-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в -Максима-

 -Подписка по e-mail

 


Святый апостол Петр о Священном Писании: «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою." о том, как следует читать Писание.

Суббота, 13 Июля 2019 г. 12:27 + в цитатник

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_5550

(...)

Святые отцы действительно предупреждали о том, что есть духовная опасность, подстерегающая человека, который недолжным образом подходит к чтению Священного Писания, но при этом они не делали никакого различия между Ветхим и Новым Заветом, и из истории известны примеры, как люди спотыкались и на том, и на другом.

Да, если недолжным образом относиться к чтению Писания, то действительно можно впасть в прелесть, не важно, читать ли Второзаконие или Евангелие от Матфея,— и в этом, конечно, будет виновато не Божественное Писание, а наше недолжное отношение к его изучению.

И напротив, если должным образом приступать к чтению священных книг, то мы не потерпим никакого вреда, но, напротив, получим преизобильную пользу и от чтения Ветхого Завета, и от чтения Нового Завета.

Что значит: недолжным образом приступать к чтению Писания? Вот как о том пишет блаженный Иероним: «Только знание Писаний присваивают себе все повсюду… И болтливая старуха, и сумасбродный старик, и многоречивый софист, одним словом, все приписывают себе знание Писаний, терзают их и учат других прежде, чем бы самим научиться. Одни, приняв важный вид и гремя отборными словами… учат других тому, чего сами не понимают. Умалчиваю о… [тех], которые после изучения светской литературы, обращаясь к священным Писаниям и искусственною речью пленяя слух народа, все, что ни говорят, считают законом Божиим и не сподобляются знать мысли пророков и апостолов, но к своим собственным мыслям приискивают несоответственные тексты, как будто бы это было хорошее дело, а не самый порочный род учения — искажать мысли Писания и подчинять оное своему произволу, несмотря на явные противоречия... Свойственны детям и шарлатанам подобные попытки учить тому, чего не знаешь»[22].

Итак, визитная карточка недолжного, прельщенного отношения к чтению Писания есть отсутствие смирения и дерзкая самонадеянность. А что можно сказать о должном отношении к чтению словес Божиих? Нетрудно догадаться, что его отличительной чертой является, напротив, смирение.

Прежде всего надлежит понимать, что чтение Писания не подобно чтению любой другой литературы, но есть по сути духовное делание, как о том писали святые отцы, слова которых составили вступление к настоящей статье.

Поэтому, во-первых, всякое приступание к чтению Писания надлежит предварять смиренной молитвой, как советует преподобный Ефрем Сирин: «Когда начинаешь читать или слушать (Священное Писание), помолись Богу так: “Господи Иисусе Христе, отверзи уши и очи сердца моего, чтобы мне услышать Твои слова и понять их, и исполнить волю Твою”. Всегда так моли Бога, чтобы просветил твой ум и открыл тебе силу Своих слов. Многие, понадеявшись на свой разум, подверглись заблуждению»[23]. Итак, надобно молиться, и тогда, как обещает святитель Василий Великий, «видя наше расположение к духовному знанию в чтении Слова Божия, Владыка наш не презрит нас, но подаст озарение свыше и просветит наш ум»[24].

Во-вторых, надобно помнить предупреждение блаженного Иеронима, говорившего, что «в рассуждении о Священных Писаниях нельзя идти без предшественника и путеводителя»[25].

Что же это за путеводитель? Яснее всего объясняет это святитель Игнатий (Брянчанинов): «Непременно нужно при чтении Писания, чтение святых Отцов Восточной Церкви. Вот что говорит святый апостол Петр о Священном Писании: «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собоюИбо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1, 20-21). Как же Вы хотите произвольно понимать духовное слово, которое и произнесено не произвольно, а по внушению Духа, и само запрещает произвольное толкование себя? Дух произнес Священное Писание, и только Дух может истолковать его… Тот же самый Дух Божий, который действовал в пророках и апостолах,— действовал в святых учителях и пастырях церковных. Свидетель этого догмата святый апостол: «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1 Кор. 12, 28)… Поэтому всякому, желающему стяжать истинное познание Священнаго Писания, необходимо чтение святых Отцов»[26].

«Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа. Как же не безумно истолковывать его произвольно? Святой Дух, произнесший чрез пророков и апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых отцов. И Слово Божие, и толкование его — дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает Святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада!»[27].

Это правило Церковь выразила даже соборно, 19 правилом VI Вселенского Собора предписывая толковать Писание только так, как толковали его святые отцы. Это — противоядие и прививка от всякой погрешности и от любой прелести при чтении Писания, о которых предупреждает преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Надо заботливо наблюдать, чтобы ложное толкование Священного Писания, подделываясь под чистое золото, не обмануло нас. Так, диавол старался искусить и Господа Спасителя как простого человека, когда... говорил: “Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею”»[28].

Слава Богу, на русский язык переведено достаточно святоотеческих толкований на Писание, и в последние годы многие из них переизданы, так что для всякого, знающего русский язык, нет никакой трудности приступить к чтению Писания Ветхого и Нового Завета, имея под рукой святоотеческие толкования, и непрестанно сверяясь с ними, следуя в понимания слов откровения за святыми как за наставниками и путеводителями.

Конечно, такой труд не сродни принятому ныне «проглатыванию» книжек, и на чтение каждой книги Писания таким образом уйдет больше времени, чем при самонадеянном чтении, но зато оно убережет от ошибок и принесет несоизмеримо больше пользы читающему. По крайней мере, если и не достает сил каждый стих сверять со святоотеческим толкованием, то хотя бы в трудных и недоуменных местах надлежит припадать за советом к изъяснению, данному святыми отцами.

 

ССЫЛКИ  НА ТРУДЫ ОТЦОВ:

22. [22] Блаженный Иероним Стридонский. Письмо к Павлину. Об изучении Священного Писания.

23. [23] Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. М., 1912. Ч. III. С. 99.

24. [24] Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Сергиев Посад, 1901. Ч. IV. С. 376.

25. [25] Блаженный Иероним Стридонский. Письмо к Павлину. Об изучении Священного Писания.

26. [26] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Письма к мирянам. 230. О святоотеческих творениях и св. Писании.

27. [27] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. I. О чтении Евангелия.

28. [28] Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Десять собеседований отцов, 1.20.

 

ДОПОЛНЕНИЯ:

 Предостережения Святых Отцов Церкви о том, как следует читать Священное Писание:
Прежде всего во Втором Послании апостола Петра, гл1:

 

19. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших,
20. зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.

21.Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.


преподобный Ефрем Сирин (306-373гг): 

«Когда начинаешь читать или слушать (Священное Писание), помолись Богу так: “Господи Иисусе Христе, отверзи уши и очи сердца моего, чтобы мне услышать Твои слова и понять их, и исполнить волю Твою”. Всегда так моли Бога, чтобы просветил твой ум и открыл тебе силу Своих слов. Многие, понадеявшись на свой разум, подверглись заблуждению»[23].

предупреждение блаженного Иеронима Стридонского ( 347-420 гг), говорившего, что «в рассуждении о Священных Писаниях нельзя идти без предшественника и путеводителя»[25].

и далее в 18 веке Игнатий Брянчанинов акцентирует внимание спасющихся:
 

«Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа. Как же не безумно истолковывать его произвольно? Святой Дух, произнесший чрез пророков и апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых отцов. И Слово Божие, и толкование его — дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает Святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада!»[27].

 

Это правило Церковь выразила даже соборно, 19 правилом VI Вселенского Собора предписывая толковать Писание только так, как толковали его святые отцы. 

ПС
VI Вселенский Собор был созван императором Константином Погонатом (668–685) в Константинополе в 681 году против ереси монофелитов. 


19 правило VI Вселенского Собора и толкование на него:

 

Предстоятели церквей должны по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучать весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго писания разумения и рассуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания Богоносных отцов; и если будет изследуемо слово писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удостоверяются, нежели составлениям собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклониться от подобающаго. Ибо, чрез учение вышереченных отцов, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но, внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и, страхом угрожающих наказаний, соделывают свое спасение.​


Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Шестой Вселенский Собор - Константинопольский, Трулльский - читать, скачать
 


Это — противоядие и прививка от всякой погрешности и от любой прелести при чтении Писания, о которых предупреждает преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Надо заботливо наблюдать, чтобы ложное толкование Священного Писания, подделываясь под чистое золото, не обмануло нас. Так, диавол старался искусить и Господа Спасителя как простого человека, когда... говорил: “Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею”»[28].


см. полнее: 

Серия сообщений "***":
Часть 1 - О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ -святитель Игнатий Брянчанинов
Часть 2 - Примасий Гадруметский епископ: Толкования на Откр. 22:4- "И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их"
...
Часть 31 - Архиепископ Аверкий (Таушев): "Русскому человеку СРОЧНО нужно научиться отличать осуждение и борьбу с врагами Христа, России и Церкви."
Часть 32 - Границы Церкви
Часть 33 - Святый апостол Петр о Священном Писании: «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою." о том, как следует читать Писание.
Часть 34 - Из всех чудес, которые совершает в мире вера Христова, самым полезным чудом является превращение грешника в праведника. День Крещения Руси.
Часть 35 - ИЛИЯ. Пророки. Второе августа
...
Часть 47 - Преподобного Гавриила Угребадзе Самтаврийского пророчества о последних днях
Часть 48 - Св. Иоанн Златоуст: «Если иерей право учит, не на жизнь его смотри, но слушай учение его.
Часть 49 - Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша. Святитель Филарет Московский


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку