|
Вчера я сделала что-то вроде литературного открытия насчет ромфанта: "женской" романтической фантастики. Я нахожусь в постоянных поисках чего-то хорошенького, новенького и еще не читаного. Снобизмом не старадаю и не считаю, что если произведение имеет романтическую линию и относится к фэнтези, то это обязательно ерунда. И действительно, в ромфанте, даже несмотря на принцев, драконов, оборотней, непобедимых попаданок и другие клише жанра, можно отыскать очень добротные произведения. Но бОльшая часть книг для меня совсем не похожа на "настоящую" литературу. Опять же, речь не о снобизме, а еще о чем-то, чего я долго не могла уловить.
Я задумалась. Почему 90 процентов этих книг не остаются в памяти, даже если бодро начинаются "за здравие"? Было несколько предположений.
1) Бедный словарный запас, стилистические ошибки - да, но нет. Большая часть популярного ромфанта написана на удивление приличным языком.
2) Непродуманные характеры персонажей - вот это ближе. В очень многих книгах этого жанра герои поступают поперек себя: то смелая и решительная героиня начинает тупить и мямлить, то жестокий насильник превращается в примерного семьянина. Да, отсутствие у героев личности - это так себе история. Но тем не менее я знаю много ромфантовских книг, где с личностями у героев все нормально, и все равно на книги они не совсем похожи.
3) Упор на романтическую линию - как ни странно, нет. Вообще не причина. Есть много очень хороших и даже классических произведений, где романтическая линия составляет основу сюжета.
Недавно я снова взялась с большой надеждой читать очередной фантастический роман, где был хороший язык, герои с характерами, кроме любовной линии происходило еще чего-то - и все равно в конце не осталось ощущения книги!
И тут до меня вдруг дошло. Дело оказалось в нарушении композиции и сюжета, которое напрочь разваливало книгу. Если по-научному, это можно назвать срывом кульминации и затянутой развязкой. А если по-простому, то это называется "все слишком хорошо". То есть можно заметить, что действительно серьезные проблемы у героев происходят в самом начале или, дай бог, в середине. А с середины начинается засилье добрых и могучих персонажей. На сторону главных героев с каждой главной встает все больше народу: их семьи, какие-то короли и королевы, могучие волшебники и чуть ли не Темные Властелины. Сами герои к этому времени тоже открывают в себе столько способностей, что это делает их почти имбами. И когда вся эта кодла приходит к несчастным хилым злодеям, которые остаются в явном меньшинстве, то вопрос о том, победят ли герои, не стоит, и таким образом "финальная битва", которая должна быть кульминацией книги, превращается в пшик.
Но, будто этого мало, далее обычно следует штук десять глав, в которых все становится НАСТОЛЬКО хорошо, что аж слезы из глаз. Автор никак не может остановиться, живописуя, как главные герои купаются в счастье, а побочные герои тоже составляют пары, женятся, рожают детей, а в мире угрожающе нарастает справедливость и процветание нечеловеческих масштабов. И начиная с кульминации и заканчивая последней приторной главой можно наблюдать, как доселе живой мир превращается в фанерку.
Короче, теперь у меня есть советы для авторов ромфанта (и для себя, если я буду его писать)
1) Следите, чтобы злодеи мощью или численностью превосходили героев почти до конца книги. В кульминации Читать далее...
|