|
![Пётр Капица в 1930-х годах](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/44/Pyotr_Kapitsa_1930s.jpg)
Будущий нобелевский лауреат родился 130 лет
В 1912 году, после окончания реального училища, Пётр Капица поступает в Петербургский политехнический институт, и вместо «благородных» университетских наук типа юриспруденции или филологии, ему пришлось заниматься электромеханикой. Электромеханика и сегодня одна из интереснейших дисциплин: станки и поезда, электролёты и электробусы, сервомоторы и дроны, и новые устройства и машины появляются чуть не каждый день. А представляете, какое огромное поле для деятельности открывалось, когда только предстояло придумать тысячи машин — от электробритвы до плазменного двигателя!
Преподававший в институте Абрам Фёдорович Иоффе сразу приметил талантливого студента и привлёк его к работе в своей лаборатории. Иоффе — ученик Рентгена, убеждённый марксист и патриот России, отклонивший ряд предложений ведущих физиков мира работать за границей.
Начало Первой мировой войны петербургский студент-второкурсник Пётр Капица встречает в Шотландии. Неожиданно? Но всё легко объяснимо. Первый русский ледокол «Ермак» строился в Ньюкасле, где его первый капитан Михаил Петрович Васильев контролировал ход строительства. Инженер-полковник Леонид Капица был близко знаком с ним по морским кронштадтским делам, и они дружили семьями. М.П. Васильев погиб вместе с адмиралом Макаровым на броненосце «Петропавловск» во время Русско-японской войны. А его вдова, у которой сохранились дружеские отношения со строителем «Ермака» Т. Милларом, посоветовала студенту для освоения языка провести каникулы у своих английских друзей. Причём бесплатно, студент платил только учителям английского языка.
А ещё одна причина: в это время на другом конце Англии гостила Надя Черносвитова, милая девушка, которая очень нравилась Петру, и они переписывались, собираясь встретиться в Лондоне. Но грянула война, и Пётр рванулся в Россию. Читать далее...
|