Сюгэндо: ниндзя и ямабуси |
«Путь святого человека», - древнее учение, делающее упор на аскетизм, жизнь в горах, гармонию между Человеком и Природой для развития духовного опыта и силы. Это учение возникло в VII веке, развивалось в XII—XIV веках. Основателем Сюгэндо считают Эн-но-Гёдзя или Эн-но-Одзуну. Центром Cюгэндо является монастырь Кимпусэн-дзи в городе Ёсино.
Сюгэндо почитает священные горы, наиболее значимые из них — Оминэ и Кумано на полуострове Кии и три горы Дэва. Начиная с древности, горы почитались как места происхождения или пребывания богов – «ками». О священных горах постепенно стали складывать легенды. Уединение в горных районах с целью медитации широко практиковалось в середине периода Хэйан (794-1185 гг.).
Последователей сюгэндо делят на две группы — СЮГЭНДЗЯ (修験者) — «святой человек» и ЯМАБУСИ (山伏), - «воин-священник».
В Сюгэндо больше всего почитали дэв буддизма, к которым относились и национальные японские демоны, Сайто Мусасибо Бэнкей и Беловолосый Содзёбо – король тэнгу, которые при этом соперничали между собой.
По учению, Ямабуси и Сюгэндзя сами должны были уподобиться тэнгу для достижения цели усовершенствования своего тела. Уединяясь в горах и ведя отшельнический образ жизни, они приобретали некоторые из навыков тэнгу. Но они не бездействовали, как даосы, а подвергали себя изощренным тренировкам по системе у-син – 5-ти элементов, часами сидели под горными водопадами, ходили по горящим углям и т.п.
В результате ямабуси и сюгэндзя
Однако по народным поверьям, после смерти только злой и гордый человек мог превратиться в тэнгу. «Тэнгу-ни-нару» (Тэнгу станешь!) – так говорили японцы, прося кого-то умерить свою надменность.
К концу эпохи Камакура, Тэнгу становится главным в литературе средством для критики и уличения греховности духовенства, защитником Дхармы (законов буддизма).
Часто в легендах, Ямабуси представали учителями будущих великих воинов. Многие самураи, основатели школ «Рю» претендовали на то, что были чудесным образом умудрены советами, исходящими от Тэнгу. Иногда это случалось во сне, иногда во время добровольного ухода в горы для того, чтобы принять лишения при поиске “Пути” (До).
Минамото-но-Йосицуне (один из величайших воинов Японии) научился искусству у короля тэнгу Содзёбо обращению с мечом так, что это позволило ему, совсем молодому юнцу, победить монаха-воина Бэнкея который, вооружившись нагинатой, пытался помешать ему пересечь мост Того.
«Однажды вечером из тьмы появился странного вида ямабуси
фехтования. Бесстрашный Усивака-мару вскричал; «Давай начнем прямо сейчас!» Внезапно бросившись на странного монаха, он так и не сумел нанести ему ни единого удара. Усивака-мару попросил ямабуси
Тэнгу является покровителем боевых искусств. Он умелый воин и озорной проказник, особенно склонен устраивать всякие подвохи заносчивым и хвастливым буддистским монахам. Наказывает тех, кто злоупотребляет знаниями и властью для получения славы или влиятельного положения в обществе. В былые дни тэнгу также искусно наказывали самодовольных и тщеславных самураев. Ненавидят хвастунов и порочных людей. Изредка они служат наставниками в искусстве войны и стратегии людям, которых считают достойными. Также благородные тэнгу выступают защитниками святых людей и храмов.
Наличие рисунков с изображениями тэнгу можно встретить в сотнях трактатов и наставлений по кэн-дзюцу, ниндзюцу, дзю-дзюцу и других традиционных японских школ будо, что подтверждает значительное влияние тэнгу на воинские искусства Японии.
В мифах и легендах Японии упоминается, что тэнгу вели своё происхождение от первородного японского божества – Сусано-о.
В китайской мифологии есть похожее существо по имени Тяньхоу. По одной из версий, китайский Тяньхоу получил своё имя в результате некогда упавшего на Китай огромного метеорита, шлейф от которого напоминал здоровенный хвост. Так возникла легенда о могущественном горном божестве, которое внешне напоминало гибрид человека и собаки с вороньим клювом.
Многие ямабуси были адептами школы сингон - одной из ветвей эзотерического буддизма, в соответствии с догматами которого просветление можно обрести через отшельничество, самосозерцание, изучение природы и созерцание мандалы. Школы сингон и тэндай в одинаковой степени рассматривали горы как идеальное место для отшельничества и созерцания природы.
Тэнгу-ямабуси имеет вид крылатого краснолицего существа огромного роста с длинным носом.
Сверхъестественные способности позволяют тэнгу превращаться в человека и принимать облик различных животных, разговаривать с людьми не раскрывая рта, моментально перемещаться из одного места в другое не используя для этого своих крыльев и проникать в чужие сны. Несмотря на то, что тэнгу обладает крыльями, в сказках он летает с помощью взмахов волшебного веера.
Волшебный енот "тануки" и лиса "кицунэ" также являются проявлениями животного начала тэнгу.
Впоследствии ямабуси применяли своё мастерство, участвуя в битвах даймё. Всё это принесло ямабуси славу великолепных воинов, многие духовные предводители-ямабуси стали получать высокие духовные чины в дворцовой иерархии, что, в свою очередь, усилило их политическое влияние.
В период Нанбоку-тё ямабуси начали организовываться в особые отряды, управляемые из головных монастырей школ буддизма, к которым принадлежали воины-отшельники. Они помогали императору Го Дайго в его попытках свергнуть правление сёгуната Камакура, показав при этом боевую выучку, способную противостоять профессиональной армии самураев.
В период Сэнгоку ямабуси присутствовали среди советников при дворах и армиях практически всех владетельных японских правителей. Некоторые из них присоединились к Такэде Сингэну, чтобы помочь Оде Нобунага в борьбе против Уэсуга Кэнсин в 1568 году, тогда как другие, включая настоятеля Сэссаи Тёро, были советниками при дворе Токугава Иэясу.
Многие сражались против Нобунага, который и разбил ямабуси, положив конец временам власти монахов-воинов.
Ямабуси великолепно владели луком и мечами, отдавая, предпочтение нагинате.
В период Эдо, считалось, что ямабуси
Многие века считалось, что тэнгу передали ниндзя нечистую демоническую силу и умения, которые обучали своих потомков ходить по огню не обжигая ног, плавать в ледяной воде, спать на снегу и управлять погодой. Считалось, что ниндзя могут призывать на помощь духов, использовать их силу, и самураи верили, что ниндзя летают на облаках, становятся невидимыми, читают мысли врага и останавливают время.
Карасу (ворон) – наиболее старинный вид тэнгу и довольно часто входящий в название клана ниндзя иероглиф. Именно их изображали живописцы в виде вороно-подобных существ, с человеческим телом, имеющих крепкие зубы, способные перекусывать железные мечи и наконечники копий. Считалось, что эти тэнгу с особым трепетом оберегали леса в которых жили, и разрывали на части людей, занимающихся бездумной вырубкой деревьев.
Тэнгу обладают «Божественной техникой боя» - «Тэнгу-гайдзюцу-рон» и именно эту технику использовали Сюгэндзя, ставшие впоследствии воинами Ниндзя, носящие чёрные одежды и маску – Тэнгу-ги. Маска использовалась для маскировки и устрашения врага, придавая облику своих хозяев демонические черты.
Изредка ниндзя называли китайским термином «линь куэй» — «демоны леса». Ниндзя представляли свой темный мир, олицетворением которого являлись лесные молельни, храмы миккё и культ темноты. Искусство ниндзя, их военное мастерство и сила приписывались общению с Мирёку-темными силами, бесами-юрей, демонами-они и с дьяволами-оборотнями тэнгу. Сами воины-тени всячески поддерживали эти суеверия, старались укрепить именно такое восприятие ниндзя в глазах противника, ибо рождающее страх суеверие становилось еще одним грозным оружием в их арсенале.
Ямабуси так одевались реже, носили мешковатые одежды, отращивали волосы, цвет предпочитали желто-оранжевый.
Тэнгу — не все добрые, это часто злобные насмешливые существа, стремящиеся всякий раз навредить людям. Это жестокие обманщики, вызывающие пожары, подстрекающие к войнам, а также похищающие маленьких детей. Последнее видимо связано с тем, что, ямабуси, как и ниндзя жили кланами глубоко в лесах, а как известно, в такие школы принимали довольно странными способами. Любое искусство в Японии следовало изучать с ранних лет и желательно, чтобы у этого человека не было сочувствующих ему близких, потому воровство детей во многих подобных кланах было оправдано с их точки зрения.
Вера в силу «тэнгу» была настолько сильна, что даже в 1860 году правительство Японии отправляло им официальное прошение освободить провинции, через которые проезжал сёгун, а в 1872 году, Сюгэндо было запрещено Симбуцу-бэнри - законом о разделении буддизма и синтоизма.
По Положению о религиях 1945 (сюкё ходзинрэй) Сюгэндо было снова разрешено, и активность разрешалась под собственным именем без прикрытия буддийских школ. В частности к сюгэндо были причислены подшколы Хондзан-ха (Тэндай) и Тодзан-ха (Сингон). Но, конечно они уже не те, что были в легендах.
К сожалению, магические секреты, как ямабуси, так и ниндзя-сюгэндзя остались покрытыми тайной. Но они - самые популярные персонажи исторических фильмов и аниме жанра сёнэн. (Вот, в частности, в просматриваемом мной сейчас «Демоноглазом Кё», он как раз об этом).
Рубрики: | Страны/Архитектура/Мифы и легенды разных стран Японский колорит Оружейная |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |