-Цитатник

Всем, всем, всем... (Что такое дизайн и как с ним бороться?) - (10)

Всем, всем, всем... (Что такое дизайн и как с ним бороться?) Наша любимая администрация, специаль...

Без заголовка - (0)

И хочется так верить в чудеса... Художница Susan Rios. Вся живопись здесь Christmas VillageИ хоч...

Луговые травы... Художник Алексей Аникин. - (0)

Луговые травы... Художник Алексей Аникин. Ранее работы художника были здесь Деревенский букет ...

Маленькие симпатичные куклы Елены Кириленко - (0)

Маленькие симпатичные куклы Елены Кириленко Когда смотришь на кукол, созданных талантливой пс...

Обаятельные пушистики художника Льва Бартенева. - (1)

Забудь про печали, забудь про ошибки, зажги на лице озорную улыбку. Обаятельные пушистики художника ...

 -Рубрики

 -Я - фотограф

Фотограф Augusto Peixoto.IrondoomDesign .

Театр мечтыУшедшие днитвоя печаль и дар твойПрирода словаПрирода словаМелодия осениплач сезона

 -Музыкальный плеер



плеер собран приложением V.exeR

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в LiArt

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.07.2013
Записей: 621
Комментариев: 753
Написано: 2286


Места силы. Девяносто девятое – Коряжема

Среда, 09 Октября 2013 г. 07:01 + в цитатник
Путешествия по миру и странам-это здорово,это интересно.Но сейчас хочу рассказать немного о том месте,где я живу,-юг Архангельской области,город Коряжма. Датой основания Коряжмы принято считать 1535 год. Это сейчас он город,а еще совсем не так давно это был просто небольшой поселок городского типа с градообразующим предприятием-Котласским ЦБК. А самое интересное,что город наш находится в 99 месте силы- монастыри всегда строились на сильных местах, они - зримые знаки пространств, о которых в старину говорили: свято место пусто не бывает. Вот и наш город ведет свое начало от Коряжемского Николаевского монастыря.

Коряжма (700x525, 69Kb)
Мой город-Коряжма
Koryazhemsky_Nikolayevsky_Monastery (700x525, 82Kb)
Коряжемский Николаевский монастырь.Действующая церковь.
***
Теперь немного поподробнее:
Место, о котором я собираюсь рассказать, находится недалеко от деревни Третьячихи, километрах в двадцати к югу от города Коряжмы.Но начать придется издалека.
Коряжемский Николаевский монастырь в книге 1909 года издания (700x449, 55Kb)
Иллюстрация из книги 1909 г.Коряжемский Николаевский монастырь.
***

В Комельском лесу на реке Нурме в обители Павла Обнорского,(одом из самых древних, и в прошлом, больших монастырей Русского Севера) жил монах по имени Лонгин. В монастырь он пришел совсем юным и провел на Нурме – считай всю жизнь. Но к старости его стало угнетать это размеренное существование птицы в клетке. Может, это дух вечного странника Павла не давал человеку покоя, не знаю. Но Лонгин все мечтал о девственной дебри. Комельский лес казался ему уже местом обжитым. Да так оно и было в 30-е годы 16-го столетия, когда начиналась эта история. За сто с лишним лет, пролетевших со смерти Павла, здесь возникло немало монастырей.И одним из них был монастырь Корнилия Комельского, основанный в 1497 году
обнорск монастырь (550x401, 30Kb)
Обнорский монастырь
Корнильево-Комельский монастырьг.1497 (700x413, 38Kb)
Корнильево-Комельский монастырь
***

У Корнилия был ученик по имени Симон, родом с Вычегды. Встречаясь изредка с Лонгином, он рассказывал о благодати своих родных мест. Лонгин слушал, загорался, просил: пойдем туда. Симон был и не прочь, но, как видно, имел обязательства перед Корнилием. Друзья смогли тронуться в путь только после того, как тот скончался, в 1537 году.
Путь не близкий. Если по рекам, то под семьсот километров. Сперва на Сухону, по ней – до Великого Устюга, дальше – в Северную Двину, а там поворот на Вычегду, и – вот Сольвычегодск.
Сольвычегодск (700x525, 76Kb)

Это был город на взлете. Великий Аника Строганов действовал с чудовищным размахом. Монахи явились в Сольвычегодск как раз перед тем, как Строгановы получили мандат на бескрайние территории по Каме и Чусовой (1538). Оттуда они начнут экспансию, перенаправят русские пассионарные потоки за Урал. Но это – в будущем. А Сольвычегодск – начало. В 1515 году Аника занялся солью.
введенский строг собор с сол источн (700x525, 171Kb)
В своём родовом гнезде, средневековый олигарх в 1560 году построил Благовещенский собор.
34 (700x465, 40Kb)
Жемчужное озеро

Сохранилось предание, что в XVI-XVII веках в озере, расположенном с северо-восточной стороны Благовещенского собора, Строгановыми было организовано разведение жемчужниц с целью получения собственного жемчуга для украшения икон. Озеро хорошо сохранилось до настоящего времени, оно имеет округлую форму, песчаное дно и отличается чистой и прозрачной водой. Озеро не связано протоками с близлежащей Вычегдой и не затапливается речными водами в половодье. По словам местных жителей, отдельные находки жемчужных раковин в этом озере имели место вплоть до 1960-х годов. Их находили мальчишки во время купания в озере.
***
В 1515 году Аника основал здесь соляной промысел, затем захватил все солеварни в округе, обеспечив могущество всему роду на несколько веков вперед.
Сам Аника вскоре переберется на Каму. Но Сольвычегодск не забудет. В 1560 году начнет строить на берегу Вычегды великолепную Благовещенскую церковь. Его потомки продолжат украшать город, поднявший их...
строгановское баррокко (525x700, 80Kb)
Строгановское барокко
25 (525x700, 76Kb)
27 (525x700, 87Kb)
28 (700x525, 49Kb)
Масштаб и сложность, вычурность и совершенный художественный вкус, изящество и величественность - собор в Сольвычегодске бесподобен. Во всей России (да и в мире!) не так много храмов могут с ним сравниться. В соборе - семиярусный иконостас, сравнимый красотой и сложностью резьбы с самим собором, и иконы строгановской школы

иконостас (464x700, 66Kb)
Существующий иконостас поставлен в 1693 году праправнуком Аники - Григорием Дмитриевичем.
Благовещение в навершии иконостаса (700x465, 66Kb)
Благовещение в навершии иконостаса.
юго-западный световой барабан (700x465, 66Kb)
Юго-западный световой барабан
огненное вознесенье пророка Илии. (700x465, 70Kb)
Огненное вознесение пророка Илии
распятие (700x465, 68Kb)
Распятие
фрагмент композиции Страшный суд. (700x465, 72Kb)
Фрагмент композиции "Страшный суд"
сущ иконостас (464x700, 66Kb)
Слева: царские врата 1570-1590 гг - вклад Никиты Григорьевича. Они украшены прорезными золочеными оловянными накладками с подсвеченным слюдой фоном. Справа: храмовая икона Благовещение.
врата (464x700, 73Kb)
Храмовая икона Благовещение (431x700, 55Kb)
***

5 (650x290, 56Kb)
План Сольвычегодска(1793г.)11 церквей
***
А что же Лонгин с Симоном? Они остановились в Борисоглебском монастыре
Никаких особых красот в Сольвычегодске тогда еще не было, но друзья могли видеть там много диковинного. Того же Анику Строганова, бегущего с высунутым языком по делам. И могли ощутить ритм пробуженного места силы: адский чад варниц, грязь порта, шум торжища, густой матерок кабака. Симон, куда ты привел меня с нашей тихой Нурмы?
Вскоре монахи покинули этот бедлам и отправились вверх по Вычегде.
35 (700x464, 24Kb)
выч (700x348, 44Kb)
Пройдя километров семнадцать, остановились наподалеку от устья Коряжемы (на современных картах – Большая Коряжемка). Отличное было место. Это сейчас в Коряжме крупнейший в Европе целлюлозно-бумажный комбинат, а тогда – Лонгин огляделся и воспарил душой. Это было то, о чем он грезил на Нурме.
Изображение 192 (700x525, 114Kb)

Симон, правда, говорил, что есть и получше места, поглуше… Но старик уже, кажется, не мог идти дальше. Годы. Решил остаться. Симон начал рубить избушку, часовню. Устроив учителя, засобирался в дорогу. Летом 1539 года ушел вверх по Вычегде и, пройдя километров семьдесят, поселился на реке Сойге. Впоследствии там тоже возник монастырь.
Лонгин радовался своему пустынничеству, как дитя. Но недолго. Появились люди. Обычно туземцы гонят отшельников. Зачем им чужой человек? Еще начнет претендовать на их землю. Но этот был явно не из таких. Настоящий божий одуванчик. Пусть живет, ничего. Вот только покоя ему не дали. Нашлись почитатели. Они жаждали наставлений, хотели жить рядом... Бедняга им объяснял: мол, не надо, хочу быть один. А в ответ слышал: отче, давай строить храм, монастырь… В Житии говорится: «Не так думал, не того желал преподобный Лонгин». Да уж точно. Был бы он моложе, бежал бы...
но бежать – уже не было сил. Через полгода после того, как Симон ушел, Лонгин умер.
ник-коряж мон (600x379, 35Kb)
Николо-Коряжемский мужской монастырь
***
Он просил похоронить себя при входе в Никольскую церковь – когда успели построить? – у самого крыльца, чтобы все приходящие попирали его могилу. У русских святых было принято завещать похоронить себя как-нибудь эдак: затоптать тело в болото (Александр Свирский) или бросить на съедение зверям (Нил Сорский). Ученики обычно не выполняли таких пожеланий. А тут, видно, люди простые: схоронили, как велел учитель. И пришлось ему через пятнадцать лет являться заболевшему Устюжскому воеводе, слать его на Коряжему, давать инструкции, где надо копать и куда переносить мощи. Воевода все точно исполнил и сразу же выздоровел. Над местом, где теперь похоронили Лонгина, была построена часовня. А в 1667 году вместо деревянной Никольской церкви была возведена каменная – во имя Благовещения. Могила оказалось внутри нее.
monastyr30 (700x525, 49Kb)
longin_kor_431_80908680556 (431x323, 109Kb)
Преподобный Лонгин Коряжемский
***
Вернемся же к месту силы.
Среди учеников Лонгина был все же один, который понимал его устремление к одиночеству на лоне первозданной природы. Этот человек по имени Христофор печенками чуял, что только человек в пустынном месте может проникнуться богом. И в конце концов именно этому святому удалось реально воплотить пустыннический идеал растворения в океане жизни. Правда – не сразу. Лонгин завещал не спешить покидать монастырь. Лишь через десять лет после смерти учителя Христофор тронулся в путь. Пошел на юг по течению Коряжемы и набрел на удивительное место. Возвышенность средь лесов, звенящая тишь, рой видений и рядом в овражке – родник.
дорогжка (450x651, 140Kb)

купальница (700x393, 128Kb)
источник (604x453, 90Kb)
Этот родник доставил ему много хлопот. Во-первых, оказалось, что он не простой, а целебный, что на него ходят люди, и у них там чуть ли не святилище. А во-вторых, каким-то неведомым образом весть о чудесной воде родника донеслась до Москвы. И царица Анастасия, которая постоянно хворала, захотела испить той воды. Иван Грозный распорядился, чтобы воду доставил лично монах, который живет в месте силы у родника. И пришлось Христофору тащиться в столицу. Вода помогла, и – вот новое наказание: царь Иван отпустил солидные средства на строительство монастыря.
Пришлось строить.
место силы Х.П. (700x524, 47Kb)

Но как только дело было закончено, все – Христофор исчез. Пропал. Растворился в пространствах. То, к чему безуспешно стремились Павел Обнорский, Авраамий Галичский, Лонгин Коряжеский, – удалось Христофору. Как, может быть, и многим другим божим странникам, но о них мы не знаем. А Христофор – он и вот он, и нет его.
Строить мон (395x700, 102Kb)
Поскольку никто не знает, где и когда он умер, разные календари предлагают праздновать Христофорову память в разные дни – 9 мая или 25 июля. Последняя дата загадочна. А первая – день памяти мученика Христофора.
hristoforIkIst_cr (250x616, 54Kb)
Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки. Христофор Коряжемский вполне мог быть назван в честь этого святого, жившего при императоре Декии Траяне. Кинкефал обладал фантастической силой и мощной чудодейственной силой: сухая палка в его руке могла превратиться в цветущую ветвь. Возможно, святого почитали как защитника от заразных болезней и эпидемий. Так, в Великом Новгороде в 1533 году была построена церковь во имя святого Христофора именно во время мора. В Москве одна из эпидемий, прекратившаяся в 1572 году, сопровождалась также построением в Кремле церкви во имя этого святого
Его особо почитали Строгановы, поскольку и сами были проникнуты стихией дикой природы, в которой растворился Христофор.


К началу XX века старая каменная церковь совсем обветшала, и местные жители просили Императорскую Археологическую комиссию о сохранении старой церкви. Церковь не удалось сохранить и на ее месте, была построена в 1907 год новая церковь, освящение состоялось 1(14 нов. ст.) марта. Туда ежегодно, 28 июля, съезжались много богомольцев на праздник иконы Одигитрии; а также в девятую пятницу по Пасхе и сентября 8, в день Рождества Богородицы.
hrist9 (288x384, 23Kb)
Закрыта в советское время, сломана колокольня. Исчезли и стоящие в округе деревни,но сам храм сохранился.
Одигитриевская (700x462, 114Kb)
хр п крест (467x700, 59Kb)

В средине 90х годов XX века Христофорова пустынь стала возрождаться.
Христофорова (700x525, 87Kb)
Начало ее восстановлению положил настоятель Коряжемского храма преподобного Лонгина протоиерей Михаил Яворский.29 июля 2004 года он трагически погиб в автокатастрофе, возвращаясь в свой храм из Христофоровой пустыни.
В данное время сама церковь одета в леса, отремонтированы крыша и купола. Блестят позолотой 6 крестов, приобретенных на пожертвования прихожан. Завезены стройматериалы для возведения колокольни и церковных строений. На месте святого родника воздвигнута часовня с купальней.
ХП (700x525, 191Kb)
источн (452x700, 187Kb)
неизвестная часовня (700x527, 49Kb)
Неизвестная часовня.
студенты восстанавливают храм (700x525, 1076Kb)
Студенты на восстановлении храма.
часовня и купальня (700x322, 62Kb)
Часовня и купальня.
hrist1 (700x559, 58Kb)
Христофорова пустынь вновь приобретает былую известность.
Особенно много народа приезжает сюда в праздник Крещения Господня,чтоб окунуться в прорубь,набрать воды из целебного источника.
pUMeOAQY_Dc (604x453, 75Kb)
1 (670x502, 89Kb)
1 (670x502, 89Kb)
11520-9503b-14180983-m750x740 (650x424, 172Kb)
a2HGXrx6QLw (604x453, 64Kb)
11520-7d874-14181001-m750x740 (650x433, 126Kb)
11520-13b90-14181040-m750x740 (402x550, 88Kb)
Bc9Uv7vPcXc (604x341, 57Kb)
D63nMu6xp8U (604x453, 45Kb)
QnlJfPMqVJs (604x453, 22Kb)
карти Коряжмы (457x484, 304Kb)
места силы Русской равнины (641x700, 667Kb)
Места силы. Девяносто девятое – Коряжма

источники: http://www.peremeny.ru/column/uinfo/Oleg/
http://xn--29-6kcxtnmq9k.xn--p1ai/hram.htm
сайт администрации города.
Рубрики:  ФОТО/Фотопутешествия
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

Matrioshka   обратиться по имени Среда, 09 Октября 2013 г. 13:33 (ссылка)
Спасибо!!! Особенно храмы понравились. Хочется верить, что скоро восстановят разрушенные.
Ответить С цитатой В цитатник
Akmaya   обратиться по имени Среда, 09 Октября 2013 г. 14:00 (ссылка)
Спасибо за прекрасную экскурсию!
187 (320x426, 766Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Khushi24   обратиться по имени Четверг, 10 Октября 2013 г. 12:52 (ссылка)
Очень познавательный пост. Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
LiArt   обратиться по имени Четверг, 10 Октября 2013 г. 19:36 (ссылка)
Спасибо за комментарий и интерес к теме.К счастью-у нас очень здорово помогает в этом вопросе управление комбината и администрация.Но что касается других объектов-в других районах области-там все очень печально...
Ответить С цитатой В цитатник
LiArt   обратиться по имени Четверг, 10 Октября 2013 г. 19:39 (ссылка)
Майечка,очень рада,что понравилось.У нас действительно очень интересная история,и места интересные-а источники с минеральной водой -даже в центре города нашли,и самое удивительное-на территории профилактория)))
Ответить С цитатой В цитатник
LiArt   обратиться по имени Четверг, 10 Октября 2013 г. 19:40 (ссылка)
Очень рада,что понравилось,спасибо вам!
Ответить С цитатой В цитатник
Валентина-л   обратиться по имени Пятница, 18 Октября 2013 г. 16:22 (ссылка)
Очень интересный пост. Спасибо большое.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку