-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в -Максима-

 -Подписка по e-mail

 


Христианское и псевдо-христианское смирение

Воскресенье, 03 Ноября 2013 г. 21:09 + в цитатник
Как отличить одно от другого, когда тебе рекомендуют рецепт смирения от святых отцов: "Почитай себя за ничто"

Заметки по поводу
от преподавателя Догматического богословия СПб. Православного Института Религиоведения и Церковных Искусств Леонова Алексея Михайловича:
http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=1660

...для одних смирение означает самоуничижение (причем нередко смысл этого термина воспринимается в самых грубых и уродливых формах), для других — безропотность в подчинении старшим по возрасту, статусу, положению: отцу или матери, начальнику на работе, духовному наставнику и пр., для третьих — непритязательность и равнодушие к обстоятельствам жизни, для четвертых — заниженность самооценки, для пятых — отсутствие амбиций и пр.

Итак, что же такое подлинное христианское смирение и чем оно отличается от ложного или напускного?

Для того чтобы понять, что, собственно, называется христианским смирением, уместно исследовать, в чём выражается его подлинный смысл, в чём оно проявляется и какова его цель.

Согласно Православному вероучению, корень всех зол заключается в гордости. Так, именно гордость побудила денницу к восстанию против Создателя; гордость побудила Адама и Еву преступить Божию заповедь в Раю.

Нередко в качестве одного из эффективнейших средств к достижению смиренномудрия обозначается требование «почитать себя “ничем”».

Но как же тогда должно понимать слова преподобного аввы: «почитай себя за ничто»?
А собственно так, как он об этом сам и говорит: «Брат! Вменять себя ни во что значит — ни с кем не сравнивать себя и не говорить (о своем) добром деле: и я это сделал» [3, с. 246].

Выражаясь иначе, вменять себя «ни во что» значит — видеть и знать собственные грехи и пороки;
не приписывать «свои» совершенства и достижения лично себе, а смиренно благодарить за них Бога;
не гордиться и не превозноситься перед ближним, не осуждать его и не завидовать ему, не считать себя выше и достойней, чем он (а видеть свое недостоинство или ничто(жество));
помнить, что всё, что достигнуто в этой временной жизни (причём, иногда даже и не благодаря себе, а вопреки), есть дело не единоличных усилий, а Промысла Божия.

Серия сообщений "Заметки на память":
Часть 1 - Различение духов
Часть 2 - Где нет Литургии — нет и Церкви / А.Кураев
Часть 3 - Христианское и псевдо-христианское смирение
Часть 4 - Памяти Марины Журинской.
Часть 5 - Путь к счастью. Святитель Нектарий
...
Часть 48 - Кто же такие демоны и что они могут?
Часть 49 - Как провести день по-Божьи. Почаевский листок
Часть 50 - преп. Анатолий Оптинский: Как распознать волков в овечьей шкуре?


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку