И мало кто из нас знал и знает, что участок железной дороги Коротчаево - Новый Уренгой пролегает один к одному по бывшему участку железной дороги Салехард - Игарка, которую называют сейчас «мертвой дорогой».
О таинственной стройке - трансполярной железной дороге Салехард - Игарка, которую начали прокладывать по распоряжению Сталина в 1949 году, не писали десятилетия. Ее как бы и не было в нашей отечественной истории, хотя магистраль до 1954 года строили десятки тысяч людей, согнанных на Ямал со всего Советского Союза. А уже к началу 60-х она оказалась никому не нужна.известен: 29 января 1949 года.
Через неделю по приказу министра внутренних дел создается Северное управление Главного управления лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС). Строительство ведется встречно с запада и востока. Западное крыло магистрали - 501-я стройка от Салехарда до левого крыла берега Пура, а восточное крыло - 503-я стройка от Игарки до правого берега Пура, как раз там, где стоит поселок Уренгой. Новую одноколейную дорогу предполагалось строить с 28-ми станциями через каждые 40-60 километров. Для переправы через Обь и Енисей за границей заказали два парома.Далее стройка коммунизма должна была пойти через Колыму и Чукотку, по долине рек Нижняя Тунгуска, Вилюй, Алдан, Индигирка, а там и Берингов пролив не за горой...
Одновременно начаты изыскания железной дороги Игарка Норильск и разработка вариантов строительства железнодорожной магистрали от Ермаково на Лену и Якутск.1982 год - поезд из Тюмени через Сургут пришел в Новый Уренгой. В Новый Уренгой пришла настоящая дорога. С юга. Объединению Тюменьстройпуть было поручено приводить в порядок линию на Надым. А по существу - строить ее заново. Поскольку возможные сроки восстановления участка Салехард - Надым не успевали к установленному моменту начала освоения Ямбурга, Мингазпром прекратил финансирование разработки ТЭО, начатого в прошлом году. Началась разработка ТЭО железной дороги Уренгой - Норильск по заданию Норильского ГМК.
• 1983 год - ТЭО железной дороги Уренгой - Норильск разработано. Норильский ГМК потерял интерес к железной дороге. Началось строительство железнодорожной линии к Ямбургу и достройка железной дороги Надым - Ягельная до норм, позволяющих передать ее в ведение МПС. Институт комплексных транспортных проблем при Госплане СССР рассмотрел вопрос целесообразности восстановления участка Салехард - Надым в условиях отсутствия железной дороги к Норильску. Рекомендован альтернативный вариант перевозок грузов через Сургут и Тюмень, связанный со строительством вторых путей на участках Тюмень - Тобольск - Сургут. Ленгипротрансом рассмотрен предварительный вариант строительства железной дороги до пос.Гыда. Принято решение о проектировании и строительстве (с 1986 г.) железнодорожного моста через р.Пур.
• 6 ноября 1985 года в 7 часов 30 минут московского времени - точно по расписанию - в Новый Уренгой прибыл первый пассажирский поезд из Тюмени. Он получил номер 123. На локомотиве был транспарант: «Здравствуй, Новый Уренгой! Даешь Ямбург!».Как же обстояло дело с восстановлением «мертвой дороги» дальше? В 1990 году главный специалист отдела изысканий и проектирования железных дорог института Ленгипротранс А. Хралов писал: «Однозначно можно заявить, что в ближайшие 10-15 лет строительство восточнее Русского месторождения вестись не будет, а трасса железной дороги Коротчаево - Русская - Игарка пройдет значительно севернее, чем стройка «503».
Что касается участка Салехард - Надым, там дело обстоит сложнее.
Каково его состояние? Земляное полотно частично разрушилось (особенно на пойменных участках рек Полуй, Надым и Ярудей), верхнее строение пути и искусственные сооружения пришли в полную негодность, столбовая линия связи и служебно-технические здания разрушились, часть трассы попадает в зоны застройки городов Салехарда и особенно Надыма.
До строительства магистрали Коротчаево - Норильск объем перевозок по участку Салехард - Надым в грузовом направлении (на восток) может достигнуть в пиковые годы шесть млн. тонн (скорее всего, эта цифра сильно завышена), а на запад - практически отсутствует. При этих условиях восстановление участка Салехард - Надым целиком экономически нецелесообразно.
После сооружения магистрали к Норильску грузопотоки по участку Салехард - Надым гарантированно увеличатся до девяти млн. тонн на восток и до двух млн. тонн на запад, а в случае выхода к Маймеча - Котуйской провинции - составят (на запад) более 15 млн. тонн. Экономическая целесообразность восстановления «мертвой дороги» в этих условиях бесспорна. Однако, как уже указывалось, выход на Норильск - перспектива не близкая...1996 год - согласно условиям безопасности движение пассажирских составов до станции Новый Уренгой было прекращено.
• 15 сентября 2003 года - возобновляется движение пассажирских поездов на участке Коротчаево - Новый Уренгой.
Мы назвали вам лишь основные даты и факты, имеющие отношение к сооружению широтной заполярной магистрали. Но уже простое хронологическое перечисление этапов ее строительства вызывает массу вопросов. Почему, например, в советские времена власти не проявили ни малейшей заинтересованности в восстановлений дороги, в которой так нуждались газовики и нефтяники? Почему на авиацию, которая участвовала в освоении Надыма и Уренгоя, деньги были, а на железнодорожную трассу - нет?..