Прекрасный проект: О том, как мы с 8классниками начали писать единый учебник по истории |
Особого внимания в этой фразе заслуживает слово "единый". Единый – больше, чем единственный. При переводе на иностранные языки это слово может создать некоторые трудности. В нашем школьном и политическом контексте слово "единый" связано с Единой Россией и еще, как это ни комично, c Единым Орфографическим школьным режимом. Вот такое семантическое пространство.
Думаю, каждый президент в глубине души хочет единого учебника по истории. Любая власть хочет контролировать не только настоящее, но и прошедшее. Но можете ли вы представить себе господина Олланда, президента Франции, который выступает с предложением написать единый учебник по истории страны и определить, кем на самом деле был Роланд, племянник Карла – борцом за национальные интересы или прихвостнем арабского халифа? Или госпожу Меркель, германского канцлера, призывающей написать учебник, "проникнутый уважением к каждой странице нашей истории"? Каждый президент хочет иметь свой учебник истории. Но наш заявляет об этом как-то уж очень откровенно и конкретно.
Поставил этот вопрос на обсуждение учеников в 8 классе. Спросил:
- Считаете ли вы, что должен быть единый учебник истории?
- Да-да, конечно! – ответили они. – Учебник должен быть правильный и правдивый, без всякого обмана. Там все должно быть по правде.
Мои восьмиклассники единогласно проголосовали за единый учебник по истории России. Вот пример, который говорит о том, как легко манипулировать людьми, и как слова правды мало чем отличаются от слов лжи. И там, и там слова и буквы одни. Конечно же, нам нужен хороший и правдивый учебник…
Из книжного шкафа в кабинете я вытащил десяток французских учебников по истории. Каждому ученику досталось по экземпляру.
Когда был основан наш лицей, в газете Франц Уест в городе Нанте появилась статья об открытии в Москве революционной школы, где работают по свободным программам, и уроки иногда проходят на улице. После этой статьи я получил от своих французских коллег, преподавателей истории, два контейнера с книгами в подарок.
- О, - сказали дети. – Какие книги! С картинками. Цветные. И текста не очень много… И все разные!
Да, это были десять разных учебников по истории Франции. Что же впечатлило моих восьмиклассников?
Первое – много картинок. Хороших, качественных иллюстраций: средневековые гравюры, фотографии готических соборов, бытовые картины. И второе: текст учебника, как они легко заметили, состоял из двух частей. Наполовину – документы, исторические источники, наполовину – небольшие комментарии к ним. То, что мы, собственно говоря, называем учебным текстом. Вот из чего состоит европейский учебник истории. Треть объема – иллюстрации, треть – документы, и треть – комментарии.
Так родился наш следующий проект. Мы стали составлять учебник. Истории России XIX века. Выбрали одну тему: отмена крепостного права, реформа 1861 года. Начали с того, что стали подбирать источники. Тексты. Речь Александра перед московским дворянством, фрагменты из мемуаров Семенова-Тян-Шанского о реакции дворян на готовящуюся реформу, рескрипт Александра виленскому генерал-губернатору Назимову...
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |