-Цитатник

Камышлов - (1)

Камышлов Камышлов – еще один купеческий город на Урале. Основан он был так же, как и ...

Висим. Три конца - (0)

Висим. Часть 3. Три конца.   Пообщавшись с фауной и накромив её самых наглых и голодных сме...

Висим. Олений питомник - (0)

Висим. Часть 2. Олений питомник.   После ознакомления с жизнью Д.Н.Мамина-Сибиряка, на...

Висим. Литературно-мемориальный музей Д.Н.Мамина-Сибиряка - (0)

Висим. Часть 1. Литературно-мемориальный музей Д.Н.Мамина-Сибиряка   Давно хотели с...

 -Метки

gps Европа-Азия Медведь адуй алапаевск алтай аять бабиновская дорога багаряк бажов байкал бахчиванджи башня белая березовский братья-останцы верхняя пышма верхотурье весёлые горы висим водопад гора дегтярск демидовы екатеринбург ермак ж/д жжизненно жывнасть завод идол истоки исети итоги канал карьер кашино коноваловский увал копейка кордон коуровка кушва майская прогулка мегалиты михайловск море озеро оленьи ручьи остров пермь пески песчаное петрогром пещера писаница полуразрушенная церковь р.ай ревун река волга река исеть река нейва река реж река тагил река тура река чусовая родник романовы ростов-на-дону самара святые места северка седельниково семицветные озерки сибирь скала сопка среднеуральск становая старопышминск сысерть таганай техноген тоннель тюмень чёртов палец шайтан шахта шитовское шихан штольня

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в k_lex

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Пермский_край

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.01.2010
Записей: 401
Комментариев: 1556
Написано: 2299


Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Пятница, 31 Октября 2014 г. 21:35 + в цитатник

25 октября 2014 посетил музей, расположенный в здании первого железнодорожного вокзала в Екатеринбурге. Это был должок еще с 2010 года. С историей "Уральской" железной дороги я постоянно пересекался. Этот пост - попытка объединить все знания воедино, для чего, собственно говоря, и существуют музеи.

3653389_img001 (700x466, 147Kb)

В октябре 2014 наступила зима и это резко наложило ограничения на поездки. Но это самое время для музеев. Этот музей один из тех немногих музеев Екатеринбурга, где особенно хочется побывать. Тем более, в последнее время меня зацепила железнодорожная тема. В прошлый раз я походил по вокзальным достопримечательностям, даже на электричке до другого мини-музея под открытым небом прокатился. Но вот в главный музей попасть не удалось.

С 2003 года музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги располагается в здании первого железнодорожного вокзала г.Екатеринбурга. Старый вокзал был построен по проекту архитектора П.П. Шрейбера и является памятником истории и культуры 19 века. Первый железнодорожный вокзал ценен для истории города тем, что именно он запечатлен на одном из первых фотографических изображений Екатеринбурга в конце 80-х годов 19 века и сохранился в этом же виде до наших дней. Этот музей по праву считается визитной карточкой Свердловской магистрали, летописцем её богатой и яркой истории.

На площадке перед музеем стоят скульптуры олицетворяющие профессии железнодорожного транспорта разных эпох – начальник станции, который приготовился ударом в колокол возвестить об отправлении поезда, путейские рабочие и мастер, проводница, разносящая пассажирам чай. Непосредственно перед входом расположилась группа "Пассажиры", иллюстрирующая жизнь пассажиров на вокзале. Авторы этих произведений искусства, выполненных в жанре городской скульптуры – скульпторы Юрий Крылов и Александр Кокотеев. Также есть другие экспонаты: тележка путейцев для перевозки шпал, тупик, семафор, шлагбаум с сигнальным устройством.

3653389_img002 (700x599, 359Kb)

Что касается внутренней части экспозиции, то она условно разделена на 2 части: историческую и техническую. Историческая часть в первом зале включает период от создания первого в России паровоза Е.А. и М.Е. Черепановыми до современного периода реформирования транспорта: строительство первых железных дорог, создание МПС, строительство и эксплуатацию Уральской Горнозаводской и Пермской дороги, развитие образования, науки, социальной сферы.

