Когда человек уже умеет говорить, перед ним встает потребность поделиться с другими тем, что он знает, либо какими-то планами и фантазиями. Но это не всегда получалось сделать при помощи устной речи: как быть, когда хочется оставить послание следующему поколению? Или своим современникам-сородичам?
Что было первым? Скорее всего, наскальные рисунки. Именно они несли в себе сцены первобытных сражений и охоты, сохраняя важную для художника информацию. Но это, так сказать, летопись событий — а как же “написать письмо” соплеменнику? Решением проблемы стало так называемое предметное письмо. В качестве хорошего примера можно привести насечки на деревьях, обозначающие направление движения, или пучок стрел, символизирующий объявление войны. Словом, это был любой предмет, либо же набор предметов, несущий в себе определенный смысл. Казалось бы, что с течением времени такой вид общения должен был совершенствоваться и становиться проще, однако что-то пошло не так: послания зачастую утрачивали свое истинное значение, так как адресат неверно их расшифровывал. Так получилось с царем Дарием: скифы прислали ему птицу, мышь, лягушку и пучок стрел. На свою беду, царь неправильно истолковал смысл этого послания. Он посчитал, что скифы решили сдаться: мол, мышь означает землю, птица — воздух, лягушка — воду, а стрелы — отказ от дальнейшего сопротивления. На самом деле (и именно так сказал один из мудрецов, окружавших Дария) это “письмо” имело диаметрально противоположное значение: скифы предупреждали своих противников-персов, что если те не улетят в небо, как птицы. или не ускачут в болото, как лягушки, или же не зароются в землю, как мыши, то они не смогут вернуться домой — их поразят стрелы бесстрашных кочевников. В итоге так и вышло.