-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в dead_art

 -Цитатник

Песня про зайцев. То есть притча про белок. Или как волны времени шуршат по пескам нашей памяти. - (2)

Помогающая белка Много лет назад мы с женой гуляли в лесу, и там были белки. Они шустро перебе...

вид на глобальную Железную дорогу или из жизни часовых механизмов - (0)

        Велимир Хлебников Если я обращу человечество в часы И покажу, как стрелка столетия дви...

психологический дискурс - (8)

Аналог "состоявшегося взрослого". Ребёнок производит впечатление "совершенно состоявшегося ребенк...

Ещё одна «расшифровка». Ну, за 22 апреля! - (0)

Наши шевроны Ссылка

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) ANGARSK ediline
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) ANGARSK

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.08.2003
Записей: 2012
Комментариев: 5152
Написано: 13581


Дуэль поэту...

+ в цитатник

Cообщение скрыто для удобства комментирования.
Прочитать сообщение


Юрий_Мишенев   обратиться по имени Пятница, 20 Февраля 2015 г. 20:05 (ссылка)
dead_art, а што, интересно, было такое в истории? поэт-дуэлянт - не убитый, а наоборот?
Ответить С цитатой В цитатник
dead_art   обратиться по имени Суббота, 21 Февраля 2015 г. 00:06 (ссылка)
Юрий_Мишенев, лично мне думается, что романтизированный образ поэта-дуэлянта — это такой чисто русский лубок, являющийся, наверное, отпечатком историй смерти двух «главных» поэтов на русской лит-культуре, а так — ничего особенного. Но стало тоже интересно, и вот, обнаружил список дуэльных кончин, и там буквально на втором месте:

«Габриель Спенсер, Gabriel Spenser (1598). Английский актер.
Убит 22 сентября 1598 года в районе "Hogsden Fields" (ныне часть Hoxton) на дуэли с английским поэтом Беном Джонсоном
(Бэн Джонсон, Бенджамин Джонсон, Ben Jonson; 1572—1637, английский поэт и драматург, теоретик драмы), который за это убийство был осужден и попал на год в тюрьму.»

Таким образом, как минимум, один случай, когда поэт благополучно убил соперника на дуэли, в истории есть; и что особо знаменательно, поэт после дуэли жил дольше, чем до.

Если же говорить о ситуации, когда просто стрелялся, но не пострадал, хотя и сам не убил, такого, наверное, вообще, море, один Пушкин, по результатам быстрого гуглежа, инициировал дуэль 29 раз, большинство из дуэлей не состоялись, но некоторые состоялись, и на некоторых он даже стрелял, Лермонтов на первой своей дуэли — стрелял, но стрелял сознательно мимо, чем особо оскорбил соперника. А уж поединок двух поэтов — Волошина и Гумилёва — это, вообще, пиеса в жанре фарса:

http://www.aif.ru/culture/art/1396904
«5 декабря 1909 года, на Чёрной речке в Петербурге состоялась дуэль между Николаем Гумилёвым и Максимилианом Волошиным. Никто из поэтов не пострадал, но дуэль тем не менее вошла в российскую историю поединков из-за своего комичного повода.
Как-то, сидя за чашкой чая, два добрых друга Максимилиан Волошин и Елизавета Дмитриева задумали позабавить публику. Они написали несколько поэтических произведений и опубликовали их под именем испанки Черубины де Габриак. Публика была в восторге, она не только требовала продолжения, но и хотела лицезреть прекрасную поэтессу. Но таинственная испанка не спешила показываться свету, она лишь продолжала публиковать свои произведения, которые публика ждала с нетерпением. Особо нетерпелив был поэт Николай Гумилёв - он заочно влюбился в незнакомку, искал встречи с ней, обивал пороги редакции… Волошин и Дмитриева в конце концов смилостивились над товарищем и раскрыли карты. Реакция Гумилёва оказалась непредсказуемой. Он устроил истерику и вызвал Волошина на дуэль. Местом дуэли была выбрана та самая Чёрная речка, где стрелялись Пушкин и Дантес. Николай Гумилёв был уверен, что расправится с противником, Волошин же был испуган и хотел помириться. По дороге к Чёрной речке он потерял калошу и в итоге сильно опоздал. На его счастье, Гумилёв был настолько зол из-за опоздания соперника, что у него от ярости тряслись руки, поэтому пуля пролетела мимо. Волошин в ответ выстрелил в небо.»
http://gumilev.ru/about/77/
«Дуэль Волошина и Гумилева состоялась на берегу Черной речки 22 ноября 1909 года. Разумеется, у каждого из противников были секунданты. Имя секунданта Гумилева почему-то не упоминается в публикации Давидзон. А вот секундантом Волошина был… граф Алексей Николаевич Толстой, сотворивший «Петра I», «Хождение по мукам», «Гиперболоид инженера Гарина» и др.
Да, более чем странной эту дуэль не назовешь. Во-первых, оба дуэлянта запоздали к месту поединка. Гумилев отправился на дуэль в собственной машине. И одет был по-барски: в дорогой шубе и цилиндре. Его машина застряла в снегу. Во-вторых, Волошин, ехавший на обыкновенном извозчике, тоже застрял в сугробе и решил идти пешком к месту дуэли, но по дороге потерял калошу. Без нее стреляться не хотел. Секунданты бросились искать Волошинскую калошу. Наконец, пропажа обнаружена и возвращена владельцу.
Граф Толстой отсчитал шаги, разделявшие дуэлянтов. Бесстрашный Гумилев сбросил с плеч шубу. Остался в смокинге и цилиндре. Напротив стоял растерянный Волошин в шубе без шапки, но в калошах. В глазах его были слезы, а руки дрожали. Толстой стал отсчитывать роковые секунды: раз… два… три…
Раздался выстрел. Гумилев промахнулся. У Волошина курок дал осечку. Гумилев крикнул: «Стреляйте еще раз». И снова выстрела не последовало. Гумилев потребовал третьего выстрела. Секунданты возразили: это не по правилам. Впоследствии Волошин признался, что не умел стрелять.
Короче говоря, дуэль завершилась без кровопролития»

А уж все эти бесконечные дуэли офицеров, генералов, графов, камеров-юнкеров, виконтов, инфантов итп, среди этого всего что-нибудь наверняка найдётся. Наверняка же, среди аристократов (особенно, (около)военных и всякой «золотой молодёжи»), а также, причисленных и причислявших себя к таковым найдутся такие, которые удосужились в жизни написать по паре-тройке стихотворений...
...

PS-upd1: Всё же, мера пренебрежения к фактам в угоду красному словцу у деятелей от изящной словесности — даже не удивляет. Один пишет, что Гумилёв не попал, ибо был ну так зол, так зол, что аж руки тряслись, несмотря на чин офицера, другой пишет, в пистолет зарядили двойную порцию пороха, ввиду чего попасть стало нереально, третий пишет, что Волошин не попал, четвёртый — что не выстрелил из-за осечки, пятый — что стрелял в воздух, ещё кто-то — что псевдоним Черубины де Габриак придуман для реальной гражданочки, кто-то — что для воображаемого персонажа, ещё — что Гумилёв якобы «обивал пороги редакций», хотя он, вообще-то, был известным литератором и критиком своего времени и был, будучи дворянином, вхож не только в редакции, но и в «элиты», да и сам, вообще-то, был редактором журнала, в котором публиковалась эта самая Черубина. Да он — двери пинком открывал в эти редакции, причём с любой стороны, какое там пороги обивать… Однако, ради красного словца биографам-летописцам грех не приврать…

PS-upd2: Но вот мне всё-таки интересно, какая машина была у Николая Гумилёва в 1909 году… И где и как он её взял… И кто и как и чем её обслуживал…

PS-upd3: А уж так называемые «поэтические дуэли» — распространены и популярны в наши дни, и видимо, это считается некой формой искусства.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку