Масленица - это подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском ... Масленица в 2015 году пройдет с 16 февраля по 22 февраля
Прощеное воскресенье (проводы, прощальник, прощальное, прощеный день, целовник) - последнее воскресенье Масленицы, во время которого в крестьянской общине совершался обряд взаимного прощения грехов и обид, имевший религиозно-очистительный смысл и связанный с поминовения усопших. Сведения о нем известны по историческим источникам с конца ХVII в.
В этот день, а в некоторых местностях накануне его - в Родительскую субботу, крестьяне, преимущественно женщины, посещали могилы родственников, заказывали панихиды. Они собирались группами около десяти человек и в полном молчании шли на кладбище, просить прощение у покойных за нанесенные им когда-то невольные и вольные обиды. Возле каждой могилы пришедшим положено было отбить три поклона, положить на могильный холмик принесенное из дома для умерших поминальное угощение: блины, покрошенные пряники, пшенную крупу, иногда водку и просить их разделить с ритуальную трапезу. После совершения положенных традицией всех обрядовых действий пришедшие так же молча уходили обратно в деревню.
В этот день замужние женщины для стимуляции будущего урожая льна для всей общины должны были до четырех часов дня три раза объехать вокруг деревни, закрывшись с головой платками и успеть вернуться домой до начала церковной службы.
Молодоженам первого года жизни в прощеный день полагалось вместе ездить к отдельно живущим родителям, старшим родственникам, крестным матери и отцу, куму и куме прощаться и одаривать их подарками: полотенцами, платками, пряниками, брусками мыла и пр. Родители новорожденных детей так же ездили "прощаться" и одаривать к кумовьям с подарками за ризки и зубок.
Основные же обрядовые действия прощеного воскресенья происходили с наступлением первых сумерек, после окончания ритуальных проводов Масленицы, догорания праздничных костров и завершения всеобщего веселья.
Суть их состояла в том что все члены крестьянской общины, родственники, знакомые должны были повиниться друг перед другом и испросить прощение за все нанесенные в прошедшем году обиды. Так же следовало поступать и при встрече на улице с незнакомыми и случайными пришлыми людьми. Поэтому при первых же звуках "печального благовеста" - церковного колокола, созывавшего к вечерней службе, участники праздника, гулявшие как в своей деревне, так и оказавшиеся с санным поездом в другом месте, срочно спешили вернуться по домам. После окончания церковной службы крестьяне начинали ходить к родственникам и знакомым, совершая положенный многовековой ритуал - давая милостыню. Традиция предписывала приход младших членов общины к старшим, бедных к богатым. Пришедший прощаться становился на колени у входа и обращался к хозяевам со словами: "Простите меня со всем вашим семейством в чем я нагрубил вам в этом году!". Присутствовавшие должны были ему на это ответить: "Бог вас простит и мы тут же!". После этого прощающий и прощенный целовались в знак примирения и угощались последний раз вместе.
После положенного числа посещений масленичная неделя и праздник считались законченными и все расходились по домам на ужин - заговины. Там вся семья садилась за стол с последним перед Великим постом сытным обильным ужином, заключительным блюдом в котором обязательно была яичница. По завершение трапезы, все члены семьи усердно молились и после этого выполняли обряд "прощения". Начинали его самые младшие, обращаясь по очереди с положенными многовековой традицией словами в порядке очередности к своим более старшим братьям и сестрам, родителям, бабушкам и дедушкам. Все присутствовавшие должны были так же повторять это действие по старшинству. В обратном порядке оно не совершалось, т.е. у младших просить прощения не полагалось. Последней "прощалась" мать с отцом. Глава же семьи не просил извинения ни у кого из своих близких.
"Прощеные дни" не являлись ритуальным действием, выполнявшимся только в крестьянской среде. В летописных источниках имеются сведения о том, как они проходили в среде царей и цариц и в их окружении. Как правило, "прощаться" там начинали с середины масленичной недели. С этого времени государь объезжал, поминая родителей, все близлежащие городские и окраинные монастыри. Он "прощался" со всей монастырской братией и одаривал находившихся там поломников, калек, нищих и юродивых. В субботу в покои к государю, согласно установленному порядку, для исполнения обряда приходили патриарх со всем духовенством, бояре и прочие служилые люди. Вечером, простив всех, уже сам царь направлялся к патриарху испросить "прощения" для себя, своей семьи и народа. Эта церемония заканчивалась торжественным обедом, заключительным действием в котором являлась "прощальная чаша" с вином.
Устойчивость в народной среде традиции сохранения и отправления обрядовых действий "Прощеного воскресенья" объясняется несомненной его связью с почитаемым крестьянством культом умерших предков. Сама церемония испрашивания прощения - "прощания" по своему смысловому значению и по сценарию исполнения напоминала ритуальное прощание с провожаемым на тот свет покойником. Умершие воспринимались в народном сознании, с одной стороны, как члены человеческого сообщества, связанные в силу определенных магических причин как с миром живых людей, так и с царством загробных теней. Поэтому их продолжали воспринимать членами семьи, составлявшими единое целое с ее живыми представителями. Поддержание с ними постоянной связи, уважительное отношение, стремление поделитьcя с ними плодами своего труда и угощением, по представлению крестьян, позволяло рассчитывать на ответное расположение и помощь предков при возникновении всевозможных житейских проблем, связанных с выращиванием и сохранением урожая, увеличением плодовитости скота, укрощением разрушительных сил природы. Связующим звеном между живыми людьми и их покойными предками являлись, по народным верованиям, старики. Возможно, воскресенье выделилось в череде праздничных масленичных дней еще и потому, что в соответствии с мифологическими христианскими представлениями о конце мира и человека, ожидалось, что светопреставление должно было произойти именно в воскресенье. Все вышеописанные причины превратили последний день разгульной шумной Масленицы в важный подготовительный этап при переходе к строгому посту. Он не только напоминал людям о необходимости помнить мертвых, но и располагал их к милосердию к живым, приучая с детства к необходимости кормления нищих, сирых и убогих. Человек на время отстранялся от собственных житейских проблем и обращал свое главное внимание на духовное и физическое очищение. Духовная значимость прощеного воскресенья переносилась и на бытовую сторону жизни, что нашло свое отражение в поговорках, связанных с обычными крестьянскими занятиями: "В Прощоный день ясно - в Христов день ведрено; в Целовник снег - к урожаю".
Сегодня все христиане во всех концах земли, перед тем как начать подвиг покаяния и исправления своих грехов, подвиг борьбы со своими страстями, должны примиряются друг с другом, со своими ближними. Помня слова Спасителя: «Если вы прощаете ближним вашим, и Отец Небесный простит вам согрешения ваши. Но если вы не прощаете, то и вам не простится».
Одна из основных молитв Великого Поста будет молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи, даруй ми зрети мои прегрешения, и не осуждати брата моего».
Молитва Ефрема Сирина - покаянная молитва , составленная в IV в. преподобным Ефремом Сирином (сирийцем), которая читается на богослужениях Великого поста:
«Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: "Боже, очисти мя, грешнаго" , — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.
Александр Пушкин о молитве Ефрема Сирина: Отцы пустынники и жены непорочны...
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
использованный материал: Соснина Н. Н. РЭМ, статья Протоиерея Е. Попиченко, поэзия А.С. Пушкина и lora-noc7.livejournal.com
И простите меня!!!