Если не читали текст про Берегинь — исправляйтесь. Потому что данный текст является продолжением, второй частью моего исследования, касающегося русалок. И первая часть приложена к картинке с Берегиней.Читать далее
И вновь я закопался в источниках, и снова исследования бессонными ночами в попытках разобраться — что там и как в этом сложном славянском фольклоре. В итоге новое исследование — опять огромная простыня текста. Будет много цитат и много пояснений, отсюда и объем. Читать далее
Разумеется, сразу читаем вики: «Волколак (волкодлак) — в славянской мифологии оборотень, принимающий образ волка: это или колдун, принимающий звериный образ, или простой человек, чарами колдовства превращенный в волка».
Водяной на соме. Для этой картинки я просто перечислю основные характеристики с пояснениями, почему так, а о деталях характера Водяного поговорим на следующей картинке. Сразу скажу: я постарался вобрать в образ всё, что интернету известно о Водяном, предложив заодно кое-какие собственные решения. Прошу сразу, забудьте песенку Водяного из «Летучего корабля». Итак, поехали.
Известно, что Водяной — толстый старикашка с большим пузом (сделано), часто его видят в красной рубахе (у меня это кольчуга из червлёного золота), у него окладистая борода и зелёные усы (тут я схитрил и сделал ему СОМОВЬИ усы, часть бороды — тоже сомовьи щупы, отсюда и зеленоватый цвет). У северных народностей России Водяной часто представляется с палицей. В общем, Водяной — серьёзная нечисть, и характер у него очень скверный (цитата: «Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала»). И главная для картинки цитата, из которой и родился, собственно, сам образ. «Ему приписывают сома как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников. За это сома в народе называют „чёртова лошадь“». Тут и пришла в голову идея сделать маунт-босса. Поскольку Водяного иногда всё-таки видят и на суше, я сделал сома не совсем сомом. На самом деле там целый микс из животных (все вполне себе живут на территории России, кстати), кто их всех определит, тому пирожок.
Отдельное внимание уделил упряжи, сбруе и седлу, пришлось пофантазировать, конечно, но боевых вьючных сомов в природе не существует, так что прошу извинить, если что. Это не последняя картинка Водяного: тут он мелковат и деталей не видно, поэтому я сделаю его ещё отдельно, как сделал Соловья.
Кощей. Питается душами жертв. Этого тоже рисовал, основываясь на штампах из головы, потом внимательно изучил источники и пришёл к выводу, что голову Кощею поменяю. Так что впоследствии будет Кощей Марк 2. :)
Пришёл черёд девочек. Начну с Василисы Прекрасной (не путать с Василисой Премудрой, ака Царевна-лягушка). Боевой маг, даже и думать нечего, один череп, испепеляющий врагов (упоминается в сказке), чего стоит. Ну и конечно, кукла в сумке, всё как положено. Небольшая ремарка: возможно, не так хорошо видно, но кокошник у неё стальной, часть полушлема.
Будучи CG-художником, иногда развлекаю себя тем, что вспоминаю, как рисовать карандашом. Однажды я потратил много времени на скетчбук, который назвал Monsta Panopticum — там был сборник разнообразных монстров, своего рода зарядка для фантазии. Но скетчбук закончился, а идеи остались, и тут мне пришло в голову, что в славянской мифологии и в русских народных сказках полно клёвых персонажей, а игр на основе наших преданий — раз-два и обчёлся. Поскольку довольно давно работаю в геймдеве, я вполне сносно разбираюсь в основных визуальных штампах (при этом могу кого-то разочаровать, но я никогда не играл в Warhammer, Аллоды Онлайн, Доту, Elder Scrolls, Dark Souls и даже World of Warcraft, что не мешает мне знать, как они выглядят).
Производное от слова "друг", древнерусское слово, фиксируемое в ХI веке в значении "товарищи", "слуга". Отсюда "дружъба" - товарищество, дружить – соединяться, составлять товарищество, компанию.
Современное значение слова – отношения, основанные на принципах доверия, откровенности, привязанности, общности интересов, разделения одних и тех же ценностей. Проявление дружбы – внутренняя близость и взаимная симпатия.
Фундаментальные характеристики, отличающие дружбу от кровнородственной и семейной близости – индивидуальная избирательность и свобода выбора. Последняя характеристика отчетливо проявляется в этимологии английского слова friend. Древне английское слово frēon- любовь, приязнь, симпатия; привязанность, frēo– свободный, вольный.
Фундаментальные характеристики, отличающие дружбу от партнерства и деловых отношений – самоценность и бескорыстность. Дружба – сама по себе благо, друзья помогают друг другу безвозмездно.
> — Кот должен защищать человека от комнатных растений.
> — Кот постоянно должен поддерживать человека в форме, заставляя его непрестанно двигаться по квартире, нагибаться, собирая ручки, карандаши,носки и т.д.
> — Кот должен крепко держать зубами ручку или карандаш, пока человекпытается писать. Читать далее
Мангуста не знает, что у нее есть философия. В ее маленькую заостренную головку мысль о любви к знаниям вряд ли влезет. Но кобр она убивает ловко. Потому и заслужила место во втором издании книги профессора Винера "Cybernetics or the Control and Communication in the Animal and the Machine".
Полуторафутовый зверек не слишком силен. И густая шерсть не защищает его от зубов кобры. И яд действует на него так же, как на любое млекопитающее, то есть смертельно. А из схватки со змеей мангуста выходит победительницей. Мангусты питаются кобрами, а не наоборот.
Норберт Винер подробно описал, как мангуста убивает змею. Ложный выпад. Реакция кобры. Еще ложный выпад. Опять реакция. Снова и снова…
Пресмыкающемуся навязывается ритм убийственного танца. Ну а потом… потом злобный и коварный Наг не в состоянии прореагировать на выпад настоящий и превращается в источник мяса.
Мангуста победила не из-за размеров, не из-за силы, не из-за защищенности. Она победила потому, что умнее. У нее более совершенная нервная система. Более эффективный мозг. В мозгу этом живет "модель" змеи, ее поведения.
Именно соотносясь с этой моделью, соизмеряя с нею свое поведение, Рики-Тики-Тави и убивает кобру. Читать далее
Викторианская эпоха (19 век)- это строгое следование всеразличных кодексов. Мы решили поговорить именно о мужской сводке правил, которая представлена в книге Martine’s Hand-Book of Etiquette, and Guide to True Politeness.
1. Скромность в костюме всегда предпочтительна, так как она располагает окружающих к тому, кто его носит.
2. Скромный человек редко является объектом зависти.
3. Думайте как мудрецы, но разговаривайте как люди вокруг вас.
4. Всякий хорошо воспитанный человек умеет изящно снимать шляпу.
5. Хорошо воспитанные люди редко носят вещи самой последней моды. Это привилегия денди и позеров. Тем не менее, хорошо одеваться — большое достоинство. Читать далее
*** Выходить на улицу без перчаток очень неприлично, и надевать их следует дома, т.к. надевать перчатки на улице не менее неприлично, как и завязывать на улице ленты шляпы ... *** Ложиться спать молодой женщине следует около часа ночи. В постели - перелистывать французский роман. Засыпая, ни о чем грустном, неприятном и тяжелом не думать, в особенности об убийцах, нищих, мышах, пауках, привидениях, сиротах, страшных болезнях и пожарах.Читать далее
Представленный ниже текст - это слегка видоизмененные тезисы к моему докладу на конференции «ЛЖЕНАУКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: МЕДИАСФЕРА, ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ШКОЛА», инициированной в группе "Ученые против лженауки". Конференция прошла 21-22 июня в Санкт-Петербурге, в СПбГУ. Было на удивление интересно. Я подробно расскажу о конференции и о докладах на ней в отдельной статье несколько позже.
В процессе выявления закономерностей в природных и социальных явлениях люди нередко совершают ошибки. Во-первых, закономерность может быть обнаружена там, где ее нет (это пример ошибки первого рода или ложноположительного результата), во-вторых, можно не принять гипотезу о существовании некоторой реально существующей закономерности (это пример ошибки второго рода или ложноотрицательного результата). Ошибки второго рода могут препятствовать получению нового знания, но именно ошибки первого рода, как правило, связаны с появлением предрассудков, ошибочных, в том числе псевдонаучных концепций. Читать далее
ХОРОНИТЬ ПО-ЯПОНСКИ
Погребальная обрядность Японии XX века
(Часть 1)
Тибетская и древнеегипетская "Книги мертвых" известны во всем мире. В японской культуре нет таких обширных и концентрированных собраний заупокойных текстов, если не считать корпуса погребальных песен в поэтической антологии "Манъёсю". Однако в Японии с древности существует мощная и разнообразная традиция, связанная с проблемой конечности человеческой жизни и ее инобытия.
В Японии различные аспекты этой проблематики активно исследуют представители многих научных направлений - археологи, историки, этнографы, культур-антропологи, философы, социологи, филологи, психологи и пр. На Западе в последнее время эта тема также привлекла внимание ученых-японоведов. И только в отечественной науке она до сих пор практически не удостоилась специального исследования. Между тем, игнорируя эту важную тему, которая, по мнению японских исследователей, в силу ее влиятельности и одновременно ее сокрытости, неявленности, составляет особую "антикультуру", невозможно адекватно понять культуру Японии во всей ее целостности.
На сайте "Окно в Японию" в рубрике "КОКОРО - духовная культура Японии" впервые публикуется "ЯПОНСКАЯ КНИГА МЕРТВЫХ", в которую войдут материалы и исследования о представлениях японцев о смерти и Ином мире, по погребально-поминальной обрядности, культах мертвых и предков Японии. Читать далее