-Рубрики

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в LediLana

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.08.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 225722


Смотреть до конца - это восхитительно!

Четверг, 09 Августа 2012 г. 09:07 + в цитатник

Йозеф Гайдн. Симфония № 45, фа-диез минор, «Прощальная»

 



 

На рубеже 60—70-х годов, когда  в творчестве композитора происходит стилевой перелом, одна за другой появляются симфонии патетические, не редко в миноре. Они представляют новый стиль Гайдна, связывающий его поиски экспрессивной выразительности с немецким литературным течением «Бури и натиска».


 

 

За симфонией № 45 закрепилось название "Прощальная", и этому существует несколько объяснений. Одно, со слов самого Гайдна, сохранилось в воспоминаниях современников.

Во время написания этой симфонии Гайдн служил в капелле князя Эстергази, одного из венгерских магнатов, чье богатство и роскошь соперничали с императорскими. Их главные резиденции располагались в городке Эйзенштадте и поместье Эстергаз. В январе 1772 года князь Николаус Эстергази повелел, чтобы во время его пребывания в Эстергазе семьи музыкантов капеллы (их тогда было 16) жили там же. Лишь в отсутствие князя музыканты могли покидать Эстергаз и навещать жен и детей. Исключение было сделано только для капельмейстера и первого скрипача.

В тот год князь необычно долго оставался в поместье, и истомленные холостяцкой жизнью оркестранты обратились за помощью к своему руководителю — капельмейстеру. Гайдн остроумно решил эту проблему и сумел передать просьбу музыкантов князю во время исполнения своей новой, Сорок пятой симфонии.

По другой версии, просьба касалась жалованья, которое князь давно не платил оркестру, и в симфонии содержался намек на то, что музыканты готовы распрощаться с капеллой. Еще одна легенда — прямо противоположная: сам князь решил распустить капеллу, оставив оркестрантов без средств к существованию. И, наконец, последняя, драматическая, выдвинутая романтиками в XIX веке: Прощальная симфония воплощает прощание с жизнью.

Однако в рукописи партитуры название отсутствует. Надпись в начале — частично по-латыни, частично по-итальянски — гласит: «Симфония фа-диез минор. Во имя Господа от меня, Джузеппе Гайдна. 772», а в конце по-латыни: «Хвала Богу!». Первое исполнение состоялось в Эстергазе осенью того же 1772 года княжеской капеллой под управлением Гайдна. Прощальная симфония стоит в творчестве Гайдна особняком. Необычна ее тональность — фа-диез минор, редко использовавшаяся в то время. Не характерен для XVIII века и одноименный мажор, в котором симфония завершается и в котором написан менуэт.

Но самое уникальное — медленное завершение симфонии, своего рода дополнительное адажио, следующее за финалом, из-за чего Прощальную симфонию часто считают пятичастной. Музыка Патетический характер первой части определяется уже в главной партии, открывающей симфонию сразу, без медленного вступления.

Экспрессивная ниспадающая по тонам минорного трезвучия тема скрипок обостряется характерным синкопированным ритмом аккомпанемента, сопоставлениями форте и пиано, внезапными модуляциями в минорные же тональности. В одной из минорных тональностей звучит побочная партия, что неожиданно для классической симфонии (предполагается одноименный мажор). Побочная, как обычно у Гайдна, мелодически не самостоятельна и повторяет главную, только с ниспадающим стонущим мотивом скрипок в конце. Краткая заключительная партия, тоже минорная, с извилистыми, словно умоляющими ходами, еще более усиливает горестную патетику экспозиции, почти лишенную мажорных устоев. Зато разработка сразу же утверждает мажор, а второй ее раздел образует светлый эпизод с новой темой — умиротворенной, галантно закругленной. После паузы с внезапной силой про возглашается главная тема — начинается реприза. Более динамичная, она лишена повторов, насыщена активным развитием. Вторая часть — адажио — светла и безмятежна, изысканна и галантна. Звучит преимущественно струнный квартет (партия контрабасов не выделена), причем скрипки — с сурдинами, динамика в пределах пианиссимо. Использована сонатная форма с близкими по характеру темами, с разработкой, исполняемой одними струнными, и сжатой репризой, в которой главная партия украшена «золотым ходом» валторн. Третья часть — менуэт — напоминает деревенский танец с постоянным сопоставлением эффектов пиано (только скрипки) и форте (весь оркестр), с ясно членящейся темой и обилием повторов. Трио начинается «золотым ходом» валторн, а в конце его происходит неожиданное омрачение — мажор уступает место минору, предвосхищая настроение финала. Возвращение первого раздела заставляет забыть об этой мимолетной тени. Четвертая часть образно перекликается с первой. Побочная партия снова мелодически не самостоятельна, но, в отличие от минорной главной, окрашена в беззаботные мажорные тона. Разработка, хотя и небольшая — истинно классический образец мастерства мотивного развития. Реприза сумрачная, не повторяет экспозицию, а внезапно обрывается на подъеме... После общей паузы начинается новое адажио с вариациями. Нежная тема, изложенная терциями, кажется безмятежной, но звучность постепенно угасает, возникает чувство тревоги. Один за другим умолкают инструменты, музыканты, окончившие свою партию, гасят свечи, горевшие перед их пультами, и уходят. После первых вариаций оркестр покидают исполнители на духовых инструментах. Уход музыкантов струнной группы начинается с басов; на сцене остаются альт и две скрипки и, наконец, дуэт скрипок с сурдинами тихо доигрывает свои трогательные пассажи. Такой небывалый финал всегда производил неотразимое впечатление: «Когда оркестранты начали гасить свечи и тихо удаляться, у всех защемило сердце... Когда же, наконец, замерли слабые звуки последней скрипки, слушатели стали расходиться притихшие и растроганные...» — писала лейпцигская газета в 1799 году. «И никто не смеялся, ибо это вовсе не для забавы было написано», — вторил ей Шуман почти сорок лет спустя.

Метки:  

Процитировано 47 раз
Понравилось: 68 пользователям

irisha2464   обратиться по имени Четверг, 09 Августа 2012 г. 09:48 (ссылка)
Спасибо,Ланочка!!Получила удовольствие от поста!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
postovik   обратиться по имени Четверг, 09 Августа 2012 г. 12:19 (ссылка)
Хорошая музыка)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 09 Августа 2012 г. 14:30ссылка
а как Вам представление?
Ленутка   обратиться по имени Четверг, 09 Августа 2012 г. 23:40 (ссылка)
Ой, а я видела это выступление по телевизору. В восторге!!!
Ответить С цитатой В цитатник
NMLady   обратиться по имени Пятница, 10 Августа 2012 г. 08:02 (ссылка)
Очень забавное представление. Спасибо, такого еще не видела.
Ответить С цитатой В цитатник
Агата_51   обратиться по имени Пятница, 10 Августа 2012 г. 08:31 (ссылка)
Спасибо за прекрасное!
Ответить С цитатой В цитатник
nadya_prasol   обратиться по имени Пятница, 10 Августа 2012 г. 10:06 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
БАБИРУСА   обратиться по имени Пятница, 10 Августа 2012 г. 10:40 (ссылка)
Отличного-настроение (450x347, 75Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
ludnov   обратиться по имени Пятница, 10 Августа 2012 г. 14:28 (ссылка)
Спасибо,за замечательный пост!:give_rose
Ответить С цитатой В цитатник
Трииночка   обратиться по имени Благодарю! Пятница, 10 Августа 2012 г. 14:37 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
simeon   обратиться по имени «Прощальная» Пятница, 10 Августа 2012 г. 15:36 (ссылка)
спасибо ! содержание и структура симфонии актуальны: из общества утекает, развеивается, как миф, культурный слой. Ушли гиганты, корифеи, энциклопедисты. Надежда на энтузиастов- пропагандистов, к коим Вы принадлежите.
Ответить С цитатой В цитатник
Марина_Барнет   обратиться по имени Пятница, 10 Августа 2012 г. 15:41 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Кира63   обратиться по имени Пятница, 10 Августа 2012 г. 15:52 (ссылка)
Немного неожиданная трактовка, наверное, тоже имеет право быть. Но музыка изумительная и оркестр. Спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Fintifli   обратиться по имени Пятница, 10 Августа 2012 г. 19:28 (ссылка)
Она такая же "Прощальная", как и Соната для фортепиано № 14 до-диез минор Бетховена - "Лунная".
Я воспринимаю эту симфонию как рассказ об интересной человеческой жизни, в которой кто-то появляется, кто-то исчезает, но это не "прощание" - ведь речь о главном герое", а не о тех, кто от него ушёл. Да, в конце он остаётся один (как и каждый из нас), но он ещё не попрощался.
И, честно говоря, мне не понятен этот смех в зале, когда музыканты уходят. Ну, да, так придумал композитор, да, тысячу раз в разных оркестрах музыканты уходили. Здесь решили этот "уход" обыграть сценически. Пусть. Неужели я такой дурак, что всем там в зале смешно, а мне - нет?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 10 Августа 2012 г. 21:37ссылка
Аноним
2 Fintifli
Наверно и я дурак и мне не смешно, особенно от подыгрывания Баренбойма уходящим музыкантам. Странно всё это, по моему.
Ю.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 12 Августа 2012 г. 15:31ссылка
Мне абсолютно было не смешно! Мне думается, это простое заигрывание с публикой! Но это заигрывание отбрасывает от САМОЙ МУЗЫКИ! Это мое субъективное мнение!Всем Радости и Любви!
Liudmila_Sceglova   обратиться по имени Пятница, 10 Августа 2012 г. 20:03 (ссылка)
,
0_772cf_7e1ae4e3_XL (525x700, 101Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
galakir   обратиться по имени Пятница, 10 Августа 2012 г. 20:53 (ссылка)
царство цветов
Ответить С цитатой В цитатник
Дицуи   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 07:43 (ссылка)
Какая прелесть! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
liknast   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 07:43 (ссылка)
огромное спасибо....очень интересно
Ответить С цитатой В цитатник
olga_67   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 08:30 (ссылка)
Красивая музыка!
спасибо (400x350, 144Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Жемчужика   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 09:06 (ссылка)
Спасибо! Видела это по TV, ещё раз посмотрела испытала удовольствие. Необычное зрелище, тем более классическое произведение в произвольном исполнении
Ответить С цитатой В цитатник
Екатерина_Белевская   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 09:09 (ссылка)
Вы сегодня подарили мне самое лучшее утро! Спасибо!!!
Ответить С цитатой В цитатник
EMILIA55   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 09:27 (ссылка)
Доброго настроения.
Признательна за прекрасный пост.
0_74c77_5d8604f6_M (300x300, 142Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Цветочек2   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 09:33 (ссылка)
спасибо !
Ответить С цитатой В цитатник
Domenika_Live   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 09:41 (ссылка)
Спасибо Вам за прекрасный пост! В ролике, действительно, смех зрителей не уместен.. это скорее печально!
Ответить С цитатой В цитатник
alin4etyyy   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 10:05 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
lyplared   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 10:28 (ссылка)
Замечательно
Ответить С цитатой В цитатник
taxion   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 10:36 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Kalibri55   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 11:34 (ссылка)
Интересная трактовка!!! Спасибо!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Сирик   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 11:43 (ссылка)
«Когда оркестранты начали гасить свечи и тихо удаляться, у всех защемило сердце... Когда же, наконец, замерли слабые звуки последней скрипки, слушатели стали расходиться притихшие и растроганные...» — писала лейпцигская газета в 1799 году. «И никто не смеялся, ибо это вовсе не для забавы было написано», — вторил ей Шуман почти сорок лет спустя.... А ведь в 1799 году наверное слушатели были более чувствительны и, может, лучше понимали суть произведения... Спасибо за пост!!!
Ответить С цитатой В цитатник
liliz   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 11:47 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Tatiana_pirogova   обратиться по имени Суббота, 11 Августа 2012 г. 11:49 (ссылка)
Prelest! Spasibo!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку