEBDESIGNER. МЫ, ВАМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ОТВЕТИМ. НАПИСАТЬ АВТОРУ БЛОГА И ЗАДАТЬ ИНТЕРЕСУЮЩИЙ ВАС ВОПРОС  /3996605_01_NAPISAT_AVTORY (223x52, 4Kb)

 GOOGLE - ПЕРЕВОДЧИК. КОРРЕКТНОСТЬ И СКОРОСТЬ ПЕРЕВОДА, С ОГРОМНОГО КОЛИЧЕСТВА ЯЗЫКОВ /3996605_1_PEREVODChIK (223x52, 4Kb)

 

ВВОДИМ АДРЕС СТРАНИЦЫ:

ПЕРЕВОДИМ:
с на
 

 ЗНАКОМСТВО С MERLINWEBDESIGNER, ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О НАС, НАШИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ И УСЛУГАХ  /3996605_2_MerlinWebDesigner (223x52, 3Kb)

 GOOGLE ПОИСК, - ВЕРОЯТНО, НАИБОЛЕЕ КОРРЕКТНЫЙ И БЫСТРЫЙ ПОИСК В СЕТИ ИНТЕРНЕТ /3996605_13_GYGL_POISK (223x52, 4Kb)



 
     

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в merlinwebdesigner

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Плакат
Плакат
10:35 09.06.2017
Фотографий: 6
Посмотреть все фотографии серии Россия
Россия
20:38 23.05.2017
Фотографий: 7

 -Цитатник

Алексей Архиповский - Золушка - (0)

АЛЕКСЕЙ АРХИПОВСКИЙ Все концерты Алексея Архиповского, сопровождаются неизменными востор...

Вечно молодой - (8)

СЕРГЕЙ БОДРОВ "Можно быть свободным и в тюрьме. Но только в том случае, есл...

Тропы - Пелагея - (4)

ТРОПЫ ГРУППА "ПЕЛАГЕЯ" Пелагея, (не псевдоним, настоящее имя, данное девоч...

Это, - Мой Выбор - (10)

ВЕРНЫЙ ВЫБОР Текла по земле Река. С горы спустилась, через лес пробежала, через луг ...


Донские Казаки

Четверг, 06 Июня 2019 г. 02:31 + в цитатник

ОБЛАСТЬ ВСЕВЕЛИКОГО ВОЙСКА ДОНСКОГО

3996605_Kazaki (250x250, 23Kb)

ДОНСКИЕ КАЗАКИ

"Донски́е казаки́ или донцы́, донско́е каза́чье во́йско — самое многочисленное из казачьих войск Российской империи.

Размещается на территории, называвшейся Область Войска Донского, которая занимала современные Ростовскую и Волгоградскую области Российской Федерации, а также части Луганской и Донецкой областей Украины. Столица Новочеркасск.Старшинство с 1570 года.Войсковые круги 1 января,6 мая,25 мая, 30 августа и 5 октября по старому стилю.

Историческое название связано с рекой Дон (бассейн Азовского моря)."

Википедия

КТО ТАКИЕ ДОНСКИЕ КАЗАКИ?

3996605_KazakPolushkopole1 (250x250, 26Kb)

Донское казачье войско размещалось на территории Области войска Донского (современная Ростовская, части Волгоградской, Луганской, Воронежской областей и Калмыцкой АССР). Хоть Ростов присоединился к области Войска Донского совсем по историческим меркам недавно (в 1887), многие документы по населению области можно найти в его архиве. В 1920 в Ростове был создан Центральный исторический архив, в 1925– архив Октябрьской революции, в 1934 – Азово-Черноморский краевой военный архив. В 1941 эти архивы были объединены в Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Там хранятся многие документы по истории Дона с середины XVIII века. Есть там и около 60 фондов личного происхождения известных на Дону краеведов, писателей, ученых. ГАРО имеет три филиала в городах: Новочеркасске, Таганроге, Шахтах. Луганск – это Украина, на сайте ВГД в разделе поиск по городам есть какой-то человек в Луганске, можете его о чем-нибудь попросить. В Волгограде человек тоже есть. Основная же часть документов по казакам находится в РГВИА.

Интерактивная карта Областей Всевеликого Войска Донского

3996605_Donskie_Kazaki (139x131, 34Kb)

 

   

"...Большинство современных российских историков считает донское казачество этносоциальной и культурнополитической общностью, имевшей двойную природу. С одной стороны, оно представляло собой субэтнос по отношению к великорусскому этносу, с другой, - являлось военно-служилым сословием, что было зафиксировано в «Полном собрании законов Российской империи».

Поскольку фраза эта очень глубокомысленная и тем меня развлекает, кроме того, не так давно активно обсуждался вопрос, являются ли казаки национальностью, я не могу удержаться от кратких рассуждений по этому поводу. Начинать надо, мне кажется, с языка. Примерно в 8-11 веке нашей эры в Киевской Руси из диалектов восточнославянских племен сформировался древнерусский язык. С конца 11 века люди, которые говорили на нем, стали расселяться в разные стороны, меньше общаться между собой и язык стал приобретать, как говорится, диалектные черты, но все равно сначала это был один язык. В шестом номере рассылки я писала про всяческие переселения. В 13 веке юг и юго-запад (Киев, Галицко-Волынская, Турово-Пинская земли - территории будущих украинских и белорусских языков) оказались противопоставлены северу и северо-востоку (территориям будущего русского языка). В 14 веке юго-запад и запад Руси оказались под властью Великого княжества Литовского и Польши, что еще сильнее изменило язык людей, которые там проживали. В 14-15 вв. древнерусский язык распался на 3 отдельных восточнославянских языка – русский, украинский и белорусский. К чему это я? А к тому, что, во-первых, мы все - восточные славяне, некогда мы говорили на одном языке и принадлежали к одной национальности. И было это не так уж давно. Донские казаки тоже говорили на том же языке. Тем не менее, никто сейчас не говорит, что нет национальности "русский", "украинец" или "белорус". Общепризнанность этих национальностей обусловлена вовсе не генеалогией и не каким-то особенным происхождением (все мы с Киевской Руси), а разновсяческими геополитическими соображениями. Государственность у Донских казаков была, так что они имеют все основания считать себя отдельной национальностью, но при этом, если по большому счету, мы все вместе восточные славяне, хотим или не хотим, но происходим от одного корня. Эдакой генеалогический подход.

В разное время в придонских степях обитали племена меотов, скифов, сарматов. В устье Дона в 4-3 вв. до н.э. была греческая колония Танаис (на месте современного Азова), а в 1-3 вв. н.э.—два меото-скифских поселения, упоминаемые Птолемеем под названиями Панардис и Патарва. В начале 1-го тысячелетия н.э. в районе нижнего течения Дона кочевали гунны и болгары; после их ухода на Дону возникли поселения восточных славян (актов). В 7-9 вв. Нижний и Средний Дон находились под властью хазар, позднее создавших здесь свое государство—Хазарский каганат, которое в 954 было разгромлено киевским князем Святославом Игоревичем. В 10-12 вв. на месте Азова существовало славянское поселение (основано в 965 или 966), входившее в состав древнерусского Тмутараканского княжества. Не исключаю, что там жили казаки, но точно это никто не знает. В 11 в. в низовья Дона из Заволжья пришли половцы. В 13 в. через устье Дона проходил Великий торговый путь в Китай, и в том же веке район Нижнего Дона оказался под властью монголо-татар (Золотой Орды).

в 1265 была учреждена Сарайская христианская епархия, которая охватывала население территории между Волгой и Днепром, не обращая внимания ни на какое иго. То есть можно предположить, что христиане там были уже тогда, при этом Дон как торговый путь рполдолжал функционировать. В 1354 по берегам Дона прошло разделение на новую Рязанскую епархию (левый берег) и прежнюю Сарайскую (правый берег). А еще известно, что Донские казаки в 1380 преподнесли князю Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы икону Божией Матери. Но жили они не оседло. Историк В.Н. Татищев считал, что Войско Донское образовалось в 1520, а донской историк И.Ф.Быкадоров - с 1520 по 1546. Именно в это время казачество переходит на оседлый, постоянный образ жизнедеятельности, строя первые "зимовища и юрты". И образовывает свою государственность. Если бы не Иван Грозный, в существовании казацкой национальности никто бы не сомневался."

   

 

   



   

ОБРАЗОВАНИЕ ВОЙСКА ДОНСКОГО

3996605_history_map (300x342, 75Kb)

Первым официальным письменным источником, дошедшим до наших дней является грамота царя Ивана Грозного от 3 января 1570 о том, чтобы атаман Михаил Черкашенин и Донские казаки слушали царского посла Новосильцева, едущего в Царь-Град через Дон и Азов, и "тем бы вы нам послужили..., а мы вас за вашу службу жаловать хотим". Именно этот царский документ считается днем официального образования войска Донского. Хотя совершенно понятно, что оно образовалось раньше, иначе к кому же обращался царь? Во всяком случае, с этого времени русское правительство использовало Донское казачье войско для защиты южных границ. К концу 16 в. казачьи поселения возникли на протяжении 800 км по Дону и его притокам (рр. Северский Донец, Медведица, Хопёр, Бузулук, Жеребец).

В результате церковных реформ патриарха Никона (1655-1656 гг.) в леса, в пустыни, за границу, в Польшу, в Астрахань, в Сибирь, на Дон побежали приверженцы старообрядчества, На Дону они поселялись в верховьях, принимали их потому, что казаки, естественно, тоже были старообрядцами. Русское правительство с 17 в. использовало Донское казачье войско как вооружённую силу в войнах с Турцией и Польшей. За "службу" выдавалось жалование деньгами, порохом, свинцом, сукном и хлебом. Делами Донского казачьего войска ведал с 1623 Посольский приказ, с которым оно сносилось посылкой "лёгких" и более долговременных "зимовых станиц" – посольств, что доказывает, что донские казаки тогда рассматривались как иностранцы.

В 1637 донские казаки захватили у турок Азов и, выдержав 3 1/2-месячную осаду, удерживали его до 1642. Донское казачье войско участвовало в Азовских походах 1695-96. К концу 17 в. насчитывалось до 125 казачьих городков. Центрами Донского казачьего войска были: Раздоры (16 в.), Монастырский Городок (с 1622), Азов (1637-42), Махин Остров (с 1642), Черкасск (с 1645), состоявший из 11 станиц, в том числе одной татарской.

Население занималось рыболовством и охотой. Для захвата военной добычи Донское казачье войско организовывало набеги на турецкие владения по побережьям Азовского и Чёрного морей, а также на побережье Каспийского моря. Постепенно выделились 2 группы Донских казаков: домовитые (или старожилы), преимущественно низовые, и голутвенные (или голытьба), главным образом проживавшие в верховьях Дона (в значительной степени это переселенцы по религиозным соображениям).

3996605_KazakiRossiiskaya_Imperiya (520x340, 225Kb)

До начала 18 в. Донское казачье войско, пользовалось широкой автономией и имело самоуправление: войсковой Круг (высший орган управления и суда) и выборные исполнительные органы (атаман, 2 есаула, дьяк). Во время походов выбирался походный атаман с неограниченной властью. Войско делилось на сотни и полусотни, возглавляемые сотниками, пятидесятниками и хорунжими.

Правительственная колонизация, запрещение донским казакам принимать беглых и карательные действия царских войск вызвали Булавинское восстание 1707-09, после подавления которого Донское казачье войско было подчинено Военной коллегии (с 1721).

   

В 1724 на Кавказ, в долины рек Аграхань и Гребень переселены 500 семей донских казаков.

В 1718 фактически, в 1738 официально была упразднена выборность атаманов, а с 1754 и войсковой старшины. Во время восстания 1707-09 до 2000 семейств во главе с атаманом И. Некрасовым бежали на Кубань, а затем в Добруджу; часть их потомков вернулась в Россию позже.

В 1733 на Волгу, на Царицынскую линию переселены свыше тысячи семей донских казаков. После сильнейшего пожара, полностью уничтожившего Черкасск в 1744 году, строительство казачьих поселений развернулось с новой силой.

В 1763 введена обязательная пожизненная военная служба казаков; основными занятиями населения в 18 в. стали земледелие и коневодство.

Во время Крестьянской войны 1773-75 под руководством донского казака Е. И. Пугачёва Дон был занят царскими войсками и окончательно утратил самостоятельность (1775). Это не мешало казакам "своевольничать", например, принудительное переселение донских казаков на Кавказ, начатое ещё в начале 18 в. и усилившееся к его концу, вызвало восстание 5 станиц во главе с есаулом Рубцовым (1793).

   

НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ДОН

В 1769 из донских и чугуевских казаков сформировали Казачью команду Петербургского легиона. В 1775 году из лучших казаков был сформирован пятисотенный Войска Донского Атаманский полк.

В 1792 на Кубанскую линию переселили тысячу семей донских казаков.

В 1793 из донцов сформировали особый Казачий полк Гатчинских войск Наследника Цесаревича, который соединили с Придворными Донской казачьей, Чугуевской казачьей и гусарской командами в один Лейб-гусарский и Лейб-казачий полк. В 1797 году была основана Донская казачья артиллерия. В 1798 донских казаков выделяют в самостоятельный Лейб-Гвардии Казачий полк. В 1798 году казачьи чины были приравнены к армейским: войсковой старшина соответствовал майору, есаул – ротмистру, сотник – поручику, хорунжий – корнету. В следующем году жалованье казачьих офицеров (в случае их нахождения на службе вне войска) было приравнено к жалованью соответствующих армейских чинов.

Казацкая старшина получила в 1798-1800 права русского дворянства, а еще до этого, в 1796 у них появились крепостные. Алфавитный список донских дворянских фамилий.

Фамилии донских Казаков

   



   

В начале царствования Александра I численность донского казачества достигла 320 тысяч человек обоего пола, из которых служили до 40 тысяч казаков.

В 1802 территория Донского казачьего войска была разделена на 7 округов. Было введено положение о военной службе Донского казачьего войска, установившее 30-летний срок службы со своим оружием и 2 конями. Впервые был определен войсковой комплект – 80 пятисотенных полков (80 полковников, 400 есаулов, 400 сотников, 400 хорунжих и 80 квартирмейстеров), Лейб-Гвардии Казачий полк, тысячный (во время похода) Войска Донского Атаманский полк и две конно-артиллерийские роты. В штат каждого полка был введен войсковой старшина как помощник полкового командира и его заместитель. Одновременно для всех донцов впервые вводилась новая обязательная форма одежды – военная и повседневная домашняя. Казачье снаряжение отличалось большим единообразием. В 1805 атаманом М.И.Платовым был основан г. Новочеркасск, ставший в 1806 новым административным центром Земли войска Донского вместо Черкасска (ныне ст. Старочеркасская).

В 1806 в особый калмыцкий округ в составе Донского казачьего войска вошло калмыцкое войско. Ранее это было иррегулярное конное войско, образованное из оренбургских, астраханских и донских калмыков. В 1739 была построена крепость Ставрополь, поселенные в районе этой крепости калмыки составили особое Ставропольское калмыцкое войско. Участвовало во многих войнах. В 1815 году расформировано. Надо сказать, что военные поселения в некотором роде можно рассматривать как попытку превратить крестьян в такие же эффективные войска, как казачество, не давая им воли. Этот неудавшийся эксперимент предоставляет большие возможности для сравнительного анализа, пока его, насколько мне известно, никто не проводил. Дарю кому-нибудь тему для диссертации, правда, не знаю по какой научной дисциплине. По истории? По психологии?

В 1825 к началу царствования Николая I, донское казачество насчитывало 533813 человек обоего пола; из них на действительной службе находилось 21187 казаков и 37 276 казаков числилось в резерве. Войско выставляло в мирное время Лейб-Гвардии Казачий полк (четыре эскадрона), 32 конных и два рабочих полевых полка, одну артиллерийскую роту и три команды. Вскоре к ним добавилась Лейб-Гвардии Донская легкая конно-артиллерийская рота, сформированная в 1830 году из лучших казаков-артиллеристов. С назначением цесаревича атаманом всех казачьих войск Войска Донского Атаманский полк переименовали в Казачий Атаманский Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полк (1831).

3996605_KazakPolushkopole (250x250, 16Kb)

Реформа 1835 Положение 1835 (комиссия об устройстве Донского казачьего войска вырабатывала его с 1818) установило земельный пай в 30 десятин на 1 казака. К 1916 этот пай был сведен к норме в 11 десятин, из них удобной земли 9,8 десятин; при этом в конце 19 - начале 20 вв. около 50% семейств за долги по снаряжению на службу были фактически лишены надела, который сдавался в аренду ими или станицами. Только 20% хозяйств были зажиточными.

В 1835 управление Донским казачьим войском было разделено на военное и гражданское, объединявшееся в лице наказного атамана. По-моему, это очень важный этап - до этого казаки были едины. Согласно новому положению, донцы обязаны были комплектовать Лейб-Гвардии Казачий и Казачий Атаманский полки, 54 конных полка, казачью артиллерию, состоявшую из Лейб-гвардейской батареи и трех конно-артиллерийских батарей. Полкам присвоили порядковые номера – находившиеся на действительной службе получили их по перечню, остальные – в момент выхода с Дона на службу. В 1838 году конно-артиллерийских батарей стало девять (порядковые номера с 1-го по 9-й). Одновременно было проведено перевооружение казаков – они получили усовершенствованные ружья и пистолеты, а вместо сабель – шашки. Войсковая территория делилась на семь гражданских округов со своими начальством, судами, казначействами, почтовыми конторами, опеками, сыском, дворянскими депутатами и стряпчими. Округа состояли из станиц, исполнительные органы которых решали как военные, так и гражданские вопросы; в станичное правление входили станичный атаман два выборных судьи и два писаря. Калмыцкое население подчинялось особому правлению, действовавшему на правах окружного.

Все мужское казачье население обязано было нести воинскую повинность с 18 до 43 лет в строевых частях, вооружаясь, обмундировываясь, приобретая снаряжение и лошадей за свой счет. За службу казаки наделялись в постоянное пользование земельными участками. Офицеры получали права потомственного дворянства, земли и крепостных. Селиться на территории казачьего войска посторонним лицам запрещалось. Казачество превращалось в замкнутое военное сословие, пожизненная принадлежность к которому распространялась и на все потомство (вспомните еще раз про военные поселения, какая разница? что общего?). В 1855 году, к началу царствования Александра II, донское казачество насчитывало более 570 тысяч человек обоего пола, в том числе 279 621 лицо мужского пола войскового сословия, из которых на действительной службе находилось 73594 казака.

После Крымской войны утвердили новый войсковой комплект: два гвардейских конных полка и одна гвардейская батарея, 60 конных полков, 15 конных батарей (в военное время еще одна резервная батарея) и пять местных команд (Новониколаевская, Каменская, Константиновская, Усть-Медведицкая и Урюпинская); в мирное время выставлялись Лейб-Гвардии сводный Казачий полк, гвардейская конная батарея, 20 шестисотенных казачьих конных полков, семь конных батарей. Через год все находившиеся на действительной службе полки получили порядковые номера, и 14 первоочередных конных полков (№ 1 – 14) при переформировании кавалерии были приданы четвертыми полками кавалерийским дивизиям соответственного номера, остальные полки (№ 15 – 18) составили Донскую казачью дивизию, а полки № 19 – 20 остались вне дивизий. Артиллерия войска была увеличена до 21 конно-артиллерийской батареи, резервную батарею переименовали в запасную. Лейб-Гвардии сводному Казачьему полку присвоили первый номер и назвали 1-м Лейб-Гвардии Сводным Донским полком, а льготные дивизионы составили 2-й Лейб-Гвардии Сводный Донской полк.Высшему должностному лицу Донского казачьего войска были присвоены права генерал-губернатора и звание войскового атамана.

3996605_Povest_vremennih_let1 (250x250, 26Kb)

Область Войска Донского

В 1874 году был утвержден новый штат внутреннего управления – войсковой штаб, управления военных отделов и донской артиллерии. Затем были преобразованы гражданские административные органы, войсковое правление переименовали в областное. С 1875 земля Донского войска стала называться Областью Войска Донского.

В 1875 срок военной службы был сокращён до 20 лет (с 18 до 38 лет). Первые три года (позже 1 год) приходились на приготовительный разряд, когда казак готовился к службе, обзаводился обмундированием и снаряжением. Затем 12 лет он состоял в строевом разряде, причем действительную службу отбывал четыре года в частях первой очереди, еще четыре года – в частях второй очереди (на льготе) с проживанием в станице и последние годы – в частях третьей очереди с проживанием в станице. С 33 лет - в запасе и с 38 лет - в ополчении.

В 1881, к началу царствования Александра III, донское казачество насчитывало более 832 500 человек обоего пола, в том числе 409 148 лиц мужского пола войскового сословия, из которых на действительной службе находилось 17867 казаков.

В 1887 к Области Войска Донского присоединили Таганрогское градоначальство и Ростовский уезд Екатеринославской губернии, из которых образовали два новых гражданских округа.

В том же году были упразднены должности атаманов отделов, их управления и окружные полицейские управления и взамен образованы шесть управлений окружных атаманов, сосредоточивших в своих руках военное и гражданское управление; общественные дела с 1891 года полностью перешли в ведение станичных властей, которые к тому же следили за надлежащим сбором казаков на службу.

По переписи 1897 площадь Области войска Донского составляла 15020442 десятины и почти равнялась территориям Воронежской, Харьковской и Тамбовской губерний вместе взятых. На территории области проживало 2779705 человек, в том числе лиц войскового сословия, то есть казаков 1184522 человека. В административном плане она делилась на семь военных округов и два гражданских (Ростовский и Таганрогский). Всего в области насчитывалось 134 станицы, 1728 хуторов.

3996605_GeorgievskiiKavaler1 (250x250, 24Kb)

Военные округа комплектовали все казачьи части:

Хоперский округ (штаб-квартира – станица Урюпинская) выставлял конные полки № 1, 13, 14, 18, 30, 31, 47, 48; отдельные сотни № 4, 25, 26, 27, 28, 29, 30; запасные сотни № 1, 13, 14 и штаб 3-й льготной дивизии; 1-й Донской округ (штаб-квартира – станица Константиневская) – конные полки № 2, 8, 9, 19, 25, 26, 36, 42, 43; отдельные сотни № 1, 6, 10, 11, 12, 13 и запасные сотни № 2, 8, 9;

Усть-Медведицкий округ (штаб-квартира – станица Усть-Медведицкая) – конные полки № 3, 15, 17, 20, 32, 34, 49, 51; отдельные сотни № 5, 19, 20, 21, 22, 23, 24; запасные сотни № 3, 15, 17; 2-й Донской округ (штаб-квартира – станица Нижне-Чирская) – конные полки № 4, 5, 6, 21, 22, 23, 38, 39, 40; отдельные сотни № 2, 14, 15, 16, 17, 18 и запасные сотни № 4, 5, 6; Черкасский округ (штаб-квартира – Новочеркасск) – конные полки № 7, 16, 24, 33, 41, 50; запасные сотни № 7, 16 и штаб 4-й льготной дивизии;

Донецкий округ (штаб-квартира – станица Каменская) – конные полки № 10, 11, 12, 27, 28, 29, 44, 45, 46; отдельные сотни № 3, 7, 8, 9, 31, 32, 33, 34, 35, 36; запасные сотни № 10, И, 12 и штаб 5-й льготной дивизии; Сальский округ (штаб-квартира – станица Великокняжеская) – части 1-го и 2-го Донских округов. От всего войска посылались на службу первоочередные Лейб-Гвардии Казачий полк (Донецкий округ), Лейб-Гвардии Атаманский полк (Усть-Медведицкий округ), 6-я Лейб-Гвардии Донская казачья батарея (Черкасский округ), 52-й полк, штабы казачьих дивизий, все казачьи батареи и остальные отдельные и запасные сотни.

В начале 20 в. в мирное время комплектовалось 17 армейских и 2 гвардейских донских полка, 8 батарей, 6 отдельных сотен и 12 команд (всего 24 тыс. чел.). Во время 1-й мировой войны 1914-18 Донское казачье войско выставило 60 конных полков, 136 отдельных сотен и полусотен, 6 пеших батальонов, 33 батареи и 5 запасных полков (всего свыше 100 тыс. чел.). Население Дона к 1917 составляло 3,53 млн. чел., из них 42,3% казаков и 25,5% "коренных" крестьян, остальные являлись иногородними. Область войска Донского имела 134 станицы (в том числе 13 калмыцких - 30,6 тыс. чел.) и 163 крестьянские волости со средним наделом 4,4 десятин на крестьянина. 64,5% земли принадлежало казакам, 3,8% - калмыкам, 15% - помещикам, 3,9% - крестьянам и 12,8% составлял войсковой запас. Была развита горнозаводская промышленность, в которой было занято до 140 тыс. рабочих.

ПОСЛЕ 1917

После Февральской революции 1917 было образовано "Донское войсковое правительство" во главе с атаманом А. М. Калединым, которое противостояло Советам, возникшим в Новочеркасске, Ростове, Таганроге и ряде станиц. После Октябрьской революции Каледин при поддержке Добровольческой армии захватил Ростов и Таганрог. В 1918 была образована Донская советская республика, вспыхнули антисоветские восстания. "Кругом спасения Дона" было образовано правительство "Всевеликого войска Донского" во главе с атаманом П. Н. Красновым. В 1919 Донская армия вошла в подчинение генерала А. И. Деникина, во главе её был поставлен генерал В. И. Сидорин. В этом же году вспыхнуло Вёшенское казачье восстание. В октябре 1919 Добровольческая армия была разбита, в январе 1920 советские войска заняли Ростов и Новочеркасск, а к марту полностью захватили Донскую область. В 1920 Донское казачье войско прекратило существование.

В конце 1980-х Войско Донское восстановлено, но это уже совсем другая история.

   



   

Икона Божией Матери Донская

И с туманом над Непрядвой спящей,

Прямо на меня

Ты сошла, в одежде свет струящей,

Не спугнув коня…

И когда, наутро, тучей черной

Двинулась орда,

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда.

А. А. Блок

Шел 1380 год. Русь стонала под игом Золотой Орды. И наконец 8 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, на Куликовом поле сошлись в смертельной битве две силы: орда кочевников, не знавшая жалости, привыкшая воевать и побеждать, и ведомые великим князем Димитрием Ивановичем русские рати, вдохновляемые верой Христовой.

Величественную картину битвы дал Н.Н. Карамзин:

«Стоя на высоком холме и видя стройные, необразимые ряды войска, бесчисленные знамена, развевавшиеся легким ветром, блеск оружия и доспехов, озаряемых ярким весенним, солнцем, слыша всеобщие громогласные восклицания: «Боже! Даруй победу государю нашему!» и вообразив, что многие тысячи сих бодрых витязей падут через несколько часов, как усердные жертвы любви к Отечеству, — Димитрий в умилении преклонил колена перед образом Богоматери. Воодушевление было всеобщее Русские войска с верою в победу двинулись на неприятеля и разбили татарские войска».

И склонился святой князь Димитрий пред образом Богоматери, который поднесли ему донские ратники из городка Сипотина. Образ был укреплен на древке и как хоругвь победоносно реял над русским воинством во время сражения.

После битвы ратники преподнесли князю Димитрию эту икону в дар. Князь поместил ее сначала в Успенском соборе, а затем — во вновь построенном Благовещенском соборе Московского Кремля. С тех пор чудотворная и носит имя Донской.

Не умолчим об ином предании, согласно которому икона пребывала поначалу в Успенском соборе города Коломны. Наиболее ранее известие о коломенской Донской Божией Матери содержится в летописном сообщении времен царя Ивана Васильеича Грозного, молившегося перед нею в 1574 году, перед началом Казанского похода: «И приходит государь в церковь Успения Пречистыя и припадает к образу Пречистыя, иже на Дону была с преславным великим князем Димитрием Ивановичем». Когда Казань пала, царь Иван Васильевич приказал перенести чудотворный, дарующий победу образ в Москву.

На лицевой стороне иконы — Богоматерь, предстающая в иконографическом типе «Умиления». Изначальный золотой фон полностью утрачен, но лики и одежды Богородицы с Младенцем сохранились хорошо. Вишневого цвета плащ-мафорий Богоматери, рыжевато-коричневая рубашка Христа разукрашены сетью изломанных золотых линий. Золотом были написаны и края мафория Богоматери, звезды на нем — символ Ее тройного девства (до, во время и после рождения Спасителя). Синий чепец Пречистой, клав на хитоне Христа и свиток, перевязанный золотым шнурком, — все это делает цветовую гамму иконы торжественно-сумрачной и исполненной таинственной значимостью. На оборотной стороне изображено «Успение Богоматери». Пережив века, образ дошел до наших дней почти без изменений. Сохранилась и киноварная надпись: «Успение святыни Богородицы». От великого множества греческих и русских икон «Успения» этот образ отличает цельность внутреннего построения: опущены многие дополнительные сюжеты, которые часто используют другие иконописцы (несение апостолов Ангелами, плачущие жены, Ангел, отрубающий руку нечестивому Аффонию, дерзнувшему поколебать гроб Богоматери. В темно-синем ореоле царит фигура Христа с пламенеющим над Ним Херувимом, она вдвое больше фигур апостолов и святителей. В руках Спасителя — крошечная запеленутая фигурка, олицетворение бессмертной души Богородицы. Справа и слева от ложа с телом Богоматери — по шести апостолов и одному святителю (первый из них, вероятно, Иаков, брат Божий, епископ иерусалимский; второй — Иерофей, епископ Афинский). Это очевидцы кончины земной жизни Богоматери во граде Иерусалиме.

Одинокая свеча перед смертным ложем Божией Матери, ее трепетное пламя — символы угасания жизни. Обрамляющие центральную группу здания напоминают о кончине Богоматери в «доме». Всякий бывший в Иерусалиме видел это священное для христиан место.

Благочестивая традиция приписывает авторство Донской Богоматери выдающемуся иконописцу Феофану Греку.

Не один год длится полемика искусствоведов по этому вопросу, но не она важна для нас. Космическая мощь кисти Феофана пережила века и осталась с тем народом, к которому пришел он, принеся с собой великое искусство Константинополя. Кто видел фрески Феофана в Новгородской церкви Спаса на Ильиной улице, уже никогда не забудет их. Заказчиками Феофана были лучшие люди Великого Новгорода, московские князья и митрополиты. Деисус его письма украшает Благовещенский собор Московского Кремля. Там же, в местном ряду, слева от царских врат, была поставлена и чудотворная Донская. Ныне она находится в Третьяковской галерее.

Многие чудеса проистекали от этого образа. В 1591 году вторглись в русские пределы крымские татары, подошли, к самой Москве и раскинули шатры свои на Воробьевых горах. В то время почти все русское войско стояло в Великом Новгороде, защищая его от шведов. Столица оказалась беззащитной. Царь Федор Иоаннович, уповая на помощь свыше, повелел совершить вокруг городских стен крестный ход с Донской иконой, а затем поставить ее посреди малочисленного московского воинства. Ночью после усердной молитвы царь получил откровение от явившейся ему Богоматери, а утром устрашенные неведомой высшей силой татары покинули поле битвы и стали спасаться бегством, бросив множество раненых и весь свой стан.

   



   

В воспоминание столь дивной победы, дарованной чудотворным образом, царь в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла тогда Донская икона. Монастырь, так и названный Донским, хранил в своих стенах список с Чудотворной. Ежегодно 19 августа сюда шел из Кремля крестный ход.

7 мая 1686 года князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход на Крым, взял с собой чудотворную Донскую икону. По возвращении ее встречали государи Иоанн, Петр и царевна Софья.

Все возвращается на круги своя. В Донском монастыре, месте погребения святителя Тихона, где неугасимо горят лампады перед списком с чудотворной иконы, вновь звучит пение иноков. К православной России вернулся и другой чтимый список Донской Богоматери, исполненный уже в 1920-х годах замечательным изографом — новомучеником Владимиром Комаровским: этот образ пребывает в нижнем храме собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря.

Придет время — и, веруем, скоро — когда вновь зазвонят колокола в ознаменование возобновленного крестного хода. И опять засияет дивным светом над склоненными головами православных людей чудотворная икона Божией Матери Донской, и восславят они Ее в своих молитвах.

   



   

Тропарь, глас 4

   

Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и Чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако ныне нас от всяких бед и напастей милостиво избави и спаси души наша, яко Милосердая.

   

Молитва

О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворный образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающии ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезни и печалех сущия, злыя сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни. Прими, благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго инаго злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити пречестное имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.


 

 
Рубрики:  ЭТО ДЛЯ ВАС, - ЛЮБИМЫЕ
РУCЬ ПРАВОСЛАВНАЯ
СМОТРИМ ВИДЕО
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
МЫ, ЖИВЕМ В РОССИИ!
ПРАЗДНИКИ
КАЗАЧЕСТВО
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 6 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку