Иерусалим расцветает |
Метки: стишата |
Всенощное бдение в Хозевитском монастыре: фото, видео, размышления |
Минувшей ночью группа Горненских сестер и трудниц поехала в паломничество в монастырь прпп. Иоанна и Георгия Хозевитов в Вади Кельт, части Иудейской пустыни. Обитель древняя — еще в первой четверти V века здесь была лавра; потом устройство монастыря менялось; в начале VII века сюда нагрянули персы, оставив нескольких преподобномучеников и запустение; потом была эпоха крестоносцев, и лишь в конце XIX века сюда вернулись греческие монахи. Сейчас они тут и живут.
Добираться до монастыря довольно легко (вниз от дороги в ущелье, к Кедронскому потоку), а вот обратно — посложнее (то же самое, только вверх). Впрочем, когда мы шли обратно, солнце еще только-только восходило, так что мы в жару не попали и поднялись минут за двадцать.
21 января — день памяти святого Георгия Хозевита, и ночью здесь служат Всенощное бдение, которое возглавляет Иерусалимский Патриарх. Это очень необычная служба, не похожая ни на что, к чему привык русский прихожанин и даже, пожалуй, паломник.
Служба эта длится очень долго. Мы приехали около 22.00, и уже пели акафист. Потом началась Великая Вечерня, а в самый разгар утрени... Патриарх пошел отдыхать. И это не от слабости, так задумано (сейчас объясню).
Тем временем, хор продолжал петь, сохранялась продуманная драматургия, но это была затянувшаяся пауза в уставном богослужении.
Часа через два с половиной Блаженнейший Феофил вернулся, завершил утреню (особый акцент на Великом славословии) и совершил Литургию, по окончании которой паломников угостили овощами, рыбой, бананами и вином, и мы пошли на выход. Когда мы вернулись к дороге, где стоял наш минивэн с очень рассерженным водителем, ожидавшим нас часа на три раньше, было уже около семи утра.
Я тут выше написала слово «драматургия», и неспроста. Она начинается еще с дороги. То ли братия, то ли прихожане и паломники (греки и православные арабы), то ли живущие в пустыне и помогающие монахам по хозяйству бедуины расставили вдоль тропинки свечи.
Зимняя пустыня — это само по себе великолепное представление силы и мощи Божьего мира. Пока ты на самом верху, у дороги, ты погружен в тишину, сближающую тебя со всякой мистикой, типа Божественного мрака и исихии, но постепенно это молчание наполняется жизнью. Поют какие-то насекомые, типа цикад, и птицы, шумит Кедронский поток, шелестят деревья уже ближе к входу в обитель... Думаю, для древнего монаха это было напоминанием о том, что с Богом человек не одинок, просто не может быть одинок — он призван к существованию в едином хоре с Его творением, миром видимым и — да! — невидимым.
Наконец, входим в монастырь. Уже от ворот слышен хор. Византийский распев, как и наше знаменное пение, конечно, более медитативно, чем партес и даже обиход. Если до этого мы внимали гимнам, воспеваемым Богу Его творением, то теперь мы сами приглашены в это торжество восхваления Творца.
Богослужение устроено так, что в его восприятие включены все органы чувств — кроме, пожалуй, вкуса, но я бы и чайник с кофе для паломников отнесла к части богослужения. Говорю это не для красного словца: такая длинная служба в принципе не предполагает, что все восемь-десять часов все люди будут стоять на месте. В это время кто-то готовит трапезу, кто-то пьет кофе, кто-то спит (причем сами монахи показывают: присядь в стасидию, подреми), кто-то тянет четки; в ризнице складывают облачения; в пещерном храме читают личное правило и отдыхают. Главное, что вся жизнь монастыря оказывается в контексте происходящего в храме. Своего рода тренинг христианской жизни: когда все, чем ты занимаешься, проходит перед очами Божьими. В любой момент ты готов оставить все и погрузиться в общую церковную молитву — восхваляющую и в пределе (в Литургии) — Евхаристическую.
(Правда, с непривычки я проспала серьезный такой кусок Литургии. :( )
Служба совершалась в основном на греческом языке, иногда переходили на арабский; несколько раз звучали возгласы и песнопения на румынском. На этих трех языках пели Символ Веры и Отче наш. Русских и украинских священников в этот раз не было, так что по-церковнославянски была только одна ектения. Но мы не в обиде: в целом все было понятно и так.
В общем, переживания очень сильные. Погружение в феноменологию мистического опыта, так сказать.
Метки: Святая Земля монашество |
Отрывок с концерта шакалов |
Метки: зверюшки Иерусалим |
Несение культуры в массы |
Метки: поэзия Иерусалим Горненский музыка |
Почти Рождество |
Метки: Святая Земля |
Русский участок в Яффе |
Метки: Израиль |
Без заголовка |
Метки: игрушки |
Немного о логике и вере |
Метки: философия религиозный фанатизм |
Просто так |
Метки: Иерусалим монастыри личное |
Иде в Горняя со тщанием… |
Метки: Иерусалим |
Первые дни в Горненской обители |
Метки: Иерусалим монастыри |
Ночь у Гроба Господня |
Вчера утром я прилетела в Тель-Авив, аэропорт Бен-Гурион, где мою попутчицу и меня подобрали сестры Горненского монастыря. И мы направились в Иерусалим. В первый день нам дали отдохнуть, а вечером моя любимая тетушка м. Маргарита обрадовала меня, что одна сестра с двумя трудницами едут на ночную Литургию на Гроб Господень и могут взять с собой меня.
Ура-ура, сказала я, и мы выдвинулись. Честно, правда, признаюсь, на службе я спала стоя, так что записки пока не все прочитала. (Кстати, хочу сказать, что, кажется, почтабанковский ЮнионПэй тут тоже не работает, так что пожертвования на проживание меня, любимой, теряют смысл, а вот имена для поминовения присылайте. Я еще выясню, работает ли ЗолотаяКорона — вроде, летом была — но в целом я планирую жить на полном иждивении Горненской обители.)
Перед Литургией прошлись, конечно, по святыням и по всем приделам. Один меня очень порадовал еще летом, но тогда забыла рассказать.
Я начинала ездить в Иерусалим в начале двухтысячных. Среди многих святынь Иерусалима особенной любовью и почитанием пользовалась икона Божией Матери «Скорбящая», находившаяся в приделе Уз Христовых (не уверена, что он называется именно так). Рассказывали, что Богородица смотрит на каждого молящегося по-своему, кому-то улыбается, на кого-то глядит строго, открывает и закрывает глаза. Я и сама замечала, как меняется Ее взгляд. А в Великую Субботу мы видели возле нее нежное сияние. Возможно, именно так и должен выглядеть тот самый Благодатный огонь.
Может, это было в неофитском задоре. Но свет этот сохранился в душе.
Тогда это был самый закопченный уголок храма, очень грязный и темный, разобрать другие изображения в нем было невозможно, а эту икону приходилось рассматривать, поднося свечку к решетке, за которой она находилась.
Сейчас в храме Гроба Господня идут реставрационные работы, и я очень рада, что затронули они и этот придел.
Стало красиво и уютно. Чудес, правда, тут больше не видно. Ну что ж, приходит время взрослеть, когда эти подпорки больше не нужны. Нужен Христос, потому что только Он — тот Хлеб, Которым можно насытиться.
Метки: Иерусалим |
Чемодан, вокзал, Израиль |
Метки: личное путешествия Израиль |
Святая Земля все ближе… |
Метки: монастыри личное Израиль |
Библия на якутском |
А мы несмотря ни на что продолжаем работать. Наша прекрасная переводчица Саргылана Леонтьева (сотрудница Института перевода Библии много лет, с Десницким друг другу приветы передают периодически) закончила перевод книг Бытия и Исхода.
Недавно вышли обе в том самом ИПБ.
Кто тюркские языки знает, может полистать.
А любимым эвенам везем двуязычные молитвословы (церковнославянско-якутские) и притчи евангельские на эвенском. И сто килограммов брезента.
Очень волнуюсь, потому что в этом районе еще никаких миссионеров не бывало. Будем стараться основать приход. Пожелайте нам помощи Божией.
Метки: Якутия Библия миссия |
Что нового у меня и в мире |
Метки: личное размышлизмы |
И снова в поход труба нас зовет! |
Причем труба архангела. Завтра новый вылет в Верхоянский улус, из Верхоянска будем на лодках много часов добираться в отдаленные поселки.
Наверное, самое крутое, что может случиться с верующим человеком — участие в серьезных миссионерских поездках. Не в том даже дело, что ты можешь что-то дать другим — дать Себя может только Христос, просто пользуясь твоими руками. Дело в том, что ты получаешь. Ты получаешь удивительных людей, которые разговаривают вполголоса, называют медведя хозяином, ездят на древних УАЗиках, потому что так удобнее, а некоторые (как мои любимые эвены) живут в походно-полевых условиях, без электричества и — аллилуия! — без телевизора; ты получаешь загадочную природу, населенную — населенную, не спорьте! — духами и сусликами; ты получаешь огромное небо — и все это твое навсегда.
«И я говорю: спасибо за эту радость» (с).
Метки: красота миссия размышлизмы |
Я зола |
Метки: стишата |
Попрошайка на миссию |
Метки: благия намерения миссия |