Прилетели из Арктики |
Метки: Якутия |
Канон |
Метки: стишата |
Мирный супчик |
Сил рефлексировать нет никаких, да и небезопасно это в нынешних условиях. Мой вклад в дело борьбы за мир — пацифик на сумке, на большее кишка тонка, уж простите.
Поэтому давайте о чем-нибудь мирном и тихом напишу. Например, про еду.
В Якутии Великим Постом, как известно, едят рыбу. Просто потому что у нас это самая простая и доступная еда. Особенно у миссионеров. Вот мы съездили в Саскылах в ноябре, и нам подарили 20 кг чира — это ценная промысловая белая рыба, речная, водится на Крайнем Севере. Кажется, я про нее когда-то уже рассказывала, но чира много не бывает.
Вообще, из-за того что он ценный, на его вылов существуют определенные нормы. И людей за их превышение нещадно штрафует Рыбнадзор, который следит за этим аж с коптеров. Как выживать людям в Арктике, где яйца, к примеру, стоят 450 рублей за десяток, а зарплаты — ну, допустим, московские, но среднемосковские, а цены — сами видите, так вот, как выживать в Арктике — не совсем понятно. Кстати, и на сбор ягод существует налог.
Как-то я общалась с одной рыбачкой, официальной, с лицензией на вылов 150, что ли, тонн ценной рыбы в год, и она говорит, что это нормы совершенно бестолковые, потому что рыбы вполне достаточно. Да и вообще, КМНС, например, не настолько многочисленны, чтобы нанести урон рыбным запасам нашей бескрайней Родины.
Тут я умолкаю, потому что дальше непременно возникнет разговор о том, какие народы нуждаются в спасении и от чего. Лучше расскажу про суп.
Итак, нам подарили 20 кг рыбы, мы ее потихоньку ели, но тут пришла весна. Надо сказать, что у нас с Кирой есть холодильник, но морозилка в нем маленькая, поэтому такие обширные запасы мы храним в мешочках на внешних подоконниках. Весной же температура еще минусовая, но на солнце все уже начинает подтекать. Конечно, не фатально: к вечеру слегка оттаявшая рыба снова замерзает, — но есть перемороженную по третьему разу рыбу — такое себе удовольствие.
Поэтому частично мы ее раздали, а частично стали готовить. Получилась вот такая еда.
Вообще из чира получается идеальная уха. Крупно порезанная рыба, соль, перец горошком, лавровый лист, морковь, лук. Все. Картошку можно покидать, но чисто для сытности. Настоящая уха без нее отлично обходится.
Я изначально хотела не уху, а просто вареную рыбу, но, во-первых, рыбы оказалось многовато, а во-вторых, не выливать же бульон. Я его поставила в холодильник и, когда основное блюдо было съедено, решила заправить вышеуказанными овощами, а из оставшейся свежей рыбы сделать тефтельки.
Получилось невероятно! У чира есть один-единственный недостаток — специфический речной запах. Собственно, я бы даже недостатком это не назвала — особенность на любителя. В фарше этой особенности не остается. Получается нежнейшая диетическая еда, от которой бы даже традиционно ненавидящие рыбу дети не отказались.
Вывод из этой истории следующий: северный миссионер от голода не умрет!
Метки: еда Арктика агрессивное миссионерство |
Шизопатриотизм |
«Царьград» пробивает дно. Придумали обоснование полусвастике — латинской Зю. Оказывается, это буква «Zемля» — вот это откровение! Но прекрасно не это, прекрасно дальнейшее:
Буква Z была девятой в древнеславянском алфавите. Она до сих пор используется в нашей стране в церковно-славянской азбуке. Называется эта буква "земля". Из нашей же гражданской азбуки Z была давно уже выброшена, ведь эта буква была настоящей защитой от тёмных сил.
О том, что буква Z - защитный символ славян, говорит уже само её написание. Верхняя черта отчёркивает Небо, нижняя - Землю. Диагональная черта перечёркивает пространство между Небом и Землёй, закрывая проход для тёмной силы. Неудивительно, что именно "Землю" силы тьмы выбросили из нашего алфавита.
Приобщиться к древней славянской премудрости тут.
Любовь к оккультизму и доморощенной мистике — вообще один из признаков тоталитарных режимов (не будем показывать пальцами, но проверочное слово «Гитлер»). Радует, что эту бредятину пока не на Первом канале пиарят. Но само появление такого толкования говорит о многом. В первую очередь — о качестве мозгов идеологов с «Царьграда», но и о том, что это же могут скушать хотя бы некоторые.
А это как раз печалит.
Метки: идиоты |
Верните человека! |
Метки: Украина война журналистика |
Читаю историю Русской Церкви прот. В. Цыпина |
Метки: Церковь книги |
Не-Прощёное воскресенье |
Метки: Православие |
Рефлексия |
Метки: христианство война личное размышлизмы |
Ещё стишок |
Метки: война стишата |
Чтение на ночь |
Метки: литература |
Колыбельная для Бога |
Метки: стишата |
Актуальный Льюис |
Метки: христианство размышлизмы |
—- |
Метки: стишата |
Читая Арндта: о духовном кризисе |
Отец Петр (Мещеринов) прекрасный переводит немецких классиков аскетической мысли, и сейчас я читаю Арндта, которого святитель Тихон Задонский рекомендовал читать наряду с Евангелием.
У него интересная мысль о духовном опустошении. Бывает момент, когда Господь перестает отвечать. Ну или ты перестаешь слышать — в данном случае не роляет. Главное, что от этого очень, просто адски плохо.
Арндт предлагает это просто пережить. Само страдание по этому поводу, иссохшая душа, страдающая от своей сухости — это уже молитва, это уже несение данного Богом креста. Мистик идет дальше и пишет, что даже ропот в этот период, даже переходящий в кощунственное обвинение Бога, является частью молитвы, подобно взываниям Иова.
Надо обдумать и переварить эту мысль. Мне кажется, она очень утешительна для человека, наблюдающего разрыв связи со Всевышним.
Метки: духовная жизнь аскеза христианство книги |
Будни грантоеда |
Вернее, пока еще грантоискателя.
Мне, страшно сказать, понравилось работать с грантовыми проектами. Ну то есть он у меня был пока один, но мне реально понравилось. Конечно, все в режиме экстрима, и, боюсь, у меня на голове где-то появилась пара-тройка седых волос: во всяком случае, когда меня накрывал ужас от срыва мероприятий по изначальному плану и риска выплачивать грантовый миллион из собственного кармана, я давала себе честное слово, что БОЛЬШЕ НИКОГДА ПО ДОБРОЙ ВОЛЕ.
Наша прекрасная Анжелика, которая написала этих грантов несколько десятков, из которых каждый третий стал победителем, с шутками и прибаутками меня убедила, что а) конечно, я нормально отчитаюсь даже с сорванными мероприятиями, главное — провести что-то еще и грамотно обосновать, что это это гораздо лучше, чем было задумано, и б) жизнь после гранта есть.
В общем, вчера от суровая «Православная инициатива», которая ест мозги за каждую тысячу рублей (я не шучу: у меня где-то пропала платежка на 825 рублей из миллиона, и меня заставили ее искать!), не только приняла мой отчет, но и поблагодарила за проделанную работу, причем не формально, а прям вот отметив, какая насыщенная работа, какой классный ролик получился, как вообще здорово.
Еще бы не здорово: мы с собой артистов филармонии вывезли натурально в тундру, а там, где у нас произошел срыв, половину поселка обошли своими собственными ногами по тридцатиградусному морозу. А потом еще и библиотеку в аэропорту (к удивлению его работников) создали. Ну и на канал «Спас» попали (вот тут с 26-й минуты).
Короче говоря, я воодушевилась, и пошло поехало: не было у бабы забот, написала баба еще один грант. Уже посерьезнее — не на две поездки, а побольше, с реализацией подольше и с программой понасыщеннее. Не знаю, получим ли, но попробовать стоит.
Вообще, если честно, эти миссионерские поездки на край света, богослужения в маленьких храмах, разговоры о Боге с людьми, которые верят в одухотворенность природы, потому что не верить в нее нельзя в этих условиях — и при этом встреча с Единым Богом у них происходит осознаннее и глубже, чем у многих начитанных городских жителей; встречи с коренными жителями, которые никогда не видели железной дороги, а если и видели, то решили развидеть обратно и уехать сюда, на малую родину, где ничего не происходит, но есть морошка, олени, северное сияние и тишина — это что-то до мурашек настоящее.
Меня довольно часто спрашивают, как мне в Якутии, без Москвы-то, без тусовок. Да ни одна тусовка с этим не сравнится. Всем ресторанам предпочитаю суп из макарон с олениной на первое и макароны с олениной на второе в поселке недалеко от Северного Ледовитого океана, где морковь и гречка стоят, как в Москве ананасы, зато оленина — дешевле курицы, потому что вообще достается бесплатно — взял ружье да пошел в лес. Все ночные клубы мира меркнут перед сине-алой зарей, окружающей горизонт в течение тех нескольких часов, когда мгла почти наступившей полярной ночи чуть-чуть даже не рассеивается — становится менее непрозрачной.
Завидуйте мне по-хорошему. :) Картинка из тундры вам для радости.
Метки: Якутия миссия суровое_якутское_монашество |
Итоги 2021 — планы 2022 |
С Новым годом, дорогие товарищи!
2021 год, по-моему, был еще гаже 2020. Но все-таки и он прошел небесполезно. Мои итоги:
Мои планы на предстоящий год:
Ну и всем желаю сбычи мечт и успешной сдачи проектов в новом, несомненно, замечательном году!
Поздравительная открытка от пресс-службы Якутской епархии.
Метки: Новый Год личное |
Ну очень странный стишок |
Я хочу жить в городе Клаксвуйк (Фарерские острова).
Просто очень красиво звучит: Скандинавия, викинги...
Забываю название, правда, и этим теряю права.
И меня кто-то тоже и так же когда-то из памяти выкинет.
Да вообще — что за Фареры? Где их искать мне?
У меня была твердая тройка по географии.
Что-то датское между Шотландией и Исланди-
ей. Когда-то было норвежским. Так, кажется, правильно.
Я не знаю, что в этом Клаксвуйке есть, кроме футбольной команды,
А футбол не люблю, так что, честно, и это не знаю.
Полагаю лишь, это не мегаполис громадный,
А деревне, где фермеры поднимают над домами фарерское знамя.
Чем меня этот загадочный Клаксвуйк так привлекает?
Эта мокрая, серая Скандинавия? Тот же Питер, но без культуры.
Просто слово такое — зависло между веками,
Между серыми скалами, небом стальным, морем хмурым.
Словно Андерсен сочинил, чтобы вставить в тоскливую датскую сказку.
Клаксвуйк... Клаксвуйк... Тоскливое слово такое...
Слушай: «Клаксвуйк», — совсем не похоже на клекот и ласку...
Между скалами, сталью и солью — почти в пустоте и покое.
Это, наверное, на меня Кирины скандинавские сериалы так влияют. Видела я фотки этого Клаксвуйка — унылейшая деревня, у нас Арктика веселее будет.
Метки: стишата |
Роскошная церковная жизнь |
Метки: еда Якутия Арктика |
Язычник, верю в Иисуса... |
С 26 по 29 ноября ездили в Анабарский улус — там в основном живут долгане и эвенки. Пока грузились в самолет, разговорились с ребятами-артистами, которые летели на поселковый праздник. Позвали их в храм. «Нет, — отвечают, — мы язычники». Мы улыбаемся: «Ну, никогда не поздно!» И тут один парень говорит: «А зачем мне в храм? Я поклоняюсь духам — реке, ветру... А в Иисуса я верю, но не крещен».
Мать Кира попыталась что-то объяснить — не получилось. Обратилась ко мне: «Мати, объясни!» — а я и сама зависла. Я никогда с таким не сталкивалась. Обычно «вдушеверие» — это состояние крещеного, формально православного человека. Или «вера вообще», не во Христа лично. Но что подразумевал наш собеседник под словами: «Я верю в Иисуса»? Верю Ему как мудрому Учителю? Больше, чем Учителю? Симпатизирую Его учению? В какой части...
В тот же день уже в Саскылахе крестили двух детей и одного взрослого юношу. Мне надо было провести экспресс-катехизацию (тут без вариантов — священник приезжает раз в несколько месяцев на несколько дней, крестить с оглашением нереально). Что сказать за десять минут? Что-то эти люди знают, а главное — чувствуют. «Чтоб дите не болело» в Арктике не крестят. Но, очевидно, даже на уровне Символа Веры они христианской догматики не знают.
Попробовала рассказать конкретно о деле Христа: Кто Он, зачем приходил, для чего умер, что значит воскрес. Отталкивалась от того, что мы вообще живем очень тяжелой жизнью: болеем, тоскуем, мучаемся от бытовых проблем, некоторые вот по несколько месяцев солнца не видят. Потом мы умираем, и умирать нам очень не хочется, потому что будущее за гробом весьма туманно (этот концепт северным народам с их совершенно жуткой и безнадежной эсхатологией — пусть попробует кто-нибудь пролепетать что-то про пасторальную жизнь язычников! — хорошо понятен).
А Бог, Творец и Хозяин всего мира, всей природы, населяющих ее (конечно, населяющих) духов, самого человечества — нас жалеет и приходит к нам как человек, чтобы проложить нам дорогу в вечность и сделать нас родными Ему уже здесь.
По-моему, меня поняли, но, кажется, я что-то упускаю в объяснениях. Конечно, эти люди прочитают Евангелие (мы выдали им Евангелие в воскресный день и оставили несколько экземпляров «про запас»), мы еще при случае будем говорить о Символе Веры. Заповедь о любви к ближнему они и так знают и исполняют лучше меня.
Что бы вы еще добавили в мою экспресс-катехизацию?
О длительном оглашении, как я уже сказала, тут речь в принципе не может идти. Священник появляется раз в несколько месяцев, тут даже интернет неустойчивый и далеко не везде. К тому же, эти люди думают преимущественно по-якутски, а некоторые даже по-долгански. Так что катехизируем как сотника Корнилия — быстро, решительно.
Метки: Арктика миссия |
Сухим языком о том же |
В селе Оленек прошли богослужения и миссионерско-просветительские встречи — это если очень кратко.
Самая крутая акция у нас прошла в аэропорту. Самолет немного задерживался, мы переглянулись и пошли в народ. Народ воодушевился. Мы в целом ничего особенного им не впаривали — раздавали книжки на якутском, звали в храм, рассказывали, как у нас здорово, выражали надежду, что когда-нибудь и на эвенкийский переведем побольше.
А самая экстремальная — в деревеньке Харыйалах. Надо было переехать речку Оленек, что мы благополучно и сделали, а потом пройтись по улицам, собирая всех на брачный пир. Но мы не учли одной детали: приближается полярная ночь, когда все уходят в спячку. Я не шучу. Народ в Арктике зимой рано ложится и поздно встает. В выходные еще и, простите, пьет (кстати, я думала, все хуже — оказалось, просто слегка подшофе в воскресенье утром, но в основном люди ходят по улице вполне трезвые). В полдень мы с трудом встретили на улицах несколько человек. Один из них был единственный на всю деревню русский. Остальные по-русски вообще не говорили! Но, кажется, понимали — по крайней мере, выслушав меня, крестились.
Я мечтаю, чтобы Церковь уделяла больше внимания и ресурсов миссии. Тут, кстати, можно и государство привлечь — это для него насущная необходимость. Во-первых, на северах очень неплохо работают заезжие миссионеры протестанты. Приезжали какие-то евангелисты из Америки перед ковидом, например, и не один раз — их-то спонсируют очень неплохо (и молодцы, нам наука). Люди не очень на это ведутся, они считают, что духовная жизнь — дело серьезное, не про танцы и песни.
Но евангелисты — люди умные, они привозят гуманитарную помощь. В местах, где яйца стоят 300 р. за десяток, а овощей не бывает месяцами, это очень разумная стратегия.
Во-вторых, как только с окраин уходит Церковь, там воцаряется совершенно дичайшее язычество — не традиционное, а какой-то угарный нью-эйдж на основе слухов с большой земли. Вообще языческое миропонимание для коренных малочисленных народов Севера — совершенно нормальное явление, они поголовно анимисты, и попробуй не быть анимистом, если от природы зависишь на 98% — 2% оставим на технику, но вряд ли больше, потому что техника тоже зависит от природы. Туман, ветер — самолет не полетит, срочных доставок (лекарств, например). Тепло — река не станет, завоза не будет (мы свой лук и чеснок везли — женщина, которая нам готовила, сказала, что у них с лета только свекла и картошка остались). Экстремальный холод — сиди дома, доедай оленину, на охоту не выйдешь. Сухо летом — ягоды не будет. Волки расплодились — оленей не станет.
И т.д.
Попробуй тут не верить в существование духов.
При этом у типичного представителя КМНС очень рационально устроены мозги — Единый Бог, Который над всеми духами и стихиями и дружелюбен к человеку, представляется им гораздо более удачным Объектом поклонения, если выражаться совсем цинично. Верят они в то же время совершенно по-детски, открыто, ясно, в речи звучит: «Боженька мой дорогой, как я Тебя люблю!», «многие болеют, страшно, конечно — но меня Боженька защитил, я даже не заметила, только по анализам узнала», «мы прививаемся, но не только же прививка — Боженька спасает!» — и в этом нет ни панибратства, ни поверхностности. Как только исчезнет христианство в их культуре, они останутся один на один со своими духами, и общаться они с ними будут так, как научат более образованные городские. А это, простите еще раз за цинизм, отличная почва для развития сепаратизма. Так что государству миссионерская работа Церкви была бы очень полезна.
Кстати, христианство жители Арктики понимают как своеобразную свободу от сложного ритуала — ритуал сохраняется как раз в рецидивно-языческом виде (огонь покормить, речку, солнце поприветствовать). Богослужение для них тоже просто и понятно: это, в первую очередь, слова, обращенные к Богу. Поэтому, в-третьих, про язык богослужения.
Не знаю я, обязательно ли переводить на русский, но на языки КМНС очень даже стоит. Конечно, родного языка там почти никто не знает — в советские годы дружба народов понималась на местах очень своеобразно, и тот же эвенкийский фактически запретили. Эвенки все двуязычные, более родной — якутский. Поэтому молитвословы на якутском расхватали моментально, новый перевод Руфи и Есфири тоже.
Сейчас государство старается коренные народы поддерживать, языки тоже — в национальных улусах в школах стали учить эвенкийский. Дайте нам — снова прошу прощения за цинизм! — денег на оплату специалистов, и мы займемся переводом богослужению на тот же эвенкийский! Я помню, какой восторг вызвали несколько экземпляров «детской» Библии на долганском в соседнем улусе! Долганский язык почти забыт, его сейчас с трудом вспоминают. Библия на долганском — это просто сокровище для тамошних жителей.
Короче, все, как обычно. Миссия, опять же, как говорил классик, ЫНИМА, только дайте денег. Ни одна епархия самостоятельно это не потянет. На всякий случай: даже этот проект, где основные затраты — на перелеты, — на средства гранта. Если кто-то хочет брезгливо наморщить носик на тему «опять РПЦ платить не хочет», то может посмотреть, сколько стоит перелет Якутск — Оленек — Якутск на одного человека — 43 000 (сорок три тысячи) рублей. Якутск — Саскылах — Якутск — 66 000 (шестьдесят шесть тысяч). Епархия, а вообще-то — приходы, это из их отчислений складывается казна, деньги не печатают.
На этой радостной ноте я ухожу готовиться к следующей поездке.
Метки: Церковь Якутия Родина Арктика агрессивное миссионерство |