-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Kidobani

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.01.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 104




БИБЛИЯ. ПЕРВАЯ КНИГА МОИСЕЕВА. БЫТИЕ. ГЛАВА 6.
Глава 12 И воззрел Бог на землю, - и вот, она растленна: ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.
Глава 13 И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями. И вот, Я истреблю их с земли.
Глава 14 Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.

* * *
ОЧЕНЬ НАДЕЮСЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НИКОГДА НЕ ЗАБУДЕТ ТО, ЧТО ЕСТЬ НАКАЗАНИЕ И ЕСТЬ ШАНС...

ВОТ И РЕШИЛ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТАКОЕ ОТКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО, КАК INTERNET, ОТКУДА ПЕРЕНЕСЕМ ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В НАШ КОВЧЕГ И СПАСЕМ ИХ ОТ ВСЕМИРНОГО INTERNET-ПОТОПА:)

Предлагайте на ваш взгляд интересные интернет-публикации для сохранения их в нашем ковчеге.


 

АВТОР ПРОЕКТА: БЛОГЕР EDI (ЭДНАР МГЕЛАДЗЕ)


7 чудес света

Воскресенье, 02 Марта 2008 г. 11:52 + в цитатник

Наверное, Филон Александрийский, живший в IV веке до н. э., и не подозревал, что его имя сохранится в веках по столь забавному поводу. Он, математик, механик, геодезист, составил первый вариант «Семи чудес света». Почему он выбрал именно 7 объектов, точно историки не знают. Самое распространенное объяснение: «семерка» считалась числом магическим, которое в своих наблюдениях за окружающим миром отметили еще древние египтяне. Это и семь цветов радуги, и семь небесных тел в Солнечной системе, видимых невооруженным глазом…

В свой труд «Семь чудес света» Филон Александрийский включил:

Александрийский маяк;
Висячие сады Семирамиды;
Галикарнасский мавзолей;
Египетские пирамиды;
Колосс Родосский;
Статуя Зевса Олимпийского;
Храм Артемиды Эфесской.

Увы, кроме пирамид, эти строения до наших дней не сохранились. Но идея Филона потомкам понравилась, и позднее многие просвещенные представители человечества составляли свои варианты чудес света. Нынешний список новых чудес света составлен по итогам телефонного и интернет-голосования. Автором идеи был кинорежиссер Бернард Вебер. Он составил список из 77 (опять семерки!) ныне существующих архитектурных объектов, и любой желающий мог выбрать 7 наиболее оригинальных из них, проголосовав на сайте http://www.n7w.com или по телефону. Окончание голосования было приурочено к магической дате — 7 июля 2007 года: 7.07.07.

Проголосовали около 100 миллионов человек. Итоговый список чудес света выглядит так:

Великая Китайская стена;
Город Мачу-Пикчу в Перу;
Город Петра в Иордании;
Город Чичен-Итца на полуострове Юкатан, Мексика;
Колизей в Риме, Италия;
Мавзолей Тадж-Махал в Индии;
Статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро, Бразилия.

http://www.all-wonders.com/

САЙТ ВЛАДЕЛЬЦА ДНЕВНИКА

Рубрики:  Мифы, легенды, тайны, чудеса, сенсации

Майя - Древняя цивилизация

Воскресенье, 24 Февраля 2008 г. 17:01 + в цитатник

Майя (цивилизация)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 
 
Территория, которую занимала цивилизация майя. Красным выделена граница в классический период (250-900 годы), черным - территория в постклассический период (X-XVI века).

Ма́йя — цивилизация в Центральной Америке, существовавшая приблизительно с 1000 г. до н. э. до испанского завоевания.

Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Сохранились многочисленные надписи на памятниках. Создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии.

Потомками древних майя являются не только современные народы майя, сохранившие язык предков, но и часть испаноязычного населения южных штатов Мексики, Гватемалы, Гондураса. Некоторые города майя включены ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия: Паленке, Чич'ен-Ица, Ушмаль в Мексике, Тикаль и Куиригуа в Гватемале, Копан в Гондурасе, Хойя-де-Серен в Сальвадоре — небольшая деревня майя, которая была погребена под вулканическим пеплом и сейчас раскопана.

Территория

В настоящее время (2007) территория, на которой происходило развитие цивилизации майя входит в состав государств: Мексика (штаты Чьяпас, Кампече, Юкатан, Кинтана-Роо), Гватемала, Белиз, Сальвадор, Гондурас (западная часть).

Найдено около 1000 городищ культуры майя (на начало 80-х XX века), но не все из них раскопаны или исследованы археологами, а также 3000 поселков

История

Штуковый барельеф в музее Паленке
Штуковый барельеф в музее Паленке

Ранний доклассический период (около 2000 – 900 года до н.э.)

На раннем доклассическом этапе развития майя появляются поселения и развивается земледелие в районах расселения. Первые отнесённые к цивилизации майя построения в Куэйо (Белиз) датированы приблизительно 2000 годом до н.э. Из этого места происходит расселение племён майя на север до Мексиканского залива. В Копане (Гондурас) охотники селятся около 1100 года до н.э. На раннем доклассическом этапе был основан город Ламанай (Белиз), относящийся к старейшим городам цивилизации майя. Приблизительно в 1000 году до н.э. основывается Кахаль Печ (Белиз), просуществовавший до 7 века н.э. 767

Средний доклассический период (около 900 – 400 года до н.э.)

В среднем доклассическом периоде развития происходит дальнейшее расселение майя, развивается торговля между городами. 7 веком до н.э. датируются следы поселений в области Тикаля (Гватемала). На побережье Мексиканского залива первые поселения и храмы появляются около 500 года до н.э. К первым крупным городам майя относятся Эль Мирадор (с самой большой известной пирамидой майя, 72 м) и Накбе, находящиеся на территории современной Гватемалы. Около 700 года до н.э. в Мезоамерике появляется письменность.

В искусстве майя этого периода заметно влияние ольмекской цивилизации, возникшей в Мексике на берегу залива и установившей торговые связи со всей Мезоамерикой. Некоторые ученые считают, что созданием иерархического общества и царской власти древние майя обязаны ольмекскому присутствию в южных районах области майя с 900 по 400 годы до н. э

Поздний доклассический период (около 400 годов до н.э. – 250 года н.э.)

Приблизительно 400 годом датируется изображение самого раннего солнечного календаря майя, высеченного на камне. Майя принимают идею иерархического общества, управляемого королями и лицами королевской крови. Основание города Теотиуакана относится также к позднему доклассическому периоду. Теотиуакан на протяжении нескольких столетий будет культурным, религиозным и торговым центром Мезоамерики, оказывающим культурное влияние на регионы майя.

Ранний классический период (около 250 – 600 года н.э.)

Самая ранняя датированная в 292 году н.э. стела в Тикале изображает фигуру правителя Кинич-Эб-Шока. Около 500 года Тикаль становится «сверхдержавой», граждане Теотиуакана поселяются в нём, привнося новые обычаи, ритуалы и человеческие жертвоприношения. В 562 году разражается война между городами Калакмуль и Тикаль, в результате которой правитель Калакмуль пленяет правителя Тикаля Яш-Эб-Шока II и приносит его в жертву.

Поздний классический период (около 600 – 900 года н.э.)

Цивилизация майя классического периода представляет собой территорию городов-государств, каждый из которых имеет своего правителя. Распространившаяся на весь Юкатан культура майя переживает эпоху своего расцвета, основываются города Чич'ен-Ица (ок. 700 года), Ушмаль и Коба. Города соединяются друг с другом дорогами, так называемыми сакбе (sacbé). Города майя насчитывают больше чем 10 000 жителей, что превосходит по численности населения существовавшие в то время среднеевропейские города.

Упадок цивилизации майя

Уже в 9 веке н.э. в южных районах проживания майя происходит быстрое сокращение населения, которое распространяется впоследствии на весь центральный Юкатан. Города покидаются жителями, приходят в упадок системы водоснабжения. С середины 10 века н.э. больше не воздвигаются каменные сооружения. До сих пор исчезновение цивилизации майя является предметом спора исследователей. При этом имеются две главные точки зрения на счёт исчезновения цивилизации майя – экологическая и неэкологическая гипотезы.

Экологическая гипотеза основывается на балансе взаимоотношений человека и природы. Со временем баланс был нарушен: постоянно растущее население сталкивается с проблемой нехватки качественных почв, пригодных для земледелия, а также с нехваткой питьевой воды. Гипотеза экологического исчезновения майя была сформулирована в 1921 году О.Ф. Куком.
Неэкологическая гипотеза охватывает теории различного вида, начиная завоеванием и эпидемией и заканчивая изменением климата и прочими катастрофами. В пользу версии завоевания майя говорят археологические находки предметов, принадлежавших другому народу средневековой Центральной Америки – тольтекам. Однако большинство исследователей сомневаются в правильности данной версии. Предположение о том, что причиной кризиса цивилизации майя стали климатические изменения, а в особенности засуха, высказывается геологом Геральдаом Хаугом (Gerald Haug), занимающимся вопросами изменения климата. Также некоторые учёные связывают крах цивилизации майя с концом Теотиуакана в Центральной Мексике. Некоторые учёные полагают, что после того как Теотиуакан был покинут, образовав вакуум власти, имеющий воздействие и на Юкатан, майя не смогли восполнить этот вакуум, что привело в итоге к упадку цивилизации.

Постклассический период (около 900 года - 1521)

В 899 году покидается Тик'аль. Города северного Юкатана продолжают развиваться, однако города на юге приходят в упадок. Около 1050 года происходит разрушение Чич'ен-Ицы. В 1263 году основывается Майяпан, который становится впоследствии главным центром Юкатана. Однако в 1441 году в городе происходит восстание, и в 1461 году он покидается. После этого Юкатан снова представляет собой территорию городов-государств, каждый из которых борется друг с другом.

Колониальный период (1521 – 1821 года)

В 1517 году на Юкатане под началом Эрнандеса де Кордобы появляются испанцы  [1] . Испанцы завозят из Старого Света болезни, ранее неизвестные майя, включая оспу, грипп и корь. В 1528 году колонисты под началом Франциско де Монтехо начинают завоевание северного Юкатана. Однако ввиду географической и политической разобщённости испанцам потребуется около 170 лет, чтобы полностью подчинить себе регион. В 1697 году последний независимый город майя Тайясаль был подчинён Испании.

Постколониальный период

В 1821 году Мексика получает независимость от Испании. Обстановка в стране, однако, не стабилизируется. В 1847 году происходит восстание майя против авторитарности мексиканского правительства, известное как Война каст. Восстание подавляется лишь к 1901 году.

Майя сегодня

На сегодняшний день на полуострове Юкатан, в том числе в Белизе, Гватемале и Гондурасе живут около 6,1 миллиона майя  [2]. В Гватемале до 40% населения относятся к майя, в Белизе – порядка 10%. Сегодняшняя религия майя представляет собой смесь из христианства и традиционных верований майя. Каждая община майя имеет сегодня своего религиозного покровителя. В качестве пожертвований выступают домашняя птица, специи или свечи. Некоторые группы майя идентифицируют себя посредством особенных элементов в их традиционном одеянии, по которым они отличаются от других майя.

Как верная сохранившимся традиционным бытом известна группа лекандонских майя, проживающая в Чьяпасе (Мексика). Представители группы носят хлопковую одежду, украшенную традиционными сюжетами майя. Христианство оказало на представителей этой группы поверхностное влияние. Однако туризм и, в главную очередь, технический и экономический прогресс постепенно стирают самобытность группы. Всё больше и больше майя носят современную одежду, имеют электричество, радио и телевизоры в своих домах, а зачастую и автомобили. Некоторые майя живут между тем от доходов за счёт туризма, так как всё больше людей хотят познакомиться с миром и культурой древних майя.

Особая ситуация сложилась в контролируемых сапатистами деревнях в мексиканском штате Чиапас. Эти деревни получили в недалёком прошлом автономию на управление.

Искусство

Искусство древних майя достигло своего развития во время классического периода (около 250 года – 900 года н.э.). Настенные фрески в Паленке, Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяют сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира. Поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. К сожалению, многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были либо уничтожены инквизицией, либо временем.

Архитектура

Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощенная в стилизованных гротескных образах. Основные мотивы искусства майя — антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощренность линий. Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк. Типичными для архитектуры майя были ложные своды, устремленные вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности.

Письменность и счисление времени у майя

Исключительными интеллектуальными достижениями доколумбового Нового Света были созданные народом майя системы письма и счисления времени. Иероглифы майя служили как для идеографического, так и для фонетического письма. Их вырезали на камне, рисовали на керамике, ими написаны складные книги на местной бумаге, именуемые кодексами. Эти кодексы являются важнейшим источником для исследования письменности майя. Впервые они были переведены немецким ученым Э.Ферстеманном в 1880-х годах. Фиксация времени стала возможна благодаря сочетанию письменности и основательных астрономических знаний. В дополнение к этому майя использовали «цолкин» или «тоналаматль» — системы счета, основанные на числах 20 и 13. Система цолкин, распространенная в Центральной Америке, очень древняя и не обязательно была изобретена народом майя. У ольмеков и в культуре сапотеков формативной эпохи сходные и достаточно развитые системы счисления времени сложились даже раньше, чем у майя. Однако майя в усовершенствовании числовой системы и астрономических наблюдениях продвинулись гораздо дальше, чем любой другой коренной народ Центральной Америки.

Письменность

Цифры майя

Первый откры

тый археологами на территории современного мексиканского штата Оахака монумент майя с высеченными на нём иероглифами относятся приблизительно к 700 году н.э. Сразу после испанского завоевания письменность майя пытались расшифровать. Первыми исследователями иероглифики майя стали испанские монахи, которые пытались обратить майя в христианскую веру. Самым известным из них был Диего де Ланда, третий епископ Юкатана, который в 1566 г. написал труд, названный «Сообщения о делах в Юкатане». По мнению де Ланды, иероглифы майя были сравни индоевропейским алфавитам. Он полагал, что каждый иероглиф представляет собой определённую букву.

Наибольшего успеха в расшифровке текстов майя добился советский учёный Юрий Кнорозов из ленинградского Института этнографии АН СССР, сделавший свои открытия в 1950-е годы. Кнорозов убедился, что список де Ланды не был алфавитом, но он не отверг его полностью по этой причине. Учёный предположил, что «алфавит» де Ланды в действительности являлся списком слогов. Каждый знак в нём соответствовал определенной комбинации одного согласного с одним гласным. Соединенные вместе знаки были фонетической записью слов. На Западе большой вклад в расшифровку иероглифов древних майя внесли Генрих Берлин и Татьяна Проскурякова. В результате открытий ХХ века стало возможным систематизировать знания о письменности майя. Основными элементами системы письма служили знаки, которых известно около 800. Обычно знаки имеют вид квадрата или продолговатого овала; один или несколько знаков могут располагаться вместе, образуя так называемый иероглифический блок. Многие такие блоки расположены в определенном порядке в прямолинейной решетке, которая определяла пространственные рамки для большинства известных надписей. Внутри этой решетки иероглифические блоки образуют ряды и колонки, чтение которых подчинялось особым правилам[3] . Также большой вес имеют пиктографические знаки, часто изображающиеся со многими деталями животных, людей, частей тела и предметов быта.

Изображение:Майя цифры.gif

Система счёта у древних майя

Система счёта у майя базировалась не на привычной десятичной системе, а на распространённой в месоамериканских культурах двадцатеричной. Истоки лежат в методе счёта, при котором применялись не только десять пальцев рук, но и десять пальцев ног. При этом существовала структура в виде четырёх блоков по пять цифр, что соответствовало пяти пальцам руки и ноги. Также интересным является тот факт, что у майя существовало обозначение нуля, который схематически был представлен в виде пустой раковины от устрицы или улитки. Обозначение нуля также применялось для обозначения бесконечности. Так как ноль необходим во многих математических операциях, но в то же время в античной Европе был неизвестен, учёные предполагают сегодня, что майя имели высокоразвитую культуру с хорошим уровнем образования.

Теории

В XIX веке были популярны и до сих пор существуют теории о происхождении майя от жителей мифической Атлантиды, Древнего Египта и т. п.

Религия майя

Среди руин городов майя доминируют постройки религиозного характера. Как предполагается, религия вместе со служителями храмов играли в жизни майя ключевую роль. В период с 250 года н.э. до 900-х годов н.э. (классический период развития майя) во главе городов-государств региона стояли правители, которые заключали в себе если не высшую, то по крайней мере очень важную религиозную функцию. Археологические раскопки позволяют говорить о том, что в религиозных ритуалах также принимали участие представители высших слоёв общества.

Время и космос

Как и другие народы, населявшие Центральную Америку того времени, майя верили в цикличный характер времени. Религиозные ритуалы и церемонии были тесно увязаны с природными и астрономическими циклами. Повторяющиеся явления подвергались систематическим наблюдениям, после чего отображались в различного рода календарях. Задача религиозного лидера майя состояла при этом в интерпретации этих циклов. В частности, согласно предсказаниям майя время пятого Солнца – последнего цикла – закончится 23 декабря 2012 года, и будет ознаменовано огромным по своим масштабам наводнением. Очередное рождение Вселенной должно последовать за катаклизмами. Также установлено, что майя представляли себе Вселенную, разделённую на три уровня – подземный мир, земля и небо.

Боги и жертвы

Как и у других народов Центральной Америки, человеческая кровь играла у майя особую роль. По дошедшим до наших дней различных предметов быта – сосудов, мелкой пластики и ритуальных инструментов – можно говорить о специфическом ритуале кровопускания. Основным видом ритуального кровопускания в классический период был ритуал, при котором протыкали язык, причем делали это как мужчины, так и женщины. После прокалывания органов (языка, губ, пениса), через проделанные отверстия продевали шнурок или верёвку. По представлениям майя, в крови находились душа и жизненная энергия.

Религия майя была политеистической. При этом боги являлись аналогичными людям смертными существами. В пользу данной версии говорят предметы искусства майя, на которых изображены боги-младенцы, а также глубоко старые боги. В связи с этим человеческое жертвоприношение рассматривалось древними майя как акт, способствующий в определённой мере продлить жизнь богам.

Человеческие жертвоприношения были распространённым явлением у майя. В жертву человека приносили через повешение, утопление, отравление, избивание, а также посредством захоронения заживо. Наиболее жестоким видом жертвоприношения являлось, как и у ацтеков, вспарывание живота и вырывание из груди ещё бьющегося сердца. В жертву приносились как захваченные в ходе войн представители других племён, так и члены собственной группы, в том числе и высший слой. Выбор времени, очерёдности и способа жертвоприношения до сих пор не ясен. Точно установлено, что в жертвоприношение в огромных масштабах приносились захваченные во время войн представители других племён, в том числе члены высшего слоя противника. Однако до сих пор неясно, вели ли майя кровопролитные войны для получения большего количества военнопленных с целью принесения их в будущем в жертву, как это делали ацтеки. В постклассических городах на севере Юкатана культура майя претерпевает изменения. Так, руины городов цивилизации периода захвата её испанцами позволяют говорить, что религия не играла для майя столь важную роль, как во время классического этапа развития.

Политическая и социальная структура общества

Майя были прежде всего сильно ориентированы внешнеполитически. Это было обусловлено тем фактом, что отдельные города-государства соперничали друг с другом, но в то же время должны были контролировать торговые пути для получения необходимых товаров. Политические структуры отличались в зависимости от региона, времени и проживающего в городах народа. Наряду с наследными королями под руководством аява (правителя), имели место также олигархические и аристократические формы правления. У племени Киче (Quiché, также K'iche') имелись также благородные семьи, выполняющие различные задачи в государстве. Также демократические институты имели место как минимум в нижнем слое общества: существующая и по сей день процедура избрания каждые три года бургомистра, «майя-бургомистра», существует, надо полагать, довольно давно.

В социальной структуре общества любой член общества Майя, достигший 25 лет, мог бросить вызов вождю племени. В случае победы у племени появлялся новый вождь. Обычно это происходило в мелких населенных пунктах.[источник?]

Военное дело

Междоусобицы и войны

Майя часто воевали друг с другом. Некоторые историки даже видят в этом главную причину упадка классической культуры майя. Войны в цивилизации древних майя велись по многим причинам, служившим политическим, экономическим или религиозным целям. Частой причиной войны служил контроль над конкурирующими городами-государствами, таким образом войны велись с целью сместить с чужого трона конкурирующую династию, посадив на него подконтрольного правителя. В политическом смысле главной была репутация, заработанная в войне правителем-победителем. В экономическом смысле победа над противником давала выход к новым торговым путям, а также часть населения побеждённого города-государства порабощалась. Для религиозных целей победоносная война служила захватом новых людей, которые в будущем приносились на религиозных церемониях в жертву. Примечательно отметить, что войны классического периода не ставили своей задачей захват территории противника и присоединение завоёванных земель к городу-победителю. Таким образом, образования мощного единого государства майя в эпоху классического периода не произошло.

Вооружение

Воины майя использовали в битвах боевые дубины, духовые трубки, ножи, копья, топоры и прочее оружие. Также использовались стрелы и листья. Лист при этом скручивался в трубку, через которую в противника пускались стрелы, зачастую с заражёнными наконечниками. Шлемы использовались майя редко, однако майя использовали в бою щиты из древесины и кожи животных.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D1%8F_(%D1%86%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F)

САЙТ ВЛАДЕЛЬЦА ДНЕВНИКА

Рубрики:  Цивилизации

Солнечная система

Воскресенье, 24 Февраля 2008 г. 14:45 + в цитатник

Как устроена Солнечная система

Солнечная система — это спаянная силами взаимного притяжения система небесных тел. В неe входят: центральное тело — Солнце, 9 больших планет с их спутниками (которых сейчас известно уже больше 60), несколько тысяч малых планет, или астероидов (открыто свыше 5 тыс., в действительности их гораздо больше), несколько сот наблюдавшихся комет и бесчисленное множество метеорных тел.
Большие планеты подразделяются на две основные группы: планеты земной группы — Меркурий, Венера, Земля и Марс — и планеты юпитерианской группы, или планеты-гиганты — Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. В этой классификации нет места Плутону: и по размерам, и по свойствам он ближе к ледяным спутникам планет-гигантов.
Различие планет по физическим свойствам обусловлено, тем, что земная группа формировалась ближе к Солнцу, а планеты-гиганты — на очень холодной периферии Солнечной системы. Планеты земной группы сравнительно малы и имеют большую плотность. Основными их составляющими являются силикаты (соединения кремния) и железо У планет-гигантов нет твeрдой поверхности. За исключением небольших ядер, они образованы преимущественно из водорода и гелия и пребывают в газожидком состоянии. Атмосферы этих планет, постепенно уплотняясь, плавно переходят в жидкую мантию.
Основная доля общей массы Солнечной системы (99,87%) приходится на Солнце. Поэтому солнечное тяготение управляет движением почти всех остальных тел системы: планет, комет, астероидов, метеорных тел. Только спутники обращаются вокруг своих планет, притяжение которых из-за их близости оказывается сильнее солнечного.


Все планеты обращаются вокруг Солнца в одном направлении. Это движение именуется прямым.
Орбиты планет по форме близки к круговым, а плоскости орбит — к основной плоскости Солнечной системы, так называемой неизменной плоскости Лапласа. Но чем меньше масса, тем сильнее планета нарушает это правило, что видно на примере Меркурия и Плутона. В астрономии принято измерять углы наклона планетных орбит к плоскости эклиптики (т. е. к плоскости орбиты Земли). Величиной, выражающей отклонение формы орбиты от круговой, является эксцентриситет — отношение расстояния между фокусами эллипса к длине его большой оси. Эксцентриситет окружности равен нулю, эксцентриситеты эллипсов больше нуля, но меньше единицы, эксцентриситет параболы считается равным единице.
Почти все планеты вращаются вокруг оси также в прямом направлении. Исключение составляют Венера и Уран (последний к тому же вращается как бы лeжа на боку — его ось располагается почти в плоскости орбиты).
Большинство спутников движутся вокруг своих планет в ту же сторону, в какую вращаются планеты (эти спутники называются регулярными), а их орбиты лежат вблизи экваториальных плоскостей планет. Обратное движение имеют четыре внешних (находящихся на удалeнных орбитах) спутника Юпитера — Ананке, Карме, Пасифе и Синопе, внешний спутник Сатурна Феба и спутник Нептуна Титан. Десять спутников Урана, хотя и являются регулярными, формально считаются обратными, ибо таково вращение самой планеты. Плоскость орбиты Луны близка к плоскости орбиты Земли, а не еe экватора. Спутники Юпитера Леда, Гималия, Лиситея, Элара и спутник Сатурна Япет движутся под значительными углами к экваториальным плоскостям планет — от 14 до 29°.
По мере перехода к телам всe меньшей массы эксцентриситеты и наклоны орбит возрастают. У астероидов эксцентриситеты достигают значений 0,3—0,5 (у некоторых и больше), а наклоны могут доходить до 30°. Все известные астероиды имеют прямое движение. У комет встречаются любые эксцентриситеты и наклоны орбит, причeм движение некоторых комет является обратным. Солнечная система вращается, а вращательное движение характеризуется величиной, называемой моментом количества движения. Распределение его среди тел Солнечной системы таково, что нуждается в специальном объяснении.
Если вокруг оси на расстоянии г от неe вращается тело, размеры которого существенно меньше г, то момент количества движения этого тела равен mvr (где m — масса, v — скорость). Если же речь идeт о вращении сравнительно крупного тела, нужно мысленно разбить его на такие небольшие части, вычислить эту величину для каждой из них и результаты сложить. Момент количества движения системы тел равен сумме моментов тел, еe составляющих.
Непреложный закон механики утверждает, что изменение момента количества движения системы может произойти только за счeт внешних воздействий — и никогда за счeт взаимодействия элементов системы между собой.
Солнечная система образовалась из вращавшегося газопылевого облака. Его сжатие породило центральное сгущение, которое потом превратилось в Солнце. Частицы, вошедшие в состав Солнца, несли с собой свой момент количества движения. И поскольку они двигались по направлению к оси вращения (т. е. расстояние уменьшалось), то скорость обязана была возрастать — для сохранения момента. Протосолнце, а затем и Солнце должно было вращаться всe быстрее и быстрее. Хорошая иллюстрация такого процесса — выполняющий вращение фигурист: чтобы ускорить вращение, он прижимает руки к корпусу. Как уже было сказано, на долю Солнца приходится более 99% массы всей Солнечной системы. И при этом Солнце ныне обладает менее чем 2% от общего момента количества движения. Не одно десятилетие бьются астрономы над вопросом: почему Солнце вращается так медленно? Каким образом момент количества движения мог быть передан из внутренних областей Солнечной системы во внешние?
Один из механизмов такой передачи известен: приливное трение, тормозящее вращение тела. Однако приливное воздействие планет на Солнце ничтожно и не может быть причиной наблюдаемого эффекта. Другой приводящий к торможению фактор — магнитное поле. Принципиальных возражений подобное объяснение не вызывает, но конкретное решение проблемы применительно к Солнечной системе связано со многими неопределeнностями и не является общепризнанным. Проблема распределения момента количества движения сравнительно просто решается в космогонической гипотезе английского астронома Джеймса Джинса. Он предположил, что некогда вблизи Солнца прошла звезда и еe притяжение вызвало выброс солнечного вещества, из которого в дальнейшем образовались планеты (см. статью "Джеймс Хопвуд Джине"). Однако сейчас эта идея никем из специалистов не поддерживается.
Обладает ли Солнечная система устойчивостью? Устойчивая система характеризуется тем, что возникающие в ней случайные отклонения (возмущения) не приводят к прогрессирующим изменениям, способным в конце концов еe разрушить, а как бы автоматически гасятся самой системой, возвращающейся к первоначальному состоянию. Например, можно добиться равновесия маленького шарика на вершине большого шара. Но стоит слегка толкнуть шарик — и он скатится вниз: система неустойчива. Если тот же шарик положить на дно полусферической чаши и отклонить, он вернeтся в первоначальное положение: система устойчива.
Возмущающим фактором для планет Солнечной системы является их гравитационное влияние друг на друга. Оно несколько изменяет орбиту по сравнению с той, по которой каждая планета двигалась бы под действием тяготения одного только Солнца. Вопрос в том, могут ли эти возмущения накапливаться вплоть до падения планеты на Солнце либо удаления еe за пределы Солнечной системы, или они имеют периодический характер и параметры орбиты будут всего лишь колебаться вокруг некоторых средних значений.
Результаты теоретических и расчeтных работ, выполненных астрономами более чем за 200 последних лет, говорят в пользу второго предположения. Об этом же свидетельствуют данные геологии, палеонтологии и других наук о Земле: уже 4,5 млрд лет расстояние нашей планеты от Солнца практически не меняется. И в будущем ни падение на Солнце, ни уход из Солнечной системы Земле не угрожают.

http://astronomya.ru/index.php?cont=15

САЙТ ВЛАДЕЛЬЦА ДНЕВНИКА

Рубрики:  Наука и техника

Леонардо да Винчи

Воскресенье, 24 Февраля 2008 г. 14:18 + в цитатник

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)
Знаменитый итальянский живописец, скульптор и ученый, 1452-1519, родился в деревне Винчи; 1482 получил приглашение ко двору Лодовико Сфорца в Милане, 1499 в Венеции, затем во Флоренции, 1514 в Риме, 1516 принял приглашение Франциска I в Париже, умер в 1519 в замке Клу.
Старший представитель славнейшей эпохи итальянского искусства, искусный архитектор, инженер, техник, ученый математик (сочинения по механике: законы рычага, падение тел), анатом и музыкант.
Главные произведения: "Поклонение волхвов" (Флоренция), "Тайная вечеря" (1498, на стене в монастыре Св. Мария delle Grazie в Милане, очень повреждена), "Святое семейство" (СПБ. Эрмитаж), "Мадонна Литти" (там же), "Мона-Лиза" (портрет, в Лувре) и проч.
О нем: Волынский (1900), Rosenberg (1898). Биогр. М. Филиппова (1892). Об открытиях Леонардо по механике: Дюринг, "Критич. история механики" (1893). Соч. изд. Ravaisson-Mollien (1880-92).

Памятник Леонардо да Винчи

Памятник Леонардо да Винчи в Милане
работы П.Маньи


 
Большая Советская Энциклопедия
 

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)
(15.4.1452, Винчи, близ Флоренции, - 2.5.1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция),
итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер. Родился в семье богатого нотариуса. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Леонардо Винчи создал гармонический образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам; тем самым он подытожил опыт кватроченто и заложил основы искусства Высокого Возрождения. Сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо (1467-72). Методы работы во флорентийской мастерской кватроченто, где художественная практика была сопряжена с техническими экспериментами, а также сближение с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо Винчи В ранних произведениях (голова ангела в "Крещении" Верроккьо, после 1470, "Благовещение", около 1474, - оба в Галерее Уффици, Флоренция; т. н. "Мадонна Бенуа", около 1478, Эрмитаж, Ленинград) Леонардо да Винчи развивает традиции кватроченто, подчёркивая плавную объёмность форм мягкой светотенью, иногда оживляя лица едва уловимой улыбкой; в композиции "Поклонение волхвов" (1481-82, не закончена; подмалёвок - в Уффици) он превращает религиозный сюжет в зеркало разнообразнейших человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы подготовительного рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, исполненных в различных техниках (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и др.), Леонардо да Винчи добивается большой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску), а физические особенности и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481 или 1482) Леонардо Винчи выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных феерий. Свыше 10 лет Леонардо да Винчи работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро (исполненная пластической мощи глиняная модель конной статуи в натуральную величину была разрушена при взятии Милана французами в 1500; известна лишь по подготовительным наброскам). На этот же период приходится и творческий расцвет Леонардо-живописца. В "Мадонне в скалах" (1483-94, Лувр, Париж; 2-й вариант - 1497-1511, Национальная галерея, Лондон) излюбленная Леонардо да Винчи тончайшая светотень ("сфумато") играет роль духовно-связующего начала, подчёркивающего теплоту отношений близких людей; персонажи представлены здесь в окружении причудливого скалистого пейзажа, в котором отражены геологические наблюдения Леонардо да Винчи В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо Винчи создаёт роспись "Тайная вечеря" (1495-97; из-за особенностей примененной Леонардо да Винчи техники - масло с темперой - сохранилась в сильно поврежденном виде; в 20 в. реставрирована); высокое этическое содержание росписи выражено в строгих математических закономерностях её композиции, подчиняющей себе реальное архитектурное пространство, в предельно ясной системе жестов и мимики персонажей. "Тайная вечеря" знаменует одну из вершин в развитии всего европейского искусства. Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывает различные варианты "идеального города" и центрально-купольного храма. В Милане вокруг Леонардо да Винчи возникает круг учеников (см. Ломбардская школа). Последующие годы Леонардо да Винчи проводит в непрестанных переездах (Флоренция - 1500-02, 1503-1506, 1507; Мантуя и Венеция - 1500; Милан - 1506, 1507 - 13; Рим - 1513-16; Франция - 1517-19). Во Флоренции Леонардо да Винчи работает над росписью в Палаццо Веккьо ("Битва при Ангьяри", 1503-1506, не закончена, известна по копиям с картона), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени; здесь в исступлённой схватке конных воинов показано "зверское безумие" войны (по выражению самого Леонардо да Винчи). В портрете Моны Лизы (так называемая "Джоконда"; около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстаёт воплощением возвышенного идеала женственности, не теряя при этом интимно-человеческого обаяния; важным элементом композиции становится космически обширный пейзаж, тающий в холодной дымке. К поздним произведениям Леонардо да Винчи принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-12; к этим проектам близка бронзовая статуэтка коня со всадником, Музей изобразительных искусств, Будапешт); "Святая Анна с Марией и младенцем Христом" (около 1500-07, Лувр), завершающая поиски мастера в области свето-воздушной перспективы и гармонической пирамидальной композиции; "Иоанн Креститель" (около 1513-17, Лувр), где слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве Леонардо да Винчи; серия рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый цикл с "Потопом", итальянский карандаш, перо, около 1514-16, Королевская библиотека, Виндзор), в которой раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.
Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тыс. листов), написанные на разговорном итальянском языке. Сам Леонардо да Винчи не оставил систематического изложения своих мыслей. "Трактат о живописи", составленный после смерти Леонардо да Винчи его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую художественную практику и теоретическую мысль, состоял из отрывков, во многом произвольно извлечённых из контекста его записок. Для самого Леонардо да Винчи искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в "споре искусств" пальму первенства живописи, Леонардо да Винчи понимал её как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает посредством пропорций и перспективы все многообразные проявления разумного начала, царящего в природе.
Как учёный и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями почти все области науки того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как подготовительные наброски к гигантской энциклопедии человеческих знаний. Скептически относясь к популярному в его эпоху идеалу учёного-эрудита, Леонардо да Винчи был наиболее ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо да Винчи уделял механике, называя её "раем математических наук" и видя в ней главный ключ к тайнам мироздания, он сделал попытки определить коэффициенты трения и скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты (получавшие разработку в виде новаторских проектов каналов и ирригационных систем) помогли Леонардо да Винчи правильно описать равновесие жидкости в сообщающихся сосудах. Страсть к моделированию приводила Леонардо да Винчи к гениальным конструктивным догадкам, намного опережавшим эпоху; таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих, землеройных и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полёта птиц конструкции летательных аппаратов и парашюта. Собранные Леонардо да Винчи наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов, отражённые в его живописи, привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических законов была связана для Леонардо да Винчи с представлением об однородности Вселенной; он, подобно Николаю Кузанскому, был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю "точкой в мироздании". Изучая устройство человеческого глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических исследованиях Леонардо да Винчи, обобщая результаты вскрытий, в детализированных, тяготеющих к иллюзии стереометричности рисунках заложил основы современной научной иллюстрации. Идя от простой инвентаризации органов (в средневековой медицине) к изучению их функций, он рассматривал организм как образец "природной механики". Леонардо да Винчи впервые описал ряд костей и нервов, высказал новаторские предположения об антагонизме мышц, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии. В опытах с удалением различных органов у животных Леонардо да Винчи стремился ввести экспериментальный метод и в биологию. Он впервые стал рассматривать ботанику как самостоятельную биологическую дисциплину; выделяя и здесь прежде всего структурно-функциональные моменты, он дал описания листорасположения, гелиотропизма и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Говоря о природной необходимости, "законе минимального действия" и "разумном основании" природы, Леонардо Винчи последовательно исключал из своих натурфилософских теорий идею о боге (допуская её лишь в качестве понятия о "перводвигателе"), оспаривая, в частности при рассуждении об окаменелостях, находимых на вершинах гор, легенду о "всемирном потопе". Неутомимый учёный-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи остался в традиции личностью-символом эпохи, "... которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености"

http://www.abc-people.com/data/leonardov/bse-txt.htm#2

САЙТ ВЛАДЕЛЬЦА ДНЕВНИКА

Рубрики:  Выдающийся личности и гении
Наука и техника

Сериалы (Lost )

Воскресенье, 24 Февраля 2008 г. 14:10 + в цитатник

Lost (Остаться в живых) - сериал-загадка

lost остаться в живых сериалТелесериал Остаться в живых (Lost) стартовал на американском канале АВС осенью 2004 года. Уже серия-пилот собрала у экранов телевизоров 18.7 миллионов зрителей. Дальше – больше. В своем тайм-слоте сериал стал недосягаемым лидером, а обычно привередливые кинокритики щедро сыпали восторженными рецензиями: «На ТВ ранее не было ничего подобного, чтобы так захватывало ваше воображение!»

Фильм был продан180 странам, став таким образом, «сериалом, который продался быстрее всех в истории мирового телевидения». На «Emmy Awards» Lost взял 6 из 12 номинаций: лучший драматический сериал, лучший режиссер, лучшие спецэффекты, лучшая музыка, лучшее микширование. К чему размениваться по мелочам? Просто «лучший американский сериал» за последние несколько лет.

В чем секрет успеха? О его механизме можно рассуждать долго, ведь он, как и весь сериал – головоломка. Сочетаниеlost остаться в живых сериал неизвестности, опасности и неожиданности всегда будет приковывать зрителя к экрану, пробуждая его безграничную фантазию и напоминая о собственной «темной стороне».

Ведь, казалось бы, сюжет не нов и не сложен. 48 пассажиров потерпевшего крушение самолета оказываются на острове, затерянном где-то в Тихом океане. Им приходится учиться жить в экстремальных условиях и находить общий язык с товарищами по несчастью. Нужно попытаться найти место любви и дружбе, не взирая на различия в характерах и жизненном опыте. Казалось бы, уже готовый сценарий для сериала. Но сюжет Lost на этом только начинается.

Таинственные звуки, странные существа, блуждающие в джунглях, тени, страшные сны и хозяин этих мест - чудовище. Остров полон загадок, но и у каждого героя фильма есть свой «скелет в шкафу». Постоянное напряжение и страх наводят их на мысль: «Крушение самолета было не самым ужасным событием в жизни». Все только начинается.

Зрителям, как и героям, придется искать ответ на самый главный вопрос: «Что происходит?» Интернет-сообщества всего мира выдвигают множество версий, разгадывают загадки и состязаются в гибкости фантазии с самими авторами сериала. Что есть жизнь на острове? Эксперимент по социальной психологии, который пошел не по плану? «Осколок» мира, уцелевший в глобальной катастрофе с кучкой избранных, которым предстоит продолжить человеческий род? Просто сон одного из персонажей? Игра или телевизионное шоу? Конец света? Чистилище?

lost остаться в живых сериалПостепенно у зрителя возникает абсолютно неподдельное ощущение недоброй таинственности, а главное – невозможность предсказать дальнейшее развитие событий. Впрочем, о судьбе героев не ведают и сами сценаристы – сериал постоянно находится в процессе активного создания, переписывается, дополняется и изменяется.

«Они так интересно сочиняют, - сказала однажды об авторах Кимберли Джозеф, исполнительница роли стюардессы Синди, – Они гении, они связывают разрозненные куски вместе и оставляют сюжетные линии открытыми просто чтобы посмотреть реакцию зрителей».

http://www.interlinks.ru/serials-articles/373.html

P.S. Недавно начали показывать уже 4-й сезон сериала.

САЙТ ВЛАДЕЛЬЦА ДНЕВНИКА


Редкие види растений (Лотос)

Воскресенье, 24 Февраля 2008 г. 13:32 + в цитатник

Лотос oрехоносный (Nelumbo nucifera)


Лотос oрехоносный
Лотос oрехоносный (Nelumbo nucifera), называемый также индийским, относится к семейству лотосовых. Считается реликтом третичной флоры, внесен в Красную Книгу и находится под охраной государства.

Это земноводный травянистый многолетник, который хотя и предпочитает расти в проточной воде озер и рек, в уютных заливах, неплохо переносит и жизнь на суше — когда уровень грунтовых вод понижается.

Лотос орехоносный имеет длинное массивное корневище, прячущееся под водой, и длинночерешковые листья (лежащие на поверхности воды) и чешуевидные (находящиеся под водой). Пышные розовые (или белые) цветки достигают в диаметре 20—30 см. В центре находится цветоложе и группа желтых тычинок. В цветоложе вызревает плод — орешек. Именно благодаря этому орешку лотос орехоносный и получил свое название.

Лотос oрехоносный
Существует легенда, объясняющая появление на свет этого растения. Однажды прекрасная фея гуляла по берегу реки, здесь и увидел ее молодой рыбак. Окликнул он красавицу — и как только встретились их глаза, любовь поселилась в сердцах молодых людей. Но не суждено было влюбленным быть вместе — узнал об их свиданиях отец феи, хитрый и коварный Повелитель Рек. У него уже давно был присмотрен жених для дочери. Зная ее непокорный нрав, Повелитель Рек решил хитростью разлучить влюбленных. Он снял ночью с пальца спящей дочери золотое кольцо и забросил его так далеко, как только мог. А на следующий день призвал к себе влюбленных и объявил, что готов отдать дочь в жены простому смертному, раз уж так сильны их чувства. Но при условии, что рыбак сумеет отыскать кольцо своей суженой, которое она так неосторожно обронила. Опечалились влюбленные, но старая цапля шепнула речной фее, что видела, как что-то блестит в цветке лотоса. Обрадовалась красавица, поспешила к своему любимому, чтобы подсказать ему, где искать кольцо. Но коварный отец опередил ее и скрыл кольцо внутри орешка, выросшего по его приказу в цветке. А чтобы запутать поиски, точно такие же орешки появились и в других цветах, покачивающихся на водной глади. Не удалось рыбаку найти кольцо своей возлюбленной. Говорят, это кольцо и по сей день хранится в середине прекрасного цветка, и тот, кто отыщет его, получит в жены прекрасную речную фею, а в качестве приданного — власть над всеми реками и озерами. Но это всего лишь легенда.

http://www.proflowers.ru/articles/rare_species/674.html

САЙТ ВЛАДЕЛЬЦА ДНЕВНИКА

Рубрики:  Флора и фауна

Пирамиды

Воскресенье, 24 Февраля 2008 г. 13:30 + в цитатник

Вопрос о том, как строили пирамиды, не даёт покоя уже не одному поколению исследователей. Итак, давайте ознакомимся с бытующими мнениями.

Отец Истории

В вопросе строительства пирамид, естественно, нельзя обойтись без свидетельства "отца истории" Геродота, посетившего Египет в 425-м году до рождества Христова. "Используемый метод заключался в том, чтобы строить шагами, или как некоторые называют - рядами или террасами. Когда построение основы было закончено, блоки для следующего ряда выше основы поднимались от основного уровня приспособлениями, сделанными из коротких деревянных рычагов; на этом первом ряде имелось другое, которое поднимало блоки на один уровень выше, таким образом, шаг за шагом блоки поднимались всё выше и выше. Каждый ряд или уровень имел собственный набор механизмов одного и того же типа, которые легко перемещали грузы с уровня на уровень. Завершение построения пирамиды начиналось сверху с самого верхнего уровня, продолжалось вниз, и заканчивалось самыми нижними уровнями, находящимися ближе к земле".

Деревянные машины

Упоминание Геродотом "деревянных машин" придало импульс направлению исследований. Итальянский египтолог Освальдо Фалестиеди считает, что остатки одной из таких машин нашли в XIX веке при раскопках храма царицы Хатсепшут. Увлеченный итальянец сумел восстановить древнее устройство, и оно заработало!

Сконструированная Фалестиеди машина напоминает колыбель. Внутри деревянного каркаса помещается обвязанный веревками каменный блок, который раскачивается при помощи специальных клиньев. С помощью такого раскачивания, убежден изобретатель, древние египтяне поднимали многотонные камни. Открытие Фалестиеди апробировали японские и американские инженеры и археологи. И: независимая экспертиза подтвердила правоту итальянца. Теперь Фалестиеди вместе с инженерами из Туринского политехнического института собирается создать действующую модель устройства, которое сможет поднимать камни весом до сорока тонн.

Но не только Фалестиеди вдохновили слова Геродота: американец Рон Уайетт сконструировал свой вариант. Это "подъёмное устройство" реально работает. Очевидная простота конструкции, лёгкость в подъёме тяжёлых грузов, сам принцип работы и многие другие свойства данной конструкции делают этот механизм чрезвычайно похожим на тот, который был описан Геродотом, и который использовался древними египтянами при построении пирамид.

Пирамиды равняются на звезды

Как же древние египтяне, не знавшие компаса, ориентировали свои сооружения? Ответ очевиден - по звёздам.

Кейт Спенс считает, что, если быть более точными, эти звезды: Мицар и Кохаб, в созвездиях Большой и Малой Медведиц. Из-за смещения собственной оси Земли в пространстве (с периодом в 26000 лет) эти две звезды в разные столетия указывают на разные стороны света. Вычислив, когда они показывали на север, можно очень точно определить время строительства пирамид.

Более того, с помощью теории "двух звезд" прекрасно объясняются те погрешности в выравнивании пирамид, которые все же допустили египтяне (собственно, Спенс и разработала свою теорию для объяснения этих погрешностей). Ведь пирамиды строились не одновременно, звезды за это время успевали немного сместиться, и направление "на север" тоже несколько смещалось. Сегодняшняя "северная" звезда - Полярная - в те годы показывала совсем не на север, и служить ориентиром для египтян не могла.

Неизвестно, действительно ли древние зодчие определяли направление на север по двум звездам, однако нет никаких аргументов против того, что они могли это делать. Достоверно мы знаем только одно: пирамиды выравнивались на север потому, что египтяне считали, что мертвый фараон становится звездой на северном небе. Поэтому вполне логично можно предположить, что при постройке пирамид для мертвых фараонов они поглядывали в сторону их нового обиталища.

С помощью своего метода Кейт Спенс вычислила время постройки Великой Пирамиды в Гизе (одного из Семи чудес света). Она считает, что это произошло в 2478 году до нашей эры плюс-минус пять лет. Таким образом, по "астрономической" теории Великой Пирамиде 4478 лет - на 75 лет больше, чем считалось до сих пор.

Вода - друг человека

Предполагают, что выравнивание происходило так: над водной канавой длиной в несколько десятков метров от одного ее конца до другого натягивали тонкую бечеву, а потом следили за ее отражением на водной поверхности, пока оно не совпадало с отражением Полярной звезды. (У восточной стороны пирамиды Хеопса были действительно обнаружены остатки канав.)

Вода могла помочь строителям и с выравниванием основания по горизонтали. Метод следующий: выбранный участок сначала расчерчивали сетью канав, которые заполняли водой. Потом, согласно понижению уровня воды, скалывали камень между канавами, пока площадка не становилась достаточно ровной, чтобы можно было начинать строительство. Иногда, впрочем, основание выравнивали лишь по периметру, а посередине оставляли скалистое возвышение, что экономило труд и время строителей.

В нашу гавань заходили корабли

Египтолог Захи Хавасс утверждает, что сообщения о большом весе каменных блоков - не более чем спекуляция. Вес блоков, из которых построены пирамиды, не превышал полтонны. Для строительства древнеегипетские инженеры построили гавань в 800 метрах к востоку от недавно обнаруженного долинного храма Хуфу (Хеопса). Эта гавань использовалась для транспортировки к плато камня, добытого в других каменоломнях страны - например, гранита, использованного для погребальной камеры Хуфу - из прекрасного белого известняка, которым пирамида была облицована.

Гавань также использовалась для доставки рабочих от их домов в Мемфисе и других близлежащих городах. Продовольствие из ферм на берегах Нила приносилось в качестве жертв для храмов, и использовалось для пропитания обитателей припирамидных городов, ответственных за поддержание культа усопшего царя. К югу от пирамиды Хуфу Марк Ленер обнаружил карьер, в котором добывался камень для ее строительства. Неподалеку были найдены и остатки пандуса из щебня и ила. Этот пандус шел от каменоломен к юго-восточному углу пирамиды Хуфу. Скорее всего, по нему и поднимали блоки.

http://www.all-wonders.com/page3.html

САЙТ ВЛАДЕЛЬЦА ДНЕВНИКА

Рубрики:  Наука и техника

Национальный парк - Хребта Стирлинг (Австралия)

Воскресенье, 24 Февраля 2008 г. 13:11 + в цитатник

STIRLING RANGE NATIONAL PARK

 Национальный парк - Хребта Стирлинг

Расположение и история Stirling Range National Park

Национальный парк хребта Стирлинг располагается в ста километрах к северо-востоку от Албани, штата Западной Австралии. Его площадь составляет 115920 гектаров. На юго-западе находится самая высокая точка парка, достигающая 1095 метров над уровнем моря. Ее название Блафф Кнолл, что означает «обрывистый холм». Особенностью Блафф Кнолл является его отвесная скала, с вершины которой в ясный день открываются потрясающие виды на красоты национального парка.

Изначально в этих землях проживали австралийские аборигенские племена Миненг и Горенг (Mineng,Goreng). В холодную погоду они носили плащи до колен, сотканные из шкур кенгуру. В дождливый период эти люди строили небольшие хижины в форме конуса. Делались они следующим образом: стволы древовидных кустарников, растущих из земли, сгибались, образуя конус, затем они сшивались пластинами, сделанными из коры деревьев, упругих прутьев кустарников или лиственных веток. Они рассказывали много историй о хребте Стирлинг, который во многих из них являлся обителью горных духов и представлял собой огромную опасность для местных жителей в случае нарушения законов природы. Вершину Блафф Кнолл племена называли Булар Миал, что в переводе с их языка означало « множество глаз» или Бала Миал, что в свою очередь означает «его всевидящие очи». Эти устрашающие названия были обязаны специфическим очертаниям «обрывистого холма», которые напоминают форму глаз. Местные жители отождествляли их с глазами древнего предка, повелителя духов, который, по их мнению, до сих пор проживает в горах и непрестанно следит за ними. Вершины часто покрыты туманом, окутывающим горные пики и глубокие лощины между горами. Этот туман по поверьям местных племен также представляет собой грозный дух по имени Нойт.

Впервые о хребте написали в 1802 году, автором статьи был Мэтью Флиндерс. В 1831 году Александр Колли зарегистрировал новый факт; от местного жителя он узнал местное название этих земель - Koi Kyeunu-ruff. Затем геодезист Джон Септимус Ро, путешествуя с губернатором Сэром Джеймсом Стирлингом в Перт в 1835 году, увидев очертания хребта, заметили «несколько потрясающе красивых и высоких пик». Ро назвал их Хребтом Стирлинга. Эти земли были провозглашены национальным парком только в 1913 году, когда в некоторых областях стали массово вырубаться кустарники с целью превращения их в сельскохозяйственные угодья.

Природа и животные Stirling Range National Park

Сам хребет Стирлинга представляет собой зубчатые пики. Начали образовываться горы много миллионов лет назад. Горы хребта когда–то представляли собой лишь песчаные наносы, образованными в дельте реки, впадающей в море. Накладываясь друг на друга на протяжении многих миллионов лет, эти осадки стали утолщаться и затвердевать в комбинации с невообразимо мощной силой, исходящей с области земляной коры. Это стало причиной образования твердому поверхностному слою, поверхностным отложениям в области оседания. После того, как последние капли воды были естественно выведены из отложений, образовался песчаник и глинистый сланец. С течением времени благодаря различным природным процессам (вода, ветер и т. д.) горы были окончательно сформированы до своего настоящего облика.

Национальный парк хребта Стирлинг является выдающимся ботаническим заповедником. Особенностью парка и его гордостью является огромный видовой набор прекрасных диких цветов. В национальном парке в изобилии произрастает большое множество цветов, растущих среди ярра (западноавстралийский эвкалипт), карри (разноцветный эвкалипт) и сандала. Парк хребта Стирлинга содержит 1500 видов растений, 87 из которых невозможно увидеть ни в каком любом другом уголке мира, включая знаменитые горные колокольчики «Дарвиния». Разнообразие цветов, произрастающих в национальном парке, делают весну настоящим торжеством природы, земли парка как будто покрываются бесчисленными красочными коврами, вытканными самой природой. В парке числится больше видов растений, чем во всех британских островах, вместе взятых. Например, в национальном парке произрастает 123 изумительных вида орхидей – 38 процентов от всех известных западноавстралийских орхидей. В августе-декабре появляются белые цветки южной крупнолистной ксантозии, очень похожие на звездочки, они создает необычайно красивое зрелище – на лугах появляются настоящие красочные созвездия! Сверкающие розовые краски придает хребту Стирлинга широколистный изопогон, также называемый «космами эльфа». Изопогон сильно контрастирует с ярко-желтыми дриандрами. Нельзя забывать, что в парке также много ядовитых кустарников.

Птичий мир довольно богатый. Среди птиц национального парка эму, каштановый чирок, пятнистый лунь, клинохвостый орел, австралийский ястребиный орел, короткоклювый черный какаду, мускусный лорикет, розовый какаду, большой ястреб и т. д. У речных небесно-голубых долин обитают австралийские славки, южные тугайные соловьи, западные желтые соловьи, бронзовокрылые голуби и т. д. В лесистых местностях гнездятся древесные пищухи, Элегантные попугайчики, сумеречные ласточковые сорокопуты, совиные козодои и т. д.

Богатая фауна обладает множеством эндемичных видов юго-запада Западной Австралии, включая 10 лягушачьих видов, 11 видов рептилий и 6 видов млекопитающих. Среди рептилий самыми распространенными являются австралийские короткохвостые и тупохвостые сцинки и вараны Розенберга. Среди млекопитающих самые распространенные – это серые кенгуру и валлаби. Также можно выделить западного карликового поссума, поссума-медоеда, сумчатую мышь и Квокку (короткохвостый кенгуру).

В национальном парке можно увидеть в большом количестве кузнечиков, улиток, скорпионов и больших дождевых червей.

Самое лучшее время для посещения - поздняя весна и раннее лето (октябрь-декабрь), когда начинает теплеть, и зацветают дикие цветы национального парка. Зимние месяцы подходят для покорения вершин горных хребтов, хотя с погодой надо быть осторожнее, порой она непредсказуема. Парк хребта Стерлинга – один из немногих мест в западной Австралии, где ежегодно выпадает снег.

   

STIRLING RANGE NATIONAL PARK
STIRLING RANGE NATIONAL PARK
Для кенгуру в парке всегда найдется еда
Для кенгуру в парке всегда найдется еда
Карликовый поссум
Карликовый поссум
Варан Розенберга
Варан Розенберга
Каждый отдельный представитель пернатых парка-настоящий шедевр природы
Каждый отдельный представитель пернатых парка-настоящий шедевр природы

http://www.floranimal.ru/national/park.php?pid=182

САЙТ ВЛАДЕЛЬЦА ДНЕВНИКА

Рубрики:  Флора и фауна

Дельфины

Воскресенье, 17 Февраля 2008 г. 21:15 + в цитатник

ДЕЛЬФИНОВ ТЯНЕТ НА СУШУ

 На протяжении последних десятилетий дельфины постоянно интересуют людей. Созданы специальные центры по изучению их биологии. Некоторые исследователи даже пытаются установить контакт с «интеллектуалами моря». На пути специалистов встает немало препятствий. Одна из самых интересных загадок, связанных с поведением дельфинов,— их неожиданные выбросы на берег.

 Флорида. Жаркий летний день. Внимание отдыхающих привлекают три черных плавника, которые, разрезая воду, неумолимо приближаются к берегу. Все ближе и ближе, люди уже различают очертания дельфинов и с интересом наблюдают за их поведением. Неожиданно животные на полной скорости выбрасываются на песчаный пляж. Через некоторое время в километре от этого места на берег выбрасываются еще шесть дельфинов.

 На следующий день на сушу выбросилось целое стадо более чем из 50 млекопитающих. Любопытно: когда некоторых из них стаскивали в море, они вновь стремились к берегу.

 Что думают по этому поводу ученые? На этот вопрос отвечает доктор биологических наук А. Яблоков:

 — Биологи до сих пор пытаются разгадать этот необычный феномен природы. Из всех морских животных только у китообразных, к которым относятся и дельфины, наблюдается подобное явление. Известно, что дельфины ориентируются в море с помощью поразительного по своей чувствительности локационного аппарата. В бассейне с водой они легко находят горошину. Есть предположение: загадочные выбросы связаны с тем, что локационный аппарат по каким-то причинам дает «сбой» и животные, потеряв ориентацию, выбрасываются на берег. Но ведь не может сразу у десятков дельфинов выйти из строя этот орган!

 Другая распространенная гипотеза — у дельфинов проявляется стадное чувство. За вожаком на берег устремляется все стадо. А почему сам вожак решил выброситься? Неясно. К тому же наблюдались случаи, когда большое стадо дробилось на группы, которые сами по себе выбрасывались на сушу.

 Еще одно любопытное предположение — животных поражают неизвестные смертельные заболевания или психические расстройства. Не дожидаясь рокового исхода, они кончают жизнь самоубийством. Это объяснение также потерпело фиаско. Обследование животных на берегу показало, что они вполне здоровы психически и физически. Кроме того, после спасения некоторых из них помещали в океанариумы. Там они жили долгие годы, легко поддавались дрессировке и ничем не отличались от своих собратьев, пойманных в открытом море.

 Сейчас о наличии разума у дельфинов существуют разные точки зрения.

 Одни исследователи считают, что по своему развитию эти животные мало чем отличаются от других высокоразвитых млекопитающих. Другие склонны думать, что дельфины — разумные существа, с которыми мы еще просто не можем найти общий язык.

 Я склоняюсь ко второй точке зрения. Интеллект дельфина — это необычное явление, к которому нельзя подходить с привычными человеческими мерками. В явлении самовыбрасывания сконцентрировалось то непознанное, что связано с разумом дельфинов, их психическими особенностями. На мой взгляд, это проявление пока недоступной для нас логики мышления. И если науке удастся найти ключ к разгадке этой тайны, мы, видимо, сможем ответить на волнующий вопрос: «Разумные ли существа дельфины?»

http://www.bibliotekar.ru/evrika/4-4.htm

Дельфины-живописцы

АГЕНТСТВО КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Владивосток

Мы давно уже уверовали в то, что дельфины - разумные существа. Об этом свидетельствуют многочисленные научные труды биологов. Но самолично убедиться в этом можно, посетив недавно открывшуюся в океанариуме сенсационную выставку. Впервые в России на суд зрителей представлены картины, написанные... дельфинами. Процесс написания картин можно запросто наблюдать, посетив дельфинарий: дрессировщик дает в пасть дельфину кисть, предварительно окунув ее в краску, затем подносит к смышленой мордочке млекопитающего планшет с прикрепленным к нему листом плотной бумаги. Дельфин, удерживая себя на плаву, успевает запечатлеть свой мимолетный шедевр. Пожалуй, выставки художников-абстракционистов мало чем отличаются от картин, написанных владивостокскими белухами. Заведующий музеем ТИНРО Владимир Чубаков считает, что экспозиция "творчества млекопитающих" представляет и эстетический, и научный интерес. А многочисленные посетители были просто в восторге. Не исключено, что после закрытия выставки картины будут проданы с аукциона.

http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=400&crubric_id=20001&rubric_id=201&pub_id=325886

САЙТ ВЛАДЕЛЬЦА ДНЕВНИКА

Рубрики:  Флора и фауна

Метки:  

Дневник Kidobani

Вторник, 01 Января 2008 г. 14:44 + в цитатник
В этом дневнике я хочу осуществить мою мечту, которую начал на сайте "INTERNET-КОВЧЕГ". А мечта о том, что создать ковчег интересных ресурсов из интернетпространства и не только...


Поиск сообщений в Kidobani
Страницы: 6 5 4 3 2 [1] Календарь