Стань у наших у ворот,
Разгони Сварог потемь,
Верни на Русь
красный день,
Огнем возгори
Коло воздыми
Води Коло горе,
а свету преболе!
Гой! Коляда! Слава!
Солнышко повернись,
Красное, разожгись,
В дорогу выезжай,
Зимушку погоняй!
Гой! Коляда! Слава!
Отгадаете загадку: «К вечеру умирает, поутру оживает»? Ну, так и быть, подскажу: это день. Световой день, как известно, отличается по долготе в разные времена года. Но в студеную декабрьскую пору, когда власть Карачуна заканчивается, это имеет особый смысл, потому что приходит Коляда – праздник прибавления света, т.е. постепенного удлинения дня, который называется Солнечным Рождеством.
Кто же он такой, этот Коляда? Увы, в славянской мифологии, если не считать Велесовой книги, подлинность которой признают далеко не все исследователи, ничтожно мало сведений об этом таинственном персонаже. Зато в европейских источниках встречаются упоминания о нем как о Боге – управителе времени.
И действительно: кто еще может обеспечить нарастание светового дня, укороченное, пущенное вспять злобным богом подземного мира Карачуном? Только тот, кто облечен соответствующими полномочиями. И имя Коляды вовсе не случайно. Ведь издревле солнечный диск, которому поклонялись славяне, назывался Коло (как тут не вспомнить, что скифский царь Колоксай был солнечным царем, и былинный князь Владимир звался Красным Солнышком).
Наши далекие предки считали, что нарождающееся в ночь с 24 на 25 декабря Солнце – это младенчик, которого крадет ведьма и превращает в волчонка (потому и обряды колядские полагалось начинать волчьим воем, который издавал не абы кто, а почитаемый кудесник).
И лишь когда по весне снимут с Коляды звериную шкуру и сожгут ее на огне, он предстанет во всем своем величии и блеске. В ожидании этого часа был обычай отправлять «Солнце» (т.е. его изображение) на санях в южную сторону или же вкатывать горящее колесо в гору, непременно при этом приговаривая: «В гору катись, с весной воротись».
У празднеств в честь Коляды, длившихся с 25 декабря по 6 января, было любопытное название: «воробьиный скок» – потому что день прибывал понемногу, аккурат на расстояние, доступное для одного прыжка этой славной пичуги.
Глубоким смыслом был исполнен и обряд колядования. На первый взгляд, это всего лишь веселые игрища, в которых ряженая молодежь ходила по домам односельчан, собирая всевозможные угощения. Но на самом деле в этом действе совершался серьезный обмен, взаимное дарение: старшее поколение делилось с юным накопленным материальным достатком, а то передавало ему молодую силу духа.
На Коляду гадали, используя воду, снег и лед. Девушки, например, ходили ночью к колодцу и гляделись в него, пытаясь узнать будущую долю. А потом приносили оттуда воду в ковшике и плескали на девятый венец дома: считалось, что, коли попадешь, то в новом году выйдешь замуж. Кроме того, перекидывали сапожок через амбар: если он перелетал, то не сомневались в скором замужестве