Нет, не Россия была первой, где придумали паровоз. Началось все с промышленной революции в 18-19 веках, взять ту же паровую машину Джеймса Уатта. Идея заменить живую силу лошадей механической интересовала людей давно. Почти одновременно паросиловые установки (паровозы) стали изобретаться в Америке и Европе, особенно в Англии. И первый паровоз появился лет за 30 до изобретения Черепановых. Кстати, Черепановы при создании своего паровоза учитывали опыт англичан.

3653389_img003 (700x466, 229Kb)

В августе 1834 года на Нижне-Тагильском горном заводе раздался свисток первого в Российской империи паровоза. Творцами первого российского паровоза, называвшегося первоначально "сухопутный пароход", "паровая телега", "паровой дилижанец", "пароходка", были знаменитые уральские механики, умельцы и изобретатели Ефим Алексеевич Черепанов (1774-1842) и его сын Мирон Ефимович (1803-1849).

Россия стала единственным государством в Европе, где впервые паровозы были изготовлены в своей стране, а не импортированы из Англии. Мирон Черепанов получил "вольную" в 1836 г., как ранее его отец, был приписан к кушвинскому мещанству. В ноябре 1956 г. на центральной площади Нижнего Тагила был установлен памятник творцам первых русских паровозов. Есть теперь цель на будущие поездки. А первый в России паровоз выглядел примерно вот так.

3653389_img004 (700x466, 221Kb)

В 1837 году была построена первая в России железная дорога Санкт-Петербург – Царское село – Павловск, протяжением 27 км. Тогда же начались увеселения в вокзале, состоявшие из оркестра, иллюминации и фейерверков. 15 июня 1865 г. Император Александр II издал Указ об учреждении Министерства путей сообщения России, которое становится одним из авторитетных ведомств России, а служба на железнодорожном транспорте считается одной из самых престижных.

22 февраля 1874 г. Государь Император высочайше соизволил утвердить Устав акционерного общества Уральской горнозаводской железной дороги для сооружения и эксплуатации железной дороги Пермь-Екатеринбург с ветвью к Луньевским копям (на Соликамск). Так зародилась УГЖД и началось строительство. На фото: Николай Степанович Островский - руководитель строительства и первый управляющий Уральской Горнозаводской железной дороги (1878-1889 гг) и Виктор Федорович Голубев - главный инженер строительства Уральской Горнозаводской железной дороги (1874-1878 гг).

3653389_img005 (700x525, 227Kb)

1 (14) октября 1878 года открыто движение по Уральской Горнозаводской дороге на участке Пермь - Чусовская - Нижний Тагил - Екатеринбург протяженностью 669 верст. По маршруту уже понятно название - "Горнозаводская", т.е. эта железная дорога должна охватить основные узлы (заводы) металлургической промышленности Урала. Екатеринбург какое-то время был "конечной" станцией с большой перспективой и поэтому требовал особого внимания. Вот как выглядел вокзал станции Екатеринбург.

3653389_img006 (700x466, 141Kb)

Наравне с грузоперевозками была потребность к пассажирским перевозкам. Собственно для кого и делался вокзал - для пассажиров.

3653389_img007 (700x466, 210Kb)

23 сентября 1879 г. Луньевская ветка: Чусовская – Усолье принята правительственной комиссией и сдана в эксплуатацию. Открыто правильное пассажирское и товарное движение поездов. Для примера расписание поездов по УГЖД.

3653389_img008 (466x700, 202Kb)

В конце 1885 года была построена ветка Екатеринбург-Тюмень. В январе 1888 года эта ветка была объединена с Горнозаводской дорогой в одну магистраль, которая стала называться Уральской железной дорогой. Позже этот участок стал частью транссибирской магистрали. Инициатором строительства этой ветки был генерал Богданович Евгений Васильевич. Именем Е.В. Богдановича в 1885 году была названа станция Оверино Екатеринбурго-Тюменской железной дороги, позже превратившаяся в город Богданович.

Позже была построена прямая ветка с прямым сообщением Пермь-Екатеринбург. И по некоторым данным, путь из Перми в Екатеринбург сократился на 116 км.

3653389_img009 (466x700, 175Kb)

Теперь перейдем во второй зал и переключимся ненадолго на техническую часть. Вот макет котла с топкой и рама несущих паровоза ФД-20 1939 г., инвентарь (инструменты) для чистки топки паровоза: скребок, пика, кочерга.

3653389_img010 (700x466, 239Kb)

Велосипед системы инженера Н.А. Фон-Ренкуль – именно так называлось это изобретение на Уральской Горнозаводской железной дороге. Говоря современным языком, по сути это была дрезина с велосипедным приводом. Николай Амандович Ренкуль был начальником службы движения на дороге с 1887 по 1890 годы. Велосипед был изобретен для службы пути и сооружений, о чем упоминалось в каталоге Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки, которая проходила в Екатеринбурге в 1887 году. 

Для "охранения общественного порядка и спокойствия на железных дорогах" жандармская железнодорожная полиция использовала этот велосипед для наблюдения за порядком на пассажирских и товарных станциях.

Стоит отметить, что велосипед изобрел другой нижнетагильский изобретатель Ефим Михеевич Артамонов предположительно в 1801 году.

3653389_img011 (700x466, 234Kb)

Рельсовые подкладки и накладки образца 1941 года, а также рельсовые стыки.

3653389_img012 (700x466, 256Kb)

Тормозные башмаки.

3653389_img013 (700x466, 284Kb)

Образцы рельсов:

  • Демидовского НТЗ 1877, 1912 гг. выпуска
  • Надеждинского завода БГО 1896, 1910, 1914 гг. выпуска
  • ILLINOIS USA 1917 г. выпуска
  • Тип 111 А ОГЗ 1939 г. выпуска
  • USA 1944 г. выпуска

3653389_img014 (700x466, 245Kb)

Образцы дефектов рельсов (пробуксовка).

3653389_img015 (700x466, 224Kb)

Шаблоны для замера ширины колеи пути.

3653389_img016 (700x466, 305Kb)

Макеты дефектоскопов:

  • МРД-52 (магнитный)
  • УРДО-3 (ультразвуковой)
  • УД-11ПУ (ультразвуковой)
  • ДУК 66 ПМ (ультразвуковой)

3653389_img017 (700x466, 234Kb)

Механизм ручного стрелочного перевода.

3653389_img018 (700x525, 318Kb)

Уголок проверки букс. Буксы - важнейшие элементы ходовых частей вагона. Инструменты: рейки для измерения высоты автосцепки над головками рельсов, молоток с ручкой 60-70 см, крючок для подъема крышки буксы, шаблон для измерения диаметра колес.

3653389_img019 (466x700, 220Kb)

Прожекторный светофор (1963 г) и сигнальный линзовый механизм семафора.

3653389_img020 (700x466, 256Kb)

Никакая железная дорога не может работать без связи. Телеграфы, радиостанции, телефоны, оповещатели - все это обязательный атрибут железной дороги.

3653389_img021 (700x466, 259Kb)

Есть небольшой интерактивный тренажер.

3653389_img022 (700x466, 215Kb)

Но больше всего мне в этом музее понравилось "художественное" творчество. Никак не ожидал увидеть здесь столько разных моделей и так много! Например, локомотивы и вагоны:

3653389_img023 (700x700, 454Kb)

3653389_img024 (700x466, 317Kb)

3653389_img025 (700x466, 210Kb)

Особенно был в восторге от макета некоторых станций Свердловской железной дороги. Вот, например, станция Верх-Нейвинск.


3653389_img026 (700x466, 202Kb)

3653389_img027 (700x466, 191Kb)

3653389_img028 (700x466, 188Kb)

3653389_img029 (700x466, 225Kb)

3653389_img030 (700x466, 282Kb)

А это станция Ревда.

3653389_img031 (700x466, 232Kb)

3653389_img032 (700x466, 267Kb)

3653389_img033 (700x466, 163Kb)

3653389_img034 (700x466, 206Kb)

Первоначально железные дороги были на паровой тяге. Но со временем они стали поэтапно электрифицироваться. В следующем (третьем) зале все экспонаты полностью посвящены электрификации "уральских" железных дорог. Это макет тяговой подстанции 110/10/3.3 кВольт.

3653389_img035 (700x466, 183Kb)

Этапы электрификации Свердловской железной дороги:

  • 1933: Чусовская - Кизел
  • 1935: Свердловск - Гороблагодатская
  • 1937: Чусовская - Гороблагодатская
  • 1945: Пермь-II - Чусовская
  • 1950: Соликамск - Кизел
  • 1951: Карпинск - Серов-сорт. - Гороблагодатская
  • 1956: Левшино - Углеуральская - Половинка
  • 1959: Дружинино - Свердловск-сорт.
  • 1961: Пермь-II - Чепца, Оверята - Краснокамск
  • 1962-1963: Свердловск-сорт. - Шаля - Пермь-II
  • 1967: Смычка - Алапаевск - Егоршино - Богданович
  • 1969-1972: Путевка - Каменск-Уральский
  • 1975: Каменск-Уральский - Богданович - Нижняя
  • 1976: Свердловск - Богданович - Тюмень - Называевская
  • 1980: Кузино - Дружинино
  • 2002: Свердловск - Монетная
  • до 2010 года: Монетная - Егоршино, Войновка - Тобольск - Сургут

По последнему пункту гложут сомнения за достоверность... Смотрел на эту карту и обуяла меня какая-то странная радость...

3653389_img036 (700x466, 213Kb)

В предпоследнем четвертом зале экспонаты посвящены недалекому прошлому - советскому периоду Свердловской железной дороги. Это рабочее место дежурного по станции.

3653389_img037 (466x700, 167Kb)

Какой-то стенд посвященный грузовой службе. Слева "тачка-медведка".

3653389_img038 (700x466, 223Kb)

Все помнят эту справочную поездов? Я такую видел в детстве.

3653389_img039 (525x700, 253Kb)

Макет металлического пролетного строения длиной 45 метров.

3653389_img040 (700x466, 197Kb)

В этом зале тоже есть некоторые модели.

3653389_img041 (700x466, 171Kb)

3653389_img042 (700x466, 169Kb)

И тоже есть макет некоторых станций.


3653389_img043 (700x466, 233Kb)

3653389_img044 (700x466, 157Kb)

3653389_img045 (700x466, 205Kb)

3653389_img046 (700x466, 193Kb)

Станция Кордон (поселок Кордон Кишертского района Пермсого края).

3653389_img047 (700x466, 185Kb)

3653389_img048 (700x466, 216Kb)

3653389_img049 (700x466, 243Kb)

3653389_img050 (700x466, 236Kb)

3653389_img051 (700x466, 239Kb)

3653389_img052 (700x466, 243Kb)

3653389_img053 (700x466, 265Kb)

Станция Выя - железнодорожная станция в Свердловской области вблизи города Нижняя Тура.

3653389_img054 (700x466, 204Kb)

3653389_img055 (700x466, 234Kb)

В последнем пятом зале экспонатов немного. В основном там стенды посвящены учрежденным наградам в МПС, много фамилий и постеры к советским фильмам, где основное действие разворачивается на железной дороге: Магистраль (1983), Вокзал для двоих (1982), Остановился поезд (1982), Человек на полустанке (1983), Анна Каренина (1967), Поезд идет на восток (1947).

Использована информация с сайтов РЖД, Википедии и музейных стендов.

Рубрики:  Музеи
Фотографии и впечатления от посещения музеев
Метки:  

Scout66   обратиться по имени Четверг, 06 Ноября 2014 г. 09:37 (ссылка)
Интересно картинки посмотреть. Макеты занятные, а в действительности чутка не так )
Ответить С цитатой В цитатник
k_lex   обратиться по имени Четверг, 06 Ноября 2014 г. 09:38 (ссылка)

Ответ на комментарий Scout66

Есть подозрения, что некоторые макеты сделаны в 1970-ых годах.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку