Большинство отечественных автолюбителей впервые увидели металлик 20 лет назад – на горячей новинке «ВАЗ-2109». Искрящийся, яркий – он стал хитом рынка, и считался эксклюзивной краской. Сейчас металлик – почти стандарт, но интересных красок стало еще больше.
Лакокрасочное покрытие (ЛКП) современных автомобилей правильнее было бы называть «грунтокрасколаковым». Собственно, состоит ЛКП из следующих слоев:
Сначала на обработанный металл для выравнивания неровностей накладывают шпаклевку. Шпаклевка представляет собой полиэфирный состав и имеет хорошую адгезию с чистым металлом. Являясь выравнивающим и заполняющим веществом, шпаклевка бывает нескольких видов – от самой прочной и «дубовой» стеклонаполненной, которая имеет высокую твердость и устойчивость к повреждениям, до мягкой и нежной финишной. Шпаклевка имеет пористую структуру, и именно благодаря этому легко обрабатывается разными видами наждачной бумаги.
После того, как слой шпаклевки обработан наждачной бумагой, поверхность выровнена и доведена до состояния пригодного для дальнейших операций, поверхность грунтуют.
Грунт – это жидкий состав, который наносится из краскопульта на металл и шпаклевку. Необходим он для того, чтобы заполнить поры в шпаклевке и улучшить адгезию между шпаклевкой, металлом и краской. Кроме того, грунт является выравнивающим средством, помогая убрать риски от наждачной бумаги, а также препятствует проникновению воды через сколы и образованию ржавчины. После грунтования поверхность обычно затирают мелкой шкуркой с водой для создания ровного покрытия, на которое будет потом наноситься краска.
Как только грунт зашлифован, высушен и обезжирен, приступают собственно к покраске. В зависимости от типа выбранной краски используют разные технологии покраски, разные настройки окрасочного оборудования и параметров вязкости материалов. Когда поверхность покрашена и просушена с требуемым межслойным интервалом, приступают к финальной стадии – лакированию. Лак придает краске особый вид: как говорят маляры, «вскрывает» всю истинную глубину цвета, создает ощущение объема, придает блеск, глянец, эффект зеркала, а также защищает краску от атмосферных невзгод.
Радуга красок
О простой краске говорить не будем – она нам неинтересна. Начнем с покрытия с частицами алюминия, обычно называемой «металлик». Эта краска имеет в своем составе несколько элементов:
Прозрачное связующее вещество, которое выступает в качестве пленкообразователя.
Цветовые компоненты, от которых собственно зависит основной цвет краски.
Металлические частицы. При создании металликов используется до 8 разных видов алюминиевого зерна, различающихся линейными размерами частиц и их формой. От того, какая именно комбинация зерен будет находиться в краске, зависит вид и качество блеска: от яркого, искрящегося блеска, до металлического сияния;
Стабилизирующие добавки. Эти компоненты служат для правильного распределения всех элементов краски в толщине слоя. От них зависит цветовое качество покрытия. Каждый маляр знает, что, наложив металлик слоем неправильной толщины, можно получить изменение цвета и яркости блеска. Причина – в неверном расположении красящих и металлических добавок. Чтобы этого не происходило при нормальной толщине слоя, и используют стабилизирующие добавки.
Перламутровые компоненты. В последнее время на рынке появились цвета «Кристалл», «Золотой лист» и ряд других, в которых используют цветовые компоненты перламутрового типа. Это позволяет получить помимо металлического еще и цветной отблеск в блике, но при добавлении перламутра в рецептуру с цветовыми и металлическими компонентами он теряет некоторую часть своего эффекта.
Покрытия с эффектом металлика в большинстве своем двухслойные, т.е. первым слоем лежит собственно краска, вторым – лак. Металликом ныне пользуются почти все автопроизводители.
Сила преломления
Следующая по своей интересности краска – перламутр. Он является уже трехслойным в силу специфичности своего состава. А главное отличие от металлика – вместо частиц алюминия здесь частицы слюды, покрытые оксидами металлов. Физика явления перламутрового блеска достаточно любопытна.
Смотри: обычная призма разлагает световой поток на цветовые составляющие и излучает каждую составляющую с одинаковой интенсивностью. Перламутровая частичка также разлагает поток света на цветовые составляющие, но часть из них поглощается, а часть – излучается. И мы видим яркое цветное сияние при попадании лучей света на окрашенную поверхность. Именно этот феномен и обуславливает использование цветной подложки для наилучшей цветопередачи. Дело в том, что перламутровая составляющая является бесцветной сама по себе и проявляет свои возможности лишь при попадании света на поверхность частички. В готовом изделии перламутр эффектно выделяет грани и плоскости собственным цветом, перебивая цвет подложки. Перламутровые компоненты бывают нескольких видов, каждый из которых излучает только один определенный цвет. Цвет излучения зависит от состава частички и толщины слоя металла на ее поверхности, в котором и происходят явления интерференции. В настоящее время краски с перламутровым эффектом используют Nissan, VW, Toyota и некоторые другие производители.
Отражение цвета.
Еще более интересным является покрытие под названием «ксираллик». Это слово происходит от сокращения High Chroma Crystal Effect (т.е. эффект кристаллов с высокой степенью отражения). Данные частицы, являясь непрозрачными, имеют свой цвет и при этом способны изменять его в небольшой степени в зависимости от угла обзора, например, от зеленого к синему, от коричневого до оранжевого. Но самое главное достоинство данного вида частиц – в ярком блеске, сродни блеску алюминиевого зерна в металлик-эмалях. Таким образом, ксираллики могут применяться как в составе металлик-эмалей, так и отдельно, в качестве самостоятельного цветообразующего слоя.
Ярким примером использования подобных эмалей может служить Mazda 626, красившаяся как раз ксиралликом.
В пасмурную погоду и при недостатке освещения эффект ксираллика теряет свою силу, но не в той степени что перламутр – у последнего он практически исчезает, но ксираллик сохраняет переход цвета и выделение граней.
Краска с использованием ксиралликов может состоять из двух или трех слоев – с использованием подложки и без нее. Все зависит от желаемого эффекта и типа используемого компонента. Например, когда нужно подчеркнуть контрастный переход цвета, используют ксираллики в комбинации с красящими веществами в одной рецептуре. Краска получается двухслойной – цветовая составляющая и лак. Когда же необходимо придать освещенным частям поверхностей яркий, искрящийся вид, глубину с претензией на эксклюзивность – используют раздельные слои краски, ксираллика и лака, т.е. краска получается трехслойной.
Синий, красный, голубой…
Кстати, краски мы перечисляем не только по степени «крутизны», но и по возрастанию цены. Хамелеон – на вершине автомобильных эмалей. На конвейерах такую краску не используют – слишком дорого. Это исключительно наша, тюнерская забава. Суть объяснять тебе не надо – «хам» меняет свой цвет в зависимости от угла обзора, условий освещения, и даже температуры кузова. Цветовая гамма подобного вида красок насчитывает от 2 до 7-8 различных цветов, которые чередуются в зависимости от изменения внешних условий или условий обзора.
Эффект смены цветов является следствием явления интерференции и дифракции в компонентах, из которых состоит краска. Цветовая гамма хамелеонов очень широка и фактически ограничена лишь временем на создание и цветовыми пожеланиями заказчика. Мистическому превращению способствует и труд маляра по покраске автомобиля. Это не металлик – с «хамом» следует соблюдать ряд рекомендаций для получения отличного результата. При ошибке маляру ничего не останется, как заново перекрашивать деталь (кстати, для этого всегда заказывай краску с запасом). Хамелеон возможно наносить как на черный, белый, так и цветной подслой, цветовой эффект в каждом случае будет совершенно разный!
Впрочем, хамелеоном фантазия краскоделов не ограничивается. Есть светоотражающие и светонакапливающие краски, температурные, наконец есть хромовое покрытие, и еще много чего. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Как красить?
Бытует мнение, что покраска хамелеоном требует различных приспособлений, тайных умений и навыков, которым невозможно обучиться самостоятельно, а владеет ими исключительно секретный клан супермаляров, живущих в тибетских монастырях. Отчасти это так, ибо при покупке подобной краски потребитель на вопрос «а как красить?» слышит обычно лаконичный ответ «да как металлик, в два слоя…». Что, по сути, обозначает – да не в курсе мы!
Зато мы в курсе. Итак, после обработки кузова и нанесения подложки:
Делаем давление на входе пистолета 4 атм (при отпущенном курке). Подача – средняя, расстояние до объекта – около 40-50см. Нажимаем на спусковой крючок и тонким слоем напыляем краску. Движения руки с пистолетом делаем со средней скоростью, при покраске не допускаем намокания участков – после наложения первого слоя надо, чтобы поверхность была слегка матовой, но ни в коем случае не мокрой.
После сушим 5 минут при 20 градусах, проходим по детали обеспыливающей салфеткой. (сушка и обеспыливание вообще должны следовать после каждого слоя). Далее – второй слой, наложение выполняем также. Теперь на детали должен быть явно заметен цветной отлив на поверхности.
Потом еще 5 минут пауза, убавив давление на входе до 3атм (при нажатом курке будет 2 атм) и слегка увеличив подачу – наносим еще 2 слоя краски. Расстояние – 30 см, факел распыла на всех слоях - самый широкий. После каждого слоя должна увеличиваться интенсивность цвета краски. Намокания также быть не должно.
При работе с некоторыми цветами после четырех стандартных слоев можно нанести пятый точно таким же способом, как наносили первые два слоя, т.е. сухим напылением.
Для создания немного других цветовых решений возможно нанесение хамелеона еще более тонкими слоями и высоким давлением – вплоть до 9 слоев. В этом случае давление на входе вполне может быть в районе 4.5 атм.
В общих чертах, процесс нанесения должен удовлетворять главному условию – равномерному распределению красящих частиц в толщине слоя и на поверхности детали. Не секрет, что каждый маляр обладает своим собственным навыком в подобном процессе и, возможно, сможет отлично выкрасить деталь по своей методике.
Важным моментом является освещение при покраске. Так, люминесцентные лампы склонны увеличивать эффект, т.е. поверхность уже сияет, а в реальности, под солнцем, она будет смотреться не так эффектно. Хороший вариант дают галогеновые лампы в сочетании с люминесцентными.