-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в -Максима-

 -Подписка по e-mail

 


Ольга Хохлова - Скелет в шкафу Синей Бороды

Пятница, 18 Января 2019 г. 06:48 + в цитатник
Цитата сообщения ulakisa История любви в картинах

Olga-Khokhlova-Picasso-in-Armchair_1917 (480x656, 100Kb)О первой жене Пабло Пикассо как-то не принято хорошо отзываться. Ольгу Хохлову откровенно недолюбливали многие друзья художника. Да и сам он не скупился на нелестные оценки. А биографы Пикассо, по сути знавшие о ней только с его слов, редко удостаивали Ольгу серьезным вниманием. Была балериной, вышла замуж, родила сына, сошла с ума. Но чем эта женщина так привлекла Пикассо? Была ли их семейная жизнь несчастливой с самого начала? И как чувствовала себя Ольга, перед глазами которой сменялись любовницы Пабло, в то время как она оставалась его законной женой до конца своих дней?

Пикассо приехал в Рим в начале 1917 года, чтобы развеяться и прийти в себя после пережитых любовных драм. В декабре 1915-го умерла его возлюбленная Марсель Умбер, известная среди парижских художников как Ева Гуэль. Это ей он посвятил десятки кубистических картин под названиями «Ma jolie» (Моя красавица) и «Я люблю Еву». Впрочем, после ее смерти Пикассо довольно быстро пришел в себя, завел новые отношения и даже собирался жениться. 35-летний художник был готов остепениться (по крайней мере, так он тогда считал), завести детей. Ему были необходимы покой и гармония, «тихая гавань», чтобы залечить раны. Именно такой «гаванью» и стала для Пикассо Ольга Хохлова.

Ольга родилась 17 июня 1891 года в украинском Нежине в семье полковника Императорской армии Степана Васильевича Хохлова. Суровый отец не одобрял увлечения дочери балетом, а вот мать девушки Лидия после переезда семьи в Киев начала тайком возить Ольгу на занятия. При этом оба родителя были против того, чтобы она стала профессиональной танцовщицей. Так что, как только представился случай, Ольга сбежала от них к Сергею Дягилеву. На момент знакомства с Пикассо она танцевала в труппе уже пять лет.

И о профессиональных способностях Ольги Хохловой, и о ее внешности остались очень противоречивые воспоминания. Кто-то из труппы говорил, что она была совершенно «никакой», и непонятно было, что в ней так привлекло Пикассо. Кто-то, напротив, сравнивал ее с «русскими мадоннами». Известно, однако, что Ольга не была «примой», но, безусловно, обладала определенной долей таланта, хорошей техникой и недюжинным трудолюбием.

В относительно спокойном Риме далекий от военных будней Пикассо быстро воспрянул духом и начал работать над декорациями и костюмами к дягилевскому балету «Парад». Он давно хотел побывать в Риме, отвлечься от мыслей о том, правильно ли он поступил, когда выбрал жизнь и искусство вместо войны и вероятной смерти. К тому же, на горизонте появилась новая любовь.

755439149178477 (700x452, 154Kb)

Впервые увидев Ольгу, Пабло восхищенно выпалил: «Выглядите потрясающе». Он принялся очаровывать и покорять девушку со всей силой своего горячего андалузского темперамента. Первым сюрпризом для Пикассо стало то, что Ольга принимала его ухаживания как-то очень уж сдержанно и говорила, что своим напором он ее компрометирует. Еще больше его поразила ее целомудренность. Что ж, для Пикассо это был лишь очередной вызов. Скрытность и замкнутость Ольги еще больше его распаляли. Он готов был даже жениться, лишь бы заполучить эту женщину. В конце концов, он ведь собирался остепениться, так почему бы не с ней?

Премьера «Парада» состоялась в Париже 18 мая 1917 года в театре Шатле.
Из Парижа труппа Дягилева отправилась в Барселону. На тот момент вопрос женитьбы Пабло и Ольги уже был решенным, и художник представил невесту матери. Донья Мария приняла девушку тепло, ходила на ее выступления, но все же сочла нужным предостеречь ее: «Бедная девочка, ты понятия не имеешь, на что обрекаешь себя. Будь я твоей подругой, то посоветовала бы не выходить за него ни под каким предлогом. Я не думаю, что с моим сыном, который озабочен только собой, сможет быть счастлива хоть одна женщина». Ольга, к тому времени уже безоглядно влюбленная, к словам доньи Марии не прислушалась.

Пабло и Ольга провели в Барселоне несколько месяцев. В Париж они вернуться не могли, потому что у Ольги не было визы. Почти все время Ольга проводила с женихом, он постоянно ее рисовал, и даже вернулся к классическому стилю ради возлюбленной, которая хотела узнавать себя на портретах. Вскоре Пабло добился и разрешения ночевать в ее комнате. Труппа Дягилева отправилась на гастроли в Южную Америку без нее. Больше Ольга на сцену не выходила.

10758c90e59b1b060294262ce15277a5 (700x388, 40Kb)

Изначально их свадьба была назначена на май 1918 года, но ее пришлось отложить. Однажды утром Ольга проснулась с жуткой болью в ноге и не смогла встать с постели. Она перенесла операцию и до конца июня была закована в гипс. На свадебной церемонии, которая состоялась 12 июля, невеста опиралась на трость, а сразу после праздничного завтрака вернулась в больницу.

Во время медового месяца, который Ольга и Пабло провели в Биаррице, она все еще приходила в себя после травмы и большую часть времени проводила в кресле или шезлонге. Именно такой ее и рисовал Пикассо: серьезной, меланхоличной, всегда немного отстраненной и всегда без улыбки. Такой ее видела и представляла публика. Такой ее видели друзья Пабло, принимавшие сдержанность за снобизм и высокомерие.

Первая выставка работ Пикассо, посвященная исключительно Ольге Хохловой, состоялась лишь в марте 2017 года в парижском Музее Пикассо. И каким же было удивление посетителей, когда они увидели совсем другую Ольгу. Счастливо улыбающуюся на ранних фотографиях, смеющуюся и играющую с собаками на семейных видео, которые снимал Пабло.
Mолодожены, вернувшиеся из медового месяца, поселились в роскошных апартаментах на улице Ла Боэси. Жилище четы Пикассо было строго разделено на две части — мужскую и женскую. Свою (а точнее — общую) часть Ольга обставила элегантно и стильно и строго следила за чистотой и порядком (педантичность тоже была в числе черт, за которые ее не любили богемные друзья художника). Во второй части дома безраздельно властвовал Пабло: здесь была его мастерская, в которой царил соответствовавший его темпераменту хаос. И здесь же, к слову, хранилась коробка с вещами, которые Пикассо сохранил на память о своей первой большой любви — Фернанде Оливье.

Богемные приятели и коллеги осуждали Пикассо за то, что он превратился в настоящего буржуа. Виноватой, само собой, назначили его жену. Однако художник и сам охотно стал играть роль респектабельного господина и добропорядочного мужа. Он стал одеваться в дорогие костюмы, сопровождал Ольгу на балах и принимал в гостях парижский высший свет. А его прежние друзья были, как бы сейчас сказали, слишком «неформальными» и плохо вписывались в интерьер гостиной.

d600_1633_634936 (511x700, 110Kb)a600_1633_634936 (505x700, 107Kb)

4 февраля 1921 года Ольга Пикассо родила сына, которого назвали Полем (Пауло). Поначалу Пабло не мог нарадоваться появлению наследника. Он бесконечно рисовал сына на руках жены и сиял от гордости и отцовской любви. Однако Ольга чрезмерно опекала отпрыска и, по словам биографа Пикассо Джона Ричардсона, еще сильнее вживалась в роль светской львицы, супруги великого художника, а теперь еще и матери семейства. Пабло к тому моменту то ли уже наигрался в «приличного» буржуа, то ли устал от нападок друзей на его образ жизни.

600_784_355626 (535x700, 49Kb)

Портрет Ольги. 1923 г.

Летом 1922-го Ольга серьезно заболела — впервые дали о себе знать гинекологические проблемы, от которых она будет страдать до конца своих дней. Рисунок, выполненный сангиной в сентябре того же года, изображает Ольгу измученной и больной. Спустя 41 год художник, который суеверно боялся всего, связанного с болезнями и смертью, подарил этот рисунок на Рождество сыну Пауло.

Чета Пикассо продолжала оставаться столпами парижского бомонда. Бесчисленные званые ужины и светские рауты утомляли Пабло, но на них он заводил полезные знакомства. В то время еще одной причиной разлада между супругами стало отношение Ольги к сыну. По мнению художника, она слишком баловала и опекала мальчика.
Летом 1923 года художник приобрел квартиру этажом выше и стал вести еще более независимую жизнь, чем обычно. Никому из прислуги не разрешалось туда входить, и даже Ольге нужно было попросить разрешения, чтобы нанести визит мужу. Пикассо стал редко бывать дома и снова начал ходить в бордели.

600_441_Snimok_ekrana_2019-01-15_v_1.03.16 (600x441, 63Kb)

Портрет Ольги в кресле. 1917 г.Обнаженная в красном кресле. 1929 г.

Очередное унижение ждало Ольгу на масштабной ретроспективе Пикассо в 1932 году. Страсть мужа к другой женщине предстала перед ней во всей полноте — от одной бесстыдной картины к другой. Но, как это ни странно, супруги продолжали жить вместе. Последней каплей для Ольги стала беременность Мари-Терез Вальтер. Забрав сына, Ольга съехала из квартиры на улице Ла Боэси, оставив ее в полном распоряжении мужа. Вскоре она поручила своему адвокату составить опись всего имущества Пикассо, чего художник ей так и не простил. Дать жене развод он тоже отказался, ведь в этом случае ей отошла бы и половина его картин. До последнего дня своей жизни Ольга оставалась мадам Пикассо.

Действительно ли у Ольги помутился рассудок? Никаких однозначных подтверждений этому нет. Один из биографов Пикассо пишет, что Ольга совершила большую ошибку, поставив все на своего непостоянного мужа. Она полностью посвятила себя семье и жила только интересами Пикассо, так и не сумев стать самостоятельной. Опозоренная и раздавленная, она осталась совершенно одна. Даже любимый Пауло вырос и стал отмахиваться от нее с таким же раздражением, как и его отец. Ольга отчаянно цеплялась за счастливые моменты из прошлого. Именно поэтому она преследовала Пикассо на улицах, напоминая ему, что перед Богом они все еще муж и жена. Поэтому писала ему письма и отправляла фотографии сына. Поэтому переехала за Пабло в Канны, где кочевала из одной гостиницы в другую.

В 1953 году Ольга серьезно заболела. Рак съедал ее тело долго и мучительно. Последние месяцы она провела в больнице, умоляя каждого из навещавших ее знакомых позвать Пабло. Художнику передавали эти просьбы, но он ни разу не навестил жену. Продолжая в отчаянии цепляться за прошлое, Ольга вспоминала дни, когда танцевала на сцене, и мечтала вновь приехать в Россию. Единственным, что осталось у нее от прежней жизни, был пароходный сундук, заполненный старыми костюмами, пустыми флакончиками от духов, письмами и сотнями фотографий. Последние дни Ольга провела перебирая и рассматривая вещи, которые напоминали ей об утраченном счастье. Мадам Пикассо умерла 11 февраля 1955 года.

P.S.

Пабло Пикассо пережил первую жену на 18 лет. Однажды художник сказал: «Моя смерть будет похожа на кораблекрушение. Когда под воду уходит океанский лайнер, в воронку затягивает все оказавшиеся поблизости суденышки».

Франсуаза Жило, которой посчастливилось выжить в этом кораблекрушении, дала, пожалуй, самое точное определение Пикассо: «Многочисленные рассказы и воспоминания Пабло об Ольге, Мари-Терез и Доре Маар, их постоянное присутствие за кулисами нашей совместной жизни постепенно привели меня к выводу, что у Пабло был своего рода комплекс Синей Бороды, вызывающий желание отрубать головы всем женщинам, собранным в его маленьком личном музее. Но он не отрубал голов полностью, предпочитал, чтобы жизнь шла дальше, и все женщины, жившие с ним в то или иное время, все-таки чуть слышно попискивали, делали какие-то жесты, словно расчлененные куклы. Это давало ему ощущение, что жизнь в них еще теплится, что она висит на ниточке, и другой конец этой ниточки у него в руке».

Евгения Сидельникова, artchive.ru

Серия сообщений "Люди":
Часть 1 - Россия. Игорь Тальков. Убит 06 октября 1991 года. Упокой, Господи!
Часть 2 - Игорь Тальков: "Мой идеал - Иисус Христос!" ...из книги "Монолог"
...
Часть 8 - Китайская пианистка Yuja Wang. Римский-Корсаков "Полет шмеля"
Часть 9 - Я — СТАЛКЕР.Священник Александр Дьяченко
Часть 10 - Ольга Хохлова - Скелет в шкафу Синей Бороды
Часть 11 - На реке Смородине. Юрий Воробьёвский нашёл объяснение событиям недавней русской истории.
Часть 12 - Вылетело


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку