Священник-каратист |
н обладатель дана (мастерской степени) по каратэ, участник и организатор соревнований и тренер детской секции по боевому искусству. Но основная его деятельность – священническая. Настоятель храма святителя Николая в поселке Правдинский (Московская обл.) протоиерей Кирилл Соколов рассказал о том, как сочетаются служение Богу и восточные единоборства.
/batya.cerkov.ru/files/2014/02/karate_2-624x468.jpg" target="_blank">http://batya.cerkov.ru/files/2014/02/karate_2-624x468.jpg 624w, http://batya.cerkov.ru/files/2014/02/karate_2.jpg 800w" style="margin: 10px; padding: 0px; border: none;" title="Священник Кирилл Соколов на тренировке" width="560" />
— Отец Кирилл, как получилось, что вы, православный священник, настоятель храма, и вдруг ведете секцию каратэ? И не просто ведете, а даже участвуете в турнирах?
— Очень просто все получилось. В детстве я занимался спортом, сначала дзюдо, затем каратэ. Но потом спорта в моей жизни становилось все меньше и меньше – все больше времени уходило на храм, где мы не только молились, но и физически приходилось трудиться, на восстановлении церкви работать. Затем семинария, рукоположение, служение на приходе. У меня родился сын, он подрастал, приближалась школа… А в школе мальчик должен уметь постоять за себя, и я стал возить его к друзьям на занятия. Поскольку там надо было ждать, то я и сам начал заниматься, чтоб для него быть примером. Так и втянулся.
В соревнованиях по каратэ есть две категории – непосредственно поединок (кумите) и показ техники (ката), когда ты должен выйти на татами (маты) один, а рядом сидят зрители и судьи. Это сложно, не у каждого это получается с первого раза. Надо победить свой внутренний страх. И я не вижу ничего зазорного в том, чтобы показывать детям живой пример, он им нужен.
Мне предложили в Первой правдинской школе вести секцию каратэ для детей из неблагополучных семей. Я поговорил с благочинным, он ответил, что не против: «Занимайся, если есть время и возможность».
На занятия пришли обычные дети, большинство – из благополучных семей, но я вижу, что и им хочется внимания. Мы создали секцию и духовно-патриотический клуб «Правда». Через год занятий многие стали ходить в храм, некоторые пономарят. Вот так все как-то само собой и сложилось.
/batya.cerkov.ru/files/2014/02/karate_3-624x468.jpg" target="_blank">http://batya.cerkov.ru/files/2014/02/karate_3-624x468.jpg 624w, http://batya.cerkov.ru/files/2014/02/karate_3.jpg 800w" style="margin: 10px; padding: 0px; border: none;" width="560" />
— То есть, вы считаете, что все равно, чем заниматься – самбо, дзюдо, каратэ или рукопашный бой? Какого тренера нашли, то можно и выбирать?
— Да. В основе всех единоборств лежит физическая подготовка. Мнение, что восточные единоборства обязательно связаны с медитацией или с буддизмом, ошибочно.
Например, святитель Николай Японский в число обязательных предметов в японской семинарии включил и дзюдо. А наш знаменитый соотечественник Василий Ощепков, став лучшим дзюдоистом семинарии, пошел учиться еще и в Институт Кодокан, главную школу дзюдо, затем вернулся в Россию и создал боевую систему самбо.
Очень многое зависит в спорте от тренера. Если тренер буддист – то, скорее всего, и его спортсмены станут буддистами. А если занятия ведет православный, то у детей появляется интерес к православию.
Сейчас мы ведем работу по открытию союза православных единоборцев. Первая наша задача – это открытие спортивных патриотических клубов при каждом храме. Чтобы молодежь понимала: защищать Родину – это честь, заступиться за слабого – это святое, чтобы они были готовы помогать ближним.
– А что лично вам дают эти занятия?
– С детьми надо быть бодрым, быть все время на чеку, чтобы они не расшалились, занятия дисциплинируют не только их, но и меня. Мы в ответе друг за друга.
Я вижу, что им нравится заниматься, им не хватает участия взрослого, не такого, кто возвышается над ними, а который им сопереживает, к кому можно подойти в любой момент. Часто люди боятся подойти к священнику, а тут у нас получается живое общение. Для меня эти занятия еще и возможность миссии.
Мы стараемся прославить имя святителя Николая Японского, великого русского святого. Проводим соревнования по каратэ его имени. Человек, который едет на турнир Николая Японского, рано или поздно открывает в интернете и читает, кто же это такой, чем он так интересен, что в честь него организуют турнир.
/batya.cerkov.ru/files/2014/02/karate_6-624x464.jpg" target="_blank">http://batya.cerkov.ru/files/2014/02/karate_6-624x464.jpg 624w, http://batya.cerkov.ru/files/2014/02/karate_6.jpg 800w" style="margin: 10px; padding: 0px; border: none;" title="Турнир имени святителя Николая Японского" width="560" />
— Какие качества занятия каратэ развивают дети? Вот ваш сын, он уже 5 лет занимается каратэ, и каковы результаты?
— Мне кажется, он стал добрее. Каратэ развивает в человеке уважение к сопернику. Каждый поединок начинается и заканчивается поклоном: вышли, поклонились друг другу – проявили уважение. Мы стараемся привлечь таких тренеров, которые показывают и своим личным примером, и объяснением, что использовать знания, которые ты получил, можно либо в спортивном поединке, либо защищая кого-то слабого.
Важно, что дети здесь не дерутся, как собаки на улице, они учат друг друга, помогают. Соревнования дают понять, что ты можешь. Если ты оказываешься перед более сильным противником, то понимаешь, что может произойти в какой-то другой ситуации.
Каратэ, как и любой спорт, дисциплинирует. Приходят дети, ничего не умеют, родители им завязывают шнурки. А позанимаются – становятся более ответственными. У нас первым делом они учатся завязывать пояс и даже сдают экзамен, а это посложнее, чем шнурки. Появляется самостоятельность, независимость от родителей, свое мнение – это очень важно.
/batya.cerkov.ru/files/2014/02/karate_5-624x468.jpg" target="_blank">http://batya.cerkov.ru/files/2014/02/karate_5-624x468.jpg 624w, http://batya.cerkov.ru/files/2014/02/karate_5.jpg 800w" style="margin: 10px; padding: 0px; border: none;" title="Тренировка" width="560" />
— Звучит все красиво, но ведь в боевых искусствах сопернику делают больно. Нет ли в этом противоречия христианству?
— Делают больно не только в боевых искусствах. Например, шахматы – вы знаете, какой это травматичный вид спорта? Нервные срывы там сильнее, чем в боевых искусствах.
И опять же – все зависит от тренера, какую он дает установку. Можно воспитать, как в 90-х годах воспитывали, бандитов: «бей, круши, ломай», а можно давать знания и объяснять, для чего они нужны. Прежде всего, для защиты своих ближних.
У многих представление о христианине, что если его ударили по правой щеке, он и левую подставит, и затылок. Но христианин не должен быть безвольной амебой. Господь сказал, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за других».
— А как научить детей не использовать свою силу просто так? Был ведь несколько лет назад нашумевший случай, когда спортсмен в ночном клубе убил студента.
— Я не могу говорить за всех, понимаю, что есть люди, которые используют свои знания во вред, но среди тех, с кем мы общаемся – среди наших тренеров, представителей федерации каратэ России – нет таких людей, которые вышли бы на улицу и начали бы просто так свою силу демонстрировать, им не до того. Они тренируются, не пьют, не курят, им не надо доказывать, что они сильные, они и так это знают. Например, Федор Емельяненко, он очень добрый человек, он никогда не станет ни с кем драться, только если надо защитить.
У нас железное правило – если ты употребляешь свои силу и знания во вред, двери нашего клуба навсегда закрываются для тебя. Но, слава Богу, таких случаев не было.
Учимся на примерах из истории. Монахи Пересвет и Ослябя вышли на Куликово поле, не надевая кольчугу или защиту, и стали сражаться. Адмирал Федор Ушаков, Кутузов, Багратион – они же все были православными воинами, и ни один из них не был замечен в пьяной драке в ночном клубе. Это совсем другое мировоззрение, это немыслимо.
/batya.cerkov.ru/files/2014/02/karate_8-624x436.jpg" target="_blank">http://batya.cerkov.ru/files/2014/02/karate_8-624x436.jpg 624w, http://batya.cerkov.ru/files/2014/02/karate_8.jpg 800w" style="margin: 10px; padding: 0px; border: none;" title="На турнире имени святителя Николая Японского" width="560" />
— Перед занятиями вы сначала читаете молитву, а потом что-то говорите по-японски…
— Да, сначала мы молимся, а потом отдаем дань Японии, так как каратэ это все-таки японский вид спорта. По-японски я говорю «сесть», «сделать поклон». Мы немного изучаем культуру Японии, отдельные слова, дети свободно считают по-японски до десяти, знают, как сказать «здравствуйте», «спасибо».
Миссия святителя Николая Японского открыла, казалось бы, чуждую для нас культуру, а на самом деле она оказалась и не совсем чуждой. Потому что японцы – они, как и мы, очень преданные люди, очень ответственные.
— Кажется, мы все-таки не очень ответственные…
— В России всегда раньше было: купец сказал – купец сделал. Не было такого, что договор заключили, а мелкими буковками прописали условия. Пожал руку – все. А выражение «сотру в порошок» откуда пошло? На купеческих собраниях имена должников записывались на доске, и если купец не отдавал долг, то его имя на доске зачеркивали так, что при этом мел стирался в порошок, и больше с этим человеком никто уже дел не имел.
— Вы сказали, что на занятиях отдаете «дань Японии». Наверное, у детей, которые воспитываются в уважении к традициям другой страны, есть некоторая прививка от национализма?
— Конечно. Вообще, на мой взгляд, неправильно видеть в спортивно-патриотических занятиях что-то националистическое. И не понимаю, как у нас в стране может быть национальный вопрос? В России всегда жили разные народы. Или взять наших полководцев: Багратион, Барклай де Толли… Багратион – чистокровный грузин, но для нас он русский генерал, погиб под Бородино.
Во Христе нет ни русского, ни японца, ни узбека, ни украинца, ни «злого дагестанца». Важно именно объединение в любви Христовой. И наши дети показывают, что они могут дружить.
Сейчас национальный вопрос ставится неправильно. Я считаю, что эта проблема искусственно создана.
Кстати, к нам на занятия приходят мальчики и из мусульманских семей, и мы с ними занимаемся. Наши дети относятся к мусульманам правильно.
— А какими качествами должен обладать настоящий мужчина, как вы считаете?
— Чтобы быть настоящим мужчиной, надо иметь дух. Не физическая сила делает мужчину мужчиной, а именно дух. Ведь человек может быть сильным, но не быть мужчиной.
Дух – внутренние составляющие человека: совесть, честь, ответственность, умение помогать другим. Если человек зациклен на себе, на том, какой я умный или сильный, то он не мужчина. Если человек готов идти до конца за своей целью, даже если он слабый, то он мужчина. Должен быть внутренний стержень.
Например, на соревнованиях важно не то, выиграл ты или нет. Важно, что ты вышел, честно провел поединок, не нарушая правил, показал красивый бой. Ничего страшного, если ты проиграл. Мужчина должен уметь проигрывать с высоко поднятой головой – но не с горделивым взглядом, а с достоинством. Цель – это не победа. Цель – показать, что мы что-то можем.
А если вспомнить примеры из истории, например, русско-японскую войну, когда погибали крейсер «Варяг», миноносец «Кореец». Японцы до сих пор чтят память крейсера «Варяг», потому что на их глазах люди совершили невозможное – вышли в бой против семи кораблей, смогли ответить противнику, не сдаться. Когда наши оставшиеся в живых моряки сошли по приказу капитана в шлюпки, японцы оказали им помощь, увидев, их подвиг. Это мужской поступок – не испугаться.
/batya.cerkov.ru/files/2014/02/karate_9-624x468.jpg" target="_blank">http://batya.cerkov.ru/files/2014/02/karate_9-624x468.jpg 624w, http://batya.cerkov.ru/files/2014/02/karate_9.jpg 800w" style="margin: 10px; padding: 0px; border: none;" width="560" />
— Как вы считаете, мужчина обязательно должен отслужить в армии?
— Скорее не должен, а просто большинству полезно. Армия помогает взрослеть, учит самостоятельности. А потом, сейчас служить недолго, всего год. Вот наш воспитанник Федор год уже отслужил, вернулся, для него наши занятия стали хорошей школой, в армии он был отличником боевой подготовки, а сейчас учится в семинарии.
— Вы хотели бы, чтобы ваш сын профессионально занимался каратэ или это нужно просто для общего развития?
— Не знаю, чем он будет заниматься в будущем, я думаю, он выберет сам, но я не буду навязывать ему свою точку зрения. В любом случае – помогу.
Знаю, что ни в коем случае не буду настаивать, чтобы он шел в священники. После 1917 года многие священники снимали с себя сан, потому что у них не было веры, а шли они в священство, потому что «папа там работает». Священник – это не работа, а призвание. Если мой сын увидит в себе призвание быть священником, я буду этому рад, если он захочет быть, например, пилотом, тоже. Потому что главное, чтобы он был честным перед Богом, перед собой. Лучше пусть будет дворником, но с чистой совестью.
Полина Кузнецова
Серия сообщений "Религии и социум":
Часть 1 - о.Всеволод Чаплин вдруг заставил себя уважать... Чаплин объяснил свою отставку разногласиями с патриархом Кириллом
Часть 2 - Мимикрия: ложь во спасение. Нормы и этика ислама: такыя. Кое-что об истоках восточной мудрости...
...
Часть 6 - Как это: возлюбить ближнего как самого себя. Святитель Игнатий Брянчанинов
Часть 7 - Томос Константинопольского Собора 1180 года:"Анафема Мухаммеду, [и его] учению, переданному в Коране,..."
Часть 8 - Священник-каратист
Часть 9 - Православная вера и спорт — насколько они совместимы?
Часть 10 - "Пост — это когда ты вытесняешь деятельность из себя, а на ее место ставишь жизнь"- прот.Алексий Уминский
...
Часть 16 - Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и каждого, занимающегося каким-либо делом.
Часть 17 - ВЕРИТЬ В ЛУЧШЕЕ.Вера в чужое зло странным образом увеличивает вероятность его исполнения.
Часть 18 - "Живая этика" Рерихов. Краткое содержание.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |