Художник необыкновенно чистой души в своих картинах...Граф Владимир Леонидович Муравьёв |
Владимир Леонидович (граф де) Муравьев
Vladimir Léodinovitch (Comte de) Muravioff
(Russian, 1861–1940)
АукционноПейзажное
Владимир Леонидович Муравьёв (28 мая (9 июня) 1861—1940) — русский художник-пейзажист, обращавшийся в своём творчестве, преимущественно, к теме охоты, граф. Муж актрисы Веры Комиссаржевской, а затем её сестры Надежды.
Веру Федоровну Комиссаржевскую, величайшую актрису начала ХХ века, называли «чайкой русской сцены» и «солнцем России».
Много зная о ней самой, мы зачастую совершенно упускаем очень интересных людей, которые так или иначе очень многое значили не только в жизни актрисы, но и были сами по себе людьми незаурядными.
Сама по себе - завидная партия, девятнадцатилетняя Вера остановила свой выбор на самом блестящем кандидате в женихи - графе Муравьеве.
Граф Владимир Муравьев был красив, обаятелен и талантлив – он был неплохим художником-пейзажистом и в то время обучался в Академии художеств.
В 1883 году сыграли свадьбу. Вера обожала своего мужа. Но счастье, как это часто бывает, оказалось непрочным.
Вскоре после свадьбы выяснилось, что Владимир не был создан для семейной жизни. Навязчивая опека и избыточная любовь жены его раздражала.
Он пил, устраивал скандалы, постепенно отдалялся от Веры, перестал с ней разговаривать – а ведь их разговоры о жизни, об искусстве значили для нее очень много.
Однажды Владимир заявил ей в сердцах: «Да что ты понимаешь в искусстве? Наводи красоту в гостиной, занимайся своими туалетами – что тебе еще?»
Владимир Леонидович Муравьев был сыном герольдмейстера Леонида Михайловича и его второй жены Софьи Николаевны Оржицкой — внук графа Михаила Николаевича Муравьёва-Виленского, получившего свой титул за подавление восстания в Польше. Брат российского государственного деятеля начала XX века Николая Леонидовича Муравьёва.
Владимир Муравьев отринул блестящие карьерные перспективы ради служения искусству.
Он в 1881 году бросил Пажеский корпус и записался вольноприходящим учеником в петербургскую Академию художеств.
Муравьев посещал пейзажный класс, которым официально руководил Михаил Клодт – правда, в те годы Клодт по состоянию здоровья уже осуществлял свое руководство лишь номинально, и Муравьев сам искал себе учителей среди признанных в те годы художников-пейзажистов.
Возможно, он посещал сеансы К.Я. Крыжицкого, хотя никаких данных об этом не сохранилось.
Не испытывая нужды в средствах, Муравьев вел жизнь гуляки и повесы, ни в чем себе не отказывая. Он с детства обожал охоту и отдавал своему увлечению все свободное от гулянок время. Женился он на Вере Комиссаржевской, еще состоя учеником Академии, еще не получив ни признания, ни более-менее нормального образования.
(слева Надежда Фёдоровна Комиссаржевская-Скарская — русская и советская актриса театра и кино, театральный режиссёр, театральный деятель. Заслуженная артистка РСФСР.)
В жене он хотел обрести обыкновенную светскую супругу: красивую, скромную, занимающуюся домом и детьми, пока муж ведет светскую жизнь.
Однако Вера Федоровна мыслила свой брак по-иному: она искренне собиралась служить искусству в лице мужа, собиралась сопровождать его на этюдах, вдохновлять и советовать, а он искренне был убежден, что женщине в искусстве, как и на охоте, не место.
Жена упрекала его в том, что он готов ради очередной гулянки бросить незаконченную картину, «предать искусство ради праздности» - то, что она ненавидела всю оставшуюся жизнь.
Естественно, что уже скоро этот брак дал трещину величиной с Великий каньон: Муравьев сошелся с сестрой Веры Федоровны Надеждой, прижил с нею ребенка и в итоге тайно обвенчался с нею в 1885 году. Впрочем, через пять лет распался и этот брак.
Надежда Комиссаржевская и Муравьев с Верой Федоровной Комиссаржевской
Вера Федоровна
Своеобразным итогом расставания с Верой Федоровной стала первая картина Муравьева на выставке. В это же время Муравьев находит себе нового кумира – пейзажиста Юлия Клевера.
В свое время он бросил Академию художеств, поскольку считал, что там его ничему не смогут научить, и быстро добился успеха – в том числе и коммерческого – своими пейзажами, в которых сочетал виртуозную технику и новые сюжеты: природа Крайнего Севера, сказочные зимние пейзажи и особенно прославившие автора лесные закаты.
Ю.Ю. Клевер. Лесорубы возвращаются домой
Муравьев настолько преклонялся перед Клевером, что даже работал, как его кумир: ставил рядом с мольбертом бутылку вина и бутерброд (правда, Клевер предпочитал коньяк).
Муравьев писал не только закаты «в духе Клевера», но и разработал собственную нишу - сцены охоты, полные романтики и глубокого знания охотничьих премудростей и повадок животных.
Недаром его поклонниками были в основном представители дворянской верхушки, так же отдававшие дань этому увлечению, вплоть до царской семьи.
Интерьер Аничкова дворца
Сюжетные работы графа Муравьева были разнообразны. Он посвятил свое творчество русскому лесу, в котором главное место занимает зимний пейзаж. В изображении заснеженных сосен, елей, берез, одиноких хижин, есть особая живописность и сокровенная тайна.
Каждый художник по своему пишет снег, добиваясь подвижности, мягкости и рыхлости его фактуры. Внимание зрителя привлекала искренность и профессиональное мастерство Муравьева.
Можно подолгу стоять у работ гения, любуясь сказочной красотой леса и его обитателей. Возможно, что именно в зимнем пейзаже художнику удавалось ярче всего подчеркнуть цветовой контраст, выразить напряженность цветового аккорда.
Его сказочные романтические пейзажи населяли лоси, медведи, куропатки и глухари, лисы, зайцы. В них есть и трогательность, и образность и внутренняя гармония. Муравьев сам был заядлым охотником, знал все тонкости этого дела и великолепно изучил повадки зверей и птиц.
В его картинах есть некоторый театральный мотив, больше всего проявляющийся в композиции картин, которые всегда выверены и точны. Стволы деревьев выполняют условную роль - кулис, а в центре холста – главный герой.
Одним из известных мотивов Муравьева стал пейзаж с лосем на фоне зимнего леса, заката или на берегу реки. Художник подчеркивает все достоинства этого горделивого животного, одновременно любуясь его грацией и грозной силой.
Такие пейзажи преисполнены торжеством и эмоциональным подъемом, который передается от художника к публике. Муравьев работал в технике масляной живописи, а на рубеже XIX- XX веков увлекся смешанной техникой, использовал акварель, гуашь, белила.
Творческая биография Муравьева не знала взлетов и падений, не увлекался он и новомодными течениями. Даже после 1917 года Муравьев продолжал писать тетеревиные тока и медвежьи охоты, лишь сменив подпись с «Графъ Муравьевъ» на просто «Муравьев», да возводя свой род не к укротителю Польши, а к известному декабристу.
Во время гражданской войны он оказался в Ростове-на-Дону, где Климент Ворошилов, сам страстный охотник, устроил его художником в красноармейскую военную часть. В 1922 году он работал в Драматическом театре, однако из-за не востребованности и отсутствия перспектив он постепенно опустился, начал пить, за бесценок продавал свои картины на ростовском рынке.
открытка
Муравьев скончался в 1940 году, почти полностью забытый.
Его имя упоминали лишь в связи с Верой Комиссаржевской и только как «отъявленного негодяя» - однако как не вяжется с этим определением оскорбленной женщины светлый и поэтический мир его картин…
"Лето - Утки на реке, 1914"
Творчество графа Муравьева, популярное сегодня, занимает одну из увлекательных страниц в истории русского искусства. Его работы узнаваемы и высоко оценены коллекционерами, они хранятся в музеях и частных собраниях.
Работы Владимира Леонидовича Муравьёффа неоднократно выставлялись на аукционах по цене от 890 до 20 159 долларов.
С 2013 года рекордная цена на этого художника на аукционе составляет 20 159 долларов США за картину выше "Лето - Утки на реке, 1914"/"Summer - Ducks On The River", проданную в 2013 году в Доротеуме в Вене.
Можно упорно отказывать художнику в профессионализме, свойственном настоящим художникам, называть зверей с его картин застывшими скульптурами. Можно до бесконечности обвинять Муравьева в распутном образе жизни и полностью оправдывать его жен.
Можно без конца подчеркивать тот факт, что Муравьев так и не был удостоен художественных званий.
Единственное, что остается непреложной истиной, — картины Муравьева всегда наполнены восторженным чувством искренней любви к родной природе.
Может быть, именно поэтому открытки с репродукциями его картин пользуются неизменным успехом у филокартистов.
открытка
открытки
открытка
Источник текста: http://www.ebftour.ru/articles.htm?id=1241
Рубрики: | природа |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